![]() |
Журнал для честолюбцев
Издается с мая 1924 года
Студенческий меридиан |
|
|
Рубрики журнала
От редакции
Выпуском журнала занимался коллектив журналистов, литераторов, художников, фотографов. Мы готовим рассказ о коллегах и об их ярких, заметных публикациях. А сейчас назову тех, кто оформлял СтМ с 1990-х до 2013-го. Большая часть обложек и фоторепортажей – творческая работа Игоря Яковлева. Наши партнеры
|
Номер 01, 2007Поцелуй МинервыКак воспитать вундеркиндаБыть можно дельным человеком, а математики не знать. То есть не знать так, чтобы плавать в ней, как рыба в воде. Знания всех разделов геометрии и алгебры и способности к «царице наук» – две большие разницы, как говорят в Одессе. Количество, увы, порой не перерастает в качество, эрудиция не всякого спасает на экзаменах, а вот талант наоборот совершает чудеса. Ректор МГУ Виктор Садовничий, как известно, после сельской школы не знал логарифмов, но вывел их свойства на вступительных в университет. Что «вынесло» корифея – мамины, папины гены, божественное провидение или поцелуй Минервы, богини в том числе и математики? Как открыть и взрастить в себе вундеркинда, где и как эффективнее грызть гранит науки, – на эти и другие вопросы отвечает Назар АГАХАНОВ, руководитель национальной команды России на Международной математической олимпиаде и доцент кафедры высшей математики МФТИ. Универсальные умы – Ничего удивительного, – объясняет Назар Агаханов, – математические, они же логические, способности «спасают» во всех научных сферах, где требуется аналитический склад ума. Кстати, большое заблуждение, когда говорят, что в профильной школе ребенок развивается негармонично. Медалисты из физматклассов на выпускных экзаменах, как правило, сочинения пишут лучше всех. Масса случаев, когда на городских олимпиадах «естественники» брали первые места и по истории, и по литературе. В арсенале отличницы Оли из школы № 5 подмосковного города Долгопрудного, где Назар Агаханов преподает по совместительству, тоже, кроме дипломов по физике и математике, есть награды по биологии, географии и английскому. Во всех городских олимпиадах девушка отличилась: «многостаночник» Ломоносов такой наследнице удивился бы. Агаханов объясняет такие успехи общей креативностью ребят в спецшколе. И это тоже, но еще и математические способности «виноваты». В логике, оказывается, сильны все успешные школяры – «химики» или «естественники», неважно: - Не принципиально, в какой сфере науки вы трудитесь, – замечает Агаханов. – Главное – умственное напряжение. При необходимости гуманитарный ум перестраивается на математическую экономику. Это лишь вопрос времени и специализированных знаний, которые легко получить человеку с логическими способностями. Но в школе, вы правы, все олимпиады, кроме математики, физики, информатики и химии, выявляют не столько интеллектуальные способности, сколько общую эрудицию и образованность. Та же телепрограмма «Умники и умницы», призванная найти вундеркиндов, тоже рассчитана на энциклопедистов с хорошей памятью, но не на интеллектуалов. Груши под вопросомКак открыть талант – вопрос далеко не детский. Задачку про волка, козу и капусту «из Перельмана», которой не миновал ни один примерный советский ребенок, нам с кузеном родители задали еще в детсаду. Сашка решил ее в два счета, раскусив алгоритм действий. А меня ждал позорный конец. Сашку потом взяли на мехмат МГУ, а я даже и не пыталась туда прорваться. Скажете, одно из другого не вытекает? Но педагог со стажем думает иначе. – Способности к математике, то есть к логике, легко выявить и в семь, и в шесть, и даже в пять лет. От ребенка не требуется конкретных знаний. Нужно только иметь под рукой сборники занимательной математики или предложить школьнику решить задачку на уровень выше обычного. Простейший пример: две груши весят столько же, сколько