Студенческий меридиан
Журнал для честолюбцев
Издается с мая 1924 года

Студенческий меридиан

Найти
Рубрики журнала
40 фактов alma mater vip-лекция абитура адреналин азбука для двоих актуально актуальный разговор акулы бизнеса акция анекдоты афиша беседы о поэзии благотворительность боди-арт братья по разуму версия вечно молодая античность взгляд в будущее вопрос на засыпку встреча вузы online галерея главная тема год молодежи год семьи гражданская смена гранты дата дебют девушка с обложки день влюбленных диалог поколений для контроля толпы добрые вести естественный отбор живая классика загадка остается загадкой закон о молодежи звезда звезды здоровье идеал инженер года инициатива интернет-бум инфо инфонаука история рока каникулы коллеги компакт-обзор конкурс конспекты контакты креатив криминальные истории ликбез литературная кухня личность личность в истории личный опыт любовь и муза любопытно мастер-класс место встречи многоликая россия мой учитель молодая семья молодая, да ранняя молодежный проект молодой, да ранний молодые, да ранние монолог музей на заметку на заметку абитуриенту на злобу дня нарочно не придумаешь научные сферы наш сериал: за кулисами разведки наша музыка наши публикации наши учителя новости онлайн новости рока новые альбомы новый год НТТМ-2012 обложка общество равных возможностей отстояли москву официально память педотряд перекличка фестивалей письма о главном поп-корнер портрет посвящение в студенты посмотри постер поступок поход в театр поэзия праздник практика практикум пресс-тур приключения проблема прогулки по москве проза профи психологический практикум публицистика путешествие рассказ рассказики резонанс репортаж рсм-фестиваль с наступающим! салон самоуправление сенсация след в жизни со всего света событие советы первокурснику содержание номера социум социум спешите учиться спорт стань лидером страна читателей страницы жизни стройотряд студотряд судьба театр художника техно традиции тропинка тропинка в прошлое тусовка увлечение уроки выживания фестос фильмоскоп фитнес фотокласс фоторепортаж хранители чарт-топпер что новенького? шаг в будущее экскурс экспедиция эксперимент экспо-наука 2003 экстрим электронная москва электронный мир юбилей юридическая консультация юридический практикум язык нашего единства
От редакции

Выпуском  журнала занимался коллектив журналистов, литераторов, художников, фотографов. Мы готовим рассказ о  коллегах и  об их ярких, заметных публикациях.

А сейчас назову тех, кто оформлял СтМ с 1990-х до 2013-го.

Главный художник Александр Архутик,
мастер компьютерного дизайна Алексей Колганов
и фотограф Игорь Яковлев.

Большая часть обложек и фоторепортажей – творческая работа Игоря Яковлева.

Надеюсь, что нам удастся представить Вам  увлекательную историю создания и деятельности  СтМ.

Юрий Ростовцев, гл. редактор
«Студенческого меридиана», журнала,
которому я с удовольствием служил
с 1977 по 2013 годы.

Наши партнеры










Номер 02, 2011

МАДИ: Всегда в движении

МАДИ – аббревиатура, знакомая каждому, кто водит автомобиль. Все в этом вузе связано с машинами и дорогами. Отсюда выходят грамотные и разносторонне увлеченные выпускники. В декабре 2010 года Московскому автомобильно-дорожному государственному техническому университету исполнилось 80 лет. Такие годы – срок немалый. Есть чем гордиться и удивлять. Член-корреспондент РАН, доктор технических наук, профессор, ректор МАДИ Вячеслав ПРИХОДЬКО рассказывает о жизни родного вуза.

– Вячеслав Михайлович, что нового и полезного для студентов за последнее время появилось в учебном процессе?

