Студенческий меридиан
Журнал для честолюбцев
Издается с мая 1924 года

Студенческий меридиан

Найти
Рубрики журнала
40 фактов alma mater vip-лекция абитура адреналин азбука для двоих актуально актуальный разговор акулы бизнеса акция анекдоты афиша беседа с ректором беседы о поэзии благотворительность боди-арт братья по разуму версия вечно молодая античность взгляд в будущее вопрос на засыпку встреча вузы online галерея главная тема год молодежи год семьи гражданская смена гранты дата дебют девушка с обложки день влюбленных диалог поколений для контроля толпы добрые вести естественный отбор живая классика загадка остается загадкой закон о молодежи звезда звезды здоровье идеал инженер года инициатива интернет-бум инфо инфонаука история рока каникулы коллеги компакт-обзор конкурс конспекты контакты креатив криминальные истории ликбез литературная кухня личность личность в истории личный опыт любовь и муза любопытно мастер-класс место встречи многоликая россия мой учитель молодая семья молодая, да ранняя молодежный проект молодой, да ранний молодые, да ранние монолог музей на заметку на заметку абитуриенту на злобу дня нарочно не придумаешь научные сферы наш сериал: за кулисами разведки наша музыка наши публикации наши учителя новости онлайн новости рока новые альбомы новый год НТТМ-2012 обложка общество равных возможностей отстояли москву официально память педотряд перекличка фестивалей письма о главном поп-корнер портрет посвящение в студенты посмотри постер поступок поход в театр поэзия праздник практика практикум пресс-тур приключения проблема прогулки по москве проза профи публицистика путешествие рассказ рассказики резонанс репортаж рсм-фестиваль с наступающим! салон самоуправление сенсация след в жизни со всего света событие советы первокурснику содержание номера социум социум спешите учиться спорт стань лидером страна читателей страницы жизни стройотряд студотряд судьба театр художника техно традиции тропинка тропинка в прошлое тусовка увлечение уроки выживания фестос фильмоскоп фитнес фотокласс фоторепортаж хранители чарт-топпер что новенького? шаг в будущее экскурс экспедиция эксперимент экспо-наука 2003 экстрим электронная москва электронный мир юбилей юридическая консультация юридический практикум язык нашего единства
От редакции

Выпуском  журнала занимался коллектив журналистов, литераторов, художников, фотографов. Мы готовим рассказ о  коллегах и  об их ярких, заметных публикациях.

А сейчас назову тех, кто оформлял СтМ с 1990-х до 2013-го.

Главный художник Александр Архутик,
мастер компьютерного дизайна Алексей Колганов
и фотограф Игорь Яковлев.

Большая часть обложек и фоторепортажей – творческая работа Игоря Яковлева.

Надеюсь, что нам удастся представить Вам  увлекательную историю создания и деятельности  СтМ.

Юрий Ростовцев, гл. редактор
«Студенческого меридиана», журнала,
которому я с удовольствием служил
с 1977 по 2013 годы.

Наши партнеры










Номер 04, 2003

Страховка от неудачи

Приходит момент, когда даже, казалось бы, самую беспечную студенческую жизнь омрачает маячащее на горизонте облачко будущего: а получу ли я то, к чему стремлюсь, а вдруг не устроится? Будьте уверены, все эти "а если" да "а вдруг" повалятся на вашу голову еще более стремительно, как только вы окажетесь за порогом уютной альма-матер. Детство кончится, начнется взрослая жизнь. О том, как развить духовные способности и при этом защитить себя от творческих и деловых неудач, а также от чувства неудовлетворенности и прочих "прелестей" взрослой жизни, лучше спросить у нашего постоянного консультанта Владимира Шадрикова, видного ученого и автора множества работ по психологии, в частности первой в России книги "Мир внутренней жизни человека".

- Владимир Дмитриевич, первый вопрос к вам как к автору уникальной работы о внутреннем мире человека. Что такое духовные способности, чем они отличаются от других, скажем, творческих способностей?

- Для духовного состояния свойственны внутреннее равновесие, расширение сознания, яркость и ясность отражения действительности. Углубленное понимание собственного "я", четкость ориентировки в прошлом, настоящем и будущем, глубокое проникновение в ситуацию и любую проблему, уверенность в своих силах, широта и проницательность мышления создают оптимистичный настрой. Все это присутствует как в практической жизни, так и в научном поиске и в искусстве. И сопровождается сильными положительными эмоциями - любовью к женщине, к отечеству, к Богу. Эти эмоции суперинтеллектуальны, они побуждают ум к новым начинаниям, а волю - к упорству. Возникает реальный шанс выйти за рамки рационального поиска на вершину творчества и сделать открытие.

- То есть это высшее проявление творческих дарований. Как же развить в себе духовные способности, чтобы достичь столь высоких результатов?

