Студенческий меридиан
Журнал для честолюбцев
Издается с мая 1924 года

Студенческий меридиан

Найти
Рубрики журнала
40 фактов alma mater vip-лекция абитура адреналин азбука для двоих актуально актуальный разговор акулы бизнеса акция анекдоты афиша беседа с ректором беседы о поэзии благотворительность боди-арт братья по разуму версия вечно молодая античность взгляд в будущее вопрос на засыпку встреча вузы online галерея главная тема год молодежи год семьи гражданская смена гранты дата дебют девушка с обложки день влюбленных диалог поколений для контроля толпы добрые вести естественный отбор живая классика загадка остается загадкой закон о молодежи звезда звезды здоровье идеал инженер года инициатива интернет-бум инфо инфонаука история рока каникулы коллеги компакт-обзор конкурс конспекты контакты креатив криминальные истории ликбез литературная кухня личность личность в истории личный опыт любовь и муза любопытно мастер-класс место встречи многоликая россия мой учитель молодая семья молодая, да ранняя молодежный проект молодой, да ранний молодые, да ранние монолог музей на заметку на заметку абитуриенту на злобу дня нарочно не придумаешь научные сферы наш сериал: за кулисами разведки наша музыка наши публикации наши учителя новости онлайн новости рока новые альбомы новый год НТТМ-2012 обложка общество равных возможностей отстояли москву официально память педотряд перекличка фестивалей письма о главном поп-корнер портрет посвящение в студенты посмотри постер поступок поход в театр поэзия праздник практика практикум пресс-тур приключения проблема прогулки по москве проза профи психологический практикум публицистика путешествие рассказ рассказики резонанс рсм-фестиваль с наступающим! салон самоуправление сенсация след в жизни со всего света событие советы первокурснику содержание номера социум социум спешите учиться спорт стань лидером страна читателей страницы жизни стройотряд студотряд судьба театр художника техно традиции тропинка тропинка в прошлое тусовка увлечение уроки выживания фестос фильмоскоп фитнес фотокласс фоторепортаж хранители чарт-топпер что новенького? шаг в будущее экскурс экспедиция эксперимент экспо-наука 2003 экстрим электронная москва электронный мир юбилей юридическая консультация юридический практикум язык нашего единства
От редакции

Выпуском  журнала занимался коллектив журналистов, литераторов, художников, фотографов. Мы готовим рассказ о  коллегах и  об их ярких, заметных публикациях.

А сейчас назову тех, кто оформлял СтМ с 1990-х до 2013-го.

Главный художник Александр Архутик,
мастер компьютерного дизайна Алексей Колганов
и фотограф Игорь Яковлев.

Большая часть обложек и фоторепортажей – творческая работа Игоря Яковлева.

Надеюсь, что нам удастся представить Вам  увлекательную историю создания и деятельности  СтМ.

Юрий Ростовцев, гл. редактор
«Студенческого меридиана», журнала,
которому я с удовольствием служил
с 1977 по 2013 годы.

Наши партнеры










Номер 08, 2007

День одного города

На награждении «Фестоса» в номинации «Вузовская пресса» Татьяна Рева, студентка Егорьевского музыкально-педагогического колледжа, получила от «Ст.М» специальный приз, вернее, специальное творческое задание: подготовить экскурсию по своему родному городу.

Таня подготовилась быстро. Через неделю утренним автобусом я была на вокзале Егорьевска – обожаю знакомиться с городами, в которых еще не бывала. Просто слоняться по улицам, как командированный в ожидании поезда, – никакой радости. Город интереснее узнавать через его историю и людей. Мне повезло с экскурсоводом. Егорьевск обретал цветность уже с первых шагов.

– Есть предложение: с вокзала пойти по Соловьиной тропе, – сразу приступила к делу Татьяна. – Догадалась, почему она соловьиная? Правильно! Идя по ней, слышишь трели птиц! В десяти метрах – шум моторов и лязг электричек, а здесь – маленький соловьиный рай. Я эту тропу с детства знаю – всегда по ней с подружкой ходили, правда, лет десять назад здесь было чище...