– В прошлом году создан факультет логистики и общетранспортных проблем. Традиционной кафедры промышленной электроники для автомобильного вуза оказалось мало. Поэтому несколько лет назад создали кафедру транспортной телематики. Уделяем внимание современным информационным, навигационным системам, позволяющим в автоматическом режиме позиционировать автотранспортное средство, сопровождать его в пространстве и во времени. Ведь необходимо на должном уровне обеспечивать организацию дорожного движения, для этого привлекать новейшие технологии, решать задачи по автоматизации автомобилей. Аспиранты и студенты МАДИ участвуют и побеждают в конкурсах по разработке оптимальных схем движения для транспортного обслуживания участников будущей Олимпиады, работают над внедрением системы ГЛОНАСС в автомобильной отрасли.

– Расскажите, пожалуйста, о тех, кто выбирает ваш вуз.

– У нас «свой» абитуриент. Например, в столице и области действует Московский центр автомобильно-дорожного образования. В его составе – более 40 образовательных учреждений: школы, техникумы, профтехучилища. Мы ориентируем ребят с 8-го класса на будущие специальности.

Если формально оценить те направления подготовки и факультеты, которые в вузе представлены, то МАДИ – это полнокровный технический университет, по всем показателям соответствующий своему статусу. У нас 27 специальностей и 9 направлений подготовки бакалавров и магистров, но при этом они все ассоциируются с автомобилями и автомобильными дорогами.

В этом году – 10 лет, как я на посту ректора. Если говорить об итогах, назову расширение спектра образовательных программ, предлагаемых вузом, теснейшую интеграцию с основными работодателями для целенаправленной подготовки специалистов, укрепление материально-технической базы университета и многое другое. Более 93% выпускников МАДИ трудоустраиваются по специальности. Большинство работает на предприятиях автотранспортного и дорожно-мостового строительства. Число автомобилей в стране стремительно растет. Мы – вуз, который сегодня, как никакой другой, востребован и в области подготовки кадров, и в сфере выполнения конкретных научно-исследовательских и практических задач – по заказам предприятий и организаций различных отраслей.

– Ваш университет – Центр инженерной педагогики в России. Почему?

–Язык инженера – специфический, отличающийся строгостью, структурированностью, изобилующий примерами из области техники. А где взять преподавателей, которые будут обеспечивать технические дисциплины? Этот вопрос всегда интересовал меня.

В 1990 году, побывав на международных конференциях по инженерной педагогике, понял: вот то, что нам нужно. На базе вуза создали Российский мониторинговый комитет по инженерной педагогике. Сотрудничаем с Международным сообществом по инженерной педагогике IGIP, где ректор МАДИ – первый вице-президент. Сегодня в стране создано 19 центров по инженерной педагогике, которые повышают квалификацию преподавателей до уровня, соответствующего международным требованиям. Появились такие центры с нашей помощью и в странах Балтии, в Украине.

Чтобы убедить в необходимости уважительного отношения к инженерной педагогике, приведу цитату. Она звучит примерно так: «Достижения в области техники, в том числе отмеченные Нобелевской премией, безусловно, создают авторитет инженерного образования, но при этом качество образования зависит от ежедневного труда педагога».

– Какие современные технологии используются в процессе обучения?

– Инженерная педагогика помогла выиграть четыре международных проекта, финансируемых Европейским Сообществом. Создали не одну лабораторию не только у нас, но и в ряде других вузов. Появилось современное оборудование. Можем вести педагогический процесс с использованием и традиционных компьютерных технологий, и других электронных ресурсов для повышения эффективности преподавания технических дисциплин. Комплекс «Электронные образовательные ресурсы» позволяет вести учебный процесс вне зависимости от того, в какой точке земного шара находится обучаемый, обеспечивать его подготовку и аттестацию по конкретным техническим дисциплинам.

– Вы преподаете, воспитали много учеников...

– Кафедрой я заведую не одно десятилетие. Ошибочно считать, что ректор должен заниматься исключительно административной рутиной. Чтобы правильно и грамотно руководить научной и административной работой, учебным процессом, надо самому читать лекции. Мною подготовлено пять докторов наук, более 15 защитили кандидатские диссертации. И почти все мои ученики остались в университете, возглавляют кафедры, руководят факультетами. Созданный ровно год назад факультет логистики и общетранспортных проблем возглавляет как раз один из моих аспирантов Виталий Борщ.

