Студенческий меридиан
Журнал для честолюбцев
Издается с мая 1924 года

Студенческий меридиан

Найти
Рубрики журнала
40 фактов alma mater vip-лекция абитура адреналин азбука для двоих актуально актуальный разговор акулы бизнеса акция анекдоты афиша беседа с ректором беседы о поэзии благотворительность боди-арт братья по разуму версия вечно молодая античность взгляд в будущее вопрос на засыпку встреча вузы online галерея главная тема год молодежи год семьи гражданская смена гранты дата дебют девушка с обложки день влюбленных диалог поколений для контроля толпы добрые вести естественный отбор живая классика загадка остается загадкой закон о молодежи звезда звезды здоровье идеал инженер года инициатива интернет-бум инфо инфонаука история рока каникулы коллеги компакт-обзор конкурс конспекты контакты креатив криминальные истории ликбез литературная кухня личность личность в истории личный опыт любовь и муза любопытно мастер-класс место встречи многоликая россия мой учитель молодая семья молодая, да ранняя молодежный проект молодой, да ранний молодые, да ранние монолог музей на заметку на заметку абитуриенту на злобу дня нарочно не придумаешь научные сферы наш сериал: за кулисами разведки наша музыка наши публикации наши учителя новости онлайн новости рока новые альбомы новый год НТТМ-2012 обложка общество равных возможностей отстояли москву официально память педотряд перекличка фестивалей письма о главном поп-корнер портрет посвящение в студенты посмотри постер поступок поход в театр поэзия праздник практика практикум пресс-тур приключения проблема прогулки по москве проза профи психологический практикум публицистика путешествие рассказ рассказики резонанс репортаж рсм-фестиваль с наступающим! салон самоуправление сенсация след в жизни со всего света событие советы первокурснику содержание номера социум социум спешите учиться спорт стань лидером страна читателей страницы жизни стройотряд студотряд судьба театр художника традиции тропинка тропинка в прошлое тусовка увлечение уроки выживания фестос фильмоскоп фитнес фотокласс фоторепортаж хранители чарт-топпер что новенького? шаг в будущее экскурс экспедиция эксперимент экспо-наука 2003 экстрим электронная москва электронный мир юбилей юридическая консультация юридический практикум язык нашего единства
От редакции

Выпуском  журнала занимался коллектив журналистов, литераторов, художников, фотографов. Мы готовим рассказ о  коллегах и  об их ярких, заметных публикациях.

А сейчас назову тех, кто оформлял СтМ с 1990-х до 2013-го.

Главный художник Александр Архутик,
мастер компьютерного дизайна Алексей Колганов
и фотограф Игорь Яковлев.

Большая часть обложек и фоторепортажей – творческая работа Игоря Яковлева.

Надеюсь, что нам удастся представить Вам  увлекательную историю создания и деятельности  СтМ.

Юрий Ростовцев, гл. редактор
«Студенческого меридиана», журнала,
которому я с удовольствием служил
с 1977 по 2013 годы.

Наши партнеры










Номер 11, 2010

«СОЮЗ» ПРИБЫЛ

Еще до конца года мифическая русская ракета «Союз» взмоет над роскошными гвианскими джунглями. И история космических исследований переживет один из самых удивительных эпизодов: носитель, созданный в разгар холодной войны и принесший советской империи первые успехи в космосе, будет поставлен на службу коммерческим интересам Европы.

Запуск состоится с французской базы в Южной Америке! Европа уже располагает мощной и эффективной ракетой «Ариан 5», способной унести на орбиту от 6,5 до 10 т груза. Но не всегда полезен экономически большой прицеп для перевозки пианино. Заполучив «Союз», Европа раздобыла грузовичок для перевозки не более трех тонн груза.

Почему производится запуск с Куру, а не с Байконура? Дело в том, что европейская база расположена всего в 5 градусах от экватора, и носители используют известный эффект пращи в связи с вращением Земли: сложение скорости планеты со скоростью носителя позволяет экономить на топливе и увеличить грузоподъемность ракет. Кроме того, географическое положение позволяет легко выходить на любую орбиту от экваториальной до полярной.

