Студенческий меридиан
Журнал для честолюбцев
Издается с мая 1924 года

Студенческий меридиан

Найти
Рубрики журнала
40 фактов alma mater vip-лекция абитура адреналин азбука для двоих актуально актуальный разговор акулы бизнеса акция анекдоты афиша беседа с ректором беседы о поэзии благотворительность боди-арт братья по разуму версия вечно молодая античность взгляд в будущее вопрос на засыпку встреча вузы online галерея главная тема год молодежи год семьи гражданская смена гранты дата дебют девушка с обложки день влюбленных диалог поколений для контроля толпы добрые вести естественный отбор живая классика загадка остается загадкой закон о молодежи звезда звезды здоровье идеал инженер года инициатива интернет-бум инфонаука история рока каникулы коллеги компакт-обзор конкурс конспекты контакты креатив криминальные истории ликбез литературная кухня личность личность в истории личный опыт любовь и муза любопытно мастер-класс место встречи многоликая россия мой учитель молодая семья молодая, да ранняя молодежный проект молодой, да ранний молодые, да ранние монолог музей на заметку на заметку абитуриенту на злобу дня нарочно не придумаешь научные сферы наш сериал: за кулисами разведки наша музыка наши публикации наши учителя новости онлайн новости рока новые альбомы новый год НТТМ-2012 обложка общество равных возможностей отстояли москву официально память педотряд перекличка фестивалей письма о главном поп-корнер портрет посвящение в студенты посмотри постер поступок поход в театр поэзия праздник практика практикум пресс-тур приключения проблема прогулки по москве проза профи психологический практикум публицистика путешествие рассказ рассказики резонанс репортаж рсм-фестиваль с наступающим! салон самоуправление сенсация след в жизни со всего света событие советы первокурснику содержание номера социум социум спешите учиться спорт стань лидером страна читателей страницы жизни стройотряд студотряд судьба театр художника техно традиции тропинка тропинка в прошлое тусовка увлечение уроки выживания фестос фильмоскоп фитнес фотокласс фоторепортаж хранители чарт-топпер что новенького? шаг в будущее экскурс экспедиция эксперимент экспо-наука 2003 экстрим электронная москва электронный мир юбилей юридическая консультация юридический практикум язык нашего единства
От редакции

Выпуском  журнала занимался коллектив журналистов, литераторов, художников, фотографов. Мы готовим рассказ о  коллегах и  об их ярких, заметных публикациях.

А сейчас назову тех, кто оформлял СтМ с 1990-х до 2013-го.

Главный художник Александр Архутик,
мастер компьютерного дизайна Алексей Колганов
и фотограф Игорь Яковлев.

Большая часть обложек и фоторепортажей – творческая работа Игоря Яковлева.

Надеюсь, что нам удастся представить Вам  увлекательную историю создания и деятельности  СтМ.

Юрий Ростовцев, гл. редактор
«Студенческого меридиана», журнала,
которому я с удовольствием служил
с 1977 по 2013 годы.

Наши партнеры










Номер 03, 2010

КОГДА ВОЗНИКЛО ПОНЯТИЕ СВЯЩЕННОГО?

Обычно сакральными событиями являются рождение и смерть: откуда появляются дети и куда уходят мертвые? Культ рождения возник в 25 000–30 000 годах до н. э. Следы его – палеолитические статуи, изображающие различного вида Венер. Культ мертвых теряется в глубине времен. Одна из древнейших могил обнаружена в пещерах Кафзека, что неподалеку от Назарета (Израиль), и датируется 100 000 г. до н. э. По-видимому, можно опуститься и еще ниже.

Захоронения свидетельствуют, что уже появилось ощущение сакральности. Если мертвых хоронили в стороне, значит, их жизнь после смерти имела смысл. Это не означает, что люди верили в бессмертие. Они склоняли голову перед чем-то им неведомым. Быть может, они опасались, что, если не позаботятся о мертвых, те вернутся в качестве мучителей. Существовала и существует до сих пор у некоторых народов сакрализация природы, неба, земли, океанов...

Как это проявляется, никто не может сказать точно. Анимистские религии характерны для так называемых первичных по времени регионов, но вовсе не идентичны. Сейчас ни один район мира не защищен от западного влияния. У нас нет уверенности и знаний по поводу религий, предшествовавших письменности. К сакральным относятся и половые отношения, как экскременты и воспроизводство. Термин «сакрального» расширился и стал более повседневным: священный союз, святая сиеста... Постарайтесь не возводить всё в святость!

А БЫЛИ ЛИ КАТАРЫ?

Недавно австралийский ученый Грегори Пегг заявил, что катары, лангедокские еретики, просто-напросто не существовали, и даже такое название было неизвестно в XIII веке. Название появилось только в XIX веке. В XIII веке говорили о «добрых людях».

