Студенческий меридиан
Журнал для честолюбцев
Издается с мая 1924 года

Студенческий меридиан

Найти
Рубрики журнала
40 фактов alma mater vip-лекция абитура адреналин азбука для двоих актуально актуальный разговор акулы бизнеса акция анекдоты афиша беседа с ректором беседы о поэзии благотворительность боди-арт братья по разуму версия вечно молодая античность взгляд в будущее вопрос на засыпку встреча вузы online галерея главная тема год молодежи год семьи гражданская смена гранты дата дебют девушка с обложки день влюбленных диалог поколений для контроля толпы добрые вести естественный отбор живая классика загадка остается загадкой закон о молодежи звезда звезды здоровье идеал инженер года инициатива интернет-бум инфо инфонаука история рока каникулы коллеги компакт-обзор конкурс конспекты контакты креатив криминальные истории ликбез литературная кухня личность личность в истории личный опыт любовь и муза любопытно мастер-класс место встречи многоликая россия мой учитель молодая семья молодая, да ранняя молодежный проект молодой, да ранний молодые, да ранние монолог музей на заметку на заметку абитуриенту на злобу дня нарочно не придумаешь научные сферы наш сериал: за кулисами разведки наша музыка наши публикации наши учителя новости онлайн новости рока новые альбомы новый год НТТМ-2012 обложка общество равных возможностей отстояли москву официально память педотряд перекличка фестивалей письма о главном поп-корнер портрет посвящение в студенты посмотри постер поступок поход в театр поэзия праздник практика практикум пресс-тур приключения проблема прогулки по москве проза профи психологический практикум публицистика путешествие рассказ рассказики резонанс репортаж рсм-фестиваль с наступающим! салон самоуправление сенсация след в жизни со всего света событие советы первокурснику содержание номера социум социум спешите учиться спорт стань лидером страна читателей страницы жизни стройотряд студотряд судьба театр художника техно традиции тропинка тропинка в прошлое тусовка увлечение уроки выживания фестос фильмоскоп фитнес фотокласс фоторепортаж хранители чарт-топпер что новенького? шаг в будущее экскурс экспедиция эксперимент экспо-наука 2003 электронная москва электронный мир юбилей юридическая консультация юридический практикум язык нашего единства
От редакции

Выпуском  журнала занимался коллектив журналистов, литераторов, художников, фотографов. Мы готовим рассказ о  коллегах и  об их ярких, заметных публикациях.

А сейчас назову тех, кто оформлял СтМ с 1990-х до 2013-го.

Главный художник Александр Архутик,
мастер компьютерного дизайна Алексей Колганов
и фотограф Игорь Яковлев.

Большая часть обложек и фоторепортажей – творческая работа Игоря Яковлева.

Надеюсь, что нам удастся представить Вам  увлекательную историю создания и деятельности  СтМ.

Юрий Ростовцев, гл. редактор
«Студенческого меридиана», журнала,
которому я с удовольствием служил
с 1977 по 2013 годы.

Наши партнеры










Номер 10, 2010

Параплан: Бок о бок с птицами

Устремив взгляд вверх, мы с подругой Ольгой Кондратовой восторженно рассматриваем разноцветные объекты на фоне облаков. Парапланы. Внезапно появляется молодой человек с улыбкой на хорошо загоревшем лице, в шлеме и солнцезащитных очках. Представившись Александром, он берет меня за руку и начинает надевать подвесную систему. «Ну что ж, пошли! В небо! Будем летать!» – уверенно заявляет он и пытается пристроить у меня на голове «каску».

Мне бы в небо

– Нет, нет, подождите! – выскальзываю я и отскакиваю от него на два метра. Слишком неожиданно! Хотя пребывала в полной уверенности, что после прыжка с парашютом стала закаленной экстремалкой. Но тогда нам пять часов проводили инструктаж. Здесь никто не собирался разводить лекцию на полдня. Во время полета на параплане в тандеме все зависит только от инструктора. А в небо тянут сразу же по приезду, чтобы некогда было подумать, испугаться и сбежать.

