Студенческий меридиан
Журнал для честолюбцев
Издается с мая 1924 года

Студенческий меридиан

Найти
Рубрики журнала
40 фактов alma mater vip-лекция абитура адреналин азбука для двоих актуально актуальный разговор акулы бизнеса акция анекдоты афиша беседа с ректором беседы о поэзии благотворительность боди-арт братья по разуму версия вечно молодая античность взгляд в будущее вопрос на засыпку встреча вузы online галерея главная тема год молодежи год семьи гражданская смена гранты дата дебют девушка с обложки день влюбленных диалог поколений для контроля толпы добрые вести живая классика загадка остается загадкой закон о молодежи звезда звезды здоровье идеал инженер года инициатива интернет-бум инфо инфонаука история рока каникулы коллеги компакт-обзор конкурс конспекты контакты креатив криминальные истории ликбез литературная кухня личность личность в истории личный опыт любовь и муза любопытно мастер-класс место встречи многоликая россия мой учитель молодая семья молодая, да ранняя молодежный проект молодой, да ранний молодые, да ранние монолог музей на заметку на заметку абитуриенту на злобу дня нарочно не придумаешь научные сферы наш сериал: за кулисами разведки наша музыка наши публикации наши учителя новости онлайн новости рока новые альбомы новый год НТТМ-2012 обложка общество равных возможностей отстояли москву официально память педотряд перекличка фестивалей письма о главном поп-корнер портрет посвящение в студенты посмотри постер поступок поход в театр поэзия праздник практика практикум пресс-тур приключения проблема прогулки по москве проза профи психологический практикум публицистика путешествие рассказ рассказики резонанс репортаж рсм-фестиваль с наступающим! салон самоуправление сенсация след в жизни со всего света событие советы первокурснику содержание номера социум социум спешите учиться спорт стань лидером страна читателей страницы жизни стройотряд студотряд судьба театр художника техно традиции тропинка тропинка в прошлое тусовка увлечение уроки выживания фестос фильмоскоп фитнес фотокласс фоторепортаж хранители чарт-топпер что новенького? шаг в будущее экскурс экспедиция эксперимент экспо-наука 2003 экстрим электронная москва электронный мир юбилей юридическая консультация юридический практикум язык нашего единства
От редакции

Выпуском  журнала занимался коллектив журналистов, литераторов, художников, фотографов. Мы готовим рассказ о  коллегах и  об их ярких, заметных публикациях.

А сейчас назову тех, кто оформлял СтМ с 1990-х до 2013-го.

Главный художник Александр Архутик,
мастер компьютерного дизайна Алексей Колганов
и фотограф Игорь Яковлев.

Большая часть обложек и фоторепортажей – творческая работа Игоря Яковлева.

Надеюсь, что нам удастся представить Вам  увлекательную историю создания и деятельности  СтМ.

Юрий Ростовцев, гл. редактор
«Студенческого меридиана», журнала,
которому я с удовольствием служил
с 1977 по 2013 годы.

Наши партнеры










Номер 11, 2004

Число российских вузов грозит сократиться в пять раз. Найди свой вуз в «черном списке».

Ходишь в вуз, ходишь…

Не позавидуешь абитуриентам: сегодня поступают в один вуз, а завтра – смотришь, придется заканчивать другой. Даже наличие студбилета в кармане, как теперь выясняется, не гарантирует получение заветной «корочки». Ладно бы еще студенческая лень, но ведь виной «отлучки» от высшего образования может стать сам вуз. Если он, конечно, вовремя не пройдет аттестацию и его не лишат государственной аккредитации. А таковых кандидатов «на вылет» сейчас набралось больше десятка.

Универские «чистки»

Вслед за банками свой «черный список» приобрели и вузы. Студиозы и те, кто ими намеревается стать, тут же и встрепенулись: как же так? Ходили в вуз, ходили – а тут на тебе, и большая перемена. На самом деле серьезных перемен не произошло. Но это пока… Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки объявила, что в ее планах на эту осень – массовая проверка филиалов государственных и коммерческих вузов. Но ревизию начали уже в июле, что, видно, и вызвало несвоевременную панику.

Впрочем, нет дыма без огня: в прошлом году под «чистку» попали сто вузов. В основном региональные филиалы и непрофильные специальности, но были и государственные заведения: набрали больше студиозов, чем положено. Санкций к штрафникам никаких не применяли, но пригрозили отнять аккредитацию, дающую право вручать выпускникам диплом государственного образца. Тогда шумихи из инцидента никто не делал. «Отказники» прислали нужные рапорты – подозрительно быстро, зато все шито-крыто.