Я сам когда-то в МАДИ пришел ориентированным исключительно на автомобильный транспорт. Но сложилась так, что на втором курсе «влюбился» в лекции по дисциплине «Технология металлов», которые читал замечательный педагог Александр Петрович Панов. Со второго курса я у него занимался научной работой. Влияние учителя оказалось настолько сильным, что я был вынужден свое пристрастие к автомобильному транспорту изменить в сторону разработки технологии материалов для самого широкого спектра отраслей.

В 2008 году научный коллектив кафедры получил премию правительства России за создание ультразвуковой технологии и оборудования нового поколения для повышения качества изделий транспортного машиностроения. Это не только тракторы, автомобили, дорожные машины, но и авиация, корабли, подводные лодки. Я горжусь тем, что являюсь лауреатом премии Президента РФ в области образования, а также президентом Всероссийской ассоциации разработчиков ультразвуковой техники и технологий. Так что спектр моих научных интересов достаточно широк. А все начиналось с любви к МАДИ!

– В котором часу начинается ваш рабочий день?

– В семь утра. Сначала это был мой отклик на транспортные проблемы. Чтобы минимально задерживаться в автомобильных пробках, приезжать вовремя, стал вставать рано, поскольку живу за городом. Сейчас себя очень комфортно чувствую от того, что приезжаю в университет к семи часам. С 7 до 9 утра – самое мое любимое время. Никто не дергает, звонков практически нет. Работаю творчески, просматриваю документы. А дальше каждая минутка распланирована.

– Самое интересное для вас как для ректора направление работы?

– Укрепление материально-технической базы родного университета. Вот завершили строительство учебно-лабораторного корпуса. Уже все аудитории оснащены, мебель есть. Какой там уникальный спортивный зал построили! И волейбол, и баскетбол, и теннис. И для инвалидов все возможности. А какой конференц-зал – все условия! Конечно, удовлетворение приносят и научная деятельность, и результаты моих учеников, и участие в международных конгрессах, и реализация программ по инженерной педагогике.

– В структуре МАДИ девять НИИ...

– У нас высокий процент студентов, которые занимаются наукой.

– И что вы им обещаете?

– Мы им хорошо платим за их работу. И в процессе выполнения конкретных заданий они начинают испытывать неподдельный интерес к науке и поступают в аспирантуру. Возрос конкурс в аспирантуру. К сожалению, до последнего времени у всех вузов была проблема с педагогическими кадрами. Молодые хотят хорошо зарабатывать, причем сразу. Наука в этом плане не дает мгновенного эффекта. Но увлеченность идеями, конкретными проектами приводит к серьезным, ощутимым результатам.

Есть проекты, где МАДИ был первым. Это всемирные состязания по разработке, как правило, спортивных или очень перспективных автотранспортных средств. У вуза обширные связи с зарубежными странами. Англия, Польша, Германия, Венгрия, Австрия – в этих странах наши студенты активно проходят практику и получают соответствующие навыки.

Мне только что принесли отчет. Взгляните на фотографии: ребята проходили стажировку на английских предприятиях по направлениям, связанным с автомобилями, транспортными средствами. Они представляли свой вуз и страну и вели себя там достойно.

– А где в России проходят практику ваши студенты?

– На ВАЗе, в Калуге – одном из центров автомобилестроения, в Сибири, в студенческих строительных отрядах в Сочи на объектах Олимпиады-2014. Нами создан филиал МАДИ в Сочи – кстати, единственный там филиал, где готовят по инженерным специальностям. Только что узнал, что наш вуз оказался среди победителей по участию в волонтерской программе. И мы будем среди тех волонтеров, которые примут участие в подготовке и проведении Олимпиады.

 

На 34-м километре Ленинградского шоссе есть полигон МАДИ площадью 40 га. Там обучаем студентов в основном дорожно-строительных специальностей. Есть возможность воочию увидеть, как работает дорожно-строительная техника – бульдозеры, катки, грейдеры, военная автомобильная техника. Стенды позволяют не только проводить учебный процесс, но и вести научные разработки в области использования современных строительных материалов для сооружения мостов, тоннелей, современных покрытий. Это наш технопарк. Создание его позволило решить вопрос практической подготовки студентов.