После долгих переговоров инструктор Александр Хмелевский все-таки уговаривает меня на полет. Позволив надеть и застегнуть на себе подвеску (специальная система, к которой присоединяется крыло), я понимаю всю безысходность ситуации – никуда не денусь, придется лететь. Ноги внезапно становятся ватными и тяжелыми. Возникает огромное количество вопросов, но инструктор только молча смотрит и улыбается – не торопи события, сейчас все сама увидишь!

Пилот притягивает меня ближе, что-то щелкает, и я понимаю, что уже нахожусь в одной с ним «упряжке», а именно – в тандеме. И только теперь Саша размеренно объясняет, что от меня требуется: по команде – бежать. Цепляюсь мертвой хваткой в подвеску. Руководитель полетов за мотором громко сообщает по рации коллеге на другом конце установки: «Легкий тандем, пилот готов, поехали». Лебедка начинает работать. Трос быстро убегает и натягивается. До меня доносится команда инструктора, и я уже стремглав бегу. Но метра через три земля начинает уходить из-под ног и... остается внизу. Электронный прибор на ремне у инструктора начинает прерывисто пищать. Это значит – параплан набирает высоту.

Все мое внимание занимает тот факт, что я движусь, не шевеля ни единой частицей тела. Невероятное ощущение свободы. Отсутствие земли под ногами вызывает трепет, но не страх. Легкая скованность уступает место любопытству, и я начинаю разглядывать близлежащие под нами окрестности.

Тем временем параплан поднимается все выше. Пора отцепляться от лебедки. Легкий щелчок, и именно в это мгновение я осознаю, что меня больше ничто не связывает с землей. Именно тогда из глубины тела пробирается наружу страх. До меня доносится голос пилота – 330 метров.

В ответ на вопрос: «А что, если?..» Александр напоминает мне про наличие запасного парашюта за его плечами. Если параплан складывается, попадая в термические воздушные потоки, пилот теряет контроль над крылом. Запаска выбрасывается в сторону и раскрывается.

Сашка взял мои руки: «Ну отпусти, отцепись!» Затем потряс их и развел в разные стороны: «Расслабься и наслаждайся! Мы ведь как птицы!» Однако расслабляться долго не получилось. Примерно на 200 метрах над Землей слышу ехидный голос: « Ну что, пошалим?»

Ответить не успеваю. Параплан медленно кренится, воздух, который ощущался, когда мы плавно скользили по нему, вдруг резко проваливается, а мы начинаем стремительно скользить вниз по спирали, как будто внизу образовалась черная дыра. Инструктор не подает никаких признаков паники, но мою панику замечательно слышно с земли. Именно поэтому, вероятно, вновь прибывшие гости сбежали восвояси, так и не решившись полетать.

Я умоляю прекратить, но Сашка не собирается потакать моим прихотям и решает продемонстрировать винговеры. Параплан начинает размеренно раскачиваться как маятник. На каждом крене сердце уходит в пятки, скорее – улетает во вселенную, потому что определить, где пятки, а где небо и земля, весьма трудно. Особенно остро теряю ориентацию в пространстве, когда, глядя перед собой, вижу крыло, которое логически должно находиться надо мной.

До самого приземления инструктор продолжает меня «развлекать». Земля неумолимо приближается, люди внизу увеличиваются. Инструктор-парапланерист Павел Зякин бежит навстречу. В последнее мгновение скорость снижается, Паша выхватывает клеванты у тандем-мастера, и купол с шуршанием ложится на землю.

Важно не забыть сделать фотографию сразу после приземления, особенно если это новичок. Глаза приобретают необычно круглую форму. А ребята-профи с улыбками подходят и заставляют вытянуть руки. «Саш, мало ты ее развлекал, руки совсем не трясутся!» – ухмыляется Паша моему пилоту.

Но даже после приземления уровень адреналина долго не снижается. Хочется ликовать, прыгать и... снова, снова летать.

