![]() |
Журнал для честолюбцев
Издается с мая 1924 года
Студенческий меридиан |
|
|
Рубрики журнала
От редакции
Выпуском журнала занимался коллектив журналистов, литераторов, художников, фотографов. Мы готовим рассказ о коллегах и об их ярких, заметных публикациях. А сейчас назову тех, кто оформлял СтМ с 1990-х до 2013-го. Большая часть обложек и фоторепортажей – творческая работа Игоря Яковлева. Наши партнеры
|
Номер 11, 2006Алексей Пурин: «ЧТОБЫ И ВО ВЗДОРЕ БЫЛО НЕЧТО БОЖЕСТВЕННОЕ»Алексей Пурин – наш нетипичный современник. Он никуда не спешит и ничего не хочет добиться. Вся его жизнь выстроена вокруг стихов. Тех, которые он пишет, и тех, которые ежедневно читает как редактор. Нечастое явление: известный, талантливый поэт, он уже 15 лет работает заведующим отделом поэзии петербургского литературно-художественного журнала «Звезда». Мы сидим с ним в конференц-зале редакции под резными потолками бывшего княжеского особняка и ведем неторопливую беседу о поэзии. Старинные стулья поскрипывают в такт нашим речам. Как будто нет погруженного в суету мира за окном.
- «Поэт в России больше, чем поэт», – написал Евтушенко. Сам государь император Николай Павлович решил быть цензором Пушкина!.. Но далеко не всегда было так. К примеру, во второй половине позапрошлого века совершенно не было такого ощущения. Вот, скажем, поэт конца XIX-го - начала XX века Николай Минский (и очень неплохой, по-моему, хотя мало кому известный!) вместо того чтобы пасти народы, взял и газету «Искра» организовал, а потом, отдав ее Ленину, уехал в Лондон... Для пишущего человека творчество, конечно же, главное дело жизни; но что касается громкого стороннего отзвука – это все мечты советских времен. - Но приходится же вам представляться: «Алексей Пурин, поэт». Люди реагируют на это каким-то особым образом? - Я выработал для себя формулу и пишу во всех справках: «стихотворец». Сказать «я – поэт» – все равно что сказать «я сошел с ума». Хороший поэт – мертвый поэт. Верней, только мертвым может принадлежать такое определение. Слово «поэт» слишком возвышенное – и применение его к живому дяденьке, сочиняющему стишки, может вызвать, по-моему, лишь конфуз. Нет ничего отвратительней «поэтического» поведения литератора. Чем лучше человек пишет, тем меньше в нем романтической позы. Мне нравятся, например, Сергей Гандлевский и Тимур Кибиров – скромные и ироничные люди, при всем их огромном таланте и шумной (по сегодняшним меркам) известности. Кстати, как раз Гандлевский рассказывает в своей прозе о таком умном совете приятеля (цитирую по памяти): «Когда в Нью-Йорк прилетишь, не вздумай при паспортном контроле представляться писателем – у них своих сумасшедших хватает». - Ну а как всв-таки случилось, что вы стали таким сумасшедшим? Как пришли в литературу? И конкретно сюда, в журнал «Звезда», на должность редактора отдела поэзии? - Вообще говоря, сочинительство – это «детская болезнь», инфантильность, оно должно проходить с возрастом, но вот у некоторых особей – увы или к счастью – сохраняется в зрелые годы. А в смысле литературной профессионализации, что ли, мне, можно сказать, повезло. На закате советской эпохи я служил офицером-«двухгодичником» (в стройбате, на лесоповале в Карелии). По этой причине несколько моих стишков были напечатаны в журналах еще до перестройки (дескать, гляньте-ка: не какой-нибудь интеллигент-диссидент из котельной, а лейтенант Советской Армии прилично рифмовать умеет)... А в 1987 году в кассете книжка вышла (была такая форма публикаций молодых авторов – несколько тоненьких книжек разных стихослагателей в одной упаковке). Потом стала меняться власть – в стране, в Союзе писателей, в «толстых» журналах... Вот меня и позвали в «Звезду». Благо и должность, на которую пригласили, перестала быть номенклатурной – хорошо оплачиваемой и притягательной. - «Толстый» литературный журнал – форма бытования литературы, пользовавшаяся безумным успехом у советской интеллигенции. Сейчас, судя по тиражам, упавшим в десятки раз по сравнению с 1980-ми годами, «толстые» журналы переживают не лучшие времена. Скажите по совести: вас эта форма устраивает? Вы работаете здесь и испытываете чувство удовлетворения? Или хотели бы что-то