Студенческий меридиан
Журнал для честолюбцев
Издается с мая 1924 года

Студенческий меридиан

Найти
Рубрики журнала
40 фактов alma mater vip-лекция абитура адреналин азбука для двоих актуально актуальный разговор акулы бизнеса акция анекдоты афиша беседа с ректором беседы о поэзии благотворительность боди-арт братья по разуму версия вечно молодая античность взгляд в будущее вопрос на засыпку встреча вузы online галерея главная тема год молодежи год семьи гражданская смена гранты дата дебют девушка с обложки день влюбленных диалог поколений для контроля толпы добрые вести естественный отбор живая классика загадка остается загадкой закон о молодежи звезда звезды здоровье идеал инженер года инициатива интернет-бум инфо инфонаука история рока каникулы коллеги компакт-обзор конкурс конспекты контакты креатив криминальные истории ликбез литературная кухня личность личность в истории личный опыт любовь и муза любопытно мастер-класс место встречи многоликая россия мой учитель молодая семья молодая, да ранняя молодежный проект молодой, да ранний молодые, да ранние монолог музей на заметку на заметку абитуриенту на злобу дня нарочно не придумаешь научные сферы наш сериал: за кулисами разведки наша музыка наши публикации наши учителя новости онлайн новости рока новые альбомы новый год НТТМ-2012 обложка общество равных возможностей отстояли москву официально память педотряд перекличка фестивалей письма о главном поп-корнер портрет посвящение в студенты посмотри постер поступок поход в театр поэзия праздник практика практикум пресс-тур приключения проблема прогулки по москве проза профи психологический практикум публицистика путешествие рассказ рассказики резонанс репортаж рсм-фестиваль с наступающим! салон самоуправление сенсация след в жизни со всего света событие советы первокурснику содержание номера социум социум спешите учиться спорт стань лидером страницы жизни стройотряд студотряд судьба театр художника техно традиции тропинка тропинка в прошлое тусовка увлечение уроки выживания фестос фильмоскоп фитнес фотокласс фоторепортаж хранители чарт-топпер что новенького? шаг в будущее экскурс экспедиция эксперимент экспо-наука 2003 экстрим электронная москва электронный мир юбилей юридическая консультация юридический практикум язык нашего единства
От редакции

Выпуском  журнала занимался коллектив журналистов, литераторов, художников, фотографов. Мы готовим рассказ о  коллегах и  об их ярких, заметных публикациях.

А сейчас назову тех, кто оформлял СтМ с 1990-х до 2013-го.

Главный художник Александр Архутик,
мастер компьютерного дизайна Алексей Колганов
и фотограф Игорь Яковлев.

Большая часть обложек и фоторепортажей – творческая работа Игоря Яковлева.

Надеюсь, что нам удастся представить Вам  увлекательную историю создания и деятельности  СтМ.

Юрий Ростовцев, гл. редактор
«Студенческого меридиана», журнала,
которому я с удовольствием служил
с 1977 по 2013 годы.

Наши партнеры










Номер 12, 2009

Секрет Даниила Хармса

Даниил Хармс стал известен широкому читателю через двадцать лет после смерти. Он прожил короткую и трагическую жизнь. Отсутствие признания, безденежье, голод и преследования... Был период, когда из-за долгов Литфонду писателю приходилось каждое утро выносить из своей комнаты в коммунальной квартире в коридор единственный письменный стол, дабы тот не унесли в счет долга...

В наши дни Хармс возвращается в круг чтения. В чем его литературный секрет? В этом вопросе постарались разобраться молодые авторы из творческого клуба нашего журнала «Литературная Кухня», что регулярно собирается в библиотеке им. Волошина (www.club.stm.ru ).

Юлия Стародубцева, студентка филологического факультета РГГУ:

– Даже многие взрослые стихи Хармса очень трогательные, с налетом детскости. Его английский юмор и близкая Льюису Кэрроллу логика абсурда сильно отличаются от канонов советской литературы, за что он в свое время и поплатился. Мне лет с семи запомнилось стихотворение про кошку, которая поранила лапу. К этой кошке привязали воздушные шары. И она на них приподнялась в небо.

На первый взгляд, работы Хармса просты. Хотя на самом деле там много пластов, смыслов. Ведь писатель осознанно создавал новую реальность. Ни одна геометрическая фигура, ни одна цифра не упоминается у него случайно. Мне удалось познакомиться с интересными исследованиями его творчества. И удивительно, насколько это творчество теоретически им обосновано. Тем, кто хочет больше узнать о Хармсе, рекомендую изданную в 1998 году книгу Михаила Ямпольского «Беспамятство как исток (Читая Хармса)».

Максим Атякшев, студент философского факультета РГГУ:

– Я сторонник классической литературы гоголевского направления. Пожалуй, Хармс – не мой автор. В нем не хватает реалистичности, простоты и эмоций. Но у Хармса есть замечательные вещи. Из прочитанного мне особенно запомнился «Диалог писателя с читателем», когда писатель говорит: «Я – писатель!», а читатель отвечает: «А, по-моему, ты – говно!». И писатель падает замертво, пораженный в самое сердце.

Ольга Канарская, культуролог:

– Что такое для начинающего писателя Даниил Хармс? Обязательный для повышения литературного кругозора автор! Ведь он стимулирует пишущего человека к поиску новой формы, позволяя раскрепостить сознание почище алкоголя или наркотика. Благодаря знакомству с его работами ты отказываешься от ненужных барьеров, границ. Разрешаешь себе «похулиганить». Это спасает взгляд от «замыленности».

