Студенческий меридиан
Журнал для честолюбцев
Издается с мая 1924 года

Студенческий меридиан

Найти
Рубрики журнала
40 фактов alma mater vip-лекция абитура адреналин азбука для двоих актуально актуальный разговор акулы бизнеса акция анекдоты афиша беседа с ректором беседы о поэзии благотворительность боди-арт братья по разуму версия вечно молодая античность взгляд в будущее вопрос на засыпку встреча вузы online галерея главная тема год молодежи год семьи гражданская смена гранты дата дебют девушка с обложки день влюбленных диалог поколений для контроля толпы добрые вести естественный отбор живая классика загадка остается загадкой закон о молодежи звезда звезды здоровье идеал инженер года инициатива интернет-бум инфо инфонаука история рока каникулы коллеги компакт-обзор конкурс конспекты контакты креатив криминальные истории ликбез литературная кухня личность личность в истории личный опыт любовь и муза любопытно мастер-класс место встречи многоликая россия мой учитель молодая семья молодая, да ранняя молодежный проект молодой, да ранний молодые, да ранние монолог музей на заметку на заметку абитуриенту на злобу дня нарочно не придумаешь научные сферы наш сериал: за кулисами разведки наша музыка наши публикации наши учителя новости онлайн новости рока новые альбомы новый год НТТМ-2012 обложка общество равных возможностей отстояли москву официально память педотряд перекличка фестивалей письма о главном поп-корнер портрет посвящение в студенты посмотри постер поступок поход в театр поэзия праздник практика практикум пресс-тур приключения проблема прогулки по москве проза профи психологический практикум публицистика путешествие рассказ рассказики резонанс рсм-фестиваль с наступающим! салон самоуправление сенсация след в жизни со всего света событие советы первокурснику содержание номера социум социум спешите учиться спорт стань лидером страна читателей страницы жизни стройотряд студотряд судьба театр художника техно традиции тропинка тропинка в прошлое тусовка увлечение уроки выживания фестос фильмоскоп фитнес фотокласс фоторепортаж хранители чарт-топпер что новенького? шаг в будущее экскурс экспедиция эксперимент экспо-наука 2003 экстрим электронная москва электронный мир юбилей юридическая консультация юридический практикум язык нашего единства
От редакции

Выпуском  журнала занимался коллектив журналистов, литераторов, художников, фотографов. Мы готовим рассказ о  коллегах и  об их ярких, заметных публикациях.

А сейчас назову тех, кто оформлял СтМ с 1990-х до 2013-го.

Главный художник Александр Архутик,
мастер компьютерного дизайна Алексей Колганов
и фотограф Игорь Яковлев.

Большая часть обложек и фоторепортажей – творческая работа Игоря Яковлева.

Надеюсь, что нам удастся представить Вам  увлекательную историю создания и деятельности  СтМ.

Юрий Ростовцев, гл. редактор
«Студенческого меридиана», журнала,
которому я с удовольствием служил
с 1977 по 2013 годы.

Наши партнеры










Номер 09, 2004

Любите живопись…

Инсталляции, поп-арт, наивное искусство... Вот уже несколько десятилетий эти течения соперничают с классической живописью. Чтобы не утратить традиции и мастерство реализма, отечественный мэтр Илья Сергеевич Глазунов открыл Российскую Академию живописи, ваяния и зодчества. В этом году ей исполняется 15 лет.

Славное прошлое

К началу нового учебного года студентам Академии, расположенной в красивейшем особняке на Чистых прудах, подготовили сюрприз: открыли главный, парадный вход с улицы Мясницкой, который был на реставрации. На балюстраде внутри здания всех входящих встречает крылатая Ника, напоминая о том, что в профессии, как и в жизни, надо всегда стремиться к победе. Статуя по красоте не уступает своему оригиналу в Лувре. Глазунов этим доволен: по его мнению, ребята должны учиться, созерцая самые лучшие образцы мирового искусства.

Именно поэтому в 1986 году Илья Сергеевич не искал легких путей и попросил отдать ему для Академии здание ХVIII века работы Баженова, находившееся в аварийном состоянии. Обветшавшие и полуразрушенные стены представляли собой унылый вид, ни о каком декоре не было и речи.