Мы вышли на центральную улицу – Советскую и первым делом решили зайти в краеведческий музей. Такие музеи есть в каждом городе: чучела животных и птиц, черепки, другие вещественные свидетельства древних поселений, утварь, керамика и многое другое, что детально расскажет об истории края. Но можно наткнуться и на что-нибудь этакое: редкое, ценное или просто забавное.

В егорьевском краеведческом музее, например, есть целый зал, где «растут» муляжи грибов, особенно распространенных в этих краях. Об этой экспозиции сотрудник рассказывал с улыбкой: «Да, мы все заядлые грибники».

Полет над веками

Около часа мы исследовали краеведческие ценности егорьевского края, едва успевая за нашим провожатым от одной витрины к другой. Перед нами прошла чуть ли не вся история края. Передохнуть на рубеже веков не было никакой возможности – музейщик не умолкал ни на секунду, он даже паузы между предложениями забывал делать. Выдохнули мы лишь в последнем зале, посвященном городу в годы войны.

Из музея я вышла другим человеком и изменившимся взглядом окинула центральную улицу города. Теперь знаю: раньше она называлась Московской. В конце XIX века на ней было только три здания. По улице шли возы с грузом на Москву. Отсюда и название. Кстати, план городу навязала Екатерина II. Она же подарила бывшему селу Высокому статус города Егорьевска.

Есть веселая легенда, что название город получил от глагола «объегорить», то есть «надуть», «обмануть». В стародавние времена здешние жители умели схитрить, избежать сбора дани трем княжествам – Московскому, Владимирскому и Рязанскому. Ученые же считают, что город был назван в честь святого Георгия. Руку, пронзающую змея, можно увидеть на гербе Егорьевска. Тане, правда, больше нравится легенда.

– В наши музеи я хожу с детства, – рассказывает она. – Есть в них предметы, которые до сих пор наводят на меня ужас. В краеведческом – огромная кукла крестьянской девушки за работой. В историко-художественном – старое зеркало. Всегда стараюсь поскорее пройти мимо: кто знает, что оно могло увидеть за несколько веков!

Находка Роземблюма

В историко-художественном зеркало не произвело на меня особенного впечатления, разве что почувствовала уважение к его почтенному возрасту. Примечательным показалось другое. Созданный по инициативе егорьевского текстильного фабриканта и мецената М.Н. Бардыгина, он до сих пор поражает богатством коллекции. Лучшие образцы изделий стекольных заводов России XVIII – начала XX веков, западноевропейское стекло, гжельская керамика, некоторые образцы которой не встретишь сейчас даже в самой Гжели, художественный металл, представленный медной посудой, первыми русскими самоварами. Гордость музея – оловянная посуда, которой в XVIII веке сервировали парадные царские и патриаршие приемы, золотое шитье, бисерная вышивка, коробочки, шкатулки, медальоны из резной кости.

Словом, лучшие образцы русского искусства. При том, что в первые годы советской власти многие экспонаты были расхищены, другие – испорчены от неправильного хранения или ушли в музеи Москвы.

«Вот так музей в Подмосковье», – подумала я и почти лишилась дара речи, когда мне сказали, что оформлением занимался известный московский художник, академик Е.А. Роземблюм. Именно он придумал украсить стены гуслицкой росписью – орнаментом, которым украшались только старообрядческие книги и только в этом районе. В начале XX века традиции этой росписи были утрачены. Лишь несколько лет назад краеведы забили тревогу, попытались найти старых умельцев, да куда там – столько лет прошло!

А еще в егорьевском историко-художественном – уникальное ноу-хау: дизайнеры разработали цветомузыкальную подсветку экспонатов при подходе к ним посетителей. Особенно эффектно при этом смотрится старинный хрусталь. До такого, по словам знатоков, пока нигде в Европе не додумались.

Другое новшество – сенсорный экран, на котором любой может прочитать историю заинтересовавшей его вещи. Воистину – меняющийся музей в меняющемся мире.

Гуслица за партой

С гуслицкой росписью мне еще пришлось встретиться... в колледже, где учится Таня. В классе народно-прикладных ремесел забытыми орнаментами, которые скопировали с древних книг, учатся украшать доски, блюда. На столах у студентов – рисунки с завитушками, птичками – поющими, чистящими лапками, на стенах аудитории – то, что должно получиться в идеале.