- Развитие духовных способностей прежде всего связано с развитием человека как личности, а как личности мы совершенствуемся прежде всего в ценностных отношениях с другими людьми. Причем главная ценность - в нравственных и этических проблемах.

- У вас в книге прослеживается некая взаимосвязь между развитой духовностью и цельностью натуры. Действительно ли, если человек совершенствуется духовно - с установкой на добро и позитив, то он чувствует себя комфортно?

- Не обязательно... Духовно развитый человек активно подключает подсознание, а это способствует более глубокому пониманию той или иной проблемы. Когда вы осознаете происходящее целостно, вам психологически легче, только и всего: счастливее от этого осознания вы все равно не станете.

- Чем ты более развит в духовном плане, тем тоньше чувствуешь происходящее, что называется, горе от ума...

- Ум еще не есть духовность, а даже наоборот, ум всегда эгоистичен, а это противоречит морали и нравственным идеалам как основе духовных способностей. Поэтому тонко чувствующий человек - человек страдающий.

- Но ведь страдания суть несчастье.

- Нет, нет. Когда человек чувствует себя счастливым? Когда удовлетворяет свои потребности. Согласны? Духовно развиваясь, вы в то же время усложняете и свои потребности. А если они развиты по максимуму, у вас гораздо больше возможностей получить положительные эмоции от их удовлетворения. Потребности разные, множество способов их реализовать - не только заработать побольше денег, но и сходить в консерваторию, прочитать интересную книгу, нарисовать картину маслом. Чем больше потребностей "закрываете", тем жизнь эмоционально насыщеннее. Принцип удовольствия в этом случае "играет" в полной мере. С другой стороны, чем больше потребностей, тем больше шансов их не удовлетворить, а значит, получить всю гамму отрицательных эмоций. Тут уж, как в той песне, думайте сами, решайте сами... Духовное развитие связано с усложнением внутреннего мира. Внутренняя жизнь складывается из сложных переплетений плюсов и минусов. Это не плохо и не хорошо.

- К минусам можно отнести то, что духовным людям сложнее общаться. Как решить проблему взаимопонимания?

- Чтобы не испытывать дискомфорта, надо найти "свою стаю", близких по духу людей, чьи жизненные установки сходны с вашими.

- А вдруг напорешься не на "своих": как уберечь себя от общения с нежелательными людьми?

- Простой совет: выстраивать свои отношения с малознакомыми людьми осторожно, не вдаваясь с ходу в тонкие материи и нравственные категории. В зависимости от того, как человек перед вами раскрывается, вы либо углубите ваши отношения, либо - как только поймете, что у вашего знакомого другие ценности, - свернете их до минимума.

- Насколько житейские обстоятельства, личная жизнь могут влиять на творческую и деловую деятельность, на развитие способностей?

- Помните, говоря о духовном состоянии, мы коснулись суперинтеллектуальных способностей? Так вот, это не столько способности, сколько эмоциональное познание, порождающее новую мысль. Хорошее настроение активирует ваши умственные способности, на этом фоне любые задачи и проблемы решаются легче. Более того, бывают эмоции - потрясения души. Они могут породить новую идею, подтолкнуть человека к изобретению. Любые положительные эмоции повышают ваш потенциал - как интеллектуальный, так и творческий. Негативные же эмоции тормозят проявление способностей. Вообще внутреннее состояние человека очень сильно влияет на результаты его деятельности, в том числе и умственной.

- Но ведь известно, что развитию творческих и духовных способностей способствуют именно переживания.

- Да, чтобы писать, надо быть самому интересным для других. А чтобы быть интересным, надо знать, что сказать другим, а для этого необходим личный эмоциональный опыт - и негативный в том числе.

- Как не сломаться в жизненных коллизиях, а, наоборот, поставить их в услужение своим творческим целям?

- Вряд ли жизненные невзгоды можно впрямую обратить себе на пользу. А дабы их преодолеть, надо иметь определенную твердость духа, то есть четкую цель. Есть цель в жизни - есть к чему стремиться, есть стимул преодолеть жизненные препятствия. Если вы писатель, журналист, социолог, психолог, историк, то всяческие препоны вам только на руку. Оборачивайте жизненные невзгоды в средство достижения главной жизненной цели - познать людей и отношения между ними. Вот вам пример Достоевского: был страшный карточный игрок, и те чувства, которые он испытал, проигрывая состояния, нарушая обеты, смог изложить в книге. Но, заметьте, не каждую жизненную беду легко обратить в пользу. Есть вещи, которые всегда останутся злом для человека. Скажем, погиб сын...

- У Достоевского это горе вылилось в "Братья Карамазовы".

- А у другого выльется в то, что он заболеет, пустит пулю в лоб, и закончится жизнь без всякого использования этого негативного фактора. Сколько людей ломается, попадает в психбольницы... Так что не каждую невзгоду можно обратить на пользу, ее можно пережить, осмыслить как-то, но от нее нельзя уйти. Это факт, с которым приходится мириться.

