Студенческий меридиан
Журнал для честолюбцев
Издается с мая 1924 года

Студенческий меридиан

Найти
Рубрики журнала
40 фактов alma mater vip-лекция абитура адреналин азбука для двоих актуально актуальный разговор акулы бизнеса акция анекдоты афиша беседа с ректором беседы о поэзии благотворительность боди-арт братья по разуму версия вечно молодая античность взгляд в будущее вопрос на засыпку встреча вузы online галерея главная тема год молодежи год семьи гражданская смена гранты дата дебют девушка с обложки день влюбленных диалог поколений для контроля толпы добрые вести естественный отбор живая классика загадка остается загадкой закон о молодежи звезда звезды здоровье идеал инженер года инициатива интернет-бум инфо инфонаука история рока каникулы коллеги компакт-обзор конкурс конспекты контакты креатив криминальные истории ликбез литературная кухня личность личность в истории личный опыт любовь и муза любопытно мастер-класс место встречи многоликая россия мой учитель молодая семья молодая, да ранняя молодежный проект молодой, да ранний молодые, да ранние монолог музей на заметку на заметку абитуриенту на злобу дня нарочно не придумаешь научные сферы наш сериал: за кулисами разведки наша музыка наши публикации наши учителя новости онлайн новости рока новые альбомы новый год НТТМ-2012 обложка общество равных возможностей отстояли москву официально память педотряд перекличка фестивалей письма о главном поп-корнер портрет посвящение в студенты посмотри постер поступок поход в театр поэзия праздник практика практикум пресс-тур приключения проблема прогулки по москве проза профи психологический практикум публицистика путешествие рассказ рассказики резонанс рсм-фестиваль с наступающим! салон самоуправление сенсация след в жизни со всего света событие советы первокурснику содержание номера социум социум спешите учиться спорт стань лидером страна читателей страницы жизни стройотряд студотряд судьба театр художника техно традиции тропинка тропинка в прошлое тусовка увлечение уроки выживания фестос фильмоскоп фитнес фотокласс фоторепортаж хранители чарт-топпер что новенького? шаг в будущее экскурс экспедиция эксперимент экспо-наука 2003 экстрим электронная москва электронный мир юбилей юридическая консультация юридический практикум язык нашего единства
От редакции

Выпуском  журнала занимался коллектив журналистов, литераторов, художников, фотографов. Мы готовим рассказ о  коллегах и  об их ярких, заметных публикациях.

А сейчас назову тех, кто оформлял СтМ с 1990-х до 2013-го.

Главный художник Александр Архутик,
мастер компьютерного дизайна Алексей Колганов
и фотограф Игорь Яковлев.

Большая часть обложек и фоторепортажей – творческая работа Игоря Яковлева.

Надеюсь, что нам удастся представить Вам  увлекательную историю создания и деятельности  СтМ.

Юрий Ростовцев, гл. редактор
«Студенческого меридиана», журнала,
которому я с удовольствием служил
с 1977 по 2013 годы.

Наши партнеры










Номер 10, 2011

Геологоразведочный: Полигон-2

Поступая в вуз, абитуриенты зачастую выбирают не конкретную профессию, а просто направление – техническое, гуманитарное, естественное. При этом молодые люди не всегда сами себе могут внятно сказать, что такое «работать в профессии». И, даже проучившись год или два, не знают, какого именно опыта и практических знаний им не хватает. Можно советоваться с профессорами, читать спецлитературу, смотреть интернет, посещать научные конференции, общаться со знаковыми людьми в профессии. Есть более простой путь. Вуз обычно предлагает старшекурсникам практику. Появляется конкретика, понимание предмета, возникают первые осмысленные, подкрепленные делом, вопросы. О реалиях применения теории прямо на месте событий рассказывают студенты Российского государственного геологоразведочного университета имени Серго Орджоникидзе.

В той части Сергиево-Посадского учебно-научно-производственного полигона, где проходят практику будущие геологоразведчики, как рассказал куратор группы аспирант Максим, ребята откачивали подземные воды из глубокого водоносного горизонта. Нужно измерить расход воды в единицу времени. На полигоне есть наблюдательные скважины. Туда опущены уровни. Ребята записывают абсолютное время и расход воды. Опыт применим на практике. Геологи могут рассчитать запас воды на 25 лет.

Откуда-то доносится стук вагонетки. Пройдя несколько минут по дорожкам среди деревьев, я очутилась на площадке у буровиков. Работают студенты с кафедры горного дела. Сначала загружают в вагонетку землю, откатывают, потом вагонетка возвращается. Дело не такое уж простое. Вагонетка сходит с рельсов, ее надо вернуть. Требуется большая физическая сила. Как рассчитать, чтобы все было безопасно? Вот так работают под землей.

Включили компрессор, и парни наблюдают за бурением. Третьекурсник Антон Баранов из Шатуры рассказывает, что здесь интересно буквально все. Вчера знакомились с объектами. Показывали, объясняли абсолютно доступно. Антон откровенно говорит, что при поступлении в вуз ему было совершенно не ясно, что дальше в профессии. Поначалу шли общеобразовательные предметы, зато сейчас конкретика – для профессии. Понятно, что здесь учат на горняков, бурильщиков. На какие–то дополнительные курсы времени пока не хватает. Но и практики, считает Антон, достаточно. Профессия нравится – здесь техника, машины! Нагрузка в учебе нормальная, но справляется. В свободное время – баскетбол, компьютерные игры, клубы.

– Я ни на кого не смотрю. Своя модель жизни, поведения. Посмотрим, чего сам добьюсь. Поступил легко. Сам решил, сам нашел. Захотелось получить техническую профессию. Подрабатывал официантом, но не смог совмещать работу с учебой, хотя контакт с людьми находил легко.

