Студенческий меридиан
Журнал для честолюбцев
Издается с мая 1924 года

Студенческий меридиан

Найти
Рубрики журнала
40 фактов alma mater абитура адреналин азбука для двоих актуально актуальный разговор акулы бизнеса акция анекдоты афиша беседа с ректором беседы о поэзии благотворительность боди-арт братья по разуму версия вечно молодая античность взгляд в будущее вопрос на засыпку встреча вузы online галерея главная тема год молодежи год семьи гражданская смена гранты дата дебют девушка с обложки день влюбленных диалог поколений для контроля толпы добрые вести естественный отбор живая классика загадка остается загадкой закон о молодежи звезда звезды здоровье идеал инженер года инициатива интернет-бум инфо инфонаука история рока каникулы коллеги компакт-обзор конкурс конспекты контакты креатив криминальные истории ликбез литературная кухня личность личность в истории личный опыт любовь и муза любопытно мастер-класс место встречи многоликая россия мой учитель молодая семья молодая, да ранняя молодежный проект молодой, да ранний молодые, да ранние монолог музей на заметку на заметку абитуриенту на злобу дня нарочно не придумаешь научные сферы наш сериал: за кулисами разведки наша музыка наши публикации наши учителя новости онлайн новости рока новые альбомы новый год НТТМ-2012 обложка общество равных возможностей отстояли москву официально память педотряд перекличка фестивалей письма о главном поп-корнер портрет посвящение в студенты посмотри постер поступок поход в театр поэзия праздник практика практикум пресс-тур приключения проблема прогулки по москве проза профи психологический практикум публицистика путешествие рассказ рассказики резонанс репортаж рсм-фестиваль с наступающим! салон самоуправление сенсация след в жизни со всего света событие советы первокурснику содержание номера социум социум спешите учиться спорт стань лидером страна читателей страницы жизни стройотряд студотряд судьба театр художника техно традиции тропинка тропинка в прошлое тусовка увлечение уроки выживания фестос фильмоскоп фитнес фотокласс фоторепортаж хранители чарт-топпер что новенького? шаг в будущее экскурс экспедиция эксперимент экспо-наука 2003 экстрим электронная москва электронный мир юбилей юридическая консультация юридический практикум язык нашего единства
От редакции

Выпуском  журнала занимался коллектив журналистов, литераторов, художников, фотографов. Мы готовим рассказ о  коллегах и  об их ярких, заметных публикациях.

А сейчас назову тех, кто оформлял СтМ с 1990-х до 2013-го.

Главный художник Александр Архутик,
мастер компьютерного дизайна Алексей Колганов
и фотограф Игорь Яковлев.

Большая часть обложек и фоторепортажей – творческая работа Игоря Яковлева.

Надеюсь, что нам удастся представить Вам  увлекательную историю создания и деятельности  СтМ.

Юрий Ростовцев, гл. редактор
«Студенческого меридиана», журнала,
которому я с удовольствием служил
с 1977 по 2013 годы.

Наши партнеры










Номер 01, 2004

Гавриил Попов: Остановить национальное дробление мира

Со времен Вавилонского столпотворения утекло немало воды. Люди не только перестали понимать друг друга, но и заполнили весь земной шар, приспособились к всевозможным природным условиям, научились уничтожать себе подобных и даже претендовать на мировое господство. Но главное: двуногие оформились в нации и принялись искать высшую и главную расу: богоизбранные евреи, гитлеровские арийцы... В конечном счете человечество, известное своей уникальной способностью доводить до крайности любое дело, трансформировало библейскую историю в расовые противоречия и конфликты, национализм и пограничные его проявления - шовинизм и расизм.

Об этом и многом другом рассуждал с трибуны Международного университета в Москве его президент Гавриил Харитонович Попов, выступавший перед студентами с весьма поучительной и увлекательной, а главное, блестяще преподнесенной VIP-лекцией "Нации и национализм".

Welcome!

