Студенческий меридиан
Журнал для честолюбцев
Издается с мая 1924 года

Студенческий меридиан

Найти
Рубрики журнала
40 фактов alma mater vip-лекция абитура адреналин азбука для двоих актуально актуальный разговор акулы бизнеса акция анекдоты афиша беседа с ректором беседы о поэзии благотворительность боди-арт братья по разуму версия вечно молодая античность взгляд в будущее вопрос на засыпку встреча вузы online галерея главная тема год молодежи год семьи гражданская смена гранты дата дебют девушка с обложки день влюбленных диалог поколений для контроля толпы добрые вести естественный отбор живая классика загадка остается загадкой закон о молодежи звезда звезды здоровье идеал инженер года инициатива интернет-бум инфо инфонаука история рока каникулы коллеги компакт-обзор конкурс конспекты контакты креатив криминальные истории ликбез литературная кухня личность личность в истории личный опыт любовь и муза любопытно мастер-класс место встречи многоликая россия мой учитель молодая семья молодая, да ранняя молодежный проект молодой, да ранний молодые, да ранние монолог музей на заметку на заметку абитуриенту на злобу дня нарочно не придумаешь научные сферы наш сериал: за кулисами разведки наша музыка наши публикации наши учителя новости онлайн новости рока новые альбомы новый год НТТМ-2012 обложка общество равных возможностей отстояли москву официально память педотряд перекличка фестивалей письма о главном поп-корнер портрет посвящение в студенты посмотри постер поступок поход в театр поэзия праздник практика практикум пресс-тур приключения проблема прогулки по москве проза профи психологический практикум публицистика путешествие рассказ рассказики резонанс репортаж рсм-фестиваль с наступающим! салон самоуправление сенсация след в жизни со всего света событие советы первокурснику содержание номера социум социум спешите учиться спорт стань лидером страна читателей страницы жизни стройотряд студотряд судьба театр художника техно традиции тропинка тропинка в прошлое тусовка увлечение уроки выживания фестос фильмоскоп фитнес фотокласс фоторепортаж хранители чарт-топпер что новенького? шаг в будущее экскурс экспедиция эксперимент экспо-наука 2003 экстрим электронная москва электронный мир юбилей юридическая консультация юридический практикум язык нашего единства
От редакции

Выпуском  журнала занимался коллектив журналистов, литераторов, художников, фотографов. Мы готовим рассказ о  коллегах и  об их ярких, заметных публикациях.

А сейчас назову тех, кто оформлял СтМ с 1990-х до 2013-го.

Главный художник Александр Архутик,
мастер компьютерного дизайна Алексей Колганов
и фотограф Игорь Яковлев.

Большая часть обложек и фоторепортажей – творческая работа Игоря Яковлева.

Надеюсь, что нам удастся представить Вам  увлекательную историю создания и деятельности  СтМ.

Юрий Ростовцев, гл. редактор
«Студенческого меридиана», журнала,
которому я с удовольствием служил
с 1977 по 2013 годы.

Наши партнеры










"Студенческий меридиан" - год основания - 1924, май

Настырные историки еще в советские времена убедили нас в том, что первый номер всероссийского студенческого журнала увидел свет в мае 1924 года. Видимо, так оно и было. Правда, ни первого, ни второго, ни последующих номеров того года никто из ныне живущих современников не держал в руках. Ни один архив или книгохранилище этими номерами 1924-го, по нашим данным, не располагает.

Известно только, что они были изъяты то ли за правый уклон то ли за левый. Что уж там конкретно наш первый ответственный редактор, большевик с дореволюционным стажем Вячеслав Михайлович Молотов и его команда напечатали, нам неведомо. Однако пришлось ЦК ВКП /б/ обратить внимание на журнал.

А славный генсек товарищ Сталин лично почтил редакцию своим вниманием, провел заседание редакционного совета "Красного студенчества" и заодно просветил коллектив в политграмоте и остроте момента, о чем имеется соответствующая стенограмма в его ПСС.

