![]() |
Журнал для честолюбцев
Издается с мая 1924 года
Студенческий меридиан |
|
|
Рубрики журнала
От редакции
Выпуском журнала занимался коллектив журналистов, литераторов, художников, фотографов. Мы готовим рассказ о коллегах и об их ярких, заметных публикациях. А сейчас назову тех, кто оформлял СтМ с 1990-х до 2013-го. Большая часть обложек и фоторепортажей – творческая работа Игоря Яковлева. Наши партнеры
|
Номер 07, 2007Хатшепсут: божественна в памятникахЖенщина-фараон Передо мной возникают картины прошлого. Под известковыми скалами развернулась гигантская стройка. Несмотря на обжигающее солнце, наемные рабочие, обливаясь потом, тесали громадные гранитные блоки для храмовых колонн и статуй. И вдруг, словно по невидимому знаку, толпа замерла, и все упали ниц. Во главе процессии, тянущейся от причалов Нила, в окружении пышной свиты приближалась царица Хатшепсут. Вольный шагатьОдним из тех, кто привел к власти Хатшепсут, был ее верный придворный Сенмут (невольно вспоминаются восхождения на трон наших цариц – например Екатерины II). Сенмут происходил из простой семьи, что, возможно, помешало ему пробиться в высший эшелон придворных вельмож. Но главное – всей душой он был предан царице. Именно поэтому она сделала его воспитателем своей старшей дочери Нефрура, а еще ранее, при жизни Тутмоса II, мужа Хатшепсут, он являлся главным управляющим хозяйством двора. Сенмут поддерживал любые начинания царицы. Он руководил всеми строительно-архитектурными работами. Строил в Карнаке, в Гермонте, южнее Фив, в восточной части Луксора. Кроме того, был одним из организаторов похода в страну Пунт. Судя по фактам его деятельности, он твердо поддерживал стремление Хатшепсут к утверждению на фараонском троне. Касаясь интимной стороны их отношений, стоит указать на бытующую версию, что отцом младшей дочери Хатшепсут являлся Сенмут. Но что-то вызвало охлаждение Хатшепсут к Сенмуту, даже его опалу за шесть лет до смерти царицы. Что? Здесь может быть назван ряд причин, и в первую очередь – Хатшепсут-фараон не могла себе позволить открыто завести любовника и допустить огласку при дворе , что могло бы пошатнуть ее трон. Честолюбивый разум победил любовь. Хотя есть предположение, что между ними были лишь платонические отношения. Вполне возможно, тем более что царица не думала о замужестве, что могло бы вызвать ненужное соперничество. Кроме того, Сенмут в силу своего происхождения не являлся серьезным кандидатом в супруги женщины-фараона. К тому же Сенмут как раз в годы строительства поминального храма позволил себе некоторые «вольности». Кроме изготовления нескольких статуй со старшей дочерью Хатшепсут – своей воспитанницей, он оставил в укромных местах, около дверных проемов, свои изображения, которые прикрывались дверьми. Более того, он начал строительство своей гробницы на территории первой террасы храма, чтобы и после смерти быть ближе к возведенному им Джесер джесеру. Пожалуй, посягательство на священную землю в Долине царей, на неоправданную близость к Хатшепсут и Амону – ведь это их поминальный храм – могло вызвать неприязнь, послужить причиной опалы. Это подтверждается тем фактом, что гробница была не окончена, а упоминания о Сенмуте уничтожены. Возможно, благодаря этой опале скульптор остался жив после смерти царицы. Он служил при дворе Тутмоса III, сделал проекты двух величайший строек древности: плотины на Асуане и Суэцкого канала. И все же по легенде он похоронен в склепе под усыпальницей своей возлюбленной. Такова повесть о египетских Ромео и Джульетте, не менее печальная, чем шекспировская. Камень в Карнаке Правда, бытует и иная версия. Предчувствуя свое падение после смерти дочери, которой она якобы хотела передать власть (!), Хатшепсут вместе