Стартовая площадка завершена, и начались тесты. На этом этапе могут ожидать сюрпризы. А их было уже предостаточно с 2005 года, когда началась совместная стройка. Прежде всего были геологические неожиданности, когда при рытье котлована глубиной 30 м, куда уходят выхлопные газы ракеты при ее запуске, вместо осадочных пород инженеры обнаружили громадные гранитные скалы. Пришлось дробить 250 000 м3 твердой породы!

«Союз» с 1700 запусками держит рекорд

Затем возникли технические трудности при сборке 1000 т оборудования пускового портика русской ракеты. Он иной, чем модель для запуска «Союза» на Байконуре. В Казахстане принято собирать носители и устанавливать спутники при горизонтальном положении ракеты, потом в лежачем положении ее доставляют на стартовую площадку, где поднимают для старта. Портик состоит из гигантских захватов, которые складываются, как лепестки тюльпана на носителе, чтобы удерживать его в вертикальном положении.

В Куру спутники устанавливаются после установки ракеты на стартовой площадке для унификации процесса интеграции с «Ариан 5» и «Вегой». Эта операция требует создания иного портика, который был поставлен с двухгодичной задержкой. Все это значительно увеличило окончательную стоимость запуска: вместо 350 миллионов евро она поднялась до 400 миллионов. Однако будущее для «Союза» остается многообещающим. Уже подписано 17 контрактов по запуску спутников с помощью русской ракеты – примерно на один миллиард евро. С прибытием «Союза» увеличилось количество заказчиков.

Какой путь пройден с 1953 года, когда Иосиф Сталин перед смертью решил, что необходимо создать межконтинентальную баллистическую ракету грузоподъемностью 3 т. Она создавалась под руководством Сергея Королева, отца советской космической программы. Пока инженеры на Востоке и Западе создавали ракеты, чьи тяговые ступени громоздились друг на друге, новый носитель (Р-7) выделялся пучковой архитектурой: центральный корпус был окружен четырьмя бустерами. Иными словами 5 двигателей с тягой 80 т каждый. Общая тяга составляла 400 т. Это было технологическим прорывом.

Для новой ракеты требовалась новая стартовая площадка. Американцы и русские неустанно следили друг за другом. И русские ушли в казахстанские степи, чтобы построить там гигантский космодром. Он был назван Байконур. Расположен в 2400 км от Москвы в изолированном и негостеприимном месте, где температуры колеблются от -40оС зимой до +45оС летом.

21 августа 1957 года после трех неудач русские осуществили запуск Р-7 на 6000 км, что было тогда рекордом. Для американцев это стало технологическим Перл-Харбором. Они испугались, что их города оказались под прицелом русских ракет. Окрыленный успехом Сергей Королев, мечтавший покорить Луну, поставил на ракету дополнительную ступень, чтобы использовать ее в качестве космического носителя. 4 октября 1957 года, через три месяца после первых успехов Р-7, мир проснулся в состоянии шока: СССР вывел на орбиту первый искусственный спутник Земли. Человек вступил в космическую эру, а Р-7 вошла в историю.

Через месяц «Семерка» унесла в космос Лайку. Ракету назвали «Союз» в конце эры холодной войны. Были миссии «Луна 1» и «Луна 2», легендарный полет Юрия Гагарина в 1961 году и Валентины Терешковой, первой женщины в космосе, в 1963-м. Но карьера «Семерки» оказалась не столь славной в качестве военной ракеты. Вскоре носитель выявил свою непрактичность: его надо перевозить на платформе до стартовой площадки, наполнять баки в течение полутора часов... Слишком долгое время для военного применения. Р-7 была заменена Р-16 и выведена из эксплуатации в 1968 году.

Позже «Союз» претерпел около двадцати изменений. Структура носителя мало изменилась, если не считать верхней ступени в связи с эволюцией спутников и космическими миссиями. После распада СССР носитель успешно использовал иностранную электронику. Для версии «Союза-2» – эта модель взлетит в Куру, а впервые совершила полет в 2007 году – инженеры заменили систему электромеханического управления на цифровую программу. И ничего больше!

Сегодня с 1700 запусками «Союз» владеет абсолютным рекордом при надежности 98%. Именно этот шестидесятилетний старикан отправится на покорение рынков ХХI века. Какие чувства испытывали бы сейчас создатели этого чуда, будь они живы? Они могут гордиться своим творением: Запад сам пришел в Россию за «Союзом».