Видимо, следствием столь необычного разговора по душам, и стала смена руководства. У штурвала беспокойного коллектива встала первая леди революции Крупская Надежда Константиновна. Великий педагог, она на самом деле результативно занималась вопросами студенчества и, кроме того, опубликовала значительное число педагогических статей.

Кстати, примерно в эти же годы в коллективе "Красного студенчества" расцветал талант знаменитого художника и фотографа Александра Родченко, который привлек с сотрудничеству самого В.В.Маяковского. Впрочем, все знаменитости тех лет от Нобелевского лауреата, физиолога Ивана Павлова до будущего академика-физика Льва Ландау, а также все известные и не очень известные поэты и прозаики 30-х годов считали за честь вести диалог с учащейся молодежью на страницах популярного издания .

Во второй половине 30-х - журнал уточняет свое название и становится "Советской молодежью". Под этим же именем он продолжает жить в последующие десятилетия... До той самой поры пока на волне послевоенной борьбы с вредительством и упадничеством, - практически параллельно со знаменитым ленинградским делом,- журнал не попадает в жернова красного террора... В результате - редакция вместе со своими шефом Б.Четверяковым оказывается в местах не столь отдаленных.

...Новая жизнь редакции всколыхнулась вместе с возникновением и развитием в стране стройотрядовского движения. "Студенческий меридиан" (новое имя пошло от Валерия Евсеева, ныне гл. редактор газеты "Вечерняя Москва") в 70-е годы набирает стремительные обороты и в середине 80-х имеет свой рекордный тираж - почти полтора миллиона экземпляров.

Нельзя не вспомнить настоящих героев этой не столь уж давней истории. При редакторе Владимире Илларионовиче Токмане (1973-1974) журнал утвердился, занял прочное место в числе известнейших молодогвардейских изданий. Тогда же - в самом начале 70-х - началось сотрудничество с журналом одного из любимейших у читателей авторов - публициста Игоря Алексеевича Акимова. Его журналистские материалы, проза, а также повествование о таланте, механизмах его развития "Мальчик, который умел летать...", созданное в содружестве с психологом Виктором Васильевичем Клименко, стало бестселлером и путеводным наставлением для нескольких поколений. Именно И.Акимов принес в редакцию и первые рукописи легендарного проф. Мак-Иова Риго, создателя курса лечобы "Болит? Помоги себе сам".

При главном редакторе Владимире Павловиче Грошеве (1976-1977) "Ст.М." приобрел общественный вес и влияние в госструктурах. Занимаясь в основном политическими вопросами, Владимир Павлович поручил мне, тогда совсем молодому журналисту, всю творческую сторону работы редакции. При Владимире Дмитриевиче Попове (1978-1987) журнал приобрел жесткость, агрессивность и Михал Михалыча Жванецкого, вывезеного из Ленинграда в Москву для укрепления отдела сатиры и юмора. Тогда же "Ст.М." взял под свое крыло студенческую самодеятельность и ее высшую творческую ипостась - СТЭМы, студенческие театры эстрадных миниатюр. Донецк и Алма-Ата, Волгоград и Санкт-Петербург колотило в творческом озарении, когда на их подмостках самовыражались студенты со всего СССР.

В те же легендарные годы началась дружба редакции "Ст.М." с выдающимся русским мыслителем Алексеем Федоровичем Лосевым (журнальные публикации стали основой книги "Дерзание духа") и замечательным прозаиком Виктором Петровичем Астафьевым (на страницах журнала опубликована одна из редакций повести "Пастух и пастушка"). На страницах "Студенческого меридиана" были впервые опубликованы многие замечательные "исторические миниатюры" Валентина Пикуля. Именно эти публикации поспособствовали возвращению писателя к сотрудничеству с издательством "Молодая гвардия", где в 1954 году вышла его первая книга. То же последовало и после появления в журнале повестей Михаила Анчарова "Дорога через хаос", "Страстной бульвар", "Козу продам".