Нарушителей этого года «комплексные плановые мероприятия» тоже не коснулись бы, если не желание Министерства образования и науки ужесточить лицензирование и аккредитацию вузов страны. «Проверке подлежат все без исключения вузы: причем это будет не единичная акция, а последовательная политика», - заявил министр Андрей Фурсенко. Тем самым глава нового ведомства ясно дал понять: намерение властей закрыть значительную часть вузов не миф, а вполне реальная перспектива. Естественный отбор универов и институтов Фурсенко мотивировал очень просто: «В Советском Союзе было около 680 вузов. Сейчас их в пять раз больше. Непонятно, где на такое количество можно набрать квалифицированных преподавателей? За последние 15 лет их больше не стало».

Трехгрошовый диплом

И действительно, не только не стало, но даже заметно поубавилось. При том, что студбилет сейчас способен получить чуть ли не каждый второй выпускник (всего студиозов, по официальным данным, 1,1 млн), учить целую армию вчерашних школяров некому. Педагогов вдвое меньше, чем требуется тем двум тысячам коммерческих и одной тысячи государственных вузов, которые действуют в стране. «Если у вуза пятьдесят филиалов, то у него просто физически не хватит преподавателей на всех – они элементарно не доедут до регионов», - прокомментировала ситуацию заместитель руководителя Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Елена Геворкян. Поэтому некоторые альма-матер вынуждены обходиться малыми силами. Не секрет, что в филиалы призывают в основном аспирантов головных вузов или даже… школьных учителей. А профессора (если таковые в платных заведениях еще имеются) не скрывают, что для них чтение лекций в коммерческих вузах – халтура и не больше. Благо, частники и платят щедро. Мало того, сами ректоры «дочерних» универов и институтов не стесняются жаловаться «в Москву» на столичные вузы: дескать, уводят у них из-под носа квалифицированных преподавателей, а на периферии студиозов заманивают заниженными учебными тарифами.

И что получается. Москвич выкладывает за год образования в головном вузе, скажем, 2 500 долларов, а его коллега из Урюпинска – 300 - 400 баксов. В то время как образование одного студента влетает государству минимум в три тысячи долларов. Спрашивается, как же напитать юношу наукой за гроши, если на рынке образования «питание» это стоит аж целое состояние? Ясный пень, речь идет об элементарной торговле дипломами. Кстати, за негосударственными «вышками» и такой грешок еще водится: они открывают специальности, на которые не нужно тратить шибко много денег. Ректоры-частники – грамотные бизнесмены: как узнают, на что спрос – сразу «в стойку». Нужны юристы – пожал-те юристов, аудиторов – да за ради Христа! Нужных стране технарей практически не готовят, а гуманитариев пекут – отбоя нет. И вот дождались: с дипломированными специалистами явный перехлест, а квалифицированных кадров стране все равно не хватает.

Кстати, по официальным данным, за последнее десятилетие Россия за здорово живешь подарила Западу один триллион рублей… выпускниками ведущих технических вузов. Наши вывезенные «мозги» ежегодно дарят европейцам сумму выше нашего же долга развитым странам. В то время как оставшиеся дома специалисты, как правило, трудятся на чужих хлебах - в основном в малом бизнесе и сервисе.

Академия хитрых наук

Собственно, этот перекос больше всего и пугает власти. В Минобрнауки не на шутку задумались о качестве массового высшего образования. Специалисты справедливо посчитали, что большинство филиалов просто не соответствует предъявляемым к ним требованиям. В первую голову речь идет об изменении правил лицензирования вузов. Если государственным вузам закон предписывает предоставлять в министерство новые образовательные программы, нормативы и бумаги с данными о численности студентов, количестве и ученых степенях преподавателей, то частникам и филиалам он дает ничем не оправданные поблажки. Скажем, коммерческие вузы, оказывается, вовсе не обязаны проводить какие-либо исследования или разрабатывать программы: их епархия – оперативная подготовка специалистов к той или иной профессии. Так черным по белому и написано – «ускоренное приобретение навыков». А то, что спешка нужна только при ловле известно каких зверей, этого законодатели, видимо, не учли.

Не учли еще и другое. Репутацию вузу создает его научная школа, а платные институты и филиалы в подавляющем большинстве не то, что исследовательских лабораторий, собственных диссертационных советов не имеют. Лишь единицы включены в научную деятельность: проводят конференции, семинары, «круглые столы», участвуют в симпозиумах других научных центров и институтов. Остальные просто-напросто выдают дипломы.

Причем воспитанникам частных вузов все время внушают мысль об их исключительности. Мол, и учат-то их принципиально по-новому, прогрессивно, современно и актуально, не то, что в безнадежно консервативных и дряхлых госуниверах. И выпускают столь элитных спецов, что их трудно разыскать где-либо, кроме как в проектах, запущенных самим ректором (как вариант – учредителем) господином Пупкиным. При этом для всяких социоантропологов и прочих ведов вводят виртуальные специальности. Названия кафедр звучат громко, но красивая вывеска ни истинного содержания образования, ни суть будущей специальности не отражает. Солидный «специалист по межкультурной коммуникации» выходит из универа банальным переводчиком, а «специалист по связям с общественностью» - дай Бог, чтобы журналистом пополам с рекламщиком, а то и вовсе, как обозвал его классик современности, «девушкой без определенного вида занятий».

