Студенческий меридиан
Журнал для честолюбцев
Издается с мая 1924 года

Студенческий меридиан

Найти
Рубрики журнала
40 фактов alma mater vip-лекция абитура адреналин азбука для двоих актуально актуальный разговор акулы бизнеса акция анекдоты афиша беседы о поэзии благотворительность боди-арт братья по разуму версия вечно молодая античность взгляд в будущее вопрос на засыпку встреча вузы online галерея главная тема год молодежи год семьи гражданская смена гранты дата дебют девушка с обложки день влюбленных диалог поколений для контроля толпы добрые вести естественный отбор живая классика загадка остается загадкой закон о молодежи звезда звезды здоровье идеал инженер года инициатива интернет-бум инфо инфонаука история рока каникулы коллеги компакт-обзор конкурс конспекты контакты креатив криминальные истории ликбез литературная кухня личность личность в истории личный опыт любовь и муза любопытно мастер-класс место встречи многоликая россия мой учитель молодая семья молодая, да ранняя молодежный проект молодой, да ранний молодые, да ранние монолог музей на заметку на заметку абитуриенту на злобу дня нарочно не придумаешь научные сферы наш сериал: за кулисами разведки наша музыка наши публикации наши учителя новости онлайн новости рока новые альбомы новый год НТТМ-2012 обложка общество равных возможностей отстояли москву официально память педотряд перекличка фестивалей письма о главном поп-корнер портрет посвящение в студенты посмотри постер поступок поход в театр поэзия праздник практика практикум пресс-тур приключения проблема прогулки по москве проза профи психологический практикум публицистика путешествие рассказ рассказики резонанс репортаж рсм-фестиваль с наступающим! салон самоуправление сенсация след в жизни со всего света событие советы первокурснику содержание номера социум социум спешите учиться спорт стань лидером страна читателей страницы жизни стройотряд студотряд судьба театр художника техно традиции тропинка тропинка в прошлое тусовка увлечение уроки выживания фестос фильмоскоп фитнес фотокласс фоторепортаж хранители чарт-топпер что новенького? шаг в будущее экскурс экспедиция эксперимент экспо-наука 2003 экстрим электронная москва электронный мир юбилей юридическая консультация юридический практикум язык нашего единства
От редакции

Выпуском  журнала занимался коллектив журналистов, литераторов, художников, фотографов. Мы готовим рассказ о  коллегах и  об их ярких, заметных публикациях.

А сейчас назову тех, кто оформлял СтМ с 1990-х до 2013-го.

Главный художник Александр Архутик,
мастер компьютерного дизайна Алексей Колганов
и фотограф Игорь Яковлев.

Большая часть обложек и фоторепортажей – творческая работа Игоря Яковлева.

Надеюсь, что нам удастся представить Вам  увлекательную историю создания и деятельности  СтМ.

Юрий Ростовцев, гл. редактор
«Студенческого меридиана», журнала,
которому я с удовольствием служил
с 1977 по 2013 годы.

Наши партнеры










Номер 08, 2010

Ректор МГТУ «Станкин» Сергей Григорьев: «СТАНКИН» РАСТЕТ И МОЛОДЕЕТ

Чтобы удержать молодых людей в науке, вузу нужны веские аргументы. В одном из крупнейших научно-образовательных комплексов страны – МГТУ «Станкин» – созданы все условия для научной деятельности. Университет выпускает высококвалифицированных специалистов в различных областях. После окончания вуза выпускники часто возвращаются в научные центры «Станкина», чтобы продолжить исследования. В этом году вузу - 80! Доктор технических наук, профессор, ректор МГТУ «Станкин» Сергей Григорьев рассказывает об успехах университета на научном поприще.

Ректор МГТУ «Станкин» Сергей ГригорьевОдин только штрих к портрету руководителя вуза – за три года пребывания Сергея Николаевича на посту ректора объем научных исследований в «Станкине» вырос примерно в десять раз! Он возглавляет Центр физико-технологических исследований, где просто кипит научная работа. Сотрудники ЦФТИ – авторы многих инновационных идей. Научно-исследовательский комплекс «Высокоэффективные технологии обработки» выполняет обширную программу научных исследований по ионно-плазменным технологиям обработки, высокоскоростной обработке, технологическим роботам. Научные разработки комплекса имеют международный приоритет, подтвержденный в том числе тремя патентами США, 12 патентами Европы, 27 патентами России. Другой подведомственный «Станкину» центр – Государственный инжиниринговый центр (ГИЦ) только-только открывается.