На следующем объекте тоже вижу горящие глаза. Здесь идет бурение с помощью пены. Еще бы! Где такое увидишь? Приехавший с Таймырского полуострова представитель сборной вуза по волейболу, студент факультета техники разведки и разработки Алексей Яковенко говорит:

– Ощущения классные. Это ведь исследовательская практика. В профессию пошел сам. Выбрал геологоразведочный. Потому что можно мир посмотреть. Работать придется на Крайнем севере, за границей. Чтобы сориентироваться, в каком конкретно направлении двигаться дальше, общаюсь с преподавателями. Хорошо бы, конечно, уже сейчас начать работать по специальности, но пока не берут. Они на лекциях рассказывают много такого, что сами видели на практике и о чем нигде не прочтешь. Особенно по специальным предметам теория идет «вся – в практику». Из дисциплин самое интересное – детали машин, бурение. Дома, на родине, это все применяется. Еще в школе бывал на экскурсии в карьере, видел бурение. В шахту не пустили. Тогда что-то в голове отложилось. Понял, что гуманитарные науки не для него. Буровик – профессия мужская. Настоящая работа – по вахтам в течение суток – на выносливость. Здесь важны друзья, недопонимания не должно быть. Будущая профессия – работа в команде, где важны отношения между коллегами. От этого зависит безопасность!

Руководит педагогической и учебно-буровой практикой кандидат технических наук, профессор Лев Дмитриевич Базанов. Он преподает на факультете техники разведки и разработки (кафедра современных технологий бурения скважин). В работе с данной буровой установкой необходимы культура поведения, обязательность, аккуратность.

Приехав на полигон, студенты в обязательном порядке проходят инструктаж по технике безопасности, правилам поведения в работе с машинами, противопожарный инструктаж. По три дня работают на каждом объекте. Сравнивают, анализируют, строят графики, защищают отчеты.

На исследовательской практике – четыре объекта для изучения. На стенде по исследованию алмазного бурения выясняют условия износа алмазных коронок. Задача, чтобы коронки продержались дольше, работали быстрее, и при этом износ должен быть минимальным. Есть стенды бурения с использованием пены, горизонтального и гидроударного бурения.

Стенд горизонтального бурения – уникальный. Трубы имитируют скважину. Ребята наблюдают, как вращается бурильная колонна, изучают характер движения и затраты мощности бурильных труб. Максим на всякий случай принес с собой учебник. Анализируют результаты оборота отклонения труб при вращении – у них сложная траектория движения. В теории-то все было понятно, но что трубы будут так отклоняться, не представляли.

Инна Гордиенко рассказывает, что пошла в геологоразведочный, потому что это у них в семье династийное. Профессия непростая. Девушек на буровые не берут – они работают в офисе. Не факт, что туда попадешь, но хотелось бы. Самый объемный предмет – бурение разведочных скважин. Когда на практику ехала, кое-что понимала. На первом курсе студенты знакомились с предметом, на втором им объясняли, что, где и как работает. На третьем они пытаются сами все вертеть, крутить и опробовать.

На полигоне есть и музей техники. Здесь образцы буровых механизмов с 1928 года! Это уникальные машины. Видно, как шла эволюция техники. Когда-то управляли с ручной подачи, потом пошли станки с гидравлическими системами.

В этом же павильоне ребята наблюдают за бурением в твердых породах с использованием гидроударников. Руководит группой студент-дипломник Тимофей Кудряшов. Молодой человек уже работает на кафедре, планирует поступать в аспирантуру, развиваться в этой области. Впервые интерес к геологии у него возник еще в школе. Понял, что любит технику, нравится путешествовать. Вначале хотел пойти учиться на геолога. Сколько себя помнит, всегда было желание землю поглубже раскопать, посмотреть, что там, внизу.

На первом курсе у Тимофея были не очень хорошие результаты. Тем не менее, почитывал интересные книги, занимался самообразованием. На факультете техники разведки и разработки, на кафедре современных технологий бурения скважин начал учиться по-настоящему, поднажал на предметы, разошелся и сейчас – отличник. Хочется придумать что-то свое, узнать то, чего никто пока не смог узнать…

– Сейчас мы сравниваем результаты гидроударного бурения с машинным бурением. В книгах это описано мало, – комментирует работу подшефной группы Тимофей...

Придумать свое хотелось еще до начала учебы в вузе. Сейчас Тимофей занимается бурением на воду. Вода, гидравлика близки. Существуют водоносные горизонты, их вскрывают, вставляют фильтр. До этого делают скважину, цементируя ее. Потом погружают насосы... Спрос на это всегда будет.

– Мне интересно сделать что-то такое, чтобы удивить людей, самоутвердиться – для себя. Ребята в компьютерные игры режутся, ищут какие-то головоломки в интернете. А они – здесь, в бурении, в геологии. Я понимаю – когда человека ЗАСТАВЛЯЮТ что-то учить, ему становится неинтересно. Нужно как-то иначе студентов втягивать в профессию.

Сейчас Тимофей с одним из преподавателей вуза пишет книгу о бурении скважин на воду, описывая новые технологии, станки…

На полигоне практику проходят, как я уже отмечала, с искрой в глазах. Те, у кого есть мечта, могут узнать много нового, полезного, обо всем расспросить кураторов, сориентироваться в профессии. Такие говорят: «Будущее у нас есть!».

Александра СТРУНЕЦ

 


К началу ^

Свежий номер
Свежий номер
Предыдущий номер
Предыдущий номер
Выбрать из архива