Выпуском журнала занимался коллектив журналистов, литераторов, художников, фотографов. Мы готовим рассказ о коллегах и об их ярких, заметных публикациях.
А сейчас назову тех, кто оформлял СтМ с 1990-х до 2013-го.
Главный художник Александр Архутик,
мастер компьютерного дизайна Алексей Колганов
и фотограф Игорь Яковлев.
Большая часть обложек и фоторепортажей – творческая работа Игоря Яковлева.
Надеюсь, что нам удастся представить Вам увлекательную историю создания и деятельности СтМ.
Юрий Ростовцев, гл. редактор
«Студенческого меридиана», журнала,
которому я с удовольствием служил
с 1977 по 2013 годы.
Прошла неделя, другая... И вот преподавателя с его студентами пригласили
в дом Фаворского.
Прямо в мастерской, где долгие годы работал прославленный гравер, состоялась
импровизированная презентация многострадальной книжечки «Семь чудес» – с серией
гравюр, сделанных В.А. Фаворским в 1929 году к стихотворным загадкам С.Я. Маршака.
Работа мастера любопытна еще и тем, что это единственный случай в его практике,
когда книжка проиллюстрирована ксилографиями, выполненными в цвете.
Принимал молодое поколение Иван Дмитриевич Шаховской – внук В.А. Фаворского.
Каждому участнику проекта он подарил по экземпляру издания, к которому и они,
студенты, руку приложили. Затем добродушный хозяин показал авторские доски и инструменты
мастера, а также богатейшее графическое наследие Фаворского, бережно сохраняющееся
в доме, который он сам строил, где продолжают жить и творить второе и третье поколения
талантливой русской семьи.
Говоря об этой замечательной семье, нельзя не вспомнить Никиту и Ивана Фаворских
– двух талантливых художников, сыновей Владимира Андреевича. Студентами оба ушли
воевать с фашизмом и погибли.
Захотела познакомиться с начинающими художниками и Мария Андреевна Фаворская,
дочь художника. «Самый младший персонаж гравюры «Самовар», – так она себя сама
охарактеризовала.
Мария Андреевна занимается декоративно-прикладным искусством. Ее муж Дмитрий
Михайлович Шаховской – скульптор. Их сын Иван Дмитриевич, гостеприимно принимавший
нас, – тоже художник. Раскроем маленький секрет: когда-то он вместе с Владимиром
Кортовичем тоже учился в полиграфическом институте.
О мастере книги
Я воспринимал рисование, как приятное занятие, не собирался кого-нибудь поучать
или вести за собой...
А когда вошел в мир искусства и понял красоту его, то захотелось, чтобы другие
также видели его, научить их видеть этот мир.
В. Фаворский.
Владимир Андреевич Фаворский (1886–1964) – выдающийся мастер русской гравюры
и книжного дизайна, иллюстратор, искусствовед, сценограф, живописец-монументалист,
педагог и теоретик искусства. Действительный член Академии художеств СССР (1962),
Народный художник СССР (1963).
Обращаясь к творческому прочтению литературного произведения, художник стремился
определить, чьими глазами увиден тот мир, в котором живут и действуют герои, с
точки зрения каждого попробовать посмотреть на все то, что изобразил в словесных
образах писатель.
В его гравюрах к «Слову о полку Игореве», рассказам Льва Толстого, произведениям
А.С. Пушкина нашли выражение основные художественные принципы.
Фаворский считал, что, как и архитектурные формы или формы прикладного искусства,
книжный орнамент является одним из активных выразителей стиля. Кроме того, искусствоведы
выделяют некую систему приемов Фаворского для передачи действия, длящегося во
времени:
– совмещение в пределах одной композиции изображений событий, совершающихся
в разное время и в разных пространственных планах;
– многофигурные иллюстрации, где действие-завязка и действие-развязка изображались
за пределами основной композиции в виде своеобразного обрамления;
– принцип «повествовательных» серий: начало действия в заставке – узловые
моменты в страничных и разворотных иллюстрациях – маленькие иллюстрации прямо
напротив соответствующего текста – завершение действия в концовке.
Событие, длящееся во времени, может быть изображено по-разному: реалистично
и метафорично (с применением символики и аллегории).