Студенческий меридиан
Журнал для честолюбцев
Издается с мая 1924 года

Студенческий меридиан

Найти
Рубрики журнала
40 фактов alma mater vip-лекция абитура адреналин азбука для двоих актуально актуальный разговор акулы бизнеса акция анекдоты афиша беседа с ректором беседы о поэзии благотворительность боди-арт братья по разуму версия вечно молодая античность взгляд в будущее вопрос на засыпку встреча вузы online галерея главная тема год молодежи год семьи гражданская смена гранты дата дебют девушка с обложки день влюбленных диалог поколений для контроля толпы добрые вести естественный отбор живая классика загадка остается загадкой закон о молодежи звезда звезды здоровье идеал инженер года инициатива интернет-бум инфо инфонаука история рока каникулы коллеги компакт-обзор конкурс конспекты контакты креатив криминальные истории ликбез литературная кухня личность личность в истории любовь и муза любопытно мастер-класс место встречи многоликая россия мой учитель молодая семья молодая, да ранняя молодежный проект молодой, да ранний молодые, да ранние монолог музей на заметку на заметку абитуриенту на злобу дня нарочно не придумаешь научные сферы наш сериал: за кулисами разведки наша музыка наши публикации наши учителя новости онлайн новости рока новые альбомы новый год НТТМ-2012 обложка общество равных возможностей отстояли москву официально память педотряд перекличка фестивалей письма о главном поп-корнер портрет посвящение в студенты посмотри постер поступок поход в театр поэзия праздник практика практикум пресс-тур приключения проблема прогулки по москве проза профи психологический практикум публицистика путешествие рассказ рассказики резонанс репортаж рсм-фестиваль с наступающим! салон самоуправление сенсация след в жизни со всего света событие советы первокурснику содержание номера социум социум спешите учиться спорт стань лидером страна читателей страницы жизни стройотряд студотряд судьба театр художника техно традиции тропинка тропинка в прошлое тусовка увлечение уроки выживания фестос фильмоскоп фитнес фотокласс фоторепортаж хранители чарт-топпер что новенького? шаг в будущее экскурс экспедиция эксперимент экспо-наука 2003 экстрим электронная москва электронный мир юбилей юридическая консультация юридический практикум язык нашего единства
От редакции

Выпуском  журнала занимался коллектив журналистов, литераторов, художников, фотографов. Мы готовим рассказ о  коллегах и  об их ярких, заметных публикациях.

А сейчас назову тех, кто оформлял СтМ с 1990-х до 2013-го.

Главный художник Александр Архутик,
мастер компьютерного дизайна Алексей Колганов
и фотограф Игорь Яковлев.

Большая часть обложек и фоторепортажей – творческая работа Игоря Яковлева.

Надеюсь, что нам удастся представить Вам  увлекательную историю создания и деятельности  СтМ.

Юрий Ростовцев, гл. редактор
«Студенческого меридиана», журнала,
которому я с удовольствием служил
с 1977 по 2013 годы.

Наши партнеры










Номер 11, 2004

«Travel-МИНУС», или Дорога в Карфаген

Через четыре часа полета Ил-86 с грохотом и аплодисментами тормозил на африканской земле. Вокруг как по команде завизжали мобильники: отдыхающие сообщали на родину о мягкой посадке и переводили стрелки на три часа назад. Жизнь по тунисскому времени началась для двух московских путешественников неожиданно: в аэропорту города Монастир нас никто не встречал.

Кидалово, сэр!

Радость от сэкономленных разницей во времени часах как-то сразу испарилась. Прошло уже сорок минут, а мы все еще не теряли надежды найти в небольшом набитом людьми зале прилета вожделенную табличку с названием встречающей фирмы «Travel+» (в русском варианте «Травел-ПЛЮС»). Однако единственным результатом поиска стали такие же брошенные россияне, так же безуспешно слонявшиеся от стойки с одним названием к стойке с другим.

