Студенческий меридиан
Журнал для честолюбцев
Издается с мая 1924 года

Студенческий меридиан

Найти
Рубрики журнала
40 фактов alma mater vip-лекция абитура адреналин азбука для двоих актуально актуальный разговор акулы бизнеса акция анекдоты афиша беседа с ректором беседы о поэзии благотворительность боди-арт братья по разуму версия вечно молодая античность взгляд в будущее вопрос на засыпку встреча вузы online галерея главная тема год молодежи год семьи гражданская смена гранты дата дебют девушка с обложки день влюбленных диалог поколений для контроля толпы добрые вести естественный отбор живая классика загадка остается загадкой закон о молодежи звезда звезды здоровье идеал инженер года инициатива интернет-бум инфо инфонаука история рока каникулы коллеги компакт-обзор конкурс конспекты контакты креатив криминальные истории ликбез литературная кухня личность личность в истории личный опыт любовь и муза любопытно мастер-класс место встречи многоликая россия мой учитель молодая семья молодая, да ранняя молодежный проект молодой, да ранний молодые, да ранние монолог музей на заметку на заметку абитуриенту на злобу дня нарочно не придумаешь научные сферы наш сериал: за кулисами разведки наша музыка наши публикации наши учителя новости онлайн новости рока новые альбомы новый год НТТМ-2012 обложка общество равных возможностей отстояли москву официально память педотряд перекличка фестивалей письма о главном поп-корнер портрет посвящение в студенты посмотри постер поступок поход в театр поэзия праздник практика практикум пресс-тур приключения проблема прогулки по москве проза профи психологический практикум публицистика путешествие рассказ рассказики резонанс репортаж рсм-фестиваль с наступающим! салон самоуправление сенсация след в жизни со всего света событие советы первокурснику содержание номера социум социум спешите учиться спорт стань лидером страна читателей страницы жизни стройотряд студотряд судьба театр художника традиции тропинка тропинка в прошлое тусовка увлечение уроки выживания фестос фильмоскоп фитнес фотокласс фоторепортаж хранители чарт-топпер что новенького? шаг в будущее экскурс экспедиция эксперимент экспо-наука 2003 экстрим электронная москва электронный мир юбилей юридическая консультация юридический практикум язык нашего единства
От редакции

Выпуском  журнала занимался коллектив журналистов, литераторов, художников, фотографов. Мы готовим рассказ о  коллегах и  об их ярких, заметных публикациях.

А сейчас назову тех, кто оформлял СтМ с 1990-х до 2013-го.

Главный художник Александр Архутик,
мастер компьютерного дизайна Алексей Колганов
и фотограф Игорь Яковлев.

Большая часть обложек и фоторепортажей – творческая работа Игоря Яковлева.

Надеюсь, что нам удастся представить Вам  увлекательную историю создания и деятельности  СтМ.

Юрий Ростовцев, гл. редактор
«Студенческого меридиана», журнала,
которому я с удовольствием служил
с 1977 по 2013 годы.

Наши партнеры










Номер 02, 2010

КАК РЕМОНТИРОВАЛИ БАК?

Через год после внезапной остановки ускоритель частиц Церна (БАК – большой адронный коллайдер), загнанный под землю на глубину 100 м под границей Франции и Швейцарии, запускается постепенно. Потребовалось несколько месяцев на ремонт после серьезных повреждений, вызванных крупным замыканием в этой кольцевой трубе длиной 27 км. Она предназначена для проникновения в тайны материи при столкновении пучков частиц, направленных навстречу друг другу. Счет за ремонт составил около 26 миллионов евро. Техники и ученые надолго запомнят 19 сентября 2008 года – тогда все внезапно остановилось, когда частицы уже совершили первый круг по кольцу. Короткое замыкание из-за крохотного дефекта в сварочном шве вызвало нагревание и испарение жидкого гелия, который служит для охлаждения устройства. Металлические стенки не выдержали внезапного избыточного давления. Полсотни магнитов на каких-то 1700 м кольца были повреждены. Целый год техники денно и нощно работали над устранением аварии и приведением в готовность оборудования, чтобы избежать нового инцидента. При новом запуске физики надеются завершить работу над проектом и достичь своей цели: отыскать пресловутый бозон Хиггса. Он может стать ключом к раскрытию тайны: почему у частиц есть масса?

6,6 миллиарда евро – общая стоимость БАКа.
26,659 м – длина кольца.
-271,3оС – рабочая температура.
11 245 – количество оборотов, совершенных за секунду частицами.
200 человек – исполнители работ, продолжавшихся девять месяцев. Еще 100 человек работали над отдельными задачами.
6 500 электронных плат – дополнительное оборудование.
250 км – протяженность кабелей.

БАК – большой адронный коллайдер

1. Сектор аварии

Кольцо разделено на восемь секторов для выполнения четырех главных экспериментов (детекторы). Авария случилась между Алис и CMS.

2. Усиление крепления

Был усилен крепеж магнитов к полу, но еще не по всей длине ускорителя. Удар такой силы повредил опоры, что могло привести к падению крайне хрупких магнитов.

3. Замена магнитов

От ускорителя пришлось отключить 53 поврежденных магнита. Их подняли на поверхность, отремонтировали, опробовали и вновь опустили. К счастью, Церн располагал достаточным количеством магнитов, чтобы не заказывать новые взамен тридцати окончательно поврежденных. На поверхности тесты при рабочей температуре, близкие к абсолютному нулю, продолжались две-три недели. На этой фазе работ сотрудники трудились по 24 часа в сутки.

4. Увеличение количества клапанов

Были установлены 900 новых клапанов для удаления гелия. Они шире предыдущих и позволяют эвакуировать в десять раз больше газа, чем раньше. В случае аварии давление будет снижено, ограничив повреждения в ускорителе.

5. Новое электрическое устройство

Поставлена новая электронная система определения пониженного сопротивления на кабелях, соединяющих магниты. Именно этот дефект привел к катастрофическому инциденту. Новое устройство, потребовавшее удвоения электрических жил, способно замерить в реальном времени почти по всему кольцу очень малые сопротивления порядка наноОма. Дефектный сварной шов имел сопротивление 200 наноОмов. Под наблюдение попали 10 000 соединений.

6. Большая уборка

Четыре километра стенок, в которых путешествуют протоны, были освобождены от наносов металла, сажи и изоляционной пены, которые скопились там после аварии. В трубе должен царить максимально глубокий вакуум, чтобы не мешать бегу протонов. Уборка производилась десять раз с помощью щеток и пылесосов.
 


К началу ^

Свежий номер
Свежий номер
Предыдущий номер
Предыдущий номер
Выбрать из архива