- Нации и национализм - очень сложная тема. Честно говоря, я колебался: брать ли ее? - признался именитый оратор в начале выступления. - Но все-таки решился по одному очень простому соображению: с каждым годом становится все яснее, что если предыдущий век по преимуществу был веком столкновения классов, то наступившая эпоха становится эпохой национальных конфликтов. Видимо, национальный вопрос будет центральным в формирующемся сейчас постиндустриальном строе. Поэтому мне кажется важным донести до молодых людей мои размышления по этой проблеме.

Дабы сложный лекционный материал воспринимался студентами нагляднее, Гавриил Харитонович разбил выступление на темы и подтемы. Первыми Попов осветил национальные проблемы дореволюционной России.

- Россия сформировалась как многонациональное государство. Это происходило в результате русской экспансии и, следовательно, непрерывного расширения границ. Начиная со времен Московского княжества наша страна стабильно наращивала территорию. Были, конечно, и исключения. Например, в эпоху Смутного времени мы потеряли куски земли, включая Смоленск. Была Японская война, когда распрощались с территориями на Дальнем Востоке. Но в целом свои границы Россия расширяла до XX века.

На вопрос о том, почему Россия по мере своего существования присоединяла все новые и новые земли, отвечают сразу несколько теорий. Гавриил Харитонович начал с популярной в советское время трактовки. В соответствии с ней Россия выступала в роли благодетеля и благотворителя более слабых государств. К ней обращались с просьбами, и она защищала, спасала... Доля правды в этой теории есть, утверждает оратор. Россия действительно выступала защитницей и хранительницей, особенно если речь шла о православных народах. Однако умалчивается активное участие русской армия в этих "волеизъявлениях братских народов".

- Хочу привести два любопытных примера, - поделился Гавриил Харитонович. - Когда госсекретарь России Половцев получил известие о том, что генерал Черняев взял Ташкент, то пошел к царю и сказал ему примерно следующее: "Как выяснилось, никто в Петербурге не знает, зачем Черняев взял Ташкент...» А когда Невельской дошел до Тихого океана и поднял там российский флаг - опять без разрешения, - то император, во-первых, объявил ему выговор за самодеятельность, а во-вторых, приказал все эти земли считать русскими, потому что если флаг поднят, то он опускаться не должен больше никогда и ни при каких обстоятельствах. Так в устье Амура появился город Николаевск.

Следующую теорию выдвигал известный историк В.О. Ключевский. Он утверждал, что Россия формировалась в условиях непрерывных набегов кочевников. Пытаясь защитить себя, страна всякий раз стремилась выйти к естественным границам: к Кавказу, который стал бы природным рубежом, к Балтийскому, к Черному морям, к Тихому океану, которые были бы препятствием на пути недоброжелателей.

Обе теории в равной степени обоснованны, считает Попов. Но эти факторы недостаточны для объяснения того, как формировалась многонациональная империя. Наряду с ними есть и более существенные, фундаментальные вещи.

- О них писал Лермонтов в "Герое нашего времени", если вы еще помните, - завуалированно укорил молодежь оратор. - Максимыч, рассказывая о горце, который зарезал свою сестру Беллу, добавляет очень примечательную фразу: "Впрочем, по-своему он был совершенно прав". Эта вот способность русского человека понять чуждую мораль сыграла огромную роль в создании многонациональной империи.

Видимо, необъяснимый русских характер потому и непонятен другим народам, что развивался в смешении нравов и обычаев. И был столь гибким, что поддавался влиянию. В истории России проходили целые столетия, когда страна примеряла на себя уклад жизни других народов иногда безболезненно, подчас мучительно, но в итоге вполне естественно чувствуя себя в нем и продолжая движение вперед.

Первый ярко выраженный этап национального влияния - столетия под тенью Византии после Крещения Руси. Этот этап закончился с гибелью Византии и с женитьбой Ивана III на последней византийской наследнице Софье Палеолог.

Следующий период - золотоордынский. Название его, правда, условно, так как фактически через Золотую Орду, как через передаточный механизм, на Русь шли огромного пласты достижений Востока.

Этап немецкого влияния связан с Петром I и в большей степени с правлением Екатерины II, которая переселила в Россию несколько миллионов немцев. Более того, организованность царской монархии в течение примерно двух или даже трех сотен лет обеспечивали немецкие кадры из Прибалтики. Почти весь чиновнический аппарат Петербурга состоял из немцев.

