Студенческий меридиан
Журнал для честолюбцев
Издается с мая 1924 года

Студенческий меридиан

Найти
Рубрики журнала
40 фактов alma mater vip-лекция абитура адреналин азбука для двоих актуально актуальный разговор акулы бизнеса акция анекдоты афиша беседа с ректором беседы о поэзии благотворительность боди-арт братья по разуму версия вечно молодая античность взгляд в будущее вопрос на засыпку встреча вузы online галерея главная тема год молодежи год семьи гражданская смена гранты дата дебют девушка с обложки день влюбленных диалог поколений для контроля толпы добрые вести естественный отбор живая классика загадка остается загадкой закон о молодежи звезда звезды здоровье идеал инженер года инициатива интернет-бум инфо история рока каникулы коллеги компакт-обзор конкурс конспекты контакты креатив криминальные истории ликбез литературная кухня личность личность в истории личный опыт любовь и муза любопытно мастер-класс место встречи многоликая россия мой учитель молодая семья молодая, да ранняя молодежный проект молодой, да ранний молодые, да ранние монолог музей на заметку на заметку абитуриенту на злобу дня нарочно не придумаешь научные сферы наш сериал: за кулисами разведки наша музыка наши публикации наши учителя новости онлайн новости рока новые альбомы новый год НТТМ-2012 обложка общество равных возможностей отстояли москву официально память педотряд перекличка фестивалей письма о главном поп-корнер портрет посвящение в студенты посмотри постер поступок поход в театр поэзия праздник практика практикум пресс-тур приключения проблема прогулки по москве проза профи психологический практикум публицистика путешествие рассказ рассказики резонанс репортаж рсм-фестиваль с наступающим! салон самоуправление сенсация след в жизни со всего света событие советы первокурснику содержание номера социум социум спешите учиться спорт стань лидером страна читателей страницы жизни стройотряд студотряд судьба театр художника техно традиции тропинка тропинка в прошлое тусовка увлечение уроки выживания фестос фильмоскоп фитнес фотокласс фоторепортаж хранители чарт-топпер что новенького? шаг в будущее экскурс экспедиция эксперимент экспо-наука 2003 экстрим электронная москва электронный мир юбилей юридическая консультация юридический практикум язык нашего единства
От редакции

Выпуском  журнала занимался коллектив журналистов, литераторов, художников, фотографов. Мы готовим рассказ о  коллегах и  об их ярких, заметных публикациях.

А сейчас назову тех, кто оформлял СтМ с 1990-х до 2013-го.

Главный художник Александр Архутик,
мастер компьютерного дизайна Алексей Колганов
и фотограф Игорь Яковлев.

Большая часть обложек и фоторепортажей – творческая работа Игоря Яковлева.

Надеюсь, что нам удастся представить Вам  увлекательную историю создания и деятельности  СтМ.

Юрий Ростовцев, гл. редактор
«Студенческого меридиана», журнала,
которому я с удовольствием служил
с 1977 по 2013 годы.

Наши партнеры










Номер 08, 2004

ТРУДОВАЯ МИГРАЦИЯ РОССИЙСКИХ УЧЕНЫХ

Кто они, российские ученые, выезжающие на работу за рубеж в последние годы? Свой анализ предлагает Центр демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН.

В 2002 году по официальным каналам выезжали на работу за рубеж 2,9 тысячи российских ученых из примерно 300 организаций, что составляет всего 0,7% по отношению к общей численности исследователей. Если отнести выезжающих к общей численности исследователей, работающих только в этих организациях, доля повысится до 5%. Исследователи делают вывод, что исследовательские организации в России делятся на две категории: небольшая группа, поддерживающая относительно интенсивные контакты с заграницей, и подавляющее большинство организаций, вовсе не имеющих постоянных контактов.

Больше других имеют шанс выехать на работу за рубеж доктора и кандидаты наук, составившие, соответственно, 18% и 56%. По отношению к общей численности остепененных ученых в стране это 2,5% докторов и 2% кандидатов. Больше всего востребованы за границей физики, затем биологи. Каждый третий выехавший - физик, почти каждый четвертый - биолог, десятый - математик. Всего на естественные науки приходится 77% выехавших. Самая большая группа ученых выезжала с целью совместных исследований (40%). Немного уступает им в численности группа тех, кто устроился на работу в зарубежную организацию - 32%. С целью чтения лекций и проведения консультаций выехало только 6% ученых.

Из России на исследовательскую работу за рубеж выезжают преимущественно мужчины. Женщинам пробиться трудно: среди выехавших женщин лишь четверть. В молодых возрастах (до 40 лет) женщин больше - 30%.