Но сама история особняка притягивала, словно магнитом. Архитектор Баженов построил дворец для аристократа Юшкова, после смерти которого владение перешло к сыну, он и сдал особняк внаем. В 1843 году общество художников сняло здесь несколько помещений. В них-то и разместилось Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Для людей изобразительного искусства это был второй по значимости храм образования после Императорской академии живописи, ваяния и зодчества в Санкт-Петербурге. Здесь преподавали В.Г. Перов, А.К. Саврасов, В.А. Серов, К.А. Коровин. Архитектурное отделение училища выросло из архитектурной комиссии Кремля, которую Осип Бове создал после пожара Москвы для реконструкции столицы.

После революции баженовское здание занял популярный в 20-е годы ВХУТЕМАС. Здесь учились левые живописцы. Они жили в двух бывших доходных домах начала ХХ века, где когда-то квартировали педагоги художественного училища. На балконе одного из них Родченко создавал свои знаменитые фотомонтажи.

Стараниями Глазунова, первые студиозы пришли в Российскую академию живописи, ваяния и зодчества в 1989 году. В полуразрушенных помещениях особняка на Мясницкой они занимались недолго. В 1990 году итальянская фирма «Кодест» начала работу по реставрации особняка (осуществлялась она под руководством Ильи Сергеевича). Ну, а ученики переместились в помещения, арендуемые Академией в центре столицы.

И настоящее...

Звоном юных голосов баженовское здание вновь наполнилось в начале ХХI века. В их распоряжении оказались не только аудитории и мастерские (кстати, у живописцев они все ориентированы на север - для лучшей освещенности), но и кое-что поинтереснее. Например, копийный зал, в котором экспонируются работы школы русского реализма ХIХ - ХХ веков. Многие из них - учебные, но есть и шедевры великих мастеров - Харламова, Долотова, И.Е. Репина, К.Е. Маковского. Все картины из личной коллекции Глазунова. Развешены они в классе так, что около одной работы могут стоять трое учеников с мольбертами. Обязательное задание для первого курса - копировать портреты, для второго и третьего - обнаженную модель. Если вдруг с изображением человеческого тела возникнут проблемы, студиозы могут заглянуть в анатомический класс.

А когда настает время писать натюрморты, для ребят их составляют из подлинных старинных предметов. По мнению руководителя мастерской исторической и религиозной живописи Ивана Ильича Глазунова, каждая вещь имеет смысл, и студент должен его разгадать. В дар вузу преподаватель передал коллекцию старинных икон, народных костюмов, прялок и разной утвари, которую он собрал, путешествуя с друзьями по северным окраинам России. Все это легло в основу Русского зала Академии. От музейных экспозиций она отличается тем, что здесь каждую вещь можно взять в руки, поднести к свету, рассмотреть поближе и ее лицевую, и оборотную сторону.

Готовиться к занятиям студиозы приходят в богатейшую библиотеку, сделанную по эскизам подобного помещения в Академии изящной живописи. Все книги и альбомы, среди которых есть и редкие экспонаты, собраны ректором. Если учесть, что в учебном заведении приветствуются работы на исторические темы, то изучение литературы для ребят - занятие немаловажное. Только оно может обезопасить от казусов в творчестве. Например, таких, что случился с одним выпускником, посвятившим дипломную работу изображению здания родной альма-матер в 1898 году. В то время на месте нынешней станции метро Чистые пруды стояла церковь. Молодой человек ее написал, а вот про то, что у храма была еще и колокольня, забыл… Естественно, дипломная комиссия сразу указала ему на просчет, и на второй по счету картине студента все уже было «исторически достоверно».

Кстати, уровень знаний и заинтересованности предметом своей будущей учебы проверяется еще при поступлении в Академию, когда каждый абитуриент лично проходит собеседование с Ильей Сергеевичем. Мэтр интересуется, кто любимый художник новичка, знаком ли он с его творческой биографией. Обстановка требовательная, но доброжелательная. Так что поступающие без страха разглядывают кабинет ректора, который одновременно служит и Залом заседаний Ученого совета Академии. Картины на стенах, шикарные люстры, интерьер в стиле ампир поражают воображение.