- Когда-то я смотрел состав правительства Александра II в связи с крестьянской реформой, - комментирует Гавриил Харитонович. - В заседании участвовало одиннадцать человек, из них только двое были православными. Обсуждался вопрос о старообрядцах. Свои выступления девять чиновников начинали так: "Хотя я не являюсь православным и соответственно не имею права последовательно судить, но мнение мое таково..."

Последний период влияния можно назвать еврейским. Считается, что он начался с Октябрьской революции, однако это не совсем точно, если вспомнить, что основные буржуазные партии России - кадеты, эсеры, большевики, образовавшиеся задолго до начала XX века, - по составу были еврейскими.

- У Ленина есть интересное замечание. Он подсчитывает в 1906 году членов своей партии, - рассказывает лектор. – Из примерно ста тысяч человек, которые состояли в СДРП, русских было двадцать пять тысяч, евреев - тридцать тысяч, поляков - пятнадцать, латышей - шестнадцать.

Православный = русский

Принять гостей с распростертыми объятиями и словами: "Милости просим!" - не так уж сложно. Задача потруднее угодить им сытными яствами и теплой беседой. История пестрит примерами возникновения многонациональных империй, которые, образовавшись благодаря молниеносным войнам, также стремительно встречали свой закат. Каким же образом России удалось в течение столетий сохраниться как многонациональное государство?

Православие - первый из цементирующих русскую государственность факторов. Многие поклоняющиеся языческим богам народы были крещены и автоматически включались в государство. В царской Руси работал очень четкий механизм: стал православным, значит, стал русским.

- Поэтому дед Владимира Ильича Ленина, Исаак Бланк, после того, как перешел в православие, по всем документам, по всем правилам и по всем царским порядкам стал русским Александром Бланком, - пояснил Гавриил Харитонович.

Кроме православия сыграла роль и очень разумная политика "уравнивания" в отношении других религий. По приказу Петра I был переведен на русский язык и опубликован Коран. Екатерина II уравняла в правах протестантов и мусульман. Именно при Екатерине II появилось Духовное управление по делам мусульман. Также она признала татар законным народом России и пожаловала им право занимать любые должности и служить в армии.

Еще одним из факторов стало то, что, завоевывая какую-либо территорию, Россия элиту этого народа признавала частью собственной элиты. Например, знатные татарские роды принимали православие и становились русскими дворянами. Десятки фамилий, которые нам хорошо известны: Тургенев, Тимирязев, Юсупов, Ахматова, Гумилев...

Аналогичные преобразования произошли и с присоединением Украины: реестровые казаки были уравнены в правах с российским дворянством.

- Очень важной для создания прочного государства была для России политика автономий, - продолжает Попов. - Автономии были в Польше, в Финляндии, достаточно полная автономия была в Бухаре, в Коканде, в Хорезме. Такая политика невмешательства была особенно эффективна для среднеазиатских областей, где был шариатский суд.

Кто отдал Аляску?

Позиции, благодаря которым многонациональная Россия на протяжении столетий оставалась целостным государством, в XIX веке ослабли. После смерти Александра II впервые российское самодержавие открыто перешло на путь национализма и шовинизма.

- Поводов для этого было много, - поясняет лектор. - Во-первых, в формирующемся капитализме большую роль играли капиталисты западной части России - евреи. Во-вторых, все оппозиционные партии и террористические движения в основном состояли из поляков. В-третьих, к началу XX века в составе России обнажились неблагополучные территории.

Польша, несмотря на принадлежность к славянским странам, на протяжении почти всей своей истории в составе Российской империи была постоянным очагом восстаний. Столкнулась с национальным сопротивлением Россия и на Северном Кавказе, в Чечне, Дагестане. Еще одной проблемной территорией стала Аляска, где население разделилось: алеуты легко приняли православие, а индейцы объявили России войну и непрерывно провоцировали новые и новые конфликты. Несколько десятилетий России так и не удалось проникнуть в глубь Аляски. Вести борьбу с племенами царь посчитал ненужным, и с Аляской пришлось расстаться.

