Студенческий меридиан
Журнал для честолюбцев
Издается с мая 1924 года

Студенческий меридиан

Найти
Рубрики журнала
40 фактов alma mater vip-лекция абитура адреналин азбука для двоих актуально актуальный разговор акулы бизнеса акция анекдоты афиша беседа с ректором беседы о поэзии благотворительность боди-арт братья по разуму версия вечно молодая античность взгляд в будущее вопрос на засыпку вузы online галерея главная тема год молодежи год семьи гражданская смена гранты дата дебют девушка с обложки день влюбленных диалог поколений для контроля толпы добрые вести естественный отбор живая классика загадка остается загадкой закон о молодежи звезда звезды здоровье идеал инженер года инициатива интернет-бум инфо инфонаука история рока каникулы коллеги компакт-обзор конкурс конспекты контакты креатив криминальные истории ликбез литературная кухня личность личность в истории личный опыт любовь и муза любопытно мастер-класс место встречи многоликая россия мой учитель молодая семья молодая, да ранняя молодежный проект молодой, да ранний молодые, да ранние монолог музей на заметку на заметку абитуриенту на злобу дня нарочно не придумаешь научные сферы наш сериал: за кулисами разведки наша музыка наши публикации наши учителя новости онлайн новости рока новые альбомы новый год НТТМ-2012 обложка общество равных возможностей отстояли москву официально память педотряд перекличка фестивалей письма о главном поп-корнер портрет посвящение в студенты посмотри постер поступок поход в театр поэзия праздник практика практикум пресс-тур приключения проблема прогулки по москве проза профи психологический практикум публицистика путешествие рассказ рассказики резонанс репортаж рсм-фестиваль с наступающим! салон самоуправление сенсация след в жизни со всего света событие советы первокурснику содержание номера социум социум спешите учиться спорт стань лидером страна читателей страницы жизни стройотряд студотряд судьба театр художника техно традиции тропинка тропинка в прошлое тусовка увлечение уроки выживания фестос фильмоскоп фитнес фотокласс фоторепортаж хранители чарт-топпер что новенького? шаг в будущее экскурс экспедиция эксперимент экспо-наука 2003 экстрим электронная москва электронный мир юбилей юридическая консультация юридический практикум язык нашего единства
От редакции

Выпуском  журнала занимался коллектив журналистов, литераторов, художников, фотографов. Мы готовим рассказ о  коллегах и  об их ярких, заметных публикациях.

А сейчас назову тех, кто оформлял СтМ с 1990-х до 2013-го.

Главный художник Александр Архутик,
мастер компьютерного дизайна Алексей Колганов
и фотограф Игорь Яковлев.

Большая часть обложек и фоторепортажей – творческая работа Игоря Яковлева.

Надеюсь, что нам удастся представить Вам  увлекательную историю создания и деятельности  СтМ.

Юрий Ростовцев, гл. редактор
«Студенческого меридиана», журнала,
которому я с удовольствием служил
с 1977 по 2013 годы.

Наши партнеры










Номер 08, 2010

Алексей Рябинин: Историю нужно проживать!

В мире высшего образования появляются все новые университеты, открываются ранее незнакомые факультеты и отделения, поколения студентов сменяют друг друга. Однако и в таких динамичных условиях остаются специальности на все времена, конкурс при поступлении на которые практически всегда стабилен. Историческое образование – старейшее и по праву признанное классическим. О том, в чем секрет успеха молодого историка, а также о перспективах будущих выпускников истфака мы беседуем с доктором исторических наук, профессором Высшей школы экономики Алексеем РЯБИНИНЫМ.

Алексей Рябинин– Алексей Леонидович, как вы думаете, каков основной мотив студентов, поступающих на истфак? Чем объяснялся ваш собственный выбор?

– Хочется верить, что основная причина, по которой нынешние студенты выбрали историческое образование, – интерес к прошлому, к истории, к социальным наукам. Чтобы работа историка была плодотворной, все события, которые изучаешь, о которых пишешь, нужно «проживать». А это невозможно без интереса. Лично я поступал, потому что история нравилась, и весь срок обучения стал для меня настоящим удовольствием. Как бы банально это ни звучало, основной мотив – интерес.

– В чем главное преимущество исторического образования?

– Представьте, обычный человек всю жизнь как бы сидит в одной комнате. Мы редко меняем места жительства, виды деятельности, традиции, которым следуем. Скучно, не правда ли? История открывает двери в другие, более интересные комнаты. Таких комнат – великое множество. Мне кажется, при соприкосновении с историей жизнь становится интереснее. Человек понимает, что мир крайне многообразен, и не зацикливается на той «комнате», в которой сам сидит.

Алексей Рябинин– Есть ли сложности? В чем основные трудности при учебе и работе в исторической отрасли?

– Сложность в том, что история – очень обширная наука. Она изобилует огромным количеством информации, которую в полном объеме практически невозможно запомнить. Поэтому, углубляясь в одну отрасль, получая огромное количество знаний в определенной сфере, понимаешь, как безнадежно отстал в других. И всю дальнейшую жизнь пытаешься восполнить пробелы.

– Что важнее для студента-историка – знать обилие фактов или уметь делать выводы, обобщения?

– Эти два процесса невозможно разделить. Самый верный путь – изучать базу фактов и только на ее основе делать обобщения. Выводы, сделанные на пустом месте, звучат смешно, равно как смешно и неумение использовать огромное количество фактов.

– Занятие научной деятельностью: что оно может дать студенту-историку? Нужно ли в нынешних условиях заниматься наукой?

Алексей Рябинин– Занятие наукой в любых формах углубляет знания, расширяет кругозор и полезно даже в том случае, если студент не планирует научную карьеру. Однако важно помнить, что наука в студенчестве – это не просто корпение над тетрадками и долгие часы в библиотеке. Будучи студентом, нельзя забывать об уникальных возможностях общения, получения опыта от профессоров, научных руководителей. Иногда нужно просто разговаривать с преподавателем, задавать ему вопросы, вникать в его мысли. Конечно, для таких занятий должны быть созданы условия. Когда я сам учился в университете, мне удавалось каждую неделю в течение пяти лет просто разговаривать с научным руководителем. Только тогда я начал что-то понимать в истории. Это, пожалуй, самое главное, что помогло мне в дальнейшей учебе и работе.

– Существует стереотип, что выпускник истфака – это только преподаватель, работник библиотеки или научный сотрудник какого-нибудь НИИ. Согласны вы с этим?

– Нет, в корне несогласен. Историк – человек самых широких профессий. Я беседовал со множеством успешных людей – экономистов, финансистов, бизнесменов, государственных служащих. Все они признают, что без знания исторической подоплеки эффективность работы в гуманитарной отрасли снижается в разы. Наша жизнь и общение не строятся по принципу «заключил договор – выполнил обязательство». Есть много факторов, которые влияют на эти процессы.

Например, чтобы заключить соглашение с китайской фирмой, нужно уметь не только правильно оформить документы, но и принять делегацию, побеседовать с партнерами, принадлежащими к другой культуре. Историк чувствует такие вещи, он может грамотно выстроить взаимоотношения, помочь произвести нужное впечатление. Любая фирма только выиграет, наняв на работу человека с историческим образованием. А что касается конкретных навыков – им всегда можно научиться на месте, благо подготовка по обработке информации на исторических факультетах потрясающая.

Мария ГОРОДИЛИНА


К началу ^

Свежий номер
Свежий номер
Предыдущий номер
Предыдущий номер
Выбрать из архива