Выпуском журнала занимался коллектив журналистов, литераторов, художников, фотографов. Мы готовим рассказ о коллегах и об их ярких, заметных публикациях.
А сейчас назову тех, кто оформлял СтМ с 1990-х до 2013-го.
Главный художник Александр Архутик,
мастер компьютерного дизайна Алексей Колганов
и фотограф Игорь Яковлев.
Большая часть обложек и фоторепортажей – творческая работа Игоря Яковлева.
Надеюсь, что нам удастся представить Вам увлекательную историю создания и деятельности СтМ.
Юрий Ростовцев, гл. редактор
«Студенческого меридиана», журнала,
которому я с удовольствием служил
с 1977 по 2013 годы.
Как бы не острили гости и участники 13-го Фестиваля Студенческого творчества о
его «опасном» тринадцатом номере, какие бы сомнения не терзали его суеверных организаторов,
праздник творчества удался на славу. А сейчас все думы о новом витке. К нему вовсю
готовятся и студенческие коллективы и представители оргкомитета фестиваля.
Мы попросили исполнительного директора фестиваля «Фестос-2006» Ирину Петровну
Емельянову напомнить «как было», ведь сейчас можно спокойно подвести итоги года.
- Когда проходит очередной «Фестос» нам звонят друзья фестиваля, его зрители и
участники и восклицают: «Прошлый год был замечательным, а этот, ну просто потрясающий!»
И так каждый раз. Но мы не можем позволить себе быть всем довольным. Всегда хочется
сделать что-то еще лучше. Так было и на этот раз.
Да что говорить, давайте лучше посмотрим, сколько коллективов участвовало в 13-м
«Фестосе»! В 2006 году у нас выступило 2112 коллективов, а это почти девятнадцать
тысяч участников. Числа немалые, особенно если вспомнить наш первый фестиваль,
когда пришло всего сорок пять коллективов. Но и это далеко не предел для Москвы,
где так много учащейся молодежи.
Вообще, многие вузы с удовольствием подключаются к нашему фестивалю. Мы даже подумываем
о специальном призе, который будем давать вузам, подавших больше других заявок
на участие. В этом году рекордсменом у нас стал МИИТ.
Жаль, но еще
остались и такие вузы, которым все равно, чем студенты занимаются во внеучебное
время. В таком случае ребята могут заявиться от какого-нибудь другого института
или университета, например, от Станкина. Мы не возражаем – это их право. Главное,
они готовились, и им есть, что показать на «Фестосе». Хотя нам бы хотелось, чтобы
это шло именно от вузов. Наша задача расшевелить их, подтолкнуть больше общаться
со студентами, заниматься с ними творчеством, искусством. Больше всего одиночных
заявок мы получаем в номинации «Прикладное и художественное творчество» - сейчас
мало, где сохранились изостудии, но ребятам нравится рисовать, фотографировать,
что-то мастерить, выжигать, и даже выковывать. Два года подряд мы снимаем для
этого конкурса Тушинский зал.
Ведь что сейчас нам говорят с экранов телевизоров про молодежь? Мол, она и пьянствует,
и наркотики употребляет… Но вот они – девятнадцать тысяч совершенно здоровых,
веселых, умных, талантливых молодых людей, которых мы видим на нашем фестивале.
И их может быть еще больше!
Мастерство
участников растет с каждым фестивальным годом. Это очень радует. Но вот новым
конкурсантам приходится нелегко – им нужно больше работать, готовиться, чтобы
выступить на том же уровне, а может даже и лучше, чем их предшественники. Но при
этом мы не забываем – у нас конкурс самодеятельности, и оцениваем мы не профессионалов.
На этом «Фестосе» самыми сильными оказались вокалисты из технических вузов. Профессиональные
творческие учебные заведения выступили слабее. Мы уже давно заметили, что на «Фестосе»
ребятам интереснее попробовать себя в новом виде искусства. Например, тот, кто
профессионально занимается пением – хочет танцевать и наоборот. Это и называется
самодеятельностью. За довольно длинную жизнь нашего фестиваля, мы знаем много
примеров, когда удачное выступление того или иного участника совершенно перевернуло
его жизнь. Скажем, учится человек по технической специальности, а ему друзья говорят:
«Давай попробуем спеть!» Попробовал. Получилось. Его заметили члены жюри, профессионалы,
зрители оглушили аплодисментами. И человек понимает, что занимался не тем. Мы
часто видим таких ребят по телевидению, где они – ведущие программ, участники
концертов и творческих вечеров. Вот, пример, который я очень не люблю, но все
же… Тот же самый вездесущий Максим Галкин. У нас он выступал с пародией, но лауреатом
не стал, другие конкурсанты были сильнее. Телевидение – это ведь самое простое.
А сколько их теперь работает в театрах, консерваториях, руководит уже своими творческими
коллективами.
Мы не считаем
это нашей заслугой, но мы дали им площадку, предоставили возможность попробовать
себя. И все же, главное не это. Важно, что у наших участников есть стимул совершенствоваться.
Много было случаев, когда вначале коллективы или одиночные участники представляли
очень слабенькие номера, которые мы не могли сразу выпустить на сцену. (У нас
ведь замечательная профессиональная творческая комиссия, которая заранее просматривает
и прослушивает всех конкурсантов, чтобы не мучить глаза и уши наших зрителей).
Так, один раз получили отказ, может быть, другой… Ребята целый год серьезно занимаются,
работают, и у них обязательно получается в итоге превосходный номер, который мы
с удовольствием отмечаем призом. Ведь у некоторых коллективов нет профессиональных
руководителей – им сложнее, но мы надеемся, что есть наставники, друзья, наконец,
которые могут оценить качество того, что они делают. Вот, например, Павел Ситушкин…
Несколько раз приезжал к нам, и все-таки стал лауреатом. Потом стал участником
проекта Народный артист.
На 13-м «Фестосе» мы праздновали десять лет номинации «Студенческая хоровая весна».
В этом году мы получили очень много заявок от студенческих хоров. Снимали для
концерта большой зад в Доме музыки - 1700 мест. Очень переживали, что придет мало
людей и места останутся свободными. Так даже балконы были заняты! Приятно, что
у ребят просыпается интерес к классическому искусству, и к таким сложным, но очень
красивым жанрам как хоровое пение и классический вокал. Сейчас появляется очень
много молодых хоров – прекрасно, что студенты хотят заниматься этим. Понятно,
почему количество заявок на экстрадный вокал у нас всегда сумасшедшее, а вот классика
– это уже интересно. Телевидение не балует своих зрителей разнообразием жанров,
так пусть молодежь узнает о них на «Фестосе».
Мне трудно
говорить об итогах, потому что для меня фестиваль никогда не заканчивается, а
плавно переходит из одного в другой. Только пройдет заключительный концерт, как
мы уже думаем о новом «Фестосе». И каждый фестиваль год, наверное, всегда разный.
Потому что студенческое творчество никогда не замыкается в себе. Ребята выражают
то, что происходит с ними и вокруг них, а мир вокруг них постоянно меняется. Как
педагог, я это очень хорошо чувствую.