с Сенмутом бежала в другую страну, чтобы не стать жертвой кровавой расправы. Во всяком случае ни в ее гробнице, ни в склепе Сенмута, находящемся под нею, археологи не нашли останков. Хотя, как известно, опасаясь разграбления царских гробниц, жрецы прятали мумии, стараясь их сохранить. И лишь случай помог найти нетронутой гробницу Тутанхамона с золотыми сокровищами. Только надписи на стенах храмов донесли до нас память о Хатшепсут. Зодчие Хапусенеб и Сенмут, создавая обелиск в Карнаке, пророчески начертали: «Хатшепсут божественна в памятниках». Во время последнего путешествия по Египту я вновь посетил в Луксоре Карнакский храм, великолепие которого, несмотря на время и разрушения, ничто не может затмить. Иду по аллее овноголовых сфинксов (да, были такие сфинксы с бараньими головами), по которой когда-то шествовала от причалов Нила во главе пышной процессии женщина-фараон Хатшепсут. Миновав главные ворота, второй и третий пилоны, попадаю во двор храма Амона. Пройдя по центральной аллее, образованной 12-ю колоннами с капителями в виде распустившегося папируса, оказываюсь прямо среди остатков храма, где возвышается самый древний в Египте гигантский обелиск. Его воздвигла Хатшепсут (конечно, вместе с зодчими) на 16-м году своего правления, и надписи на нем прославляют ее величие, а также бога Амона: «Размышляя о моем создателе, подсказало сердце мое сотворить для него два обелиска, что покрыты электрумом (сплав золота и серебра, прекрасно отражающий солнечные лучи, – авт.), высота которых достигает небес...» Так говорит Хатшепсут о своем даре богу Амону и, конечно, об увековечивании собственных деяний. Обелиск великолепен: сделан из цельного куска асуанского розового гранита и возвышается на 30 метров. Никто не смог мне объяснить, как его смогли установить при древней примитивной технике, сказали только: – «Как и пирамиды». В утренних лучах солнца и при его закате остроконечный верх обелиска сиял, как маяк. Осторожно прикасаюсь ладонями к шероховатому камню. Вижу следы варварского отношения Тутмоса III, ставшего фараоном после мачехи, к любому проявлению памяти о Хатшепсут. Не в силах разрушить обелиск, он приказал не только отделить его стенкой внутри храма, но и заложить камнем сверху донизу, включая золотой верх. Тутмос III исключил упоминание о мачехе в списке имен фараонов. Это была месть за свое невольное прозябание в тени и сознательное исправление незаконного, по мнению ревнителей маата (древнего принципа гармоничного устройства мира), правления женщины-фараона. Тем не менее имя Хатшепсут и ее деяния непросто было погрузить во тьму забвения. Ее «реабилитация» началась еще при фараонах. Рамзес Великий восстановил не только картуш царицы на своей хронологической стеле, но и поднял из развалин ее поминальный храм в Дейр-эль-Бахри. Однако не были реставрированы более двухсот разбитых Тутмосом Ш скульптур и изображений Хатшепсут. Это сделали уже в наше время польские и французские специалисты. Если планы археологов осуществятся, то к 2010 году «Священнейший» храм будет полностью воссоздан, и его станут украшать многочисленные статуи и лики Великой правительницы. Поднимаясь по пандусам с террасы на террасу, переходя из одного многоколонного зала в другой, посетители будут чтить память женщины-фараона, как некогда ее почтили, совершив акт поклонения «мудрейшей из женщин» Клеопатра и Цезарь. Прощаясь с Карнаком, выхожу на берег живописного священного озера, где установлен большой гранитный памятник скарабею – символу жизни и смерти. По египетской традиции следует семь раз обойти вокруг каменного жука, задумав желание. Мне бы хотелось одного: еще раз вернуться в сюда, в обновленный храм Хатшепсут. Встреча В большом зале поначалу теряешься