Студенческий меридиан
Журнал для честолюбцев
Издается с мая 1924 года

Студенческий меридиан

Найти
Рубрики журнала
40 фактов alma mater vip-лекция абитура адреналин азбука для двоих актуально актуальный разговор акулы бизнеса акция анекдоты афиша беседа с ректором беседы о поэзии благотворительность боди-арт братья по разуму версия вечно молодая античность взгляд в будущее вопрос на засыпку встреча вузы online галерея главная тема год молодежи год семьи гражданская смена гранты дата дебют девушка с обложки день влюбленных диалог поколений для контроля толпы добрые вести естественный отбор живая классика загадка остается загадкой закон о молодежи звезда звезды здоровье идеал инженер года инициатива интернет-бум инфо инфонаука история рока каникулы коллеги компакт-обзор конкурс конспекты контакты креатив криминальные истории ликбез литературная кухня личность личность в истории личный опыт любовь и муза любопытно мастер-класс место встречи многоликая россия мой учитель молодая семья молодая, да ранняя молодежный проект молодой, да ранний молодые, да ранние монолог музей на заметку на заметку абитуриенту на злобу дня нарочно не придумаешь научные сферы наш сериал: за кулисами разведки наша музыка наши публикации наши учителя новости онлайн новости рока новые альбомы новый год НТТМ-2012 обложка общество равных возможностей отстояли москву официально память педотряд перекличка фестивалей письма о главном поп-корнер портрет посвящение в студенты посмотри постер поступок поход в театр поэзия праздник практика практикум пресс-тур приключения проблема прогулки по москве проза психологический практикум публицистика путешествие рассказ рассказики резонанс репортаж рсм-фестиваль с наступающим! салон самоуправление сенсация след в жизни со всего света событие советы первокурснику содержание номера социум социум спешите учиться спорт стань лидером страна читателей страницы жизни стройотряд студотряд судьба театр художника техно традиции тропинка тропинка в прошлое тусовка увлечение уроки выживания фестос фильмоскоп фитнес фотокласс фоторепортаж хранители чарт-топпер что новенького? шаг в будущее экскурс экспедиция эксперимент экспо-наука 2003 экстрим электронная москва электронный мир юбилей юридическая консультация юридический практикум язык нашего единства
От редакции

Выпуском  журнала занимался коллектив журналистов, литераторов, художников, фотографов. Мы готовим рассказ о  коллегах и  об их ярких, заметных публикациях.

А сейчас назову тех, кто оформлял СтМ с 1990-х до 2013-го.

Главный художник Александр Архутик,
мастер компьютерного дизайна Алексей Колганов
и фотограф Игорь Яковлев.

Большая часть обложек и фоторепортажей – творческая работа Игоря Яковлева.

Надеюсь, что нам удастся представить Вам  увлекательную историю создания и деятельности  СтМ.

Юрий Ростовцев, гл. редактор
«Студенческого меридиана», журнала,
которому я с удовольствием служил
с 1977 по 2013 годы.

Наши партнеры










Номер 05, 2007

Владимир Скулачев: Предвестник вечной молодости

Сенсационный предвестник бессмертия – капли от двенадцати старческих болезней – презентовал на фестивале науки МГУ академик Владимир Скулачев, директор Института физико-химической биологии МГУ и декан факультета биоинженерии и биоинформатики. Еще немного, допускает ученый, – и на Воробьевых горах найдут средство от старения. Блеф или наконец-то реальность?

Кишка Мечникова

Академик бросил перчатку времени. Дескать, стариковская немощь – болезнь, и лечить ее надо, как насморк. Не бессмертия добиваясь, а всего лишь продления молодости до библейских рубежей. Уже это – шаг вперед в поисках вечности.

Еще при царе-горохе ожидали бессмертия, в расход предлагали пустить все живучие «вещества», начиная с тысячелетних лягушек, по рецепту китайского мудреца Гэ Хуна истолченных в порошок и схомяченных натощак (приятного аппетита!) Фантазии «золотого века»: охладить тело человека до «божественных» тридцати трех градусов – и, смотришь, сапиенс сохранится семьсот лет.