Глава вуза болеет за науку всей душой. Да и как иначе? Ведь он сам – ученый.

– Сергей Николаевич, насколько сегодня привлекают молодежь технические специальности?

– Как показал опрос участников Дня открытых дверей этого года, специальности технической направленности стали более востребованными, чем в недавнем прошлом. Набор прошлого года прошел успешно. Самый большой конкурс был на факультете информационных технологий (ИНТЕХ) и факультете экономики и менеджмента информационных технологий (ЭМИТ). К сожалению, приходится констатировать, что уровень знаний выпускников школ стал слабее.

Ректор МГТУ «Станкин» Сергей Григорьев– Какими чертами характера должен обладать студент, стремящийся успешно учиться в «Станкине»?

– Современный студент любого вуза должен, на мой взгляд, четко представлять цель, к которой стремится. Без хороших знаний не получишь интересную, высокооплачиваемую работу. Студенты «Станкина» всегда отличались тем, что, ориентируясь в учебе и научной деятельности на инновационные направления развития науки и техники, не забывали об опыте и знаниях предыдущих поколений станкиновцев.

– Где могут быть сегодня востребованы выпускники «Станкина»?

– Жизнь показывает, что наши выпускники востребованы в разных сферах экономики страны. С 2006 года в университете действует Центр трудоустройства студентов и адаптации выпускников к рынку труда. Станкиновцы всегда могут узнать об имеющихся вакансиях на веб-сайте университета. Постоянно проводим ярмарки вакансий.

В среднем 15–20 процентов выпускников продолжают обучение в аспирантуре университета. А примерно 60–70 процентов по рекомендации вуза идут работать по специальности на государственные предприятия и в коммерческие организации. Остальные находят работу сами. Вообще, получив диплом бакалавра, наши студенты редко на этом заканчивают обучение, в основном хотят учиться дальше. Кадровые службы предприятий относятся к бакалаврам достаточно лояльно и охотно принимают их на младшие инженерные должности при частичной занятости. Поэтому по окончании вуза у студентов уже есть некоторый трудовой стаж по специальности. Это важно для будущей карьеры.

– Сейчас молодежь предпочитает идти в бизнес. Можно ли удержать ее в науке?

– До недавнего времени наблюдалась тенденция кадрового старения отечественной науки и массового оттока талантливой молодежи из науки в другие сферы. Казалось бы, процесс необратим. В последние годы ситуация, хотя и чрезвычайно медленно, стала меняться в лучшую сторону. Из опыта «Станкина» могу с уверенностью сказать: удержать молодежь в науке возможно. Сейчас для этого особенно благоприятная ситуация. Государство как никогда много делает для поддержки молодых ученых. Идет реализация федеральной программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России». Страна выделяет целевые гранты и именные стипендии для талантливых студентов и аспирантов.

Но многое зависит от политики руководства образовательного учреждения – действий, которые оно предпринимает для повышения престижа научной деятельности среди молодежи, возрождения ее интереса к науке. Поэтому приоритетным направлением деятельности Станкина является поддержка молодых ученых.

Благодаря выявлению перспективных студентов еще на втором-третьем курсах, сегодня в научной работе университета участвует около 60 процентов всех учащихся. Университет ежегодно тратит значительные средства на обновление материально-технической базы. Многие из наших выпускников, еще во времена студенчества окунувшиеся в науку, поступают в аспирантуру «Станкина», защищают диссертации и связывают жизнь с научно-педагогической деятельностью. И, уверен, ничуть об этом не жалеют.

– Был ли у вас кумир в науке, когда вы сами учились? И должен ли у современных студентов быть кумир среди преподавателей?

– Во времена моего студенчества престиж науки был крайне высок, ученые являлись своего рода элитой. Практически у каждого из нас были кумиры, причем не только из числа выдающихся отечественных ученых, но и среди учивших нас профессоров. Лично мне очень повезло с учителями как в Оренбургском политехническом институте, который я закончил, так и в «Станкине», куда я пришел аспирантом и с которым связана вся моя дальнейшая жизнь.

– Что вы как ректор считаете своим главным достижением?