Ожидание оборвалось как-то вдруг. «Поехали», - на чистейшем русском предложил некий местный житель. «Куда?», - синхронно отрезали четверо обозленных россиян. Нам объяснили: произошло недоразумение, но все уже улажено, и в отеле нас ждет гид по имени Стас.

В желтом такси, в котором еще можно было узнать, хотя и с трудом, французский «Renault», играла колоритная арабская дребедень. «Ха-а-абиби-и-и-и! Ха-а-абиби-и-и-и!» («Лю-у-у-убовь! Лю-у-у-убовь!»), - подпевал радио водитель. И в правду, о любви немало песен сложено… Помимо вокальных данных он обладал еще удивительной пластичностью: рулил, подтанцовывал, переключал передачи. А еще ругался с коллегами, бешено жестикулируя, и курил, аппетитно причмокивая спрятанными где-то в густых усах губами. Юлий Цезарь позавидовал бы! Несмотря на то что Тунис уже погрузился в сумерки, на таксисте были темные очки. «У вас ус отклеился», - попыталась пошутить я. Шутка как назло оказалась правдой на все сто: нас везли совсем не туда, куда обещали…

В ваучере на проживание значился трехзвездочный отель «Dreams Beach» в городе Сусс. С населенным пунктом таксист не ошибался, а вот вышеназванный отель мы благополучно проехали. «Нам в «Dreams Beach», - запротестовали мы. «No, no! Hotel «Kleopatra», - попытался возразить тунисский меломан, но понял, что сопротивление бесполезно, и развернул-таки свою колымагу.

В отеле, значившемся в документах, нам не обрадовались. Вот тебе и знаменитое восточное гостеприимство! Ваучеры на проживание собрать поспешили, а вот заселить в положенные апартаменты, увы, нет. В довершение ко всему появился уже почти забытый таксист-запевала и поинтересовался, кто заплатит ему. Решив, что в данной ситуации платить за моральный ущерб надо прежде всего нам четверым, мы оставили его разбираться с работниками гостиницы, а сами устроились в креслах напротив.

Когда приближалась полночь по московскому времени, а в Тунисе было почти восемь, в двери «Dreams Beach» с трудом протиснулся виновник всех наших бед - Стас. Не изуродованное интеллектом лицо, живот, пара кривых ног. Это сутки спустя мы поняли, что этот неприятный субъект только мелкая сошка в туристической «пирамиде» под самоуверенным названием «Травел-ПЛЮС». А пока его и только его мы песочили на четыре голоса.

- Вы же должны были прилететь утром, - с невинными глазами пытался неумело врать он. Но мы-то были в аэропорту минута в минуту! – А сейчас, извините, мест в гостинице уже нет. Придется переночевать в другом отеле.

Мы дружно сопротивлялись, пытались выяснять что-то у работников отеля, но Стас был непреклонен, а те делали вид, что просто не понимают по-английски (тунисцы говорят на арабском и французском, а вот с мировым языком туризма у них, действительно, проблема). В девять вечера по местному времени и, соответственно, в час ночи по московскому мы, вымотанные до крайности и голодные, были усажены в джип и увезены в «отель такой же категории на одну ночь». Этим пристанищем оказалась уже знакомая гостиница «Клеопатра».

Уловка работала безотказно: турист прибывает в Тунис вечером, час его маринуют в аэропорту, а потом взмыленный гид мотивирует свое опоздание а) пробками (в стране, где проживает меньше населения, чем в одной только Москве, такое оправдание просто абсурдно), б) улаживанием конфликта в каком-нибудь подшефном отеле (может, и не врет), в) неожиданными проблемами с полицией (пересажать бы вас всех!!!). Полчаса отдыхающего везут в отель. Причем перед ним разыгрывают очередное действие хорошо отрепетированного спектакля под названием «В вашем отеле, к сожалению, возникли проблемы с номерами, и мы временно разместим вас в равнозначной гостинице». Сонный, но опытный турист, конечно, насторожится и будет громко возмущаться а, может быть, даже звонить в туристическую фирму. А вот только начинающий путешественник подчинится почти наверняка. Но и первого и второго пресловутая «Травел-ПЛЮС» неизбежно доставит в некий клоповник/гадюшник/отстойник – место неопределенной звездности без кондиционера, шведского стола, полотенец, простыней и, в худшем случае, без смыва в туалете…

Утром следующего дня нам открылась пугающая картина. Незамеченные в темноте и усталости вчерашнего дня, такие же обманутые россияне сегодня расположились в холле в ожидании гида Стаса. Их было двенадцать, они провели в «Клеопатре» уже сутки и отлично понимали, что к чему.