Советские ученые достичь мафусаиловых седин пробовали новыми подручными средствами – гормонами, биостимуляторами, электромагнитными полями и даже диетами. Последствий не дождались.

Как, впрочем, и гениальный Илья Мечников, в чьих заметках обитатели толстого кишечника – вредные бактерии – фигурировали как главные виновники смерти. Войну вредителям ученый предлагал объявить радикальную – отрезать пищеварительный орган, и точка! Впрочем, сам он спасался несомненно полезным кефиром.

Тогда же Александр Богомолец предлагал цитотоксические сыворотки. Профессор ожидал, что «молочный продукт» повысит сопротивляемость организма болезням. В лаборатории, где получили небольшое количество вещества, позже названного «сывороткой Богомольца», родилось учение о соединительной ткани. Все это – и вопросы иммунитета, и проблемы эндокринологии, связанные с обменом веществ и действием желез внутренней секреции, – ученому зачли.

Богомольца послушали, дали ему средства для продолжения исследований на тему вечной жизни. Но сам профессор умер, не дожив до семидесяти. Сталин чуть сукно на столе не порвал: «Мерзавец, обманул!».

Сейчас и кулаком никто не стучит, и деньги под проект бывший выпускник физфака МГУ Олег Дерипаска дает не в пример сталинским – 120 тысяч долларов в год – так, чтобы хватило и на материалы, и на оборудование, и на зарплату ученым.

Вырубить программу

Главное, уверены ученые, – найти и обезвредить ген старости. Старение, а значит и смерть, придуманы эволюцией.

– Простой пример, – говорит биолог, – есть два зайца, умный и глупый. Пока молоды, оба без проблем убегут от лисы. Но подкатит старость, умник сообразит, как удрать от врага, и наплодит еще кучу толковых зайчат, а дурак загремит в лапы хищника. Останься ушастые вечно молодыми, эволюция не сработала бы.

Миром правит альтруизм, и в этой мысли декан биофака не одинок. Его упрекают в отступничестве от дарвинизма, хотя сам Дарвин как раз жертвенность считал главным козырем в борьбе видов за место под солнцем. И вслед за природой приоритет отдавал тем, кто играл в ящик, уступив место племени младому и незнакомому. Тем же бамбукам, которые лет сто не подают признаков старения, плодятся и размножаются, пока однажды, уронив семена, не засыхают навечно. Или осьминогам, чьи влюбленные парочки действуют слаженно: самец подсаживает подружке сперматофор и умирает, а самка, исполнив долг материнства, следует за ним.

Вместо привычной геронтологам идеи о смерти как результате накопленных случайных ошибок Скулачев предлагает свою «крамольную» мысль – о программе старости, которая стартует сразу, как только организм перестает расти, – в двадцать, а то и пятнадцать (!) лет. А если старость – программа, не мешало бы ее «вырубить».

Логика проста: все, что нужно, мы имеем в избытке. Вечный мозг? Пожалуйста – придумали компьютер. Выпал зуб – на тебе пломбу. Нужно взлететь – строим самолет и не ждем миллионы лет, пока за спиной отрастут крылья. Ответ оппонентам – тем, кто в зале цокал языками, – как выстрел в мушку:

– Человечество давно уже плюнуло на черепаший ход эволюции и приспособило мир к себе.

Меч самурая

– Программа старения, а значит и смерти, прячется в маленьких органеллах клеток нашего организма – митохондриях, – лазер в руках Скулачева обвел «букашкину» ножку.

«Ножки» эти на самом деле крошечные, даже в лупу не разглядишь. Но действуют, как большие электростанции: ежедневно перемалывают по четыреста литров кислорода, преобразуя «ресурс» в жизненную энергию. И как на любом производстве, в митохондриях не обходится без отходов: не весь «продукт» идет в «топку», часть бодрящего кислорода отказывается превращаться в молекулу воды и вместо нее образует сильнейший окислитель, почти яд – так называемые радикалы гидрооксида. Они проникают сквозь клеточную мембрану и бьют по генам, которые эволюционировали миллиарды лет. Клетка, конечно, как может, отбивается, но однажды сдает и делает себе харакири. Исключительно из альтруистических побуждений – чтобы не размножиться и не повредить ген.