С особенной любовью старожилы "Ст.М." вспоминают М.В.Никорука(1977-1978). Судьба подарила нам счастье работать почти год под началом этого уникального человека. Не знаю, согласится ли наш бывший гл.редактор, но я убежден: для него самого эти 11 месяцев жизни были самые творческие и яркие. Именно он внедрил в редакцию Андрея Игоревича Сперанского, дизайнера-новатора. С приходом этого творчески беспокойного и скандального человека началось стремительное обновление не только облика, но и нутра издания. Заработало мощное трио: Ростовцев - Репина - Сперанский, журнал на десятилетие приобрел имидж издания поискового и необычного для советской периодики тех лет. Нам многое прощалось; потому, во-первых, что журнал "все-таки студенческий"; и, во-вторых, - наши вчерашние редакторы, стремительно уходили на повышение. А потом, с партийного Олимпа, прикрывали любимое чадище. Но Мирослав Васильевич Никорук преподал нам и совсем особый урок - он на своем примере доказал, что и начальник может оказаться человеком. Это была новизна похлеще всякого журнального сюра. Та свобода, с которой мы творили еще при Грошеве, под началом Никорука оформилась в потребность; и это помогало нам в последствии отстаивать себя в острых спорах в любых кабинетах, выживать в критических и экстремальных ситуациях.

Новый образ и концепция "Ст.М." обеспечили ту популярность, которую журнал приобрел в конце 70-х- начале 80-х годов и когда подписной тираж стремительно подскочил с 13000 экз. (в 1977 году) почти в сто раз к началу 80-х. В годы ограниченных бумажных ресурсов тираж мог расти только за счет увеличивавшейся подписки и то в пределах выделявшихся лимитов.

Пришел срок и Андрей Сперанский ушел создавать первый в стране цветной еженедельник "Собеседник", а его достойно заменил вчерашний студент из полиграфического - Александр Архутик. С тех пор на счету нашего замечательного дизайнера Александра Борисовича Архутика создание нескольких десятков макетов журналов, газет и альбомов.

Одна из очевидных удач редакции - предоставление крыши для такого многостаночника, каким показал за годы сотрудничества, Владимир Владимирович Шахиджанян. "Учимся говорить публично" и "Соло на пишущей машинке", успешная педагогическая деятельность в МГУ и нашей (при редакции) творческой студенческой студии. И сейчас неувядаемый автор "1001 вопроса про это" в числе самых близких и преданных друзей-союзников редакции.

Как не вспомнить первую в стране ССБ - службу содействия браку, родившуюся в одном из редакционных кабинетов. Усилиями замечательного психолога Юрия Михайловича Орлова она стала в какой-то момент заметным явлением общественной жизни и принесла журналу десятки тысяч заинтересованных писем, помогла молодым читателям разобраться в себе, в тончайших вопросах становления личности.

Кстати, о редакционной почте. Упоминание о десятках тысяч писем - не преувеличение. В редакционном архиве хранится сертификат "Книги рекордов", подтверждающий, что редакция обладает уникальной коллекцией из 36 тысяч (!) читательских поцелуев, присланных в "Ст.М." нашими горячими поклонницами.

Большой вклад в развитие журнала внесли Министры образования СССР В.П.Елютин (в частности, он добился отмены сокращения объема издания в год бумажного кризиса) и Г.А.Ягодин, предметно и дотошно занимавшийся всеми редакционными проблемами. Неформальный интерес к журналу проявлял Первый секретарь ЦК ВЛКСМ Б.Н.Пастухов (именно по его инициативе в составе сотрудников редакции появился М.М.Жванецкий).

Журнал придирчиво читали и направляли, с журналом сотрудничали В.И.Белов, Ю.В.Бондарев, С.С.Гейченко, Б.Екимов, Е.А.Исаев, Ю.П.Кузнецов, Д.С.Лихачев, В.И.Лихоносов, В.Г.Распутин, В.В.Чикин.

Журнал стал первым местом работы, началом культурно-просветительской деятельности В.И.Толстого, ныне широко известного директора музея-заповедника "Ясная Поляна".