– Успешный переход на новую систему оплаты труда. В соответствии с требованиями законодательства мы постепенно уходим от уравниловки в этом вопросе. Каждый квартал премируем профессоров и преподавателей по итогам оценки персонального рейтинга и рейтинга кафедр. Установлены дифференцированные стимулирующие выплаты заведующим кафедрами. По сравнению с 2007 годом уровень заработной платы в университете увеличился примерно в 2,5 раза.

Другое достижение – создание при «Станкине» Государственного инжинирингового центра (ГИЦ). Он появился в 2008 году благодаря решению Правительственной комиссии по вопросам развития промышленности, технологий и транспорта. Причина создания ГИЦ МГТУ «Станкин» – реальная угроза критической импортной зависимости российского машиностроения. Организации, разрабатывающие и реализующие в настоящее время проекты технологического перевооружения российских машиностроительных предприятий, в силу ряда объективных причин применяют преимущественно импортное механообрабатывающее оборудование. ГИЦ должен стать головной организацией, обеспечивающей научно-техническое развитие отечественного станкостроения и технологическое перевооружение стратегических отраслей машиностроения с применением конкурентоспособных импортозамещающих технологий и оборудования, и предложить российским машиностроителям реальную альтернативу – проекты технологического перевооружения с преимущественным применением отечественного механообрабатывающего оборудования.

– Что вообще отличает МГТУ «Станкин» от других технических вузов Москвы?

– Раньше «Станкин» был отраслевым вузом. Сейчас отрасль в трудном положении. Но существуют поручения Президента РФ и Правительства РФ о техническом перевооружении машиностроения. Наша задача – разрабатывать оборудование, готовить кадры и обеспечивать технологическую независимость России. Поэтому в настоящее время Станкин – это не только учебный вуз, это – серьезный научно-образовательный комплекс.

Мы открыли шесть докторских советов. У нас мощная аспирантура и докторантура. Имеем один из самых высоких показателей в России по защитам кандидатских диссертаций – около половины аспирантов защищается в срок! Для сравнения: средний показатель по техническим вузам – 15–20 процентов. Поэтому чувствуем себя в этом смысле очень уверенно.

Полным ходом идет оснащение научных центров вуза. Мы тратим большие средства на закупку совершенно уникального оборудования. На его основе через федеральные программы в своих научных центрах мы разрабатываем аналогичное оборудование более высокого класса. Среди наших финансовых партнеров – более десятка заводов, четыре института Российской академии наук. Практически со всеми отраслевыми институтами «Росатома», «Роскосмоса» у нас есть соглашения на разработку уникальных технологий и обеспечение их высококвалифицированными кадрами – выпускниками Станкина.

Как правило, все способные ребята, начиная с 4-го курса, работают либо у нас, либо на предприятиях: «Салют» (двигатели для военных самолетов), РКК «Энергия» им. С.П. Королева, «ОАК». Это – авиация, космос, оборона.

В свое время создание Московского станкоинструментального института исторически было продиктовано острой необходимостью в квалифицированных кадрах для промышленности. Станки – фундамент отечественного машиностроения. Сегодня «Станкин» – научно-образовательное учреждение, один из ведущих российских университетов в области разработки, производства и применения технологических средств машиностроения.

Ориентируясь на потребности рыночной экономики, мы стремимся увеличить выпуск специалистов по традиционным для нашего вуза специальностям. Кроме того, готовим специалистов в области компьютерного проектирования, моделирования и комплексного управления современными машинами и системами, компьютерного управления бизнес-процессами и создания современных программных составляющих информационных систем промышленных предприятий, а также в сфере экономики и управления для различных отраслей промышленности. «Станкин» гармонично сочетает в себе сеть учебных, научных и производственных центров, оснащенных передовой материально-технической базой и имеющих развитую инфраструктуру.

– Кем из молодых ученых гордится «Станкин»?

– У нас есть повод для гордости. Не буду называть конкретных имен. Их много, и это тема для отдельного разговора. Можно лишь отметить, что в 2005 году четверо ученых из нашего университета стали лауреатами Премии Правительства РФ в области науки и техники для молодых ученых за работу «Разработка и промышленное освоение автоматизированных технологических комплексов для упрочнения сложнопрофильных металлообрабатывающих инструментов». Трое наших сотрудников в разное время были удостоены грантов Президента России для государственной поддержки молодых российских ученых-кандидатов наук. Ряд студентов и аспирантов получает президентские именные стипендии.