Там и несколько СП с немецкими автомобильными предприятиями, с лучшей английской фирмой по производству дорожно-строительной техники «ISB». И все образцы суперсовременной техники доступны нашим студентам. Ребята там появляются в соответствии с графиком. Для тех, кто занимается автомобильным спортом, на полигоне есть база. Старшекурсники приезжают туда в связи с преддипломной работой. Транспортное обслуживание обеспечиваем, добираться удобно.

– Как вы оцениваете своих студентов, бывших и нынешних?

– Это, как правило, очень предприимчивые люди. У нас много выпускников, достигших успехов не только на административной стезе, но и в бизнесе. Если ребята связывают свою жизнь с автомобильно-дорожной отраслью, как правило, они в ней и остаются. Хотя бывают исключения. Мы и премьер-министров выпускаем, и министров автомобильной промышленности и автомобильных дорог.

Вторая черта – патриотизм по отношению к альма-матер. Каждый год в первую апрельскую субботу у нас проходит встреча с выпускниками. Перед зданием университета с обеих сторон Ленинградского проспекта тысячи выпускников, аж с довоенных времен до недавних, собираются вместе! Чтобы ощутить атмосферу единства успешных, талантливых людей, которые съехались с самых отдаленных уголков страны, еще раз постоять у колонн родного МАДИ – это значимо и для них, и для нас.

И еще – определенный авантюризм. Посмотрите на эту скульптурную композицию. (Вячеслав Михайлович показывает на стоящий на столе макет памятника, где молодой человек оседлал колесо – символ вуза). Так мы видим нашего студента. Он – вихрастый, нагловатый, улыбчивый, но очень целеустремленный. В ближайший год скульптура будет установлена у входа в университет.

– Куда идут выпускники после получения дипломов?

– 20% распределяем на предприятия, подведомственные Министерству транспорта РФ, 21% – Минэкономразвития России, 10% – Министерству промышленности и торговли, 4-5% – МВД, Минобороны и муниципальным образованиям, 35% отдаем предприятиям по направлениям бизнеса, связанным с транспортом, логистикой, безопасностью дорожного движения, строительством дорог, аэродромов. Наш вуз – единственный, занимающийся подготовкой специалистов для средств аэродромного обеспечения полетов и авиации. Аэродром – та же дорога, только более широкая. В руководстве многих аэропортов работают выпускники нашего вуза.

– Какие студенческие организации есть в вузе?

– Через студенческий профсоюз мы строим работу по взаимодействию администрации и учащихся.

Команда МАДИ в 1964 году была первым чемпионом КВН. В Северном округе Москвы 24 вуза. Мы последние три года – постоянные чемпионы КВН. Это целое движение. Ребята из МАДИ – самые искрометные, ироничные, сообразительные.

Модными являются конкурсы «Мисс МАДИ» и «Мистер МАДИ». Наши студенты – хорошие спортсмены, особенно знаменит наш волейбол. Постоянно выигрываем студенческие соревнования. Есть студенческий спортивный клуб, кафедра физического воспитания. У ребят огромный интерес к профильным видам спорта – авторалли, автомногоборью, конструированию, мотогонкам. 13 декабря, в день рождения вуза, каждый год от наших колонн даем старт авторалли, которое вошло во все автомобильные справочники. Многие заслуженные спортсмены в области автогонок считают за честь поучаствовать в наших соревнованиях.

– О чем сегодня мечтает ректор МАДИ?

– Чтобы МАДИ был во все времена! Чтобы выпускники МАДИ всегда были такими, как сегодня, – преданными родному вузу, гордящимися тем, что окончили его. Ведь многие и семьи создали здесь, так что у нас учатся транспортники в третьем и четвертом поколении!

Беседу вела Александра СТРУНЕЦ

 


К началу ^

Свежий номер
Свежий номер
Предыдущий номер
Предыдущий номер
Выбрать из архива