![]() |
Журнал для честолюбцев
Издается с мая 1924 года
Студенческий меридиан |
|
|
Рубрики журнала
От редакции
Выпуском журнала занимался коллектив журналистов, литераторов, художников, фотографов. Мы готовим рассказ о коллегах и об их ярких, заметных публикациях. А сейчас назову тех, кто оформлял СтМ с 1990-х до 2013-го. Большая часть обложек и фоторепортажей – творческая работа Игоря Яковлева. Наши партнеры
|
Номер 04, 2007ЛОВИ МОМЕНТ!Как редактор поэтической рубрики «Ст.М» и ведущая клуба пишущей молодежи «Литературная кухня» на одной из встреч я затеяла беседу о книгах, о любимых авторах, а также о том, каким они видят будущее литературы. Но прежде решила поинтересоваться, чем притягивают молодых людей подобные кружки и студии, в частности, – наш клуб. О нашей «Кухне»Леонид Зотов, аспирант, редактор сайта «Литературной кухни» ( www.club.rgub.ru ): – Работаю в Астрономическом институте МГУ научным сотрудником. Прочитав «Студенческий меридиан», который можно увидеть почти у каждого студента, заинтересовался клубом «Литературная кухня». Так сюда и попал. Помимо приятной молодежной компании нахожу здесь профессиональную поддержку. Жаркие обсуждения работ друг друга: где-то критические, где-то поддерживающие; доклады о литературных формах и направлениях, возможность печататься в журнале – все это дорогого стоит для тех, кто стремится совершенствовать мастерство. Вадим Черновецкий, переводчик, 25 лет: – Почему больше года захаживаю в литклуб? Когда учился в старших классах и на младших курсах института, у нас образовалась интеллигентская тусовка. Выпускали самиздатовские газеты и журналы. Самой живучей оказалась художественно-публицистическая газета «Насквозь», где мы публиковали стихи, рассказы и эссе сверстников – старшеклассников и студентов. Полиграфия «Насквозя» оставляла желать лучшего, однако тираж достигал двух тысяч экземпляров. Я был и автором, и корректором. После развала «Насквозя» остро почувствовал нехватку его неформальной творческой атмосферы. Поэтому, когда моя приятельница Марина Мамона рассказала, что при «Ст.М» образовался литклуб, сразу сюда пришел. Но это – только одна причина моей дружбы с «Литературной кухней». Вторая – здесь часто можно узнать полезные новости. Например, что есть такое-то издательство, куда можно направить свои нетленки. Или что объявлен такой-то молодежный конкурс. Ведь если автор не вращается в литературной среде, шанс стать известным и публикуемым очень маленький. – Ты полагаешь? – Уверен! Приведу примеры из своей жизни. До знакомства с «Литературной кухней» я стучался в разные издательства, и нигде ответа не было. А сейчас благодаря информации у меня готовится к выходу в свет книжка, за которую обещают даже гонорар заплатить! Или – в прошлом году узнал об одном студенческом форуме, отправил туда свои работы и не получил никакого отклика. В этом же году с помощью клуба практически с теми же работами я вошел в финал, съездил на бесплатный учебный фестиваль, который вели мэтры из Союза писателей, в подмосковный дом отдыха. И даже стал победителем в номинации «Проза». То есть, каким бы способным ты ни был, без среды ты никто! Даша Аристова, старшеклассница: – Прихожу в «Литературную кухню» около полугода. Обычно предпочитаю слушать других, чем обсуждать свои работы. Считаю, что литературный процесс сегодня с больших площадок переселился в маленькие клубы, студии... То есть в такие места, как наше. Хоть помещение здесь и небольшое, но творчество представлено в хорошем, качественном виде. Поэтому я и обосновалась на «Кухне». Тем более что этим летом собираюсь поступать во ВГИК на сценарное отделение. Наталья Суринова, студентка IV-го курса РГГУ, будущий управленец: – Писать начала лишь года полтора назад. Теперь понимаю, что без творчества не смогла бы жить. «Литературная кухня» придает моему существованию вдохновенную, радостную энергию. И я не чувствую себя одинокой. Евгения Вернигорова, студентка II-го курса РГСУ, будущий культуролог: – Пытаюсь писать стихи. В последнее время Муза, к сожалению, навещает меня редко. Об этой студии узнала несколько месяцев назад. Надеюсь, что общение с собратьями по перу зарядит вдохновением. Мне очень по душе здешние домашние задания. Они заставляют работать. Так, к сегодняшнему дню я написала сказку про Соловья. Анатолий Прусаков, студент III-го курса Литературного института: – Люблю «Литературную кухню» за возможность творческого эксперимента, простор для которого открывают самые разные домашние задания и конкурсы. Когда читаем конкурсные работы, можно сравнить свою вещь с тем, что написали другие, определить свой уровень, увидеть разные подходы к творчеству. По сравнению с семинарами в институте «Кухня выигрывает» благодаря теплой атмосфере и доброжелательной обстановке. О любимых авторах– А теперь, народ, расскажите, что вы читаете и почему? Юлия Стародубцева, студентка II-го курса историко-филологического факультета РГГУ: – Недавно провела небольшой опрос среди друзей и однокурсников. В результате самыми популярными авторами у моих сверстников оказались Тютчев, Бунин, Ахматова, Гумилев, Булгаков, Пастернак и Бродский. Из зарубежных называли Гарсиа Лорку, Маркеса, Шекспира. Из современных – Пелевина, Улицкую, Коэльо. Если говорить о себе, как будущему филологу мне нужно много читать по программе. При этом я не раз натыкалась на такие произведения, за которые добровольно бы не взялась, но не могу не восхищаться ими