От идеи мировой революции к идее единой нации

Разобрав национальные проблемы царизма, лектор подвел слушателей к ситуации в советский период истории России, где национальная политика была подчинена единственному - в социалистическом государстве никаких наций быть не должно. Но будет общий язык, общая идеология, общая собственность.

- Живя за границей, Ленин слабо представлял ситуацию в России, - продолжает Гавриил Харитонович. - Побыв здесь, он понял, что национальный вопрос является одним из главных вопросов революции наряду с аграрным. И что же предпринял вождь мирового пролетариата? В аграрном вопросе, как вы знаете, Ленин полностью принял эсеровскую программу. Аналогично он поступил и с решением национального вопроса.

Гражданская война заставила советскую власть усиленно маневрировать. Фактически все годы революции новые хозяева стремились сохранить Российскую империю. Это наиболее заметно проявилось в отношении к мусульманским народам. Советская власть шла на все, чтобы привлечь их на борьбу с белым движением. Так, когда станицу Грозную сделали столицей Чечни, а казачьи земли отдали чеченцам, те короткий период были вместе с Москвой. Выселение же казаков со своих исконных территорий - пример первой массовой депортации.

В Средней Азии, например, в РКП разрешили вступать верующим, и 70 процентов членов партии в Средней Азии были верующими, - продолжает Попов. - В партию разрешили вступать даже мусульманским священнослужителям, и 10 процентов членов партии были муллы, кази и так далее.

Идя на различные ухищрения, как утверждает лектор, советская власть разработала собственную модель национального устройства. Она провозгласила, что в стране является ведущей не одна нация, а сразу несколько. Число этих лидеров менялось: восемь, десять, шестнадцать, четырнадцать. Вторым условием существования государства было то, что национальные структуры имели свои государственные образования. Третья черта советской модели состояла в том, что партия, которая контролировала государственные структуры, оставалась единой и общей. Поэтому с той минуты, как перестала существовать КПСС в 1991 году, никакой силы, цементирующей Советский Союз, не оказалось.

- На практике национальные вопросы в СССР решались следующим образом: в республиках первым секретарем, как правило, назначался русский, в небольших республиках - наоборот: первый секретарь - национал, но второй – русский, и без подписи второго секретаря ни одна бумага официальной силы не имела, - рассказывает лектор. - Границы устанавливались сверху. Причем Сталин, который прекрасно знал национальный вопрос, всегда проводил их так, чтобы заложить конфликтную ситуацию. Я как-то посчитал, и получилось, что в тридцати пяти районах Сталин заложил заранее взрывоопасную ситуацию. То есть в любой момент можно было спровоцировать национальный конфликт.

Итогом такой внутренней политики стали всевозможные национальные сопротивления. Чечня воевала с советской властью непрерывно, начиная с 1924 года. В Средней Азии басмачество существовало десятилетиями. Из Казахстана ушли в Китай несколько миллионов казахов. В Западной Украине и Западной Белоруссии война с советской властью началась с приходом немцев, а потом бендеровское движение продолжалось практически до 1952 года. В Прибалтике партизанское вооруженное сопротивление сохранялось вплоть до смерти Сталина. Вооруженное сопротивление, считает Попов, можно назвать чертой нашей национальной жизни.

Послесталинская эпоха характеризовалась, с одной стороны, реабилитацией репрессированных народов и возвращением им их территорий, с другой - Н.С. Хрущев внес в новую программу КПСС пункт о том, что в скором времени национальности исчезнут. И исчезнуть, по его замыслу, они должны были при жизни одного поколения, поэтому Никита Сергеевич начал этап упразднения национальных республик с Закавказья и Средней Азии.

Л.И. Брежнев принял концепцию формирования единого советского народа, который поглотит все остальные национальности. При Брежневе началась массовая эмиграция евреев из Советского Союза. Ю.В. Андропов в национальном вопросе занимал похожую позицию. В докладе о шестидесятилетии Советского Союза он написал: "Основная задача - это слияние всех наций в одну, это практическая задача партии на ближайшие годы". Его национальную политику не с лучшей стороны характеризует и развязывание афганской войны.