три яблока. Что тяжелее – три груши или четыре яблока? Если ребенок дробей не знает, придется подключить эвристическое мышление. Сообразит, как решить, – считайте, способности у него в кармане. Человек сумел провести грамотное логическое рассуждение, а это, извините, уже качества потенциального ученого. Были случаи, когда абитуриент раскрывался на собеседовании, где проверяют способность нестандартно мыслить в условиях измененной постановки задачи, и его брали в Физтех даже с неидеальными письменными экзаменами. Одно беда, досадует Назар Агаханов, авторы многих задачников по занимательной математике явно недооценивают способности детей. Книжки, написанные для пятого-шестого классов, спокойно приживутся в начальной школе, а сборники для первоклашек вообще лучше задвинуть на полку. В той же физматшколе Долгопрудного «первачкам» предлагают задачки из сложного Петерсона. Не потянут – тогда назад, к традиционному Моро. Жесткие методики в этой школе вообще не прижились: по математике – сплошь авторские программы, и учебники подобраны «по зубам», исключительно под уровень классов. Кому посложнее, а кому и попроще. По мне, все как в спорте: хочешь увидеть прогресс – поднимай планку. Спасти белую воронуВообще гений в штанишках, если верить психологам, раскроется сам – на умении схватывать все на лету и задавать умные вопросы. Дай Бог, чтобы какой-нибудь горе-учитель не затоптал талант. А если ученик загоняет его в тупик, как это, видимо, делал Назар Агаханов? – Мне любовь к математике привила учительница, – открыл секрет педагог. – Но на смену ей пришла другая, и я скатился на «четверки»: она оценивала исключительно чистописание, а сама решала задачи с ошибками, что-то и вовсе не могла осилить. – Неужели школяр способен ориентироваться в предмете лучше педагога? – У учителя гандикап, то есть фора перед ребенком в смысле набора знаний, но и только. Педагог иногда лишен глубокого понимания предмета, доступного способному ученику. Понятно, что успех в математике зависит от преподавателя. Даже папа-математик – не панацея от дневника с «лебедями», а уж подготовить собственное чадо к вузу редко кто из ученых возьмется. Нехватка времени – лишь одна из причин субъективности оценки и неумения выстроить учебный процесс с собственным ребенком, терпеливо, без всяких эксцессов. Все, что остается скрытому гению, – искать хорошего педагога. Но как? 28-летнему Олегу Подлипскому, коллеге Назара Агаханова по МФТИ и школе № 5, с математичкой повезло в младших классах: все время давала забавные задачки, устраивала арифметические конкурсы и даже математические спектакли. Но не всем же выпадает такая удача. Хорошо в больших городах: выбор лицеев огромный. А как выкручиваться подопечным сельских школ? - Искать увлеченных педагогов в кружках, домах творчества, – считает Агаханов. – В Ярославле, например, есть центр телекоммуникаций и дистанционного обучения, где оптимальная система отбора талантов. Паше Козлову из села Шурскол Ростовского района, «золотому» медалисту прошлогодней Международной олимпиады по математике (ММО), и в голову бы не пришло погрузиться в математику, если бы не Владимир Леонидович Дольников, профессор ЯрГУ и энтузиаст «олимпийского» движения. Известный ученый все выходные отдает вундеркиндам из области. И, между прочим, подготовил уже шесть золотых олимпийцев-международников. Паша – один из многих, кто на занятия к Дольникову всякий раз добирался по два часа на перекладных. Чудо-мальчику не то что косые взгляды деревенских приятелей пришлось выдержать, но и вредные советы родных: бросай, мол, математику – нужно картошку окучивать. Как, впрочем, и вятским самородкам Игоря Соломоновича Рубанова, популяризатора математики и языкознания. Не думайте, что вундеркиндов взращивает только столица. Хотя таланты чаще всего выходят из семей «разночинной» интеллигенции, Ломоносовых хватает везде. Только в глубинке меньше шансов, что твой дар разовьют. Если вообще заметят. Подмосковная Лобня вроде и не медвежий угол, но Романа Карасева, в будущем абсолютного победителя ММО, учительница вовремя направила в физматшколу Долгопрудного. И вот, пожалуйста, – родина обрела еще одного чемпиона. - Чем больше жителей в стране, тем больше самородков, – напоминает известную пропорцию Агаханов и продолжает тему личности учителя в истории: – Самое главное – вундеркинду нужен наставник. Такой, чтоб и математикой увлек, и, как тренер в спорте, точно знал, когда нагрузки усилить или ослабить, и верно расставлял приоритеты. И цели – достижимые, но не сразу. Поскольку талант, от себя добавим, лишь один процент божьего дара, все остальное – тяжелый, до мокрой рубашки, труд. Без кнута, в общем, не обойтись, как и без пряника. Ох, сама помню, как нас учитель истории, разжалованный, кажется, из адвокатов, гонял: и дискуссии устраивал, и Яна Гуса просил защищать в духе Кони, и рецензии писать на «Годунова». Полкласса потом подалось в юристы и социологи. А история рассудила: педагог без профессиональной корочки, как наш адвокат-историк, в школе обычно здорово приживается. Арифметическая прогрессия, или Засланные казачкиКакого все же учителя брать? Оптимальный вариант – вузовский преподаватель, но не выпускник «педа», за двадцать лет слегка подзабывший интегралы, и не университетский репетитор с навыками натаскивания, годными для среднего уровня абитуриентов, но никак не для способных школьников. Вузовец свободен от методических школьных штампов, да и интеллектуальный багаж у него побогаче будет, что подтверждает и мой визави: – Объяснять школьникам элементарную математику втрое сложнее, чем студентам – высшую. Если уж профессор или доцент прошел испытание школой, несомненно, у него педагогический дар. Вот в пятой школе опять все совпало: незашоренные головы юных гениев и желание учиться. И авторские программы у вузовцев, оставленных в покое методистами гороно. Эдакий фьюжн из задач собственного сочинения и школьных учебников, опять же разных – Шарыгина, Гордина, Погорелова. Нет рамок для вдохновенья: педагоги выдумывают примеры, дети делают мини-открытия. Положим, теорему просят не выучить, а доказать. Формулируют классу математическое утверждение, и школьники выводят цепочку рассуждений в черновике. В чистовик же, по свидетельству Назара Агаханова, попадает лучшее доказательство: самое короткое и простое. Олег Подлипский, сам недавно студент, пускается на педагогические уловки, дабы заставить класс шевелить извилинами: – Иногда позволяю школьнику у доски сделать ошибку, типичную на самом деле, чтобы потом обсудить ее со всем классом. То есть вижу неправильный ход решения, но молчу, пока кто-нибудь не поправит «коллегу». И, конечно, поощряю разные варианты решений. Знания, открытые лично тобой, вряд ли сотрутся из памяти. Я сам учился по такому принципу и стараюсь придерживаться его в собственной практике. Учу думать, а не запоминать, это главное. Олег кстати – не единственный, кто еще студентом ударно трудился на педагогическом фронте. Его пример – другим наука. Стоит кому-то из вундеркиндов отличиться на ММО, как парень тут же просится в школьные учителя – и на первом уже курсе Физтеха желание его исполняют. Подобную практику Назар Агаханов оправдывает не столько даже близостью поколений (ученики и учителя понимают друг друга с полуслова), сколько тождеством талантов. Часто ведь случается, что «наставники» и «подопечные» – вчерашние коллеги по олимпиадным командам и четко оценивают равенство потенциалов. Да и вообще, чем молодой педагог, если он взял медаль на ММО или успел защитить диссертацию, – не пример? Школьное сотворчество, оно ведь способно аукнуться: из двадцати общих прошлогодних выпускников Агаханова