- Ничего хорошего сообщить вам не могу, - заключил как всегда опоздавший и от этого еще более омерзительный Стас. – Вы все остаетесь в «Клеопатре».

Теперь уже шестнадцать глоток поносили его последними словами. Вскоре стало ясно, теперь этот гусь вынесет любые потоки брани в свой адрес – на нас он и фирма «Травел-ПЛЮС» уже нажились. Молодые ребята из Москвы начали телефонный штурм московской туристической компании, благодаря которой они оказались здесь, кто-то звонил родным и просил разобраться с обманщиками, а кто-то наблюдал, чем закончится светопредставление. Самые расторопные посчитали, что ждать помощи с родины слишком долго, и перешли в контрнаступление. Горе-гид был попросту обезоружен: его сумка с документами всех клиентов «Травел-ПЛЮС» была «позаимствована». Кто-то, возможно, и назовет это кражей, а мы просто действовали методами противника. Зуб за зуб, глаз за глаз.

Видимо, за время работы в Тунисе Стас успел отвыкнуть от русской прямолинейности: рубашка намокла, глаза забегали, мобильник заработал в авральном режиме. Через десять минут наши номера в отеле «Dreams Beach» были готовы к приему заждавшихся их гостей.

Братья-славяне

Жизнь на чемоданах нам больше не грозила, но ожидание подвоха не покидало: было ведь совершенно очевидно, что отель и «Травел-ПЛЮС» повязаны. Гид Стас по-прежнему захаживал в «Берег Мечтаний» (так можно дословно перевести название «Dreams Beach») для общения с остальными, ничего не подозревающими туристами, как ни в чем не бывало вежливо здоровался с нами и мило переговаривался с персоналом гостиницы. Нам же разговоры с сотрудниками не удавались. Дважды мы пытались объяснить им, что кондиционер в комнате не действует, и дважды нам доброжелательно кивали, но агрегат так никогда и не включали. Недаром говорят: в пятизвездочном отеле вашу просьбу внимательно выслушивают и тотчас выполняют, в четырехзвездочном вашу просьбу просто внимательно выслушивают, а в трехзвездочном делают вид, что вашу просьбу внимательно выслушивают…

Солнце, чистое море, пахнущее арбузами, песок, больше похожий на муку, – все это заставляло забыть и о неприятной истории с «Травел-ПЛЮС», и о засилии на пляжах местных жителей (берег в Тунисе находится в муниципальной собственности). Однако бдительность мы старались не терять: мало того, что нам чуть не устроили «лохотрон» наши же земляки, да еще и тунисцы – воровство среди которых, к сведению отдыхающих, очень распространено - посодействовали. В барах, где местные жители в основном потягивают кальян и всевозможные крепкие напитки (а у них, между прочим, сухой закон!), нас дважды обсчитывали. Но врать тунисцы научились почти также плохо, как готовить блюда французской кухни, поэтому на кассе кафе мы всегда платили только за то, что купили.

Плохо ли, хорошо ли было на «Берегу Мечтаний», но любопытство взяло верх над желанием получить бронзовый загар, и мы решили «проездиться» по Тунису, а именно увидеть развалины легендарного Карфагена. Казалось бы, чего проще: плати деньги, влезай в комфортабельный автобус и целый день выслушивай на почти позабытом русском языке: «Посмотрите направо, посмотрите налево». Ан нет… Где же еще мы могли купить экскурсию, как не в печально известной компании «Травел-ПЛЮС». Обмозговав ситуацию совместно с новыми знакомыми, мы заказали поездку на ресепшене отеля.