перестроить, переделать? Создать новый журнал? Придумать вовсе иную форму жизни для поэтических текстов? - «Толстый» журнал, конечно же, – уходящий тип издания, такой «комплексный обед», «бизнес-ланч»... Тем не менее в существующей на сегодня системе пяти - десяти российских «толстых» журналов есть свой смысл: они структурируют и отражают так называемый «литературный процесс», представляют из себя некие ориентиры в хаотическом море литературы. В «толстых» журналах наличествуют редакторы, корректоры и – несомненно – редакторская цензура: ведь и само понятие «культура» («возделывание») предполагает некое насилие над живой стихией. В этом – и плюс, и минус... Насчет того, устраивает ли меня такая форма... Человек редко бывает доволен имеющимся, устоявшимся. Лет десять назад мы с приятелями организовали альманах «Urbi» – как раз для того чтобы иметь «площадку», отличную от «толстого» журнала: менее зацензурованную, свою. Но и тут тоже – и плюс, и минус: слишком легко быть свободным, «неподцензурным». И, кроме того, при любом издательском предприятии возникают малоприятные и внелитературные вещи: появляются чьи-то приятели, любовницы и любовники со своими текстами... Как, знаете, поддельная Черубина де Габриак – в замечательном журнале «Аполлон». - Кружковость? - Да. И каждый кружок враждебен другому – и считает только своих членов носителями истины и дара. А это не так. Вот все мы умрем, и тогда только выяснится, что было сделано всерьез и надолго. - Это о вечном. А о бытовании поэзии в конкретном историческом времени? Сейчас поэзия не особенно востребована обществом, однако же много попыток предпринимается сотворить что-то новое: интернет-издания, поэтические сайты, журналы, которые одной ногой, так сказать, стоят в интернете, а другой – на бумаге... Недавно такая форма появилась (и даже имела успех), как арт-кафе, где пытаются создать литературную среду, стихотворческую жизнь... Вы как к этому относитесь? Насколько я знаю, выступаете вы редко. - Просто это не доставляет мне особого удовольствия. Я вообще плохо воспринимаю стихи на слух. Не сонарное это дело, все-таки. Конечно, интересно послушать иногда старую запись – как Блок читал, например. Но это не главное. А потом, все, о чем вы говорите, – это бытование поэтов, литературный быт, так сказать, а не условия созидания самой поэзии. Разумеется, нужны компании, салоны, студии, тусовки, особенно для людей молодых – в 20-25 лет совершенно необходимо устраивать всякие проекты, организовывать группы, совершать экспансии в Интернет... «Пусть цветут все цветы!» Хорошо, что появились издания, тиражируемые и в сети, и на бумаге (но все-таки, на мой вкус, бумага главнее, ибо «что написано пером...»). Важнее всего понять: литература делается за письменным столом, в одиночестве. - Через ваши руки проходят потоки стихов. Молодых авторов много? Яркие и талантливые среди них часто ли попадаются? И кто они? - Огромное число молодых людей пишет стихи – так что мнение о грядущем «конце поэзии» столь же сомнительно, как и мнение о наступившем «конце истории». Уровень, разумеется, самый разный, но попадаются, слава Богу, и талантливые. Раза два-три в год, приблизительно, «Звезда» публикует подборки совсем молодых – восемнадцати - двадцатилетних. Увы, далеко не всегда эти люди остаются в литературе, приносят потом что-то новое и яркое. Но ряд замечательных поэтов мы за последнее десятилетие открыли, они стали нашими постоянными авторами. Имен называть не буду – интересующиеся могут полистать журнал... Есть, правда, одно пугающее обстоятельство: история литературы говорит, что старшие ничего не понимают в младших. «Старик Державин» на самом деле никого не «заметил», как и сам Пушкин. А что Блок написал об акмеистах? «Без божества, без вдохновенья!» И это – об Ахматовой, Гумилеве, Мандельштаме, Георгии Иванове... - Среди тех, кому адресованы ваши книги, видите ли вы молодого читателя? И вообще, как вы представляете себе своего читателя, поклонника своих стихов? - У меня скорее такое «боратынское» ощущение, что «как нашел я друга в поколенье, читателя найду в потомстве я». Предполагаю, что всегда будет рождаться какое-то число людей, интересующихся поэзией, пишущих стихи, читающих