Основные регионы мира, куда едут российские ученые, - Западная Европа в узком смысле слова (42%) и Северная Америка (30%). Заметны потоки в азиатские и скандинавские страны. Со странами Восточной Европы и постсоветскими странами научные связи у России почти прервались. Рассмотрение на уровне стран выявляет лидерство США, которые приняли 29%, и Германии - 19% . Заметна роль Франции (6%), Великобритании (5%), Японии (4%), Швеции (3%), Индии (2%), Италии, Нидерландов, Китая (по 2%). Перечисленные 10 стран приняли три четверти рассматриваемого научного потока из России. Но россияне довольно активно ищут свою нишу в глобальной системе труда, с этой целью они обращаются к странам третьего мира. Общее число стран, где в 2002 году работали российские ученые, было равно 73, включая такие экзотические, как Антигуа и Барбуда, Бенин и другие.

География поездок ученых разного профиля различается. Более половины физиков находят работу в Западной Европе (57%, из них каждый второй - в Германии), четверть - в США, математики тоже в основном тяготеют к Западной Европе. У биологов доминируют США (46%), страны Западной Европы отодвигаются на второй план (32%). Похожая с ними география поездок характерна и для химиков и исследователей в области медицины: видимо, выезжают именно те химики и медики, которые связаны с биологией. Иначе распределяются по странам "технари": 18% из них работали в Индии, 23% - в Алжире, Иране, Китае, Казахстане (поровну в этих странах), четвертая часть этой категории выезжала в Западную Европу, в США специалисты в области технических наук находят работу редко (9%). Гуманитарии активно выезжают в Китай наряду с Германией и США. На эти три страны приходится 60% их выездов, причем потоки в каждую из стран примерно одинаковы.

Как видим, включенность России в мировое научное сообщество еще очень слаба. Пока что двери в другие страны открываются по желанию этих стран: кто оплатит поездку, к тому и поедут, кто нужен, того и возьмут. Усилий приумножать контакты со стороны России пока не чувствуется. Если физики и математики уже ощущают помощь зарубежной научной диаспоры в налаживании взаимодействия с западной наукой и односторонний выезд постепенно переходит в партнерство, то общественные науки нуждаются в целенаправленном стимулировании контактов. Иначе разрыв в уровне развития естественных и общественных наук в России будет увеличиваться.

ОПТИМИЗАЦИЯ ТВОРЧЕСТВА

В народе до сих пор нет единого мнения о том, должен ли гений быть голодным и несчастным или он имеет право на полноценное питание и другие радости жизни. Российские исследователи перевели дискуссию на научную основу и постарались выяснить, как эмоции человека влияют на его творческую деятельность. Эту работу поддержали гранты НШ и РФФИ.

Творчество и эмоции обычно следуют рука об руку. Более того, как установили сотрудники в лаборатории академика Н.П.Бехтеревой в Институте мозга человека РАН, сильные эмоции облегчают творческий процесс. Ученые также показали, что при положительных и отрицательных эмоциях работают разные области коры головного мозга, и эти отличия можно обнаружить с помощью электроэнцефалограммы, что позволяет решать проблему "любит - не любит" без помощи ромашки.

В эксперименте участвовали 15 здоровых добровольцев от 17 до 26 лет. Им предлагали пары слов, и испытуемые с наложенными на голову электродами должны был придумывать как можно больше оригинальных определений для первого слова, используя при этом второе. Вот, например, как выглядели определения для пары "сущность - песок": 1. Сущность - это та незначительная часть песчинок, которая остается на ладони (возможно, прилипает к ней), когда набираешь целую горсть песка на пляже, и большая его часть ускользает сквозь пальцы, если разжать кулак. 2. Сущность - это мысль, даже тогда, когда у инопланетного разума она существует в виде песчинок в голове, и, чтобы активизировать умственную деятельность, этим созданиям приходится часто ходить на головах, тогда - мысль, в форме песчинок, словно через сито, просачивается в реальный мир и "материализуется".

Слова "сущность" или "комод" не вызывают особых эмоций, и, чтобы подобрать к ним неординарные определения, участникам эксперимента приходилось прикладывать значительные умственные усилия. Легче было работать с парами слов, вызывающими положительные ("любовь - крупа", "поцелуй - шапка") или отрицательные ("гибель - паста", "изгой - руда") эмоции. В этом случае у участников эксперимента возникали яркие зрительные образы-ассоциации, которые помогали выполнить задание. Однозначно определить, какие эмоции, положительные или отрицательные, быстрее возникают и дольше удерживаются, испытуемые затруднялись, поэтому вопрос об оптимальном настроении творца пока остается открытым. Но, хотя сильные эмоции и облегчают выполнение каждого конкретного задания, они же и осложняют "переход" испытуемого от уже придуманной, эмоционально обусловленной идеи к поиску следующей. Поэтому довольно часто испытуемые приводили разные варианты определений эмоционально окрашенного слова, основанные на одной идее.