– Расскажите, пожалуйста, о Центре физико-технологических исследований.

– Он был создан в 1994 году для развития конкурентоспособных научно-технических направлений. На сегодняшний день это ведущее научное подразделение «Станкина», которое проводит фундаментальные и прикладные исследования в области высокоэффективных технологий обработки материалов по государственному заказу, хозяйственным договорам с предприятиями, а также – в инициативном порядке. Нам удалась создать сплоченный коллектив высококвалифицированных ученых и специалистов разных возрастов, разработки которых сегодня активно используют в промышленности. Например, в ОАО «Комсомольское-на-Амуре авиационное производственное объединение», ОАО «АВТОВАЗ», ФГУП Московское машиностроительное производственное предприятие «САЛЮТ».

Сегодня центр совместно с кафедрой Высокоэффективных технологий обработки представляет собой единый научно-образовательный комплекс. При этом студенты кафедры участвуют на договорной основе в исследованиях, выполняемых центром. Это обеспечивает единство образовательного и научного процессов, возвращает молодежи интерес к науке. Студенческие курсовые и дипломные работы ориентированы в основном на реальные проблемы современного машиностроения.

– На что может рассчитывать молодой человек, решивший связать свою жизнь с научной деятельностью?

– Выпускники институтов, академий и университетов, поступающие в аспирантуру, осознанно делают свой выбор, связанный со служением науке. Случайные люди отсеиваются уже через год. Мне кажется, что одним из главных мотивов для занятия научной деятельностью является стремление молодого человека первым познать что-то неизвестное в своей области.

– Каковы, на ваш взгляд, перспективы российской науки?

– Считаю, что перспективы, несмотря ни на что, есть. Но чтобы безнадежно не отстать в этой области, нам всем нужно приложить максимум усилий для повышения престижа научной деятельности среди молодежи и возрождения ее интереса к науке.

– Что делает вуз для поддержания высокого уровня и качества образования?

– Разрабатываем и внедряем новые технологии образования с учетом требований международных и национальных стандартов. Университет старается использовать не только результаты проводимых научных исследований. Наш вуз одним из первых (на данный момент – уже более 10 лет) начал осуществлять подготовку по образовательным программам бакалавр – магистр.

С учетом мнения работодателей создаем программы высшего профессионального образования. Это позволяет обеспечить подготовку специалистов для современных промышленных наукоемких производств.

Наш университет – базовый вуз Учебно-методического объединения по образованию в области автоматизированного машиностроения, в составе которого – 270 вузов России и стран СНГ.

«Станкин» выступает в качестве разработчика аналитических материалов, отраслевых стратегий, государственных образовательных стандартов и учебно-методического обеспечения в сфере машиностроения и производства технологического оборудования для машиностроения.

– Какие формы обучения существуют сейчас в вузе?

– В университете по очной и очно-заочной формам обучаются более 5 тысяч студентов. За четыре года готовим бакалавров, за пять с половиной лет – дипломированных специалистов и за шесть лет – магистров. Аспирантура и докторантура готовят специалистов высшей квалификации. Кроме того, вуз реализует программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки кадров, в частности – программу «Мастер делового администрирования – Master of Business Administration (MBA)».

– 2010 год – год 80-летия университета. С какими планами идет «Станкин» к своему юбилею?

– Основным направлением своего дальнейшего развития коллектив университета считает содействие масштабной модернизации и технологическому перевооружению машиностроительного комплекса России на основе подготовки и переподготовки высокопрофессиональных инженерных, управленческих и научно-педагогических кадров. Стоит также задача проведения опережающих фундаментальных и прикладных научных исследований путем реализации широкого спектра инновационных программ многоуровневого образования за счет тесной интеграции науки, образования и производства.

Впереди – создание новой инфраструктуры. Вокруг университета появится «инновационный пояс» – структурные подразделения научно-инновационной направленности, малые предприятия, которые будут заниматься технологическим перевооружением и внедрением разработанных «Станкином» технологических средств машиностроительного производства.

Беседу вела Александра СТРУНЕЦ


К началу ^

Свежий номер
Свежий номер
Предыдущий номер
Предыдущий номер
Выбрать из архива