- Теперь переходим к перестройке, - продолжает оратор. - Она обнажила массу внутренних конфликтов советской системы. Первая линия противостояния касалась Советского Союза и республик. Прежде всего настаивали на хозрасчете, а в конечном счете и на отделении Латвии, Литвы и Эстонии. Потом - Грузии и Азербайджана. Возникла целая серия национальных конфликтов: Нагорный Карабах, Сумгаит, турки-месхетинцы, далее были конфликты в Средней Азии, в Абхазии, в Южной Осетии, подавление национальных движений в Грузии. Руководство страны ничего, кроме вооруженного ответа, придумать не смогло: стреляли в Тбилиси, в Баку, в Вильнюсе, в Карабахе. Стоит ли удивляться, что произошел распад Советского Союза?

И все-таки решающим фактором распада СССР были не национальные республики, а сама Россия, утверждает Гавриил Харитонович. Ссылались на опыт Франции, которая, освободившись от колоний, сделала рывок, на аналогичный опыт Англии, Германии, Японии, российский бюрократический аппарат посчитал необходимым условием развития страны избавление от республик. Дальше началась война России с Советским Союзом, в которой СССР победить, конечно, не мог.

До и после эпохи реформ

В эпоху реформ Россия вступила с исключительно сложным наследством в национальной области. Некоторые вопросы уже решены, другие будут волновать нас еще очень долго. На первом месте сегодня проблема рождаемости. Надо принять целый комплекс мер, который бы стимулировал естественный прирост населения, утверждает Гавриил Харитонович.

- Государство должно провести соответствующую политику, но я акцентирую внимание на том, что эти меры поощрения рождаемости должны применяться только к русским, - продолжает лектор. - Иначе произойдет то, что случилось в свое время в СССР. Тогда резко изменилось соотношение русского и мусульманского населения. В 1959 году мусульман в России было 24 млн, в 1970-м – 35 млн, в 1979-м - 43 млн человек. За двадцать лет - 20 (!) миллионов, то есть в год по миллиону. Демографический взрыв произошел с той стороны, с которой его не ждали. А причиной стала ошибка в демографической политике (которая может повториться и сегодня), когда было решено оказывать безадресную материальную помощь многодетным семьям. Через три года выяснилось, что 99 процентов денег, выделенных на прирост населения, ушли в Дагестан, Узбекистан, Таджикистан и так далее. Поэтому когда я сейчас слышу о мерах по поддержке рождаемости, то вспоминаю ту самую историю… И еще один пример. У меня был профессор А.Я. Боярский. Он получил орден Ленина за перепись 1959 года. За что же дали награду Арону Яковлевичу? Когда прошла первая перепись, оказалось, что русских в стране 45 процентов. Это власти не удовлетворило, и они предложили: не проводя второй переписи, по анкетам, везде, где есть или русская мать, или русский отец, ребенка автоматически записывать русским. В результате получилось 52 процента русских. Так страна сохранила имидж.

Наряду со стимулированием рождаемости, считает Попов, решить национальные вопросы в России может культурно-национальная автономия. Человек любой национальности в каждом регионе России должен иметь возможность отдать ребенка в школу, где преподавание ведется на его родном языке, читать национальную газету, ходить в свой театр. Тогда отдельные народы не будут стремиться к обособлению, а сохранятся в составе федерации. Необходимо также упорядочить национально-территориальную структуру России и уточнить границы.

Всемирное дробление

От проблем российских лектор перешел к перспективам общемировой национальной организации. Человечество стоит на грани бесконечного дробления - таков был вердикт. Великобритания готова разделиться на Шотландию и Англию, которая в свою очередь расколется на Англию и Уэльс. Бретань настойчиво требует отделения от Франции. Квебек - от Канады. В Испании и баски и каталонцы долгое время открещиваются от испанцев. Северная и Южная Италия тоже не прочь разойтись.

- И причина только одна, - уточняет Гавриил Харитонович, - формальное признание всех народов равноправными. Благодаря этому каждый может на что-то претендовать. Но на самом деле не может пятнадцатитысячный народ претендовать на то же самое, что и народ в сто миллионов!