после прочтения. Например, русский фольклор, античная поэзия. Средневековая испанская «Песнь о моем Сиде», «Божественная комедия» Данте. Вообще увлекаюсь испаноязычной культурой, в которой мне особенно близки проза и поэзия XX века. Мария Попова, студентка IV-го курса Госакадемии славянской культуры: – Мне особенно нравится поэзия Арсения Тарковского. Один из его излюбленных поэтических образов – порхающая бабочка. Недавно я участвовала в Межвузовском литературном форуме им. Н. Гумилева. Так вот, когда на семинаре рассматривали мои стихи, обнаружилось, что в них тоже бабочки появляются довольно часто. Хотя, еще чаще – звезды. О библиотеках– Часто ли вы, ребята, пользуетесь услугами библиотек? Каков ваш опыт взаимодействия с ними? Даша Аристова: – У меня дома нет Интернета, поэтому часто хожу в районную библиотеку. Но она расстраивает своим бедным и старым фондом, потрепанными книжками. Не нашла там, например, упомянутого сегодня Арсения Тарковского и некоторые работы Пастернака. К сожалению, читателей в этой библиотеке мало. В основном школьники заглядывают за учебной литературой. Да и библиотекари далеко не всегда бывают эрудированными. Когда попросила стихи Тарковского, сотрудница удивилась и спросила: «А разве Тарковский писал стихи? Он же режиссер!» Анатолий Дырда, студент III-го курса Литературного института: – То, что некоторые библиотекари недостаточно подготовлены – факт прискорбный. Помню, как попросил библиотекаршу у себя в Кожухове: «Принесите мне Жития святых...» В ответ: «А что такое «житии?» Но дело не только в этом. О чем говорить, когда нам в ЛИТЕРАТУРНОМ институте преподаватель сообщает: «Состоятся чтения в память Юрия Кузнецова!» А студенты – и очники, и заочники – начинают недоумевать: «А кто это?» Хотя Юрий Кузнецов – целая эпоха! Согласен с Дашей в том, что фонды многих библиотек, особенно районных, оставляют желать лучшего. Правда, заглянув в каталоги юношеской библиотеки, где собирается наш клуб, я обнаружил много интересных книг. Уверен, посещать библиотеки надо. Это кладезь, который никакой Интернет не заменит! Вадим Черновецкий: – Увы, до многих еще не дошло поэтическое слово Юрия Кузнецова. Есть и такие, кто не знает, что отец режиссера Тарковского – замечательный поэт Арсений Тарковский. И мы, молодые литераторы, должны себе и другим сверстникам открывать замечательные имена русской культуры. О чтении вообще– Как вы думаете, почему сейчас мало читают, особенно поэзию? Вадим Черновецкий: – Есть несколько точек зрения. Первая: раньше у людей было меньше сфер для применения талантов, меньше возможностей посмотреть мир, сделать карьеру... Потому и читали больше. В поисках чего-то интересного люди уходили в мир литературных персонажей и событий. Теперь большинство предпочитает жить реальной жизнью, а не корпеть над книжкой. То есть, если ты читаешь – погружаешься в миф... Лично я эту позицию не разделяю и думаю, что одно другому не мешает. Вторая точка зрения: сейчас читают меньше, поскольку в советское время не было дискуссий на общественно-политические темы, а стадионная поэзия хоть как-то заменяла дебаты. В качестве «поэта-гражданина» назвал бы Евтушенко: он писал и о строительстве БАМа, и о трагедии Бабьего Яра. В начале 90-х публицистика и политология вышли из подполья. Вот литературой и перестали интересоваться те, кто обращался к ней из-за общественной составляющей. Серьезное искусство всегда меньше занимает людей, чем политика. Владимир Мануев, барабанщик: – Разделяю точку зрения, что чтение интеллектуальных книг – вещь камерная. Заставлять людей читать – дело бесполезное. Тут никакой Год чтения не поможет! Вадим Черновецкий: – Однако, если говорить о поэзии, не все так плохо. Сегодня популярны ироническая поэзия и стихи для детей. Ироничное направление представляет Игорь Губерман, детское – Григорий Остер. Анатолий Дырда: – Неужели Глеб Горбовский, по-твоему, не востребован?! Вадим Черновецкий: – Не слышал, чтобы у него были огромные тиражи. Анатолий Дырда: – Горбовского печатают, и недавно литературная общественность довольно ярко отметила его юбилей. – А как вам мнение публициста Александра Архангельского, что былая любовь молодежи к чтению и мода на серьезную книгу возвращаются? Даша Аристова: – Архангельский – большой оптимист! Недавно я разговаривала с одноклассниками. Оказалось, что из всей современной поэзии им известны лишь некоторые шестидесятники: Вознесенский, Евтушенко, Ахмадулина. Заканчивая школу, мы так и не познакомились на уроках литературы ни с Олегом Кочетковым, ни с Юнной Мориц, ни с другими яркими авторами! А ведь современность всегда притягивает молодых. Через современных поэтов у поколения «пепси» можно было бы вызвать интерес к стихам вообще. Мне повезло, что у меня есть литературная среда, я готовлюсь стать сценаристом. Тогда как многие люди, даже с высшим образованием, из-за убожества школьной программы на всю жизнь остаются со стереотипом, будто рифма – штука ужасно скучная. Леонид Зотов: – Мне кажется, Архангельский не такой уж оторванный от реальности романтик. Предполагаю, погоня за материальными благами еще некоторое время продолжится, а потом люди насытятся и настанет благоприятный момент для восприятия качественной литературы. В том числе – произведений современных авторов. Главное, вовремя поймать момент! Светлана РАХМАНОВА
|
|
| © При использовании авторских материалов, опубликованных на сайте, ссылка на www.stm.ru обязательна | ||