Студенческий меридиан
Журнал для честолюбцев
Издается с мая 1924 года

Студенческий меридиан

Найти
Рубрики журнала
40 фактов alma mater vip-лекция абитура адреналин азбука для двоих актуально актуальный разговор акулы бизнеса акция анекдоты афиша беседа с ректором беседы о поэзии благотворительность боди-арт братья по разуму версия вечно молодая античность взгляд в будущее вопрос на засыпку встреча вузы online галерея главная тема год молодежи год семьи гражданская смена гранты дата дебют девушка с обложки день влюбленных диалог поколений для контроля толпы добрые вести естественный отбор живая классика загадка остается загадкой закон о молодежи звезда звезды здоровье идеал инженер года инициатива интернет-бум инфо инфонаука история рока каникулы коллеги компакт-обзор конкурс конспекты контакты креатив криминальные истории ликбез литературная кухня личность личность в истории личный опыт любовь и муза любопытно мастер-класс место встречи многоликая россия мой учитель молодая семья молодая, да ранняя молодежный проект молодой, да ранний молодые, да ранние монолог музей на заметку на заметку абитуриенту на злобу дня нарочно не придумаешь научные сферы наш сериал: за кулисами разведки наша музыка наши публикации наши учителя новости онлайн новости рока новые альбомы новый год НТТМ-2012 обложка общество равных возможностей отстояли москву официально память педотряд перекличка фестивалей письма о главном поп-корнер портрет посвящение в студенты посмотри постер поступок поход в театр поэзия праздник практика практикум пресс-тур приключения проблема прогулки по москве проза профи психологический практикум публицистика путешествие рассказ рассказики резонанс рсм-фестиваль с наступающим! салон самоуправление сенсация след в жизни со всего света событие советы первокурснику содержание номера социум социум спешите учиться спорт стань лидером страна читателей страницы жизни стройотряд студотряд судьба театр художника техно традиции тропинка тропинка в прошлое тусовка увлечение уроки выживания фестос фильмоскоп фитнес фотокласс фоторепортаж хранители чарт-топпер что новенького? шаг в будущее экскурс экспедиция эксперимент экспо-наука 2003 экстрим электронная москва электронный мир юбилей юридическая консультация юридический практикум язык нашего единства
От редакции

Выпуском  журнала занимался коллектив журналистов, литераторов, художников, фотографов. Мы готовим рассказ о  коллегах и  об их ярких, заметных публикациях.

А сейчас назову тех, кто оформлял СтМ с 1990-х до 2013-го.

Главный художник Александр Архутик,
мастер компьютерного дизайна Алексей Колганов
и фотограф Игорь Яковлев.

Большая часть обложек и фоторепортажей – творческая работа Игоря Яковлева.

Надеюсь, что нам удастся представить Вам  увлекательную историю создания и деятельности  СтМ.

Юрий Ростовцев, гл. редактор
«Студенческого меридиана», журнала,
которому я с удовольствием служил
с 1977 по 2013 годы.

Наши партнеры










Номер 06, 2011

Когда душа поет: Студенческий хор покорил венгерскую публику

Спокойно и стройно движутся по улицам Будапешта молодые люди в ярких сиреневых концертных платьях, строгих черных фраках. Это русские студенты, певцы Академического смешанного хора Российского государственного социального университета. Они идут на свое выступление в Российском культурном центре. В этом году коллектив приехал в Венгрию с необычной целью – с духовной миссией. Русское слово и русская музыка пользуются большим успехом и очень востребованы за рубежом.

Академический смешанный хор РГСУ появился в 2000 году благодаря основателю университета академику РАН Василию Ивановичу Жукову и заслуженному работнику культуры РФ, доктору философских наук, профессору и композитору Константину Николаевичу Кострикову. За 11 лет плодотворного труда коллектив исполнил около 150 различных хоровых произведений русских, зарубежных, советских композиторов. Константин Николаевич специально для хора сочинил ряд произведений, создал и создает хоровые обработки и аранжировки музыки авторов XVIII–XX веков.

Хор РГСУ – неоднократный дипломант и лауреат московских, всероссийских и международных конкурсов и фестивалей. В репертуаре коллектива – произведения a capella, сочинения, исполняемые в сопровождении профессионального эстрадно-симфонического оркестра Социально-культурного центра РГСУ, а также немало духовной музыки. Удивительно, но студенты поступают в коллектив без музыкального образования. Многие из них говорят: «Мы не знали, что духовная музыка может звучать так прекрасно». Когда мелодии, сотканные из высокой материи – музыкальной молитвы, звучат в исполнении студентов, верящих в красоту музыки, на это стоит обратить внимание.

Конечно, музыка объединяет. Она интересна всем и каждому. Среди восторженной публики были и венгры, и греки, и англичане, и, конечно, наши соотечественники. Коллектив из РГСУ покорил слушателей, пришедших в Представительство Московской Патриархии в Будапеште – православный храм Успения Пресвятой Богородицы. Под святыми сводами вдохновенно звучали «Молитва Господня» П. Чайковского, «Под твою милость прибегаем» Митрополита Иллариона (Алфеева), «Славу возвещаем Небесному Царю» А. Архангельского, «Канон Покаяние» К. Кострикова и другие произведения. Хор, как всегда, выступал под управлением художественного руководителя и главного дирижера Константина Кострикова и главного хормейстера Татьяны Костриковой.