тех, кто писал до них. Даже, может быть, таких людей станет больше – ведь процент сохранится, а общая масса нашего биовида возрастет. Если я читаю стихи скучноватого библеиста Семена Фруга или поэта-радищевца Ивана Пнина (пусть даже из интереса не к нему самому, а к Набокову, использовавшему эту редкую фамилию), то вполне вероятно, что кто-нибудь когда-нибудь и мои стишки прочитает, скажет: «Вот! Писал!» - То есть, вас количество читателей не волнует, вас волнует качество? И проблемой славы вы не озабочены? - Вот музыку делят на популярную и серьезную. Но кто-то остроумно заметил, что серьезную музыку слушает гораздо большая аудитория, только эта аудитория разнесена во времени – зачастую на несколько столетий. Слава?.. Пару лет назад мы с приятелем затеяли спрашивать всех подряд подавальщиц в кафе, говорит ли им что-либо имя «Иосиф Бродский». Вскоре надоело, поскольку результат был стабильно отрицательным. - Для ваших стихов характерно сочетание уравновешенной традиционной формы и мрачноватого, нередко провокационного содержания. За формальными новшествами вы не гонитесь. Вы поэт классического склада? - Скажем, бежит белка в колесе. Чтобы она могла бежать, расстояния между перекладинами должны быть не слишком большими, оптимальными. Люди, склонные к поверхностному новаторству, нередко создают в своих текстах надуманно большие семантические расстояния, и читателю не всегда удается допрыгнуть от одного смысла до другого. Я стремлюсь, чтобы текст был изначально понятен. Но, как мне кажется, должны при этом иметься и второй - третий - десятый уровни, как бы двойное, тройное дно. Тексты хороших поэтов могут выглядеть внешне довольно банальными. Неподготовленный читатель видит: гладкие стихи, которые можно даже спеть, как романс. Для подготовленного читателя, знающего, откуда берутся и куда ведут те или иные внутренние смысловые ходы, в этом стихотворении открывается иной, гораздо больший объем. Льщу себя надеждой, что пытаюсь делать поэзию такого рода. Но найти абсолютно адекватного, стопроцентно слышащего читателя – конечно же, мечта. - Прогнозирую ваш ответ на вопрос про всякие модные «измы». Недавно было модно (в том числе и в среде поэтов) играть в постмодернизм... - О, все это было всегда и всегда будет! Поэт Авсоний написал «Свадебный центон», целиком составленный из возвышенных цитат, взятых у классических римских поэтов – и в целом получилась совершеннейшая похабщина. Это и есть постмодернизм. - Авсоний – поэт эпохи упадка Рима. Можно ли считать, что такие постмодернистские подходы свойственны временам упадка? - Трудно сказать. Иногда такая постмодернистическая центонность случается и в годы «великого перелома». У Пастернака, в книге «Второе рождение» (1932): Столетье с лишним – не вчера, Каждое слово здесь пытается переложить ответственность на соседнее, напустить тумана. Поминается Пушкин, льстящий Николаю Первому, сравнивающий царя с Петром Великим («Начало славных дней Петра мрачили мятежи и казни»). А сам Пастернак сравнивает себя с Пушкиным – и льстит Сталину. Разве не постмодернизм? Правда, с «нечеловеческим» лицом. - Кто же такой вообще поэт? Есть такая порода людей? Каковы признаки? - Фет писал: поэт есть абсолютно никчемный человек, бормочущий божественный вздор. Справедливо. Но важно, чтобы вздор был не просто вздором, чтобы в нем было нечто божественное. - Что впереди? Что ждет нашу поэзию, наше культурное пространство? И нас в нем? - Никакие прогнозы, как известно, не сбываются, и все будет совсем не так, как мы предполагаем. Но если ничего глобально не взорвется – думаю, культурный процесс будет продолжаться, как всегда. Да и что может измениться! Вот, есть у нас Интернет, мобильные телефоны, черт-те что – а люди по-прежнему зачем-то ходят по толкучкам и лавкам, покупают всякую ерунду: картинки, книжки, вазочки, безделушки... Человек остается человеком. И прожить без такой глупости, как поэзия, вряд ли сможет. - И журнал «Звезда» тоже будет выходить... - Надеюсь. А если не будет его, будет какой-нибудь другой – «Стелла», «Астра»... Беседу вел Анджей ИКОННИКОВ-ГАЛИЦКИЙ
|
|
| © При использовании авторских материалов, опубликованных на сайте, ссылка на www.stm.ru обязательна | ||