На первый взгляд, прорисовка орнамента – задача для простачка. Казалось: скопировал узор и покрывай им все, что под руку попадет. Так, конечно, тоже можно. Но это уже будет не гуслицкая роспись – незатейливые авторские фантазии. Сохранить традиции, а не осовременить их – вот что важно. Перед тем как приступить к работе студенты изучают историю русской церкви, причины ее раскола, возникновение старообрядческого центра в их районе, чтобы не забывать в творческом порыве о сакральном смысле гуслицкой росписи.

Жизнь на виду

В соседнем с художественным классом шли репетиции хора, за закрытой дверью другого кто-то разыгрывал гаммы. Пора экзаменов. Для Тани – последних, выпускных. Через несколько дней у нее госэкзамен – открытый урок в школе.

– Трудно?

– Да, сложное испытание. Комиссия оценивает все: жесты, интонацию, с которой ты обращаешься к ребенку...

Она вдруг задумалась.

– Я подсчитала, что учусь в этом колледже целых четырнадцать лет вместо положенных четырех. В первый раз мама привела меня сюда на новогоднюю елку. Мне было пять. Потом я пошла в школу, но каждый день после занятий приходила не домой, а сюда, к маме на работу. Мне нравилось, что везде звучит музыка, нравилось общаться со студентами. Они тогда казались мне такими взрослыми и умными! Этот колледж, раньше он был музыкально-педагогическим училищем, окончила не только моя мама, но и бабушка.

Народ у нас учится неординарный. Художники – самые спокойные, танцоры чуть активнее, а музыканты – «реактивные» и «безбашенные».

В колледже чуть более двухсот человек. Здесь все, как на ладони – любой поступок, каждая мелочь, каждое слово. Новости разлетаются в один момент. Иногда ловишь себя на мысли, что живешь практически под круглосуточным наблюдением.

И не только в колледже, но и на улице. В Москве вряд ли можно увидеться, просто зная, что твой знакомый вечером пойдет гулять, а у нас можно! Идешь и отмечаешь: это Лена, мы с ней в параллельном классе учились. Вот Дима, сын Владимира Ивановича. Сергей Владимирович – крупный местный предприниматель. И так далее.

Даже собаки примелькались. Например, Джека, который обувную фабрику «охраняет», узнают многие – он часто обходит территорию.

Действительно, пока мы с Таней прогуливались по улице, она много раз отвлекалась, чтобы с кем-то поздороваться или махнуть рукой в ответ на приветственный гудок проезжающего автомобиля.

«На троих»

Перед нами – памятник Ленину. Раньше он был занят серьезным разговором с рабочим и матросом. Местные жители прозвали скульптурную композицию «на троих». Сейчас вождь стоит один. Вечером его одиночество скрашивает молодежь, которая приходит к подножью тусоваться.

– Заметь, Ленин указывает в сторону фабрики, – язвит мой гид, – а молодые егорьевцы вовсе не спешат записываться в ряды пролетариата.

К фабрике спуститься все же стоило – красное кирпичное здание с часовой башней, построенное еще в 1897 году на берегу реки Гуслица, смотрится красиво, аккуратно, как и вся центральная часть города.

Множество церквей и храмов придают Егорьевску уют и гармоничность подлинно русского провинциального городка. Многие из них только восстанавливаются, как, например, массивный старообрядческий храм св. Георгия Победоносца – крупнейший в России, или архитектурный ансамбль при Троицком храме.

К автовокзалу мы возвращались по той же Соловьиной тропе. Справа от нее – пустырь, слева – покосившиеся домики, до того старые, что не верится, будто в них кто-то может жить. Всего в десяти шагах от центра! Но даже эту характерную особенность многих российских городов тут же прощаешь, стоит подумать, что скоро частный сектор снесут, и на его месте вырастут многоквартирные дома или очередной торгово-развлекательный центр. Вряд ли это добавит провинции очарования. Хорошо, что мне Егорьевск запомнится именно таким, каким я его в первый раз увидела.

Дарья ЧАЛИКОВА


К началу ^

Свежий номер
Свежий номер
Предыдущий номер
Предыдущий номер
Выбрать из архива