![]() |
Журнал для честолюбцев
Издается с мая 1924 года
Студенческий меридиан |
|
|
Рубрики журнала
От редакции
Выпуском журнала занимался коллектив журналистов, литераторов, художников, фотографов. Мы готовим рассказ о коллегах и об их ярких, заметных публикациях. А сейчас назову тех, кто оформлял СтМ с 1990-х до 2013-го. Большая часть обложек и фоторепортажей – творческая работа Игоря Яковлева. Наши партнеры
|
Номер 02, 2008Под землей трамвай идетПочему в Москве решили строить метро... Кто и как его создавал... Когда пустили первую очередь... Какими станциями шел первый поезд... Как сражался в годы Отечественной войны бронепоезд «Московский метрополитен»... Какая станция самая красивая... Как проходили в метро, когда не было нынешних автоматов... Сколько ступенек у всех эскалаторов... Музей называется «народным» не только потому, что вход туда бесплатный, так же, как и просмотр в кинозале интересных фильмов, таких как «Московское чудо», а потому что фонды и экспозиции собирали по крупицам энтузиасты-метрополитеновцы. Именно они занимались поиском и подбором документов, фотографий, образцов различного оборудования, снятого с эксплуатации. Созданию музея помогали и дирекция московского метро, и библиотека имени Ленина, и архив кино-фотодокументов, а также ветераны, сохранившие памятные снимки, дипломы, награды, грамоты. В ноябре 1967 года состоялось открытие музея: перед посетителями предстала история строительства и развития первой в стране подземной магистрали. При входе в зал музея сразу бросаются в глаза стихи Владимира Маяковского: Под землей товарищ крот Эти орудия производства лежат под картиной. Сейчас они кажутся примитивными, но именно ими ударники-стахановцы пробили километры туннелей. Фотография 1935 года, где метростроевцы идут на демонстрации с плакатами, – видны надписи: «Есть метро!» Небольшой стенд посвящен машинисту Михаилу Шполянскому, который 15 октября 1934 года провел первый поезд по опытному участку от станции «Комсомольская» до станции «Сокольники». Так заработало первое в СССР метро, разгрузив наземные трассы и позволив людям быстро добираться в любые концы столицы. В 1931–1935 годы были построены станции метро «Библиотека им. В.И. Ленина», «Чистые пруды», «Арбатская», «Александровский сад». За 1936–1940 годы пущены станции «Динамо», «Белорусская», «Киевская». Даже в 1941–1945 годах были созданы семь станций. В экспозиции есть специальная тема «Метрополитен в годы Великой Отечественной войны». В то тяжелое время московская подземка с утра до 21 часа перевозила пассажиров, а ночью служила бомбоубежищем. На снимках видно, как москвичи с детишками на руках спускаются на ночлег по эскалаторам. В 1941 году в самом глубоком тогда вестибюле, на станции «Маяковская», состоялось совещание военачальников, где выступил Сталин. Уже в послевоенные годы метростроевцы организовали экспедицию в Белгородскую область, чтобы подробнее выяснить судьбы членов экипажа бронепоезда. Во время встреч с участниками боев 1943 года был найден очевидец событий – Николай Рыльцов, который помогал отцу восстанавливать рельсовый путь для состава. Именно с его слов неизвестный художник писал картину, которую нашли в сарайчике, привезли в Москву, реставрировали и поместили в музее. В наше время по линиям метро ходят вагоны, оборудованные в память о военных годах, – так называемые «именные» поезда. Год назад обновлено внешнее и внутреннее оформление поезда «Народный ополченец», курсирующего по замоскворецкой линии. Теперь в его салонах размещены плакаты, рассказывающие об истории 18-й дивизии народного ополчения Москвы, а также о работе метро в годы войны. По сокольнической линии метро ходит поезд «Курская дуга». Особое внимание в зале на третьем этаже привлекают различные виды технического оборудования, использованного в метро. Там представлены тележки, на которых покоится кузов вагона; обрезки рельсов и подведенные к ним кабели; телефоны разных конструкций, в том числе стрелочный, тут же мигают огни светофора автоблокировки. В боковых зальчиках воспроизведена будка машиниста с панелью управления и отдельно на тумбе – старый реверс (ручка управления); модели и фото вагонов разных времен и видов. На втором этаже музея целый зал отведен архитектуре станций метрополитена, которые являются не только сложнейшими инженерными сооружениями, но и выдающимися произведениями архитектуры, отмеченными международными премиями. Здесь же под стеклом хранятся два больших красивых диплома с изображениями медалей, которые были вручены в 1937 году в Париже на Всемирной архитектурной выставке архитекторам Н.А. Быковой за оформление станции «Сокольники» и А.Н. Душкину – автору интерьера станции «Кропоткинская». В оформлении станций было применено 20 видов мрамора, что представлено на стенде музея вместе с картой СССР. Здесь мы видим образцы мрамора с Урала, Алтая, из Армении, Узбекистана. Использовалась также декоративная керамика, римская флорентийская мозаика, фрески, скульптура, что можно увидеть на фотографиях. В небольшом кинозале экспонаты, дипломы, подарки рассказывают о дружбе московских метрополитеновцев с коллегами из разных городов России, СНГ и Западной Европы. Особенно выделяется большой бронзовый орел с часами на изящной мраморной подставке. Здесь же на просмотре фильма «Московское чудо» можно узнать поразительные сведения: на долю столичного метро приходится более 50% общегородских перевозок пассажиров; в сутки оно перевозит не менее 9 млн пассажиров; общее количество станций – 172; число эскалаторов – 616, а ступеней – 166717. В музее активно внедряются передовые технологии, использующие компьютерные базы данных, что позволяет постоянно совершенствовать экспозицию. Проводятся видеоэкскурсии, которые позволяют совершить небольшое путешествие по метрополитенам других городов. Основные посетители музея – школьники, учащиеся техникумов и училищ, студенты. Для них это не только знакомство с работой крупнейшей транспортной системой Москвы, но и со многими профессиями, которые они, возможно, выберут как главную дорогу в своей дальнейшей жизни. Владимир ЛЕБЕДЕВ Фото Бориса ТРУСКОВА
|
|
| © При использовании авторских материалов, опубликованных на сайте, ссылка на www.stm.ru обязательна | ||