Ярким эпизодом истории журнала стало сотрудничество, переросшее в личную дружбу многих из нас с фронтовым фотокорреспондентом Евгением Ананьевичем Халдеем. Он с удовольствием выполнял любые редакционные задания, проводил активную военно-патриотическую работу среди студенчества. Его авторская выставка "От Мурманска до Берлина" была показана во многих вузах страны, от родного ему Донецка до Ташкента. И еще послужит редакции. Свой очевидный культурный вклад в развитие журнала внесли и другие фотохудожники - Анатолий Заболоцкий, Валерий Корешков, Валерий Арутюнов, Витус Луцкус, Валерий Бутырин, Григорий Талас, Александр Черных. Живописная портретная галерея "Ст.М." (уникальная акция для своего времени!) выдающихся деятелей культуры - А.Ф.Лосева, Д.С.Лихачева, Д.Кугульдинова, В.П.Астафьева, В.И.Белова, Э.Г.Межелайтиса создана в средине 80-х годов творческими усилиями студентов Суриковского института, а ныне известными художниками России Юрием Вороновым и Дмитрием Санджиевым. Примерно тогда же на страницах журнала впервые были представлены публике две студентки, одна из которых в настоящем - известный московский модельер Виктория Андрианова, другая - актриса Екатерина Стриженова.

Журнал поддержал культурно-историческое движение "Энциклопедия русских деревень", созданной стараниями президента академии ВАСХНИЛ А.А.Никонова и поэта Григория Калюжного. Сегодняшним результатом деятельности движения стали десятки книг издательства "Энциклопедия сел и деревень". Редакция вообще активно занималась природо-охранной деятельностью, смело шла на конфликт с сильными мира сего. Конфликт с Кировским ОК КПСС разбирался в самых высоких инстанциях.

Конечно, настоящий разговор об истории, традициях драматических перипетиях судьбы редакционного коллектива журнала "Студенческий меридиан" еще впереди. Но несомненно, что подлинным хранителем устоев и традиций журнала, - самой его легенды, - стала Ирина Павловна Репина, когда-то литсотрудник, а ныне - генеральный директор издания. Можно безо всякого преувеличения утверждать: вся ее жизнь прошла в служении любимому делу, отдана редакции. Сегодняшние успехи "Ст.М." - это личная заслуга И.П.Репиной.

В последние годы концепция издания претерпела некоторое уточнения, на обложке под логотипом написано: журнал для честолюбцев. Да, сегодня он в первую очередь обращен к тем, кто стремится к серьезному жизненному делу и успеху в нем; ля тех, кто хочет добиться большего. В то же время мы стремимся помочь нашему читателю: не забывать в себе того парня или ту девушку, которые только-только переступили порог выбранного ими храма науки, только начавших свои жизненные университеты. Были чистыми и наивными, целеустремленными и дерзновенными.

Членами редсовета (редколлегии) были в разные годы: Виктор Астафьев, Феликс Волков, Алексей Елисеев, Егор Исаев, Анатолий Карпов, Олег Михайлов, Кирилл Молчанов, Людмила Швецова, Валентин Юркин.

В связи с 60-летием (весной 1984 года) редакция журнала была награждена Красным Знаменем ЦК ВЛКСМ.

Список сотрудников (в дополнение к упомянутым выше), оставивших заметный след в истории журнала: В.П.Евсеев, Э.Е.Матонина, М.П.Чередниченко, З.И.Экономова, С.И.Самсонов, А.Курчаткин, А.Д.Краминов, И.В.Данилевич, А.Иванушкин, В.В.Казаринов, И.И.Толстой, Т.Шутова, О.Н.Чистенкова, В.Шин, А.М. Григорьев, В.В. Поляков, В.Слуцкий, А.К.Каримов, И.П.Тарасевич, Л.В.Боброва, М.Кранс, М.А.Щипанов, И.И.Цибульский, Л.А.Федосова.

Юрий Ростовцев,
Главный редактор журнала "Студенческий меридиан"

Статья в энциклопедии "Издательство "Молодая гвардия", М., 2002
 


К началу ^

Свежий номер
Свежий номер
Предыдущий номер
Предыдущий номер
Выбрать из архива