Чтобы остановить бесконечное дробление мира, надо, сохраняя принцип равенства наций, тем не менее ввести определенную иерархию, считает Попов. Первый критерий, который должен учитываться, - это размер нации. Второй критерий - размер территории, которую она занимает. Третий - является ли она господствующей нацией на данной территории. Следующее - какая собственность, какой темп экономического роста на одного члена нации. С учетом всех этих признаков стоит формировать нечто вроде спортивного, или рейтингового, показателя. Рейтинговый показатель критерия нации и должен стать, на взгляд профессора, основой для нового подхода к национальному устройству. Современный же подход базируется на следующей идее: нынешний набор наций должен сохраниться. Но кто и когда сказал, что он должен оставаться неизменным? Нынешний набор наций - итог исторического процесса. Поэтому попытка формировать государственное и общественное устройство, исходя из того, что любая имеющаяся нация сохраняется, противоречит принципу историзма. Мы должны всем дать свободу, но при этом нужно обеспечить динамизм национального развития, иначе окажемся в тупиковой ситуации. Исчезновение соревнования наций, как и всякого соревнования, ведет к отрицательным последствиям.

В отношении "третьего мира" и оппозиционного ему "золотого миллиарда" лектор высказал свою позицию, на первый взгляд довольно жесткую, но вполне оправданную. В противоположность утверждению о том, что "третий мир" надо поднять в противовес "золотому миллиарду", Гавриил Харитонович считает: в развивающихся странах надо всячески ограничивать рождаемость.

- Если я, цивилизованный человек, прежде чем завести детей, думаю: есть ли у меня квартира, чем буду деток кормить и так далее, то почему этот критерий не применить к другим? Почему мужчины какого-то народа могут иметь по четыре жены, кучу детей и совершенно не думать о том, что дальше с ними будет? Мы самолетами отправляем в какую-то тропическую африканскую страну лекарства, спасаем там несколько миллионов жизней, а заканчивается это тем, что потом людей надо кормить, потому что никаких собственных ресурсов для достойного существования они создать не могут...

В заключение президент МУМа предложил слушателям несколько сценариев развития США, стран Европы, Китая и мусульманской Азии в постиндустриальном мире.

У Соединенных Штатов Америки есть три пути: европейское население страны будет поглощено латиноамериканским, второй вариант - США разделятся на два государства, третий путь - возвращение европейцев из Америки на историческую родину. Уже сегодня латиноамериканский блок вытесняет американцев с континента, а в нескольких штатах испанский язык признан вторым государственным.

Проблема Западной Европы - назревший жесткий конфликт между Европейским экономическим сообществом и двумя его ведущими странами – Францией и Германией, которые выбрали свой путь в иракском конфликте.

Неустойчивое положение и у Китая, население которого объединено лишь общей письменность, однако жители разных районов страны не понимают друг друга. Поэтому возникает вопрос: сохранится ли Китай как одна страна - но переход к одному языку - процесс исключительно болезненный - или распадется на отдельные государства, где будет общая письменность, но разные языки?

Проблема мусульманской Азии - тоже одна из наиболее существенных. В настоящее время ее позиции очень сильны в связи с природными ресурсами. Высадкой десанта бороться бессмысленно. Есть только один разумный путь: надо поддержать прогрессивные движения в самом исламском мире, это единственно возможный вариант в сложившейся ситуации, считает Попов.

- В завершение хотел бы сказать, что вопросы, которые мы с вами сегодня затронули, исключительно сложные, но, безусловно, полезны для вас, потому что всю свою жизнь вам придется с ними сталкиваться, - подвел черту лектор.

Гавриил Харитонович оказался самым дисциплинированным выступающим: ни на минуту не нарушив регламента, он уложился строго в отведенные полтора часа, а закончив лекцию, предложил студентам еще и список литературы.

Анастасия БЕЛЯКОВА

 


К началу ^

Свежий номер
Свежий номер
Предыдущий номер
Предыдущий номер
Выбрать из архива