и Подлипского девятерым уже доверили вести... нет, не уроки, но факультативы по математике, информатике, физике и биологии. Да что там наследники, в копилке педагогических достижений Подлипского – уже один золотой медалист прошлогодней ММО Андрей Гаврилюк. И это при том, что сам Олег в международную сборную попасть не успел: поздно вклинился в олимпиадное движение. Но прогресс налицо: способные учат талантливых, таланты готовят гениев. Прямо арифметическая прогрессия... Кстати, присутствие в штате питерского физмат-лицея № 239 зеленых еще педагогов Назар Агаханов считает одной из причин его популярности. В рейтинге российских математических школ Питерская 239-я лидирует, далеко переплюнув Аничков лицей (С-Петербург), 57-ю (Москва), 33-ю (Ярославль), первую (Киров), девятую (Екатеринбург) школы и 31-й физмат-лицей (Челябинск). Есть и другой мотив: у питерцев самая мощная система отбора талантов. Чтобы попасть в святая святых, 239-ю, вундеркинды проходят два сита: городские олимпиады, где отбирают триста пятиклассников для занятий в кружках, и сами кружки, откуда лучших приглашают в физматклассы. Своя стаяВ чем недостаток обычных школ, так это в отсутствии конкуренции. Школьник играет роль, отведенную ему классной общественностью. Руководствуясь принципом «Не высовывайся!», умник быстро вписывается в обстановку всеобщей расхлябанности и съезжает на «трояки». Верный способ спасти белую ворону – сунуть ее в «стаю» с родственным опереньем: - Школа с уклоном, не важно, куда – в математику или биологию – хороша не столько количеством учебных часов, формально большим, сколько рабочей атмосферой и конкуренцией в классе, – убеждает руководитель «олимпийской» сборной. И тут же приводит пример, как вундеркинды буквально оттесняют бездельников и слабых. Раздавленный интеллектом маленьких гениев, из физматкласса ушел историк. И те, кто не выдержал натиска школьных соперников, тоже сбежали. Естественный отбор, грустно шутит Назар Агаханов и вспоминает, как талантливый Роман Карасев, сейчас уже молодой ученый, опоздал с поступлением в пятую школу. Пришел в десятый класс и за полгода обогнал одноклассников, а потом взял «золото» ММО. Полкласса сникло, остальные потянулись за ним, кто-то даже отвоевал второй диплом Всероссийской олимпиады. Но и спортивный дух – не главное. Креативность на уроках – вот основной принцип хороших спецшкол. При этом существует масса разных подшефных лицеев, где педагоги вместо того, чтобы учить математике, элементарно натаскивают к экзаменам в вузы: – В школе лучше развивать мышление и творчество на нестандартных задачах, а не заниматься запоминанием интегралов, – делится мнением Назар Агаханов и жалуется, что ребята из некоторых спецшкол овладевают вузовской программой, толком не зная школьной базы: - И получаются потом горе-студенты: в институте учатся через пень-колоду, отстают от сокурсников из обычных школ. Им кажется: все они проходили и все знают. ПсихотестЛучший способ проверить свою мозговую активность – сразиться за олимпийское золото с ровесниками. Не надо фокусов, чтобы понять, кто умнее. Довольно и конкурсных листов с задачками разной сложности: потяжелее – самым-самым, полегче – гражданам послабее. Не обижайтесь, барышни, но в равенстве логических способностей – мужских и женских – ученые нам с вами, увы, отказали. – У женщин как хранительниц популяции умственные способности стабильны, на мужчинах же природа экспериментирует, – подхватывает известную гипотезу Назар Агаханов и вряд ли шутит. – Математический дар, если так посмотреть, людям был дан недавно, какие-то тысячи лет назад. Природа пока проверяет, нужно ли его закреплять в женских «особях». Словом, природа на нас, девушки, отдыхает. А если серьезно, то математические способности требуют не женского упорства и великой нашей способности аккумулировать