Погревшись на солнышке, я вскоре пришла в себя, пофотографировала подругу во время полета и понаблюдала за жизнью парапланеристов. Весело. В свободное время, оказывается, пилоты любят обниматься со своими «самолетами». Михаил показал на Андрея, который лежал на сложенном параплане. На самом деле так они «сдувают» свой летательный аппарат, чтобы лишнего объема с собой не тащить.

Не успеваю я оглянуться, как Сашка снова тянет меня осваивать небесные просторы. В этот раз он даже на несколько минут доверяет мне управление парапланом. Чтобы повернуть, необходимо плавно потянуть стропу нужной стороны вниз и подать тело в ту же сторону. Главное – никаких резких движений.

Ах, как это, наверное, здорово : уметь самому управлять парапланом. Хотя, если представить, что жизнь висит буквально на волоске, а именно – на тоненьких веревочках-стропах, которые крепятся к крылу... И вокруг – пустота, только воздушное пространство

Учат в школе

Приглашение полетать я получила благодаря молодежному проекту «Гражданская смена». Меня позвали на встречу с Олегом Кушлевичем. Именно он является руководителем первой в России парапланерной школы ASA, на базе которой сегодня работает предприятие по производству парапланов. Олег обратился в «Гражданскую смену», рассчитывая на помощь Студенческого правительства дублеров в решении юридических трудностей в этом виде спорта. Сейчас в ГС разрабатываются необходимые постановления, которые смогли бы узаконить и зарегистрировать этот редкий для России вид спорта.

Основная проблема в том, что конкретных законов для парапланеристов нет. Одни законы гласят, что летать запрещено, а другие осваивать воздушное пространство прямо не запрещают.

В школе ASA можно осуществить мечту о полетах, – рассказывает на встрече коллега по полетам Тарас Маркевич. Сначала знакомят с полетом в тандеме, затем ученик тренируется поднимать крыло на земле, усваивает основную теорию, получает рацию и отправляется в небо. После длительных тренировок школа вывозит учеников на полеты в горы. Инструктором быть – очень нелегкая задача. Это значит не только учить, но и нести ответственность за своих учеников.

Главное правило: не уверен – не лети. Есть у парапланеристов поговорка – лучший пилот тот, кто поднялся на гору с 20 килограммами за спиной, понял, что погода испортилась, и спустился вниз пешком. Необходимо уметь соотносить свой опыт с тем, чего хочется добиться. Всегда лучше, стоя на земле, завидовать тем, кто в небе, чем, находясь в небе, завидовать тем, кто на земле. Самое важное – не притупить страх привычкой летать настолько, что перестает работать внутренняя система безопасности.

Умение видеть

Достигнув определенного уровня, многие тянутся дальше. В России первые соревнования состоялись в 1992 году в Коктебеле. Существует три вида. «Акро» – акробатические трюки, рассчитанные на зрелищность. На соревнованиях по точности необходимо с минимальным отклонением приземлиться в условленном пункте. Еще один вид предполагает маршрутные полеты на определенные расстояния через установленные ппм (пункт поворота маршрута). Это могут быть полеты на открытую дальность, рекорд мира – 450 км без мотора. Более сложным считается полет до цели и обратно, а также по треугольному маршруту, потому что в какой-то момент приходится лететь против ветра. Если скорость встречного ветра равна скорости параплана, спортсмен не сможет пробиться, и ему придется садиться или снижаться до рискованных мест в надежде поймать восходящий поток.

Полеты в горах кардинально отличаются от полетов при помощи лебедки с поля. Техника требует знания аэродинамики: как устроены динамические потоки обтекания, где вероятнее всего присутствуют восходящие и нисходящие потоки, хотя эти знания также необходимы и при полетах в открытых пространствах над полями. Облака парапланеристы воспринимают совсем иначе, чем обычные люди. Облака означают верхушку всех восходящих потоков. Выше облаков параплан подняться не может. Официальный рекорд по высоте – 7300 метров.

К сожалению, этот вид спорта не для многих становится профессией. Мечта любого парапланериста – чтобы денег, заработанных на соревнованиях, хватило на участие в этих соревнованиях. К примеру, чемпион мира в 2005 году получил всего лишь две тысячи долларов.