На Балканах и везде, где в Европе процветали еретические учения, их называли «богомольцами». И даже если существовала такая форма альбигойской ереси, ее значение очень преувеличено. Она вряд ли охватывала более 5% лангедокского населения.

Те, кого назвали «катарами», от греческого «катарос» (чистый), были христианами, склонными к некоторому радикализму. Отталкиваясь от евангелия от Иоанна, они исповедовали борьбу божественного света против мрака, аскетизм и осуждали богатство римской католической церкви. Они имелись во всех слоях общества и были даже в окружении графа де Фуа и графа Тулузского.

В XIII веке святой Доминик (Доминик де Гусман), основатель ордена доминиканцев, долгое время считавшийся вдохновителем Инквизиции, «заинтересовался» этими уклонистами, чтобы успешнее бороться с их отходом от веры. В 1207 году папа Иннокентий III решил отлучить их от Церкви. Позже убийство папского легата конюшим тулузского графа привело к началу кровавого крестового похода.

С 1200 года 20 000 рыцарей, северных баронов, спустились в долину Роны. Так началось нападение на Безье, и возникла ужасная фраза, приписываемая Симону де Монфору: «Убивайте их всех, Господь отличит своих!» Лидер крестового похода нашел смерть в 1218 году в Тулузе.

Надо ждать 1226 года, чтобы Раймон VII, граф Тулузский сдался и подчинился королю Франции Людовику VIII. Однако островки сопротивления оставались, в том числе – и орлиное гнездо Монсегюр. Его взятие в 1244 году после долгой осады завершилось сжиганием на костре нескольких десятков осажденных.

Что касается пресловутых альбигойских замков, в том числе и Монсегюра, это были, по большей части, крепости, построенные королем Франции после победы над повстанцами. Укрепленные городки, где скрывались последние бунтовщики, сравняли с землей.

НАЙДЕНА АТЛАНТИДА?

Процветающий остров, лежащий напротив Геркулесовых Столпов и населенный отличными моряками; богатый город, пытающийся распространить свою гегемонию на соседние территории – так Платон в IV веке до н. э. описывает Атлантиду в своем «Тимее». Но, добавляет он, эта великолепная цивилизация внезапно исчезла, поглощенная водами во время сильнейшего теллурического происшествия.

Сегодня, при наличии новейших методов исследования и изображения, геологи способны буквально прочесать морское дно. Будут ли найдены следы Атлантиды? Именно на этот вопрос пытается найти ответ Жак Колен-Жирар, геолог Прованского университета. В 2001 году, изучая карту глубин Средиземного моря, ученый наткнулся на островок Спартель в открытом море в районе Гибралтара. Скалистая мель, возвышающаяся на морском дне. Его верхняя точка расположена на глубине 55 м под поверхностью воды.

Геолог помнит об изменениях уровня моря во время последнего оледенения. 19 000 лет назад в момент последнего максимума оледенения он был на 135 м ниже, чем сейчас. А 14 000 лет назад с окончанием оледенения уровень воды поднялся на 100 м. Море поглотило невысокие острова вроде мели Спартель. 12 000 лет назад здесь произошло землетрясение, вызвав резкое опускание морского дна. Спартель ушел под воду еще глубже.

Очень похожая судьба у Атлантиды, описанной в «Тимее». Не потому ли Платон разместил Атлантиду в районе острова Спартель? Мы сегодня не можем наверняка высказаться по этому поводу. Но геологическое событие могло его вдохновить на это описание. Платон указывает дату поглощения Атлантиды – 9 600 год до н. э. Тот период, как настаивает геолог, когда Спартель был поглощен. А Геркулесовы Столпы, указанные Платоном, соответствуют Гибралтарскому проливу.

Эта связь, даже довольно тесная, не пришлась по вкусу многочисленным историкам. Эллинист Пьер Видаль-Накэ неоднократно противился любой попытке преобразовать Атлантиду в реальную территорию. Миф об утерянном рае всегда подогревал разного рода экстремистские идеи. Некоторые историки утверждают, что Атлантида – истинная выдумка о процветающем империалистическом городе. Таким могли стать Афины в эпоху Платона. Атлантида противопоставлялась добродетельному обществу, то есть прежним сельским Афинам. «Тимей» есть политическая басня, не основывающаяся на реальных фактах.

Остается узнать, опирался ли Платон на свидетельства о доисторической геологической катастрофе. И как мог устным путем передаваться этот слух в течение тысячелетий и дойти до египтян, которые и сообщили ему о ней, как утверждает философ?

ПОЧЕМУ ИСЧЕЗЛА ЦИВИЛИЗАЦИЯ ОСТРОВА ПАСХИ?