Великолепно оформлены практически все помещения в баженовском особняке. Каждую деталь интерьера, даже дверные ручки, Глазунов выбирал лично. Наверное, поэтому от всех остальных учебных заведений этот вуз отличается кристально чистыми пюпитрами: реставрация здания проходит на глазах у ребят, они видят, как начальство старается создать для них роскошную обстановку, поэтому «расписывать» парты не поднимается рука.

Те, кто хочет серьезно посвятить себя живописи, с утра до вечера погружены в работу, на развлечения времени остается мало. И все-таки в Академии есть место, где ребята могут приобщиться к светским мероприятиям. Это - актовый зал, помещение которого два века назад представляло собой комнату для танцев. Сейчас в нем проходят встречи с интересными людьми, камерные концерты классической музыки. Несколько месяцев назад именно здесь коллективу вуза вручили золотую медаль «за честь земли русской».

Кому здесь учиться хорошо...

Привольно дышится всем, кто искренне любит реалистические традиции в мировом искусстве. Ведь именно на их возрождение направлена работа Академии. И совсем не обязательно подражать в творчестве самому Илье Сергеевичу. Кстати, по мнению искусствоведов, работы его воспитанников больше напоминают не картины самого Глазунова, но произведения тех, кого сам он так чтит в искусстве: Перова, Нестерова, Васнецова...

Если вам по душе авангардизм и абстракция, сюда лучше не приходить: в столице много других художественных вузов. В Академии вы вряд ли найдете единомышленников: практически все ее преподаватели - бывшие студенты Глазунова. Чуть ли не единственным человеком «со стороны» до недавнего времени был лишь основатель и руководитель скульптурного факультета, Анатолий Андреевич Бичуков. Но он ушел из вуза два года назад на должность ректора Суриковского института. Его место занял заслуженный художник России Салават Александрович Щербаков. Совместную работу преподавателя с сыном Сергеем, аспирантом Академии, жители и гости первопрестольной могут видеть на площади трех вокзалов – это памятник первому министру путей сообщения России Петру Петровичу Мельникову, строителю дороги Москва – Санкт-Петербург.

Для тех, кто твердо решил здесь учиться, предлагаются пять факультетов: живописи, скульптуры, архитектуры, реставрации живописи и искусствоведения.

Раньше живописцев вел лично Глазунов, а летом вместе с ними ездил в Италию и Испанию. Теперь ситуация изменилась: Илья Сергеевич занимается лишь с четырьмя художниками-аспирантами. Правда, каждый семестр проводит ректорские просмотры, лично принимает творческие дисциплины на каждом факультете, и все поощрения и порицания раздаются с его ведома.

За границу ребят тоже уже не возят, зато на практику они за счет института едут по городам России. В Эрмитаже копируют произведения великих мастеров, работают в художественных и краеведческих музеях Суздаля, Городца, Владимира… Студентам-реставраторам доверяют восстанавливать обветшавшие произведения искусства из государственных собраний и частных коллекций; самая древняя икона, возрожденная в Академии, датируется ХVI веком. К старинным вещам здесь относятся бережно: при многослойной записи делают вставки, на которых были бы видны все слои, подобной техникой пользуются и чтобы показать авторское письмо в том месте, где оно лучше всего сохранилось.

Отчет по практике всегда проходит в форме выставки ученических работ. Лучшие картины сегодняшних студентов обычно оставляют в родном учебном заведении, они украшают музейные залы. Каждое последнее воскресение мая на них приходит посмотреть абитура: знать произведения предшественников очень важно для того, чтобы определиться в собственном пути. Правда, в прошлом году работы дипломников Академия дарила музеям Подмосковья. В этом регионе в будущем предполагается проводить выставки птенцов гнезда Глазунова.

Вообще у студентов есть возможность показать себя миру еще в годы учебы. В 1994 году по инициативе Правительства Москвы в Манеже провели выставку работ Ильи Сергеевича, а также преподавателей и учеников его вуза. Ребята участвуют и в студенческих конкурсах, таких, как «Фестос», в столичных и всероссийских молодежных выставках, в различных профессиональных проектах.