Чтобы стать мастером полетов, понадобится минимум года три, 20 тысяч евро в год и участие во всевозможных соревнованиях. Тогда «открываются глаза». Пилоту достаточно посмотреть на картинку гор, и в голове сразу появляются мысли, куда лететь можно, куда нельзя, а куда нужно.

Количество действующих спортсменов сейчас достигает 150, и попасть на чемпионат мира весьма сложно. А за всю историю парапланеризма в России летало не более десяти тысяч любителей.

Есть и детские школы. Те, кто начал летать с 10 лет, сейчас – сильнейшие спортсмены России. Однако нужно знать меру. У детей отсутствует чувство страха, что делает полеты неосознанными. Международная организация парапланеризма признает обучение только с 18 лет.

К сожалению, в России не так много мест, где безопасно летать, а тем более – устраивать соревнования. Рядом с Пятигорском – Юца. Там можно летать маршруты от 60 до 180 км. Далее – Курай на Горном Алтае. Там действительно есть где полетать и полюбоваться на пейзажи. И, конечно, – Кавказ (для опытных пилотов). В горах всегда интересно.

Однако, по словам Олега Кушлевича, большинство любителей полетать в этом виде спорта выдерживают не более двух лет. Они получают свою долю адреналина, проходят через страх и риск. Особенно часто уходят из парапланеризма, когда становятся очевидцами неудачных стартов или незапланированных происшествий в воздухе.

Остаются единицы. А параплан – это воздушная яхта, где можно всю жизнь постигать что-то новое.

Польза полетов

Что же привлекает людей в параплане? Эта конструкция стала результатом мечты человека научиться летать. Олег Кушлевич, сделав два восхождения на Эльбрус в молодости, подумал, как нелогично спускаться вниз пешком! Подниматься на гору нужно для того, чтобы с нее взлетать.

Параплан – это не только спорт, он хорош для отдыха и снятия стресса. Есть такое понятие – пилот выходного дня, который летает только по выходным. Ведь это не только полеты, это целая жизнь, новый круг друзей и захватывающие дух встречи. Летать на параплане может любой, даже инвалид, для этого существуют специальные подвесные системы.

Бывает, охотники покупают парапланы с мотором за спиной – для охоты на волков. С высоты птичьего полета видно все вокруг, ничего не стоит найти дичь, отметить координаты, а потом вернуться с ружьем. Некоторые умники зарабатывают с помощью параплана, делая аэрофотосъемку по заказу.

Заглянем внутрь

Из чего состоит это уникальное изобретение, позволяющее почувствовать себя птицей? Первые парапланы появились в России в середине 80-х годов. После огромного пути совершенствования сейчас материал, из которого делают параплан, – высокомодульный полиэтилен, например, поршемарин, гельвинор, скайтекс. В зависимости от ткани весь параплан площадью в несколько десятков квадратных метров весит от 5 до 8 килограммов и умещается в небольшой рюкзак. Средняя балансировочная скорость при полете на параплане – 32 км/ч.

Все парапланы делятся в основном на три вида: учебные, спортивные и для соревнований. Учебные менее маневренны, чем остальные, но зато сами стабилизируются очень быстро, если параплан складывается. Спортивные и соревновательные крылья весьма требовательны к пилотированию и могут иметь достаточно резкие реакции на турбулентность и ошибки пилотирования. Поэтому на более серьезные агрегаты стоит переходить с опытом полетом не менее 50 часов.

Большинство травм происходит от нездоровой головы. А именно – из-за завышенной самооценки. Самостоятельное обучение нередко приводит к трагическим результатам.

Столкновения в воздухе тоже бывают, хотя и редко. Здесь действует одно-единственное главное правило: «Дай дорогу НЛО» (Неосознанно Летающий Объект).

Главное – знать меру, и тогда можно многого добиться. Параплан – это огромная жизнь, другая жизнь, не та, что на земле...

Вера ЛАШИНА


К началу ^

Свежий номер
Свежий номер
Предыдущий номер
Предыдущий номер
Выбрать из архива