Но не все так просто. Русско-европейское общество «Старсем» для коммерциализации запусков «Союза» было создано в 1996 году горсткой политических провидцев. Хотя никто не желал реализации этого проекта ни на Западе, ни в России. Традиционные космические игроки открыто выражали враждебность.

ВЕГА
Высота: 30 м
Вес: 137 т
Полезный груз: 1500 кг
Полярные и геостационарные орбиты

СОЮЗ
Высота: 46 м
Вес: 305 т
Полезный груз: 3 т
Низкие и геостационарные орбиты

АРИАН 5
Высота: 52 м
Вес 777 т
Полезный груз: от 6,2 до 10,5 т
Низкие и геостационарные орбиты

В середине 90-х годов Европа доминировала на рынке коммерческих запусков с очень надежной ракетой «Ариан 4». Тогда она мечтала увеличить отрыв от конкурентов с помощью нового носителя «Ариан 5», первый запуск которого состоялся в 1996 году. У этой ракеты простая архитектура: два пороховых бустера, соединенных с центральным корпусом, чей двигатель работает на водороде и кислороде. Такая конструкция минимизирует затраты на запуск и может вывести на орбиту грузы до 10,5 т.

Конкурентоспособный носитель имеет однако существенный недостаток: он не модульный, как его предшественник «Ариан 4». Его верхняя ступень жесткой конструкции может принять либо один большой спутник, либо два средних. Чтобы добиться гибкости и ответить на запросы меняющегося рынка, надо было заполучить новый носитель с промежуточной грузоподъемностью от 2 до 4 т.

Но речь не шла о создании новой ракеты. Стоило глянуть, что уже есть на рынке. Тем более что с окончанием холодной войны оказался свободным весь ряд старых советских ракет. Образовались альянсы. «Локхид Мартин» сблизился с российской фирмой Хруничева для запуска «Протонов». Русско-американо-норвежский консорциум «Си Ланч» остановил выбор на украинских ракетах «Зенит».

Поэтому европейцы в 1996 году пошли на создание фирмы «Старсем» для запуска «Союзов» с Байконура. Но вскоре возникла идея запускать «Союзы» с космодрома Куру для увеличения грузоподъемности. И опять понадобилась воля нескольких политиков, в частности, президента Жака Ширака, который во время визита в Самару соблазнился проектом центра по производству «Союзов», чтобы проект завершился. В 2003-м Европа и Россия подписали соответствующий договор. Параллельно Италия приступила к разработке экспериментального носителя «Вега» для запуска 1500 кг груза на низкую орбиту. В середине 2011 года она должна пополнить список европейских носителей.

За двадцать лет шахматная доска коммерческих носителей претерпела серьезные изменения. В начале 90-х годов на рынке было всего два актера: Европа во главе, за ней шли США. Сегодня американцы отказались от борьбы, и европейцы выигрывают гонку вместе с Россией, но появляются и новые игроки. Китайцы уже располагают конкурентным набором носителей разной грузоподъемности – они пока еще не очень надежны. Они объявили о создании через пять лет носителя грузоподъемностью 15 т. Работают японцы и индийцы, хотя у первых носители очень дороги, а у вторых не окончены. За будущие двадцать лет физиономия рынка может опять измениться.

Начатая в 2005 году стройка стартовой площадки «Союза» столкнулась с непредвиденными трудностями, поскольку почва оказалась не осадочной, а забитой крупными гранитными скалами…

Помощь эффекта пращи и прямой линии

Гвианский космодром находится в 5о от экватора. На этой широте скорость вращения Земли самая высокая – 465 м/с. И эта скорость добавляется к скорости ракеты. Это и есть эффект пращи. На полюсах эта скорость нулевая: чем дальше от экватора, тем больше энергии надо потратить на выход на орбиту. Кроме того, в Куру запуски проводятся по прямой линии над морем, а на Байконуре надо лететь зигзагом над степями, чтобы обойти жилые зоны! Эти преимущества увеличивают грузоподъемность «Союза» на 50% – получается 3 т вместо 2 для переходной геостационарной орбиты.

Подготовила Марина ХОВАН


К началу ^

Свежий номер
Свежий номер
Предыдущий номер
Предыдущий номер
Выбрать из архива