– Иностранные коллеги называют этот процесс апоптозом – запрограммированной смертью. Я – самурайским законом биологии: лучше умереть, чем раз ошибиться. Но суть одна: клетка кончает с собой, когда на генном уровне вылезает масса повреждений и маячит нешуточная угроза всему организму.

Бывает еще и коллективное самоубийство клеток, и даже суицид целых органов, – сделал паузу оратор, и в воздухе лектория натянулась струна...

– Добровольно, – не моргнув, продолжал Скулачев, – счеты с жизнью сводят хвост и жабры у эмбриона человека в утробе матери, когда осознают свою никчемность. И мышцы дряхлеют, а с ними мозг, сердце, печень и вообще все ткани – от частых клеточных харакири. Отсюда дисфункции и прочие старческие бяки, которых можно было бы избежать, если бы не «меч самурая», полезный во всех отношениях, особенно в случае раковых клеток: уж здесь апоптоз – надежда и оплот организма, ослабшего и съехавшего с шестеренок.

Вечно живые

Мировая наука утвердилась во мнении о самоуничтожении отдельной клетки, но с идеей Скулачева о суициде целого организма соглашаются немногие. При том, что еще в 2002 году британцы Сидни Бреннер, Джон Салстон и американец Роберт Хорвиц получили Нобелевскую премию за открытие «гена смерти» у червя нематоды, а позже механизм самоубийства обнаружили и у более сложных существ.

– У тех же океанских и морских птиц, – напомнил лектор о «вечном» альбатросе. – Это вам не круглые червяки: здравствуют по полтиннику и умирают неожиданно, без всяких признаков старения.

Рыбы – щука и камбала – растут всю жизнь и со светом прощаются молодыми. Более двух веков шастает по водам Атлантики гренландский кит и «копыта откидывает» неизвестно от чего. Ученый спешит с резюме:

– Стоит избавиться от неприятелей – в нашем случае от вредных бактерий и жизненной неустроенности, – и смерть уже не нужна.

Осталось раз и навсегда отменить унизительную старость. Но как? – зреет главный вопрос.

Электровоз молодости

Как заставить «электростанции» митохондрий не травить ядом все живое вокруг? Медицина давно придумала спасительные антиоксиданты. Говорят, препараты гасят ядовитый кислород и реально продляют жизнь. Но и они, увы, не совершенны.

Не рискуя совершать манипуляции с «геном смерти», ученый и компания занялись кислородом-отравителем. Нашли некие положительные заряды, с легкой руки американских коллег названные «ионами Скулачева», которые легко просачиваются сквозь защитную мембрану нашей клеточной «электростанции». Дальше чистая физика: минус тянется в плюсу (антиоксидант к оксиданту). И, как результат, внутри митохондрии накапливается сильный отрицательный заряд, способный убить на корню «издержки» кислородного производства. Но опыты скулачевского коллеги, англичанина Мерфи, показали: да, можно шарахнуть током и почистить клетку изнутри, но ее внешний вид исказится немыслимо. Даже небольшое количество ионов, если ввести их мышке, сразит ее наповал.

В МГУ и научных кубриках Питера и Новосибирска пошли дальше – прицепили к иону-электровозу некое синтезированное вещество, мощностью в разы больше любого антиоксиданта. «Грузик» добавил ядовитому кислороду лишний электрон и – о, чудо! – его обезвредил. Не успев за пару дней жизни потрепать даже клетку.

– Мы же в опасные игры играем, – поскромничал академик. – Если что, программу легко «вырубить».

Мерины да прозреют

Заявление звучало бы голословно, если бы не видеодемонстрация скулачевских «чудес исцеления». Мерин Машук ослеп на горе хозяину-каскадеру. Специалисты из Ветеринарной академии имени Скрябина только руками развели.

– Можно попробовать капли Скулачева, но гарантии не даем...

Закапали по одной в каждый глаз, реакция – ноль. Вкатили «лошадиную» дозу – четыре капли, и... мерин прозрел, даже попытался лягнуть ветеринара.