Утверждение, что цивилизация острова Пасхи рухнула, – чистая ересь. Единственное культурное падение связано с появлением европейцев. Но большинство англосаксов, кроме Джареда Даймонда, географа Калифорнийского университета и автора сенсационного труда об исчезновении этого общества, говорят о вырубке леса самими островитянами.

Но островитяне построили общество моряков и содержали свой флот в порядке, а это требует древесины. Наивно полагать, что они сами уничтожили ценнейшее для них сырье. Они умели управлять своей окружающей средой. Также говорится о транспортировке громадных статуй, приведшей к исчезновению леса. Но за сотни лет такое путешествие совершили всего 250 статуй.

Долгое время считалось, что на острове Пасхи было мало разновидностей крупных деревьев. Однако последние исследования показали, что растительность была весьма разнообразной. Радиоуглеродная датировка доказывает, что исчезновение лесов имело место между первой половиной XVII века и прибытием европейцев вследствие сильной засухи. Но жители острова сумели приспособиться. Они защищали свои культуры под слоями сухой травы и камней. Они продолжали делать свои великие памятники и вырезать прекрасные деревянные статуэтки. Потом появились европейцы, принесшие эпидемии, грабежи, переселение.

ЭЛЬДОРАДО – МИФ?

В начале XVI века погоня за золотом стала одним из сильнейших двигателей исследования Америки. Воображение европейцев воспламенилось, когда в Севилью (Испания) в 1519 году доставили сокровища ацтекского императора Монтесумы, а в 1553-м – и сокровища инки Атагуальпы.

Многие годы ходили слухи о существовании странной церемонии, которую проводят индейцы мюискас в Колумбии. Раз в год касик покрывает свое тело золотым порошком и приступает к ритуальным церемониям в водах озера Гуатавита вблизи нынешней Боготы. «Хомбре дорадо» – золотой человек – трансформировался с годами в царство золота. Так родилось Эльдорадо.

Множатся экспедиции, чтобы добраться до этого сказочного места, вызывающего самые безумные мечты. Но результаты остаются нулевыми. Большинство экспедиций теряется в джунглях или уничтожается встречающимися на пути племенами. Первые искатели так и не добираются до цели, сраженные лихорадкой, отчаянием и смертью.

После многих провалов люди начинают считать, что недостижимое Эльдорадо находится в «ином месте». Так начинаются поиски к востоку в бассейне реки Ориноко (Венесуэла) и на Гвианском плоскогорье. С 1584 по 1597 гг. Антонио де Беррио тщетно прочесывает этот регион в поисках лагуны Маноа, куда поместили Эльдорадо.

 

В XVII веке фантастические истории, принесенные в Европу англичанином сэром Уолтером Рейли, усиливают веру в Эльдорадо, и безумные надежды возвращаются. «Маноа дель Дорадо» фигурирует на почетном месте на картах Гвианы. Но и теперь ничего не найдено.

Географы и исследовательские миссии положили конец мифу. Точные топографические замеры, выполненные в XVIII веке такими людьми, как Александр фон Гумбольдт, доказали очевидность: Эльдорадо не существует. Но в поисках этого химерического места, каждый раз уходя все дальше в неисследованные земли в погоне за золотом и из алчности, конкистадоры пересекли неведомый континент менее чем за век.

«Бальса» (Плот), на котором высится «золотой человек», является главным экспонатом музея Золота в Боготе (600–1600 г н. э.)

ПЕРЬЯ ИЛИ ШЕРСТЬ: ПОЧЕМУ?

Дикий лебедь во время зимовкиМлекопитающие в основном покрыты шерстью от кончиков лап до кончика носа. Основная функция этих защитных кожных наростов проста: термоизоляция. Млекопитающие относятся к теплокровным животным, которым жизненно необходима регуляция внутренней температуры. Шерсть прекрасно справляется с потерями тепла тела. Она, похоже, появилась 300 миллионов лет назад у млекопитающих рептилий. Прародители млекопитающих относились, наверное, к эндотермам. Иными словами, их метаболизм производил тепло.

Если появление и функция шерсти споров не вызывают, то появление перьев остается тайной. Когда смотришь на птицу, становится ясно: перья обеспечивают полет! Но ископаемые животные указывают, что полет появился раньше перьев. За неимением лучшего выдвинуты два объяснения, которые одинаково трудно защищать.

Первое объяснение: перья служат для термоизоляции, как и шерсть. Для подтверждения нужны покрытые перьями динозавры, двоюродные братья птиц, являющиеся эндотермами. Спор разгорается именно по этому поводу.

Вторая гипотеза: перья являются вторичным половым признаком. Затем они были использованы для полета. И здесь аргументы не очень существенны. Однако перья не менее важны у большинства птиц для полета и, как у млекопитающих, служат для терморегуляции.


К началу ^

Свежий номер
Свежий номер
Предыдущий номер
Предыдущий номер
Выбрать из архива