Основали приход, который любезно пригласил выступить российский коллектив, греки и македоно-валахи. После беседы с настоятелем храма, секретарем Будапештского отделения Московской Патриархии отцом Кириллом, выяснилось, что именно здесь начинал свою службу сегодняшний помощник Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла митрополит Илларион.

Другой концерт хора состоялся на сцене Российского культурного центра (РЦНК) в Будапеште. Здесь коллектив выступил при содействии советника-посланника посольства РФ в Венгрии Александра Олисова, советника по культуре посольства РФ в Будапеште, атташе по культуре Сергея Бороздина и руководителя культурных программ РКЦ при посольстве РФ Павла Худоренко.

Мужчины и женщины, пожилые и совсем юные, пришедшие на концерт, действительно со слезами на глазах слушали высокое профессиональное исполнение хористов. Коллектив подарил публике хор «Солнцу красному слава!» из оперы А. Бородина «Князь Игорь», хор «Славься!» из оперы М. Глинки «Иван Сусанин», произведения «Фонтану Бахчисарайского дворца» А. Власова, «Русь» М. Суворовой, «Баллада о солдате» В. Соловьева-Седого, русскую народную песню в обработке К. Кострикова «Травушка-муравушка» и множество других не менее известных композиций. Конечно, зрители рукоплескали.

В перерывах между концертами любознательные студенты успели посетить Будапештский оперный театр и театр оперетты, фундаментальную библиотеку рядом с резиденцией главы страны, Академию Ференца Листа (в Венгрии 2011 год объявлен годом этого композитора). Хористы побывали в будапештских музеях, погуляли по великолепной набережной Дуная, осмотрели Парламент и Будайскую крепость.

О своих впечатлениях и задумках на будущее в интервью нашему журналу прямо под стук колес поезда на обратном пути в Москву рассказал художественный руководитель и главный дирижер Академического смешанного хора РГСУ Константин Костриков.

– В этом году наш коллектив собирался участвовать в одном из хоровых фестивалей в Венгрии. Но пришлось переориентироваться. Решили, что для России, российско-венгерской дружбы нужнее выступление с циклом концертов духовной музыки перед нашими соотечественниками. Тем более что хор получил приглашение от посольства РФ в Венгрии, а также от одного из представительств Московской Патриархии в Венгрии. Пришлось срочно менять репертуар, программу. Думаю, подобное благородное дело для наших соотечественников важнее участия в конкурсе.

Выступление в Российском культурном центре уже заканчивалось, когда кто-то попросил из зала: «Спойте «Жертву вечернюю»!». Несмотря на то, что мы выложились на концерте на 200 процентов, мы выполнили просьбу. У слушателей были слезы на глазах. То же происходило и на других выступлениях.

– Константин Николаевич, кто помогает хору в РГСУ сегодня?

– Прежде всего – это ректор РГСУ Василий Иванович Жуков. Он чрезвычайно занят, у него много различных направлений работы. Но ректор не забывает о хоре. Он понимает, что хоровое искусство охватывает большую студенческую аудиторию – и тех, кто поет в хоре, и, конечно, – слушателей. Кроме того, хоровая музыка интернациональна, на каком бы языке ты ни пел. Наш ректор не забывает, что настоящее творчество должно быть серьезным. И поэзия настоящая в душе должна быть! Без поддержки ректора мы не смогли бы полноценно работать. На уровне государства пока нет целенаправленной программы по воспитанию молодого поколения.

– Хор поехал в Венгрию с духовной миссией. Это впервые?

– Да, впервые. Такого никто из учебных студенческих хоров никогда не осуществлял. Говорят, в мире кризис. Он не только в экономике. Люди испытывают духовный голод и жажду. Хор решил внести свою лепту в решение этой непростой проблемы. Мы приобщаем людей к песенной культуре. На наших концертах в Венгрии были люди разных национальностей. Они восторженно приветствовали русское слово, исполненное студентами хора. После одного из выступлений на сцену поднялся венгерский переводчик и прочел перевод таких знакомых нам, родных строк Николая Рубцова:

В глаза бревенчатым лачугам
Глядит алеющая мгла.
Над колокольчиковым лугом
Собор звонит в колокола.

Звон заокольный и окольный,
У окон, около колонн, –
Я слышу звон и колокольный,
И колокольчиковый звон.

И колокольцем каждым в душу
До новых радостей и сил
Твои луга звонят не глуше
Колоколов твоей Руси...

Сегодня надо стараться передать людям понимание культуры через соприкосновение с прекрасным. Культура нужна каждому. Какими методами ее прививать? Мы их нашли через хор, через недавно созданный в РГСУ факультет искусств и социокультурной деятельности. Хору удалось поучаствовать в такой необычной для нас поездке с элементами новаций. Я просто счастлив!