Чудо-капли, конечно, еще не вожделенный «эликсир бессмертия», но вот факты, они уже на экране: синтезированное вещество замедлило или даже обратило вспять развитие двенадцати признаков старости у братьев наших меньших. В их числе остеопороз, нарушения формулы крови, а еще катаракта и дистрофия сетчатки глаза, половине стариков знакомые не понаслышке.

Случай с мерином совсем не единственный. На «картинке» кролики и морские свинки жуют травяную жвачку и шарахаются от чьих-то мозолистых рук. А недавно не видели даже миски. Но всего несколько капель «живой воды» Скулачева – и два десятка несчастных слепцов увидели свет. Исцелены девять из тринадцати незрячих собак, три из четырех слепых кошек и шесть из шести зайцев.

Победа над старостью казалась неполной, пока союзники Скулачева из 32 (!) академических институтов втрое не продлили жизнь аквариумным рыбкам, червякам, безотказным мухам-дрозофилам, а за ними и мышкам. На очереди приматы, а потом, ясное дело, – сам человек.

Работа на годы вперед, но если гипотеза подтвердится, группа Скулачева обещает накинуть еще лет эдак семьсот сверх отведенного нам Богом или природой. Пока же максимум, что в планах, – клинические испытания лекарства в онкологии и кардиологии. И еще... открытие заводика по производству «живительного» средства. Если дело пойдет в гору, обещает Скулачев, уже через год «эликсир молодости» попадет на ветеринарные полки. И наши питомцы забудут про слабость мышц и катаракту.

А как же люди? – повис в зале вопрос. Ученый извлек из кармана банку с чем-то коричневым, но показал ее издалека:

– Принимать их пока еще рано: нужно пройти весь цикл клинических испытаний. Конечно, мы мечтаем изобрести лекарство от старости вообще, но спасибо, что почистим хотя бы митохондрии – самое грязное место в организме. А теперь - уже смело могу говорить - излечим и от дистрофии сетчатки и массы иных возрастных патологий. Кстати, уже поставлены опыты над шейкой матки женщины: ее клетки теперь заблокированы от харакири.

Обманем эволюцию

Результат потряс не только гинекологов. Заявление встряхнуло всех, из зала посыпались вопросы. Побочные действия препарата? Нет ли риска в их применении? Разумеется, нет – вещество неканцерогенно, а значит и вреда приносит не больше, чем аспирин. Народ распалялся: еще неизвестно, как вышибание гена скажется на наших потомках.

– И все-таки природа не любит вмешательства, – не выдержал мой сосед.

– Грубого – да! Был поучительный случай: ученым дали задание ускорить рост осетров. Опыт, к счастью, ставили не на ценных породах, а на аквариумных рыбках. Генетически модифицированные самцы выросли крупными и по рыбьим меркам очень импозантные, но совершенно бесплодные. Природа отомстила, но ведь наука прислушалась к ней, от гена роста у рыб отказались. Те же гены-убийцы у человека: вопрос – не рубить их с плеча, а как подменить искусственным, гуманным геном.

Существует более десятка вариантов апоптоза, мы же боремся только с одним, запускаемым от активных форм кислорода. Скажу больше, в ходе опытов мы победили некоторые виды рака у мышей – те, что связаны с ядовитыми радикалами.

– Вы обманываете эволюцию! – вскипел оппонент.

– Наша эволюция – путь в неизвестность. Вдруг она ведет нас к катастрофе, и человек, выполнив какую-то свою миссию, исчезнет, как вид. Разве мы не вправе регулировать свое будущее?

– Может, у нас в ходе развития откроются телепатические или иные паранормальные способности? – подловил академика ворчун.

– А может, закроются и те, что уже есть? – парировал академик.

Намек на спонсорство Дерипаски разрядил обстановку. Что, если выживут одни олигархи? Зал грохнул, но Скулачев и бровью не повел:

– Никаких дорогих или дефицитных «эликсиров молодости» – вещество хоть и сложное, но не требует сверхмощных синтезов.

Короче, вечная молодость обещана всем, и она уже не за горами.

Наталья ЕМЕЛЬЯНОВА


К началу ^

Свежий номер
Свежий номер
Предыдущий номер
Предыдущий номер
Выбрать из архива