![]() |
Журнал для честолюбцев
Издается с мая 1924 года
Студенческий меридиан |
|
|
Рубрики журнала
От редакции
Выпуском журнала занимался коллектив журналистов, литераторов, художников, фотографов. Мы готовим рассказ о коллегах и об их ярких, заметных публикациях. А сейчас назову тех, кто оформлял СтМ с 1990-х до 2013-го. Большая часть обложек и фоторепортажей – творческая работа Игоря Яковлева. Наши партнеры
|
Номер 02, 2008Школа вожатского мастерства «Палитра»: Рядом с детствомСегодня во многих крупных и далеко не педагогических вузах, возрождаются школы вожатского мастерства. Но если одни существуют давно и количество их участников уже перевалило за несколько сотен, как в университете МАТИ, то другие только начинают свой путь. Чем же так популярно вожатство? Почему студенты вместо того, чтобы законно отдохнуть на летних и зимних каникулах, снаряжаются в лагеря и возятся с детьми? Уж, конечно, не ради денег – увы, но социальные работники, тем более студенты, тем более непрофильных вузов, никогда не были высокооплачиваемыми специалистами. «Ст.М» решил наведаться в гости в МИСИ. Там школа вожатского мастерства «Палитра» существует всего два года, но уже успела совершить немало добрых дел. А если попробовать?
Когда Антон поступил в институт, он ожидал, что увидит в МИСИ бурлящую жизнь. Но... Учеба, учеба и еще раз учеба – ни намека на творчество. А сил много. Куда их приложить? Так продолжалось два года, пока друзья не позвали пройти школу вожатых в его родном городе Саранске. Там вожатское движение, даже не смотря на перестроечное лихолетье, никогда не утихало. – Считается, что в Саранске одна из лучших школ, – говорит Антон, – там с детьми по-другому работают. Больше внимания обращают на то, что игра (основной инструмент вожатого) – всего лишь способ, а не самоцель. Способ развить способности ребенка, направить, подстегнуть его интерес к учебе и желание узнавать новое. Антону есть с чем сравнивать – потом он не раз видел, по каким принципам строится работа с детьми в московских школах. В результате такого сравнения и возникла мысль создать свою собственную школу, соединив методики провинциальных и столичных организаций. Взять от всех понемногу лучшее. Со своим проектом Антон пришел в профком родного вуза. Там с радостью поддержали идею. Все остальное – дело техники. Расклеили объявления по институту, пригласили желающих на первый ознакомительный сбор. – Страшно боялся, что ни кто не откликнется, – вспоминает активист. – Думал, хорошо, если придут хотя бы два-три человека – уже можно работать. Боялся напрасно – собралось человек тридцать. Половина из них – костяк теперешней «Палитры» – крепко сбитая команда из веселых, открытых молодых людей, страстно влюбленных в дело. Технарям даже проще
Но не только мышление – конкретные знания, полученные в школе вожатых, тоже помогают. А как же? Основы психологии детей и подростков, медицины, если вдруг придется оказать первую помощь. А еще нужно освоить с сотню всевозможных игр, считалок, сказок, прибауток. Все это запомнить не составит труда, если тебе действительно интересно. Обучали в школе вожатых специально приглашенные студенты – психологи и медики, а также свои, вузовские гуманитарии – преподаватели психологии и социологии. После успешной сдачи выпускного экзамена желающих распределяли по детским лагерям. Для многих первая смена оказалось серьезной проверкой. Кто-то вернулся счастливым, а кто-то осознал, что это – не его. Что ж, как опыт – тоже хорошо. Ты – авторитетА опыт в лагере приобретается колоссальный. Студенты в один голос заявляют, что работа с детьми помогает найти общий язык с любым взрослым. Именно так, а не наоборот – сначала научись контачить с ребенком. Ведь каждый из них – прежде всего личность, которую нужно как минимум уважать. Вожатый может многому научиться у своих подопечных – например, искренности и открытости, чего многим взрослым не хватает. «Работа с детьми – это мое, то есть наше», – в один голос заявляют стройотрядовцы МИСИ. «Мое» – это когда после лагерной смены снова тянет увидеть детей, с которыми только что расстался. За лагерную смену худеешь килограммов на пять, потом несколько дней отсыпаешься, потом жадно набрасываешься на все недиетическое. Лагерь – совершенно особенный мир, в котором ты становишься