от множества высеченных в камне лиц, следящих за тобой со всех сторон. Поразительно искусство древних мастеров. Несмотря на все условности того времени на тебя смотрят живые лица фараонов, их жен и детей. Их глаза словно передают знания о другой, давно канувшей в небытие, жизни. Поражают достоверность и мастерство египетских скульпторов, правдивость созданных ими портретов. Это в полной мере относится и к изображениям царицы Хатшепсут, представленным на выставке во множестве, в разных видах: скульптуры, бюсты и барельефы. Найдены они при раскопках в поминальном храме Джесер джесеру, но мне рассказали, что недавно нашли скульптуру, зарытую у обелиска в Карнаке. Изображения впечатляют не только новизной, но и глубокой психологической передачей духовной сути царицы. Чаще всего встречаются изображения Хатшепсут, сидящей на троне. Красивое лицо молодой женщины на некоторых скульптурах становится жестким, властным, почти мужским – лицом фараона. Некоторые исследователи считают, что перед скульпторами подчас специально ставилась задача, чтобы изображение царицы походило на лицо ее пасынка и преемника Тутмоса III. Так утверждалась власть женщины-фараона. Особенно привлекает посетителей выставки великолепная гранитная скульптура сфинкса. На постаменте возлежит грозный лев с вытянутыми вперед тяжелыми лапами и с женской головой. Но так как это не просто женщина Хатшепсут, а фараон, то и наряд у нее соответственный: царский головной убор – платок немес, получивший широкую известность благодаря Мне же больше других понравилась скульптура из красного гранита: просто печальная женщина, сидящая на троне, устало положив руки на колени. Сопровождавший меня по выставке спутник разглядел на груди сфинкса с головой Хатшепсут портрет мужчины и предположил, что это ее признанный фаворит – Сенмут. Кстати, из его многочисленных статуй несколько присутствовали на выставке. Судя по ним, это был мужественный, властный человек. Так что время не смогло разлучить царицу и ее верного зодчего Сенмута. В том же 2006 году в Луксоре, во дворе гробницы вельможи Джехути, найден уникальный портрет, на котором, безусловно, изображен фараон, так как на нем четко виден немес – царский головной убор. Испанский археолог доктор Хосе Галан, обнаруживший находку, считает, что все фрагменты портрета, сделанного на доске, принадлежат одному человеку. Галан отмечает, что «найденная доска с портретом, вероятно, была частью погребального инвентаря господина Джехути, начальника сокровищницы, и «всех работ» Хатшепсут, так что, возможно, на ней изображены Тутмос III или его мачеха, женщина-фараон Хатшепсут». И снова, уже в наше время, пересекаются пути пасынка и мачехи. И еще одна сенсация. На египетской выставке в музее Метрополитен была прочитана лекция египтолога, доктора Захи Хавасс, где он рассказал о находке мумии женщины-фараона Хатшепсут. Она была идентифицирована среди многих мумий, которые посетители видят на третьем этаже музея в Каире. Возможно, это то самое безымянное женское тело, что было найдено в гробнице поминального храма Джесер джесеру вместе с мумией любимой кормилицы царицы, знатной дамы Сатры. После выступления доктор и его коллеги из Египта были удостоены наград от дирекции Метрополитен-музея. Если гипотеза подтвердится, это будет открытием века в археологии. Последний раз прохожусь по музейному залу и снова останавливаюсь у скульптурной головки Хатшепсут, очень похожей на знаменитую голову Нефертити. Прямой взгляд широко распахнутых глаз будто доверяет будущим поколениям тайну своей непростой жизни, прося сохранить о ней память в веках. Владимир ЛЕБЕДЕВ
|
|
| © При использовании авторских материалов, опубликованных на сайте, ссылка на www.stm.ru обязательна | ||