Хотя сильные положительные и отрицательные эмоции пробуждают в человеке разные чувства и возбуждают разные отделы коры головного мозга, на творчество они действуют сходным образом. С одной стороны, они увеличивают скорость подбора ассоциаций и их количество. С другой стороны, буря эмоций мешает генерировать оригинальные мысли, поэтому творческий экстаз необходимо дозировать. Так работал А.С.Пушкин, создавая "Бориса Годунова". Для написания ключевых сцен он ждал вдохновения, а остальной текст сочинял в "нейтральном" режиме. Результатом, как известно, остался доволен. Так гений подобрал оптимальный режим творчества, который научная мысль нащупывает только сейчас.

 

РУССКИЕ…

По мнению российских социологов, проблемы взаимоотношений России и государств постсоветского пространства часто лежат не столько в политической или экономической, сколько в психологической сфере.

После распада СССР русские утратили свое особое положение, связанное с их исторической функцией в образовании Российского государства, а затем и Советского Союза, с объединяющей ролью русского языка и русской культуры. В бывших союзных республиках они в одночасье превратились из "старших братьев" в олицетворение тоталитарного режима, от которого только что удалось избавиться. Не стали исключением и страны Балтии. Исследования, проведенные Российско-Балтийским центром Института социологии РАН, показали, что многие из проблем, с которым столкнулись русские в Прибалтике, связаны, в основном, с психологическими особенностями, в том числе с самосознанием русских диаспор в новом зарубежье.

Русская диаспора в Прибалтике всегда была неоднородна; значительную ее часть составляли малоквалифицированные мигранты, приехавшие из самых экономически неблагополучных областей России. Это, по сути своей, маргиналы. От своих корней они оторваны, а новых не обрели. На новое место мигрант приехал за психологическим комфортом, поэтому местные жители в его глазах - лишь досадная помеха. А коренное население, в свою очередь, отказывалось воспринимать пришельцев как носителей великой русской культуры. По мнению социологов, в этом противоречии нет этнической составляющей: отношения российских лимитчиков с образованной и квалифицированной частью русской диаспоры тоже были весьма напряженными. Именно российские маргиналы весной 1991 г. наиболее активно проголосовали за выход Латвии и Эстонии из состава СССР, полагая, что выгоднее жить в богатой и комфортной Прибалтике, чем в бедной России. Экономический мотив перевесил национальный; для изменения взглядов потребовалось, чтобы русские в Прибалтике почувствовали себя национально ущемленными.

Если многие русские предпочли бы жить в Прибалтике без прибалтов, то национальные правительства новых стран Балтии попытались осуществить мечту своих народов: построить мононациональные государства. А ущемленное в правах русское население в это время болезненно переживало унижение своего еще совсем недавно великого государства и народа. Однако, ностальгируя о прежних временах, очень немногие желали бы их вернуть.

Чтобы достичь взаимопонимания, народам, живущим на одной территории, прежде всего, необходимо признать, что существует только эта реальность и никакая иная невозможна. Ситуация такова, что русские в Прибалтике есть и никогда оттуда не уедут. Во-первых, они приспосабливаются к меняющимся условиям, преуспевая подчас больше коренного населения. Во-вторых, им некуда ехать. Прожив в Балтии 15-20 лет, мигранты уже психологически не способны жить в России, а местное население не признает их своими. Сейчас наша община в Прибалтике разделена, главным образом, не по культурному уровню и не по стажу проживания, а по имущественному признаку - адаптировался ли человек к новым условиям или не смог.

Национальная идея как объединяющая сила быстро себя изживает. Она формируется на волне недовольства, в нищете, а государства Балтии заботятся о росте благосостояния своих жителей. Малочисленные народы не могут обойтись без кадрового потенциала "этнически чуждых русских". Национализм в объединенной Европе не популярен, национальные языки неуклонно сдают свои позиции под натиском уже не русского, а английского языка. Поэтому национальный фактор в сознании местных жителей постепенно утрачивает свое значение.

То, что многие русские, особенно молодые, адаптировались к новым условиям, не означает, что они ассимилировались. Этого, по-видимому, не будет. Сейчас на сцену выходит поколение, родившееся в Прибалтике и не видевшее своей исторической родины, но эти люди ощущают себя русскими. В отличие от коренного населения, они не могут получить бесплатное государственное образование, поэтому получают платное, а это очень сильный стимул для учебы. Русские, даже получившие гражданство, почти не участвуют в политической жизни: у них нет на это времени, они работают гораздо больше местных. Молодые русские легче поступают в европейские и американские университеты, успешнее стажируются, а затем и работают на Западе. Здесь их называют "еврорусскими". Их не волнует проблема самобытности, и они не стремятся ничего никому доказывать, также как и их прибалтийские сверстники, которые в скором будущем заменят нынешних политиков. Молодое поколение строит свои взаимоотношения на рыночной основе. По мнению социологов, еврорусские и есть тот новый субэтнос, который сгладит существующие противоречия и обеспечит устойчивость отношений в этом регионе.


К началу ^

Свежий номер
Свежий номер
Предыдущий номер
Предыдущий номер
Выбрать из архива