авторитетом сразу для всех детей в смене, и даже нравится быть в напряжении, недосыпать, недоедать. Потому что знаешь, что твои душевные и физические силы не пропали даром. Это особенно остро ощущаешь в последние дни смены, когда дети не хотят с тобой расставаться, кто-то даже плачет. Да и у самого от предстоящей разлуки кошки на душе скребут – ведь каждому ты отдал частичку своего тепла. Они такие разныеРабота с детьми – труд, и труд колоссальный. Полюби ребенка, найди к нему подход – только декларировать легко. А на самом деле... Легко полюбить покладистого, открытого, чистенького – этакого ангелочка. А драчливого, делающего (специально!) все наперекор? Особенно если и другие начинают ему подражать, и в конце-концов в группе начинается полный разлад. – Есть такие дешевые методы, когда вожатый, и таких примеров сколько хочешь, потворствует подопечным, разрешает им ругаться, курить и пить. Но это не наш метод! – авторитетно заявляет Антон. У каждого участника «Палитры» наберется несколько историй со счастливым концом, когда удавалось найти взаимопонимание с детьми. Истории эти не зря хорошо помнятся. – Однажды мне достался очень сложный отряд, – вспоминает Мария Бокарева, – а все из-за того, что там был мальчик, который все делал назло. Он и других детей так настраивал. Я перепробовала все методы, пока не решила относиться к нему как к пятилетнему ребенку: обращалась с ним очень-очень ласково, с улыбкой, играючи. Оказалось, он только так и понимает. Сразу исправился и весь отряд – за ним. – А я никогда не забуду другого типчика. Олежкой звали, – откровенничает Михаил. – Он умудрялся все время куда-то запропаститься, причем явно не со зла. И именно в тот момент, когда все должны быть в сборе. Например, строимся ли мы на линейку или все идем на завтрак, а его нет. Так и помню, как вечно бегал по всему лагерю и искал этого Олежку. Сделал вывод: детей с самого начала смены нужно настраивать, чтобы они говорили вожатому, куда собираются и зачем. – И у меня такой случай был, – присоединился к коллегам Антон. – Попалась девочка очень сложная. Измучился я с ней. А один раз иду мимо беседки и вижу, что она там плачет одна. Я к ней подсел и аккуратно расспросил. Выяснилось, что у нее непростые взаимоотношения с родителями, особенно с отчимом. Отсюда и поведение. Ей кажется, что она никогда не найдет себе друзей, которые будут ее понимать и ценить. Я сам чуть не расплакался. Сказал, что у нее все в жизни будет хорошо: друзья, любовь – все будет. Она поверила. С этого момента ребенка как подменили: спокойная, веселая, добрая. Детям часто не хватает элементарного внимания. Как и взрослым, кстати. С маленькими детьми понятно – для них двадцатилетние вожатые – авторитетные дяди и тети. А если ребенок уже и не ребенок, а шестнадцатилетний дылда? Оказывается, методы остаются теми же. Сначала выявить лидера, заводилу и стать ему добрым, но все же старшим другом. Если его поддержкой заручился, и с другими легко договоришься. Школа взаимоотношенийРебята из «Палитры» уверены, что вожатсво – еще и хорошая школа жизни. И не только вожатство – любая общественная работа развивает человека, придает ему уверенности, а главное – дает бесценный опыт строить взаимоотношения с разными людьми. Родители активистов тоже заметили, что их дети изменились. Стали спокойнее и не в пример ответственнее. Даже в отношении к младшим братьям и сестрам. Вожатые и дома, как на смене, – помнят, что они воспитатели и пример. А потому – никаких вредных привычек! Жаль, не все вузовские преподаватели одобряют их общественные занятия. Ревнуют к своим предметам. Хотя многие из «Палитры» учатся отлично и уверены: если человек сам хочет хорошо учиться, никакой стройотряд не помешает. – Главное, – уверены студенты, – самим не уходить из детства. Мы, например, обожаем играть, особенно если пасмурно на душе. Хотите с нами? Конечно, я хотела. Мы дружно встали в круг и изобразили нечто вроде ладушек, только в очень быстром темпе. Я даже немного запыхалась. Зато было весело, особенно когда не попадала в ритм. Теперь могу засвидетельствовать – работает! Может, стоит попробовать завести такой обычай и в редакции? Дарья ЧАЛИКОВА
|
|
| © При использовании авторских материалов, опубликованных на сайте, ссылка на www.stm.ru обязательна | ||