На курс набирают около 20 человек, всего в Академии учатся около 500. Большинство из них - не из столицы, а из разных регионов России. А вот из зарубежья, даже ближнего, ребят не берут, хотя многие просятся. Причины две: слишком маленькое общежитие на Сретенке и отсутствие коммерческого отделения. Все обучение здесь - бесплатное, и Илья Сергеевич хочет поощрить именно соотечественников из глубинки. Учитывая, что Россия многоконфессиональна, в Академии питают уважение к представителям разных религий. Среди студенческих работ, выставленных на просмотр, вам обязательно покажут картину, на которой один из учеников, мусульманин, изобразил своего духовного учителя.

После третьего курса живописцы должны сделать выбор между одной из трех мастерских – исторической, пейзажной и портретной. По мнению Ивана Ильича Глазунова, если художник научится хорошо писать портреты, то кусок хлеба у него будет всегда.

Впрочем, до выбора «своего» направления ребятам надо еще дожить, ведь со второго года учебы начинаются отчисления за профнепригодность. Из тех, кто готовится стать живописцами, за шесть лет Академию покидают в среднем от двух до четырех человек, на других факультетах «отсев» чуть поменьше.

Учебная нагрузка у студентов настолько велика, что Глазунов даже поговаривает об отмене некоторых общеобразовательных дисциплин. В то же время, кое-каких предметов, которые в обычных вузах обязательны, в Академии раньше не было, так, например, только в прошлом году ввели физкультуру, походы в бассейн.

Каждый год дипломы получают около полусотни студентов. С устройством на работу после окончания Академии ребятам никто не помогает, но они не пропадают и сами, многие остаются в столице, некоторые уезжают за границу. Один из выпускников, Олег Супереко, с блеском прошел конкурс в ассистентуру Венецианской Академии художеств.

В наше время, когда в городах и весях пышным цветом расцветает строительство, очень востребованы все те, кто окончил архитектурный факультет. Кстати, он может похвастаться кафедрой, не имеющей аналогов в России - реставрации архитектурных памятников. Ее заведующая - Наталья Александровна Потапова - не только крупный специалист в области реставрации, но и кандидат юридических наук, она отстаивает национальное достояние по линии ЮНЕСКО.

В городах России, в том числе и в первопрестольной, можно увидеть работы выпускников факультета скульптуры: памятник Даниилу Московскому возле метро Тульская А.И. Коровина и В.П. Мокроусова, памятник-бюст Алексея Маресьева в интерьере школы, носящей его имя - работа М.О. Красильникова, фигура скорбящего ангела на территории храма на улице Рябиновая С.Г. Полегаева.

Есть в Академии и аспирантура. Живописцы, скульпторы и реставраторы учатся в ней три года, искусствоведы - два. Продолжать образование остаются только лучшие, обладающие не только талантом, но и трудолюбием. Одну из аспиранток летом я застала в стенах Академии. Света Ивлева работала над образом игуменьи Марии Ушаковой в Серафимо-Дивеевском монастыре. Скромная девушка в длинной юбке и платке, она чем-то походила на персонажей своей картины – молоденьких невест Христовых, которые с напряженным вниманием, боясь упустить и полслова, слушают свою наставницу. Светлана призналась, что важнее всего для нее запечатлеть духовный диалог. А я поражалась несуетной обстановке мастерской, в углу которой, перед киотом (опять-таки - совсем как на полотне!) горела лампадка. Сопровождающий меня профессор Михаил Сергеевич Лебедянский объяснил, что Ивлева – глубоко верующий человек.

Ради того, чтобы ребятами руководил не холодный рассудок, но искреннее чувство, и старается Глазунов. Впереди у него – третья часть реконструкции Академии. На очереди – примыкающее к ней здание конца ХIХ века, в котором находился выставочный зал Училища живописи, ваяния и зодчества. Здесь проходили экспозиции и многих знаменитых художников, в том числе и передвижников, пел Шаляпин. Сейчас мечта ректора – восстановить утраченные помещения и создать в них музей современного реалистического искусства.

Анна ЧЕПУРНОВА


К началу ^

Свежий номер
Свежий номер
Предыдущий номер
Предыдущий номер
Выбрать из архива