- Конечно, я все устрою, - вежливо пообещал единственный сносно владевший английским сотрудник гостиницы. – Но русскоязычного сопровождающего, увы, найти для вас не смогу. Может, обратитесь к вашему гиду Стасу?

- No, Stas!!! – услышал он в ответ и продолжил со смехом: - I’ve noted, that all russian tourists hate him. (Я заметил, что все русские туристы ненавидят его).

Удивительно, но ровно через сутки нам вручили билеты с названием «Road to Cartage» («Дорога в Карфаген») и пообещали англоговорящего гида в сопровождение.

Еще через сутки мы усаживались в блестящий автобус в ожидании услышать пусть и не русские, но в той или иной степени понятные английские слова. Но… не услышали. Оказалось, что «рассудительные» тунисцы посчитали, что четырем туристам из России вполне понятна будет польская речь, и в Карфаген мы отправились с большой группой братьев-славян.

Кроме слов «Tunis», «Cartage», «исторична», «археологична» и «трошечки» мы не улавливали из беглой речи араба-полиглота ни-че-го. И скоро совсем перестали прислушиваться, а просто рассматривали скучный горно-виноградниковый пейзаж за окнами и обдумывали, кто на этот раз стал виновником очередного «недоразумения».

Тунисцы, как мы успели заметить, народ весьма и весьма странный. Видимо, сказывается турецкое и французское влияние: в тени сначала первого, а потом второго Тунис существовал до 7 ноября 1956 года. В отличие от нас, любящих говорить о собственной позиции между Западом и Востоком, но при этом умудряющихся всегда находить «особый путь», они действительно живут на Востоке, более того – исламском, но приправленном французским влиянием. На пляжах царит «разврат» – туристкам можно загорать топлес, что, например, запрещено в Египте. Местные жительницы, особенно столичные, длинных одежд и платков почти не носят. Мало того, в самом главном городе Туниса, тоже Тунисе, мы даже наблюдали пары юношей, прогуливающихся обнявшись по центральной улице Елисейским полям (мы тоже смеялись). Однако пряный Восток с его неторопливостью - доводящей нас иной раз до бешенства - еще не сдает позиции: в кафе никто не спешит принести вам заказанное блюдо и уж тем более счет, таксист будет громко переговариваться с коллегами на смеси французского и арабского еще минут десять, когда вы усядетесь в его машину, работник отеля (еще хуже, если это будет работница) – как в рапиде проверять, не осталось ли за вами долгов перед отъездом на родину. И хуже всего: экскурсионный или отвозящий вас в аэропорт автобус непременно опоздает минут на тридцать-сорок. Разморило их что ли всех на жаре!

В Москву, в Москву! Только и оставалось крикнуть нам, но мы сидели в автобусе, идущем по дороге в Карфаген, и нас ожидало еще девять экскурсионных часов и ни одного понятного слова...

Когда гид закончил монолог, то, надо отдать ему должное, не поленился пройти через весь автобус и поинтересоваться у четырех русских, понимают ли они по-польски. Ни слова?! Странно… Ну да ладно. На наше счастье араб мог изъясняться и по-английски. После каждого сообщения для туристов-поляков он брел к нам и, если не мог подобрать нужные английские слова, то рисовал их в моем блокноте.

Таким образом мы погуляли по Площади Независимости и Елисейским полям, по извилистому, кричащему базару, в который они переходят. Потом по «Музею Бордо», бывшему когда-то дворцом турецкого короля – бея, а теперь собравшего древние финикийские мозаики со всего Туниса и выставляющего их в танцевальных, музыкальных и, главное, гаремных комнатах.