- Ну, а от неудач в творчестве и на работе себя как спасти?

- Не надо спасать себя от деловых неудач ни в коем случае. Провалы и неуспехи в деле - это закономерное следствие любого творческого процесса. Не бойтесь спотыкаться. Ошибаться надо: любая неудача заставляет вас искать иные способы работы и творчества, в результате вы развиваете свои навыки, знания и способности. Через ошибки мы продвигаемся к решению той проблемы, которой занимаемся, делаем выводы, выбираем правильную тактику. А это в конечном счете не так уж плохо.

- Бывают периоды, когда руки опускаются, и все хочется бросить: учебу, диссертацию. Как это перебороть в себе и как вообще научиться самоконтролю?

- Не всегда это нужно перебарывать. Надо сначала разобраться, в чем причина такой апатии. Бывает, влюбился человек, страсть захватила, бросает учебу. И объект твоей страсти не дал почувствовать, что от тебя не ждут таких жертв. Это ситуация, когда молодой человек бросает начатое дело под влиянием другого жизненно важного для него, но напрямую не связанного с учебой фактора. Другая ситуация - семейная: он женился, родители не одобряют, отказали в материальной поддержке, родился ребенок, надо идти работать. Студент бросает учебу. Нормальная ситуация: прерывать обучение не трагедия, ведь жизнь многогранна, его величество случай - дело важное... Вообще мы недооцениваем значение поступка и случая, вся наша жизнь - цепь событий и только, и именно они определяют характерные особенности нашего внутреннего мира.

- Хорошо, бросил учебу, а дальше-то что?

- Главное, это надо делать осмысленно, с учетом последствий. Оформите академический отпуск, тем самым обозначите право восстановиться в любое удобное для вас время. Ведь закон предполагает перерыв в учебе, и если декан препятствует, он поступает вопреки закону. В ситуации, когда вы чувствуете - за двумя зайцами не угнаться, надо принять юридически правильное решение. Иначе дальше проблемы начнут наворачиваться как снежный ком: бросил, не оформил, да ладно... а потом тебя отчисляют за неуспеваемость. Многие, кстати, на этом спотыкаются. Поймите одно: не стоит из-за любви или работы строить драму вселенского масштаба. Взвесьте, что для вас важнее в данный момент - учеба или нечто другое, и выберите что-нибудь одно, только не паникуйте и уходите из вуза достойно, с оформленными документами: через какое-то время захочется вернуться к учебе, и вернетесь, ибо задел уже есть. А если нет, значит, вас ждет другая дорога, и не факт, что плохая.

- А если студента не устраивает выбранная специальность, что делать? Менять коней на переправе?

- Почему бы и нет? Когда нет интереса к учебе, материал плохо осваивается, низкая успеваемость, негативное душевное состояние - стоит задуматься, а соответствуешь ли ты в принципе выбранной профессии. Если нет, меняйте вуз, специальность. Ибо, как говорится в теории профотбора, ошибка в выборе профессии - это ошибка, которая мстит за себя всю оставшуюся жизнь.

- Получается, менять профессию никогда не поздно?

- Конечно. Особенно в возрасте 20 - 30 лет. Наоборот, если вы чувствуете, что не тянете в данной специальности, есть повод задуматься. Ищите, выбирайте, переходите с одной работы на другую. Это не страшно, а главное не противоестественно. Ведь, по сути, вы ищете себя. Помните правило: если есть потребность, ее надо удовлетворить. Так вот, даже работая в относительно хорошем месте, не мешает задуматься о карьерном росте. Если в данной фирме перспектив нет, попробуйте себя в другой. А знаете почему? Потому что статистика показывает: в общей массе те, кто периодически меняет работу, выигрывают больше, чем те, кто всю жизнь сидит на одном месте.

- Вернемся к вашей книге. В жизни человека вы выделяете большой период профессионального становления (18 - 35 лет) - период сомнений в сделанных выборах и решениях, период внутреннего конфликта. Как справиться с этой раздвоенностью и неуверенностью в себе? С этим сталкивается практически каждый из нас, выходя в "открытое плавание".

- Все правильно, ты вышел из вуза светлый, чистый, ни за что не отвечающий, кроме самого себя. И вдруг стал свободным и ответственным за свой выбор. Чем больше свободы выбора и возможностей, тем больше конфликтов личных интересов. Не ты один, все хотят получить стабильную перспективную, высокооплачиваемую работу. Как реализовать мечту - твое личное дело. Не всегда люди решают эту проблему с позиций Нагорной проповеди Христа, морального кодекса строителя коммунизма и по совести. Избирательная кампания, когда на одно депутатское место претендуют пять человек, наглядно показывает (правда, в гипертрофированных масштабах), какие используются методы...

