Выпуском журнала занимался коллектив журналистов, литераторов, художников, фотографов. Мы готовим рассказ о коллегах и об их ярких, заметных публикациях.
А сейчас назову тех, кто оформлял СтМ с 1990-х до 2013-го.
Главный художник Александр Архутик,
мастер компьютерного дизайна Алексей Колганов
и фотограф Игорь Яковлев.
Большая часть обложек и фоторепортажей – творческая работа Игоря Яковлева.
Надеюсь, что нам удастся представить Вам увлекательную историю создания и деятельности СтМ.
Юрий Ростовцев, гл. редактор
«Студенческого меридиана», журнала,
которому я с удовольствием служил
с 1977 по 2013 годы.
28 августа 1957 года в небе над стадионом «Лужники» вспенилась сорокатысячная
стая голубей. Зрители на трибунах ахнули, встали с мест, зааплодировали. Так открылся
6-й Всемирный фестиваль молодежи и студентов. Он проходил под девизом «За мир
и дружбу».
Пернатые участники
Белый
голубь с зажатой в клюве оливковой ветвью стал символом после I-го Всемирного
конгресса сторонников мира в Париже. Эмблему придумал Пабло Пикассо. С тех пор
каждое открытие Фестиваля молодежи и студентов предварял взлет голубиной стаи.
Однако в Варшаве на торжественном параде по случаю открытия фестиваля произошел
конфуз – птицы взлетать отказались и, как слепые щенки, путались под ногами участников
парада. Организаторы московского форума не могли допустить подобного. И голуби
заняли особое место в подготовке к Всемирному фестивалю.
Полностью уничтоженная во время войны популяция сизарей, обычных уличных голубей,
к 60-м годам так и не восстановилась. Голубятни в городе были, но оказались заполнены,
как сейчас сказали бы, элитными представителями пернатых. Ценились породы: чеграши,
дутыши, турманы и обычные почтовые. Их обменивали, покупали, перепродавали, даже
воровали.
К фестивалю нужно было вырастить 100 тысяч птиц. Для торжественного броска
в небо подходили только сильные и выносливые. Аккурат те самые 40 тысяч. Голубятни
возводились на предприятиях. Были задействованы любители-голубятники, которых
на время подготовки к фестивалю освобождали от работы. Привлекли к делу и лучших
специалистов по пернатым.
Перед
стартом фестиваля к столице из подмосковной птицефабрики в сопровождении ГАИ шли
колонны грузовиков с голубками. На стадионе их ждали 4000 выпускающих. Трибуны
наполнились зрителями. В тот день в Москву съехались 34 тысячи человек из 131
страны мира – целое поколение людей, в чьей жизни был волнующий миг, когда в голубую
высь по сигналу хлынули три волны птиц: белые, красные и сизые.
6-й Всемирный фестиваль молодежи и студентов был важен СССР. Стране, только
оправившейся от послевоенных репрессий, во что бы то ни стало нужно было доказать
миру свою открытость и дружелюбие. А что может свидетельствовать об этом лучше,
чем опрятные улицы города, полные счастливой, творческой молодежи? Фестиваль подарил
Москве Лужники и проспект Мира, КВН, джинсы, джаз, движение «шестидесятников»,
новую литературу и искусство и (чего не бывает в любви!) граждан с темной кожей,
но с советским паспортом и русской душой.
Калинка под каблучком
«Фестос»
2007 года был посвящен 50-летию Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве.
Полвека спустя «голубь мира» снова вернулся. Каждый, кто был на Фестосе, получал
эмблему, которую можно было прикрепить к одежде и тем самым без слов сообщить
окружающим, что идеи мира и дружбы вечны. Появление в общественном транспорте
молодых пассажиров со значками голубя на рюкзаках, сумках и куртках можно было
сверять с программой концертов и конкурсов «Фестоса».
Не случайно была выбрана и площадка для гала-концерта на закрытии фестиваля
– ГЦКЗ «Россия–Лужники». 27 апреля ее оккупировали студенты. В холле наигрывал
популярные мелодии оркестр «Мисс Джаз». Удачное название для сплошь женского коллектива.
Играли девушки настолько заразительно, что мало кто мог отказать себе в удовольствии
пуститься в пляс. Танцевали, да так, что молодежь рты раскрыла, даже те, кому
условности диктуют быть степенными. Но к чему условности, когда у человека «Фестос»
в душе? В зале не раз поднималась волна аплодисментов, напоминающая, что пора
начинать концерт, а танцоры все еще находились во власти джазовых композиций.
Михаил
Задорнов однажды заметил, что на его концертах быстрее и острее других на шутки
реагирует галерка. Вот и здесь раек оказался куда смышленее тех, кто сидел ближе
к сцене. Когда заместитель председателя Комитета общественных связей Москвы А.И.
Попов подчеркнул, что уникальность фестиваля еще и в том, что здесь можно увидеть
настоящих артистов, которые не поют под фанеру и которых не раскручивают за деньги,
галерка зашлась от восторга, заразив своим волнением весь зал. С одобрением встретила
молодежь и министра по делам территориальных образований Московской области В.А.
Чернова, который назвал главного режиссера-постановщика фестиваля Ирину Емельянову
красавицей и вручил ей букет цветов, специально для нее, как он выразился, связанный.
Самым удачным дебютом фестиваля была названа команда КВН «Сборная КГСХА» Костромской
сельхозакадемии. Ребята оказались по-настоящему, на зависть большому КВНу, заводными.
Современная
молодежь все больше выбирает современные стили в музыке и танце. Но и народные
мотивы ей, оказывается, не чужды. Выступление Ансамбля народного танца им. К.Черданцевой
«Каблучок» Тимирязевской академии зал воспринял так шумно, точно ничего подобного
раньше не видел. Наверное, так оно и есть. Разве встретишь в ночном клубе артистов,
наряженных в петушков и курочек и танцующих «ковырялочку»? Как сострил ведущий,
объявляя этот номер: «Ребята подглядели сюжет на практике». Студенты действительно
очень смешно и натурально рассказали в танце о непростых взаимоотношениях в курятнике,
где петух чувствовал себя самой важной фигурой, пока не появился соперник.
Столь же оживленно зал прореагировал и на выступление лауреата «Фестоса» в номинации
«Хоровое искусство» академического хора МГУ, особенно когда он грянул «Калинку».
Студенты принялись подпевать, притоптывать и прихлопывать. И опять галерка старалась
больше всех.
А когда к зрителям вышла студентка Литературного института Айнара Нургишева и
я услышала строки из ее стихотворения «Мое имя переводится как гранат, Ее – золотая
монета», мне показалось, что на сцене закружили белые голуби.