Творческое восприятие самого Хармса тоже очень свежее и непосредственное. Стихи ритмичны, и потому легко запоминаются. Но ритм и рифма, как мне кажется, там не самое главное. Главное – содержание, игра ума. Они берут тебя не за сердце, а за мозг. Это приближает их к прозе. Тогда как проза Хармса, напротив, приближена к поэзии своей лаконичностью, емкостью, четкостью формы, обилием простых коротких предложений и выверенными эпитетами.

В театре «Эрмитаж» по Хармсу идет несколько спектаклей. Я смотрела «Белую овцу». Рекомендую.

Владимир Мануйлов, музыкант:

– Почему мне близок абсурд Хармса? Потому что вся наша жизнь тоже, в общем-то, абсурдна. Мы рождаемся, чтобы умереть. А все свои грандиозные цели и смыслы по большому счету придумываем сами.

Читая Хармса, я вспоминаю, что не стоит на чем-либо зацикливаться слишком сильно. Ведь все относительно: успех и неудача, счастье и несчастье.

Хармс очень здорово переосмыслил тему смерти, найдя способ преодолеть страх перед ней. Он настолько развивает силу духа, что даже начинает смеяться над смертью. В русской литературе до него на это никто не решался.

Благодаря Хармсу вспоминаешь о таких понятиях, как вечность, пустота, безвременность. Не случайно один из исследователей его творчества Жаккар пишет: «Хармс... относится к той категории писателей, которые, для того чтобы ответить на великие экзистенциальные вопросы, задавались целью узнать, что сказано тем, что сказано, и которые отважились с тоской ответить: ничего».

Чем еще для меня привлекателен Хармс? Яркостью личности, отсутствием внутренних барьеров. Его абсурдное творчество – форма протеста против логической серости и догм.

Мой любимый рассказ Хармса – «Вблизи и вдали».

Елена Щербакова, студентка Литинститута:

– Впервые я узнала Хармса в 6 лет: мама прочла мне его детские стихи. Стихотворение «Иван Торопышкин» до сих пор помню наизусть. Потом я сама прочитала Хармса в 10-м классе. Затем – при подготовке к вступительным экзаменам в Литинститут. И каждый раз открывала что-то новое. Сейчас хожу на психологические тренинги по драматерапии. Там мы сделали по произведениям Хармса постановку «Математик и женщина». Новый повод перечитать Даниила Ивановича.

В писателе меня привлекает его неординарный подход, способность находить необычный выход из сложных и, казалось бы, безвыходных ситуаций. Неслучайно современные психологи частенько советуют: если вы чего-то боитесь, доведите ситуацию до абсурда, поймите, что это никогда не произойдет, посмейтесь над ней и успокойтесь.

С помощью его взгляда на жизнь, столкнувшись с трудной ситуацией, можно понять, что не всегда стоит брать «крепость» штурмом. Может, лучше изменить свое отношение, перефокусировав взгляд и припомнив, что все способно выглядеть по-другому.

Наиболее близки мне произведения раннего Хармса, поскольку там особенно чувствуется ребяческое начало, хулиганское настроение. Я считаю детскость важным качеством. Если ты в себе ее сохраняешь, у тебя такой взгляд на жизнь, как надо.

А самое любимое стихотворение Хармса – «Возьмите незабудку».

Светлана РАХМАНОВА

Стихи Даниила Хармса

Даниил Хармс***
По вторникам над мостовой
Воздушный шар летал пустой.
Он тихо в воздухе парил;
В нем кто-то трубочку курил,
Смотрел на площади, сады,
Смотрел спокойно до среды,
А в среду, лампу потушив,
Он говорил: – Ну, город жив.

Удивительная кошка
Несчастная кошка порезала лапу –
Сидит, и ни шагу не может ступить.
Скорей, чтобы вылечить кошкину лапу
Воздушные шарики надо купить!

И сразу столпился народ на дороге –
Шумит, и кричит, и на кошку глядит.
А кошка отчасти идет по дороге,
Отчасти по воздуху плавно летит!

Кораблик
По реке плывет кораблик.
Он плывет издалека.
На кораблике четыре
Очень храбрых моряка.

У них ушки на макушке,
У них длинные хвосты,
И страшны им только кошки,
Только кошки да коты!

Очень-очень вкусный пирог
Я захотел устроить бал,
И я гостей к себе...

Купил муку, купил творог,
Испек рассыпчатый...

Пирог, ножи и вилки тут -
Но что-то гости...

Я ждал, пока хватило сил,
Потом кусочек...

Потом подвинул стул и сел
И весь пирог в минуту...

Когда же гости подошли,
То даже крошек...

***
Два студента бродили в лесу
в воду глядели дойдя до речки
ночью жгли костры отпугивать хищников
спал один а другой на дежурстве
сидел в голубой камилавочке
и бабочки
к нему подлетали
то ветерок
швырял в костер пух пеночки
студент потягиваясь пел:
в костер упала звездочка.

Молча стояли вокруг медведи
мохнатой грудью дыша
и едва копошилась душа
в их неподвижном взгляде
но тихо сзади
шла мягкими лапами ступая по ельнику
рысь
и снилось в лесу заблудившемуся мельнику
как все звери стоя на холму глядели в высь
где нет паров
горел костер
и ветки шаловливого пламени
играли серпом на знамени
и дым и гарь болтаясь в воздухе платком
висели черным молотком.
 


К началу ^

Свежий номер
Свежий номер
Предыдущий номер
Предыдущий номер
Выбрать из архива