- Опять возвращаемся к конфликту между разумом и совестью: кто кого съест.

- Ну почему же? В жизни все намного сложнее и проще. Сложнее, потому что нет той однозначности. Проще, потому что, пожалуйста, можешь найти себя на другом месте, в другой профессии. Реализуй себя, кто мешает?..

- Страшно, что дело, которое собираешься начать, у тебя не получится.

- Согласен, смена профессии или места работы - тоже конфликт, который не каждый в состоянии разрешить. Когда он затягивается, возникает негативное состояние, вплоть до истерии. Надо решаться и рисковать, если дело, конечно, стоит того. Важно не бояться. Поверьте, потенциально каждый может сейчас открыть свое дело - даже новую фирму, новый журнал. Но при этом всегда есть и будет риск, и никто вам не подскажет, удастся дело или нет. Есть одна заповедь, советую всем молодым людям запомнить ее: не надейтесь, что кто-то выстроит вам жизнь, никто не даст вам рецептов на все случаи. Вы сами вольны выбирать свой жизненный путь, пусть будут ошибки, но это ваши ошибки, а не чьи-то.

Возьмем начало 1990-х: новая экономическая ситуация. Люди старше 40 лет, кто при должностях, не включились в новый поток жизни, а молодежь, которой терять было нечего, стала активно осваивать новые возможности. Теперь многие, кто использовал ситуацию, имеют свое дело, неплохо живут. Да, конечно, все это личностно обусловлено, но ведь ты свободен в выборе. Боялся расстаться с относительной стабильностью - остаешься при ней. Рискнул - получил свое "шампанское". Я говорю об относительно честных путях риска, а не тех, когда тебе отвалили алюминиевую отрасль неизвестно за что. И сейчас, я уверен, все не так уж стабильно - можно искать свою нишу.

- Легко сказать, но как быть с теми чувствами неопределенности, нестабильности будущего, которые с особой остротой возникают по окончании вуза?

- Чувства не первичны, они всегда - следствие неудовлетворенных потребностей в различных их модификациях: начиная от потребности в пище и одежде и кончая потребностью в карьере, социальном статусе, уважении. Это самый тяжелый период, когда притязания сформировались, а вот с возможностями проблемы. Возникает ощущение нестабильности, причина - в неудовлетворенности, а в чем причина неудовлетворенности - разбираться вам самим. Займитесь самоанализом. Не получается - обратитесь к психоаналитику, чтобы совместно проследить жизненный путь, выявить интересы, устремления и способы их реализации. Работайте с первопричиной и не жалейте на это ни времени, ни, может быть, денег. Нереализованные желания разрушают человека изнутри, успешное преодоление таких вот внутренних кризисов создает условия для самореализации человека и его полноценной жизни.

- Первопричина у всех разная. Один чувствует себя ущербным, потому что зарабатывает меньше, чем его друг Вася Пупкин, а другой не доволен, что погряз в серости буден и рутинной работе, нужна эстетическая подзарядка.

- Опять-таки: кто мешает? Возьми и заработай столько, сколько тебе нужно, и ходи два раза в месяц в консерваторию и театр. Но в любом случае мы упираемся в одну первопричину: нужна деятельность (а не бездейство), способная удовлетворить ваши потребности. Работа обеспечит тебе социальный статус, а заодно, удовлетворит духовные притязания.

- Хочешь быть счастливым - будь им. Но ведь именно в карьерных интересах человеку приходится поступаться личными интересами, выполнять нелюбимую работу только с одной целью - заработать. Как избежать этого конфликта?

- Этих конфликтов не избежать. Они есть в жизни каждого человека, даже у самых, казалось бы, преуспевающих. Только они разные. Поэтому не стоит относиться к ним как к небывалому феномену. Думаете, у Толстого с Достоевским не было чувства неудовлетворенности? И вообще с чувствами не надо бороться, они обогащают наш внутренний мир, "учат" нас.

- Но в некоторых патологических случаях эти чувства доводят и до суицида. Как же найти в себе стержень, который не дал бы негативным эмоциям завладеть разумом?

- Стержень, иными словами, это и есть твоя личность, твои интересы, способности и нравственные начала, зачастую они противоречат друг другу. Человек по своей природе нравственно ненадежен, но, как говорят отцы церкви, ты свободен в выборе: к храму идти или от храма. Ты и только ты можешь принять решение, на основе каких ценностей строить жизнь. Одно могу сказать: человек, ориентирующийся на нравственные и этические ценности, в целом получает позитивный жизненный настрой. А это какой-никакой залог успеха в работе и творчестве.

Беседовала Наталья ЕМЕЛЬЯНОВА


К началу ^

Свежий номер
Свежий номер
Предыдущий номер
Предыдущий номер
Выбрать из архива