До главной цели нашего путешествия мы добрались только к обеду. Дорога в Карфаген утомила, но жемчужина Туниса мгновенно встряхнула. Карфаген (Картаж – что значит «новый город») оказался спускающимся к морю парком, усыпанным крупицами былого величия – серыми камнями, плитами и фрагментами колонн. Пока гид рассказывал братьям-славянам о чудо-городе, мы примостились на небольших камнях, расставленных вдоль дорожек. Но стоило ему начать общение с нами, как мы, точно ошпаренные, дружно соскочили с насиженных мест – оказалось, это погребальные урны, в которых когда-то был прах младенцев, приносимых в жертву по обычаю Карфагена. С кладбища мы поспешили ретироваться и оказались у развалин римских терм (бань) – совершенно фантастического сооружения даже если учесть, что уцелела всего одна из восьми поддерживающих его колонн, несколько арок подземелья и еще какие-то невнятные элементы – всего сто квадратных метров из прежних двух гектар.

«Карфаген должен быть разрушен!» Сначала его уничтожили римляне, потом вандалы, потом арабы. Последние теперь живут за счет того, что возят туристов на руины, а туристы, наверное, станут последними, кто сотрет этот легендарный город с лица земли. Растащат, затопчут. Мы и сами куда только не забирались и что только не фотографировали. Удивительное сочетание зеленого моря, синего неба, белого мрамора, грязно-розового гранита! Единственное, что мешает восприятию древности, так это присоседившаяся белая постройка, обнесенная несуразным забором и постами часовых – президенту Туниса вздумалось построить здесь свой дворец. Губа не дура, что и говорить, но вид портит. Да еще и фотографироваться на фоне резиденции главы государства строго-настрого запрещается. Но туристы ведут себя точно как дети в стихах Григория Остера: запечатлеваются как бы у развалин, а на самом деле на фоне дворца. Даром, конечно, никому этот безвкусный оплот тунисской государственности не нужен, но раз уж нельзя… То почему бы и нет.

С чувством полного удовлетворения – а это было, пожалуй, впервые за все наше пребывание в стране непуганых гидов – мы уселись в автобус, чтобы подкатить к последней достопримечательности - городу Сиди бу Саид. Надо сказать, что никто так и не объяснил любознательным туристам, что замечательного в этом населенном пункте. Он представляет из себя поднимающуюся в гору улицу-базар с тем лишь отличием от любой другой подобной «достопримечательности», что все окна и двери в Сиди бу Саиде выкрашены в синий цвет. Короче, просто красивая туристическая уловка.

Торговцы рынка наперебой интересовались у единственного представителя сильного пола из нашей небольшой компании, не продаст ли он одну из трех своих «жен» за дюжину верблюдов. Но «завгар» не соглашался и только успевал отбивать нас от приставаний назойливых тунисцев.

Экскурсия закончилась, а скоро подошел к финалу и наш тунисский вояж. Какую же свинью подложат нам напоследок, гадали мы. Но все, как будто, было благополучно: Стас пообещал, что ровно за три часа до вылета за нами приедет машина, мы потратили оставшиеся тунисские динары на какие-то безделушки и, собрав чемоданы, стали ждать часа «Х» в холле. Транспортное средство не прибыло в срок, не было его и через полчаса, и через час… Еще через десять минут перед нами стоял сам директор «Травел-ПЛЮС», который вызвался лично отвезти туристов в аэропорт. Вот так сервис, недоумевали мы. Но потом догадались: в «Травел-ПЛЮС» просто экономят на всем – куда дешевле доставить клиентов к самолету на своей машине, чем нанимать такси.

В видавшем виде «мерседесе» нашего водителя-директора, отлично говорившего по-русски араба, играла… русская попса. «Попробуй у-у, попробуй джага-джага!» - подпевал Кате Лель отъевшийся за деньги обманутых туристов круглый, как воздушный шар, директор. «Надо же так песню испортить», - переглянулись мы, но промолчали – поймет.

«Московское время 22 часа 20 минут, ориентировочное время полета до Москвы четыре часа десять минут», - мы перевели часы, пристегнули ремни, вооружились карамелью «Взлетная» и полетели. Домой! Домой!

Анастасия БЕЛЯКОВА


К началу ^

Свежий номер
Свежий номер
Предыдущий номер
Предыдущий номер
Выбрать из архива