– Что ждет коллектив в дальнейшем?

– Я наблюдаю рост профессионального мастерства ребят нашего хора из года в год. Но есть и пробелы – мало юношей. В смешанных хорах всегда не хватало мужчин. Предполагаю, что нужно сделать два состава: старший и младший, где будут петь только-только пришедшие к нам ребята. Сегодня, к сожалению, наши дирижеры тратят слишком много времени на работу со студентами в старшем хоре. Из-за этого не успеваем шлифовать и поднимать на соответствующий уровень исполнительское мастерство. Много тратим времени на обучение новичков, но это тоже наша культурная миссия.

Создание настоящего хорового коллектива – труд не одного года, даже не одного десятилетия. Это работа по 30 часов в сутки, здоровье. Когда ты за десять лет сформировал такой коллектив, брать людей, которые ничего не могут, несколько рискованно. Сейчас 50 хористов выехали за рубеж. Из них 20 – студенты старших курсов РГСУ, 12 – первокурсники. Взять сразу 12 новых людей в серьезную поездку не так уж легко! У молодняка может быть мандраж, репертуар еще не вошел в новичков органично. Поэтому остальные 18 – те, кто стоял у истоков создания хора, его основа. Без фундамента не будет никакого здания!

– Какие специальности существуют на факультете искусств?

– В том виде, в каком он сейчас существует, факультет появился два года назад. Подготовительный период шел с 2008 года. У нас две мощных кафедры: теоретическая (философия и социология культуры) и практическая (искусств и художественного творчества). Даем художественное и педагогическое образование. На факультет поступают ребята из разных социальных групп, незащищенных слоев населения, ребята без родителей. Дать им образование – наша обязанность.

Отделения – академический и эстрадный вокал, народное пение. Инструментальное направление представлено отделениями акустической и полуакустической гитары, трубы. Постепенно будем добавлять и другие специальности. Главное – аудиторный фонд. Соответствующая акустика необходима для формирования музыкального слуха. Факультет будет развиваться по двум направлениям: учебный процесс и наука.

– К Вам в хор приходит студент, и Вы сразу видите, что из него получится в плане музыки?

– Мы можем сказать, например: «Слух у тебя есть, нет координации слуха и голоса. Надо заниматься».

– То есть человек не совсем потерян для творчества?

– А у нас никто не потерян! Мы такому говорим: «Тебе надо в хоре посидеть, послушать примерно полгода – год». Если он способен приходить два раза в неделю и просто слушать, из него выйдет хороший хорист. Даже если ты не поешь, связки все равно работают, слух тренируется.

– Расскажите, пожалуйста, о корифеях и новичках хора.

– Те, кто с нами уже очень давно, – Алексей Косоплечев, Михаил Моисеев (кстати, пришедший в хор без знания музыкальной грамоты) – меняются духовно. Мы видим, как расширяется их кругозор, интересы, жизнь становится многогранней. Из новичков можно упомянуть Данилу Литвинова, пришедшего к нам два года назад тоже без всякого музыкального образования, Андрея Чарушина. Ребята сегодня – полноправные члены академического музыкального коллектива.

– За последние годы в коллективе появилось много новичков. Легко ли дирижировать таким хором?

– Вы знаете, а я не дирижирую. Я живу вместе с хором в любом произведении. Когда выхожу к коллективу, дирижирование, схемы в профессиональном понимании у меня отсутствуют. Отдаю свое сердце, свои флюиды, всю свою душу хору. Соединяюсь с ним и прошу хор соединиться со мной. Не показываю себя артистом перед публикой – мол, какие красивые жесты у меня... Иногда о жестах даже забываю. Со стороны глядя, профессионал скажет: «Что это он вдруг здесь взмахнул рукой?».

Для меня главное, когда выхожу к хору, чтобы коллектив меня понял. Понял, о чем я думаю, о чем мыслю, чем живу в этом творчестве в данный момент, в данную секунду на земле. Понимаете? Чтобы хор понял, как я сейчас отношусь к этому произведению – например, к «Фонтану Бахчисарайского дворца» или «Воздайте Богу», какое у меня настроение, что у меня сейчас внутри творится-бурлит – что переживаю.

Хотелось бы, чтобы новые хористы вошли в это, потихоньку начиная понимать, о чем идет речь в хоре, что это такое. Мы собираемся, чтобы потусоваться? Или приходим просто погорлопанить? Что значит для Кострикова этот хор? Просто прийти на работу, а потом получить зарплату? Чтобы ребята поняли, что для меня хор – моя жизнь! Это мое соприкосновение с лучшим, что есть на земле, – с прекрасным, дорогим для меня. Как и то, что я боюсь потерять в жизни, – отношение мое к природе, к родным людям, к друзьям. Хочу, чтобы они поняли это именно через музыку! Через высшую культуру!

– Как можно прийти петь к Вам в хор?

– Это бесплатно. Пусть студенты приходят в любое время. Но сразу пусть настроят себя на труд, и труд духовный!

Александра РАКОВА


К началу ^

Свежий номер
Свежий номер
Предыдущий номер
Предыдущий номер
Выбрать из архива