знания, а мужского желания все поломать, разобрать, открыть и познать. Понятно теперь, почему прилежные отличницы так обидно проигрывают «троечникам» на олимпиадах? Яркий, кстати, пример: в «олимпийских» дисциплинах вроде биологии и географии, где запас знаний важнее таланта, слабый пол дает фору мужчинам. Правда, случаются исключения из правил: в позапрошлом году золотую медаль на Международной олимпиаде по математике взяла Надя Петухова из Питера. Но это как бы и не считается: случай из ряда вон, если не учитывать победу Марины Козачок на Всероссийской олимпиаде. Но и она, увы, сорвалась, не дойдя до старта международных ристалищ. Эх, эмоции ! Они – главные враги не только слабого пола, но и отнюдь не железных мужчин. Мой собеседник вспомнил, как Вася Астахов из Саратова, замечательный парень, лидер нашей сборной, на Международной олимпиаде ни с того ни с сего подкачал. И пол, извините, тут был не причем. Теперь тренеры подстраховываются: тех, у кого нервишки некрепкие, в команду не берут. Как, впрочем, и школьников со стандартным мышлением. Нестандартность выявляют на комбинаторике – опять же логических задачах, рассчитанных на извилистый ход рассуждений. А еще на геометрии – российско-советском коньке. Геометрическое мышление, оно же перпендикулярно строгим алгебраическим преобразованиям. Скажем, юноши из Поднебесной здорово щелкают сложные неравенства, но уступают русским в творческих задачах. Так и тягаемся: китайцы сильны в командном первенстве, а наши «звездочки» – в личном. Кто кому уступает, не разберешь. Но, судя по требованиям к российской сборной, нашим есть куда стремиться. - «Олимпийцев» готовим по сборникам ММО и обязательно по технически сложным задачам других стран, – открывает нюансы Назар Агаханов. – Плюс устраиваем «репетиции» состязаний с главным противником: ездим к китайцам на их национальные олимпиады, а они в свою очередь – к нам. Есть еще скользкий момент: отдельные разделы математики, которые ребята из той же Венгрии отрабатывают в последнем, 13-м классе, нашим чудо-мальчишкам дают на сборах. Но проблема, как мне кажется, в другом: были случаи, когда талант, не подкрепленный математической культурой и знаниями мелких формальностей, мешал успеху на олимпиаде. Шестнадцатилетний гений не то чтобы тонул в «олимпийских» заданиях, а просто брался решать задачи не с того конца: – Ну, допустим, не рассчитал человек силы, начал с самого сложного, интересного лично ему, и не успел дойти до легких задач, – делится наблюдениями математик. И тут же «утешает»: подобные проколы – редкость, особенно сейчас, когда на Физтехе, базе международной сборной по математике, проверяют не только способности подопечных, но и их умение грамотно расставлять приоритеты. Спасет ли самодисциплина юного гения, я лично сомневаюсь. Ибо требования к психике «международников» потянут на тест-драйв космонавтов. Один срыв – и ты, пардон, кандидат на вылет из сборной. – Все, кто подкачал хотя бы на одном из «олимпийских» этапов в России, как по команде, оступались потом за границей, – оправдывает жесткость отбора Назар Агаханов и объясняет, как психоустойчивость олимпийца прогнозировать по динамике роста и стабильности результатов во всех отборочных турах российских олимпиад. Проще, по-моему, улететь на Луну, чем стать «олимпийцем». Но вот же, школьники из провинции пробиваются: половина международных сборных – самородки из медвежьих углов. Правда, грамотно «ограненные» в домах творчества и спецшколах. Дабы открыть талант, хватит одной пары рук первой учительницы. Чтобы развить вундеркинда – нужны, как минимум, четыре руки. Но во сколько бы рук вы ни доверили умника, главное, чтобы головы у наставников были на месте. Наталья ИЛЬИНА
|
|
| © При использовании авторских материалов, опубликованных на сайте, ссылка на www.stm.ru обязательна | ||