Несовершенство стандартов высшего образования на руку руководству коммерческих вузов: жонглируй предметами, как хочешь. Следуя моде, одни и те же курсы называют то так, то сяк. А бедные студенты гадают: чему же их все-таки учат? То ли истории искусств, то ли культуре стран изучаемого языка, а то и вовсе обычной мировой художественной культуре? А не один ли пес? Как предмет ни назови, суть его не изменится: культурология она и в Международной академии хитрых наук культорология. То же самое касается блока дисциплин по массовой коммуникации, журналистике и СМИ: разница в одном слове, но перезачесть их при переводе из одного вуза в другой нереально.

Эзопов язык

А ведь не исключено, что студенты некоторых вузов из «черного списка» с перезачетом столкнутся уже в мае следующего года. Если, конечно, их вузы к этому сроку не подтвердят право на аккредитацию. Еще летом аттестации лишились девять филиалов вузов. В двух заведениях не аккредитовано по одному факультету, в семи программы обучения аттестованы только на год. Срок аккредитации Международного института гостиничного менеджмента и туризма сократили с пяти до трех лет. Ректору посоветовали убрать из названия вуза слово «международный». А у Волжской государственной педагогической академии отняли статус университета.

Ситуация патовая, но рвать волосы и бежать в другой вуз пока рано. Всем штрафникам, пообещали власти, дадут отсрочку до мая 2005 года. Если до этого времени они не успеют пройти повторную проверку, доброе имя у универов заберут навсегда. И тут уж никуда не денешься: придется переводиться в другие «храмы науки». Впрочем, в случае чего федералы обещают помочь обманутым студиозам: предоставят возможность сдавать экзамены экстерном и подскажут, куда именно. «Черносписники», не волнуйтесь: вы не первые и не последние. В прошлом году Минобраз отозвало лицензию у Воронежского экономико-правового института, но никто из 12 тысяч его подопечных на улице не остался: все перешли к «конкурирующим фирмам». Правда, компенсацию за бесцельно оплаченные годы никто не вернул. Для этого нужно подписать специальный договор с вузом, но до сих пор подобные положения в контракты студента с универом не включались. Жаль, а то бы контрактники поговорили с начальством по-взрослому – в суде.

До суда, правда, пока еще не доходило. Студенты – народ горячий, дабы не вгонять их лишний раз в стресс, чиновники ограничились довольно мягкими мерами в отношении вузов. Расплывчатые выражения вроде «отказ от аттестации» специалисты предлагают читать между строк. Например, университет лишают статуса «международный» только в том случае, если у него пробел с преподавателями дисциплин международной направленности. В аттестации отказывают тем, у кого образовательный ценз преподавателей не соответствует принятым нормам или явно не хватает учебников и технической базы. А то и вовсе отсутствуют справки из СЭС и от пожарников. Отказ же в аттестации конкретной специальности означает только одно – вузовская программа не вписывается в министерские образовательные стандарты. А формулировка «аттестация отложена на год» - по словам специалистов, всего лишь завуалированное предложение приготовиться к проверке, сигнал «вы следующий на очереди». Кому из ректоров-штрафников этот эзопов язык понятен, те успокаивают: «черных списков» никаких нет, проверки плановые, недостатки – вещь поправимая… Да и в самом деле. Чего «караул» кричать, когда проверки действительно плановые – скучные, рутинные, с бумажной волокитой. В другое время на них никто внимания не обратил бы. А тут громкое заявление Фурсенко о масштабном «чёсе», да на фоне министерских пертурбаций, да еще слухами сдобренное. И взорвалось! А по большому счету, кризис этот – как с банками, надуманный – «пфух».

Если чего и бояться, как огня, так это непрофильных специальностей. Инспекция пройдется не только по частникам и филиалам, но и по их «большим братьям». Ревизоры проверят образовательные программы, уровень подготовки преподавателей и успеваемость студентов, а также посчитают учащихся по головам: насколько их число соответствует занимаемым вузом площадям, в том числе и общежитиям. Не исключено, что казенные заведения тоже перетрясут, как старые матрасы. По сведениям федеральной службы, особое внимание инспекторы обратят на юристов и экономистов. «Раньше у нас не было методики оценки качества преподавания экономических и юридических дисциплин, а теперь есть, так что юристов и экономистов в следующем году, возможно, поубавится», - предупреждает Елена Геворкян.

Вот он и повод задуматься: а нужны ли эксперименты с коммерческими вузами и специальностями? Может, не трусить, а попробовать силы в государственный вуз на бюджетное место? Вдруг повезет? Ну, а если уж вы так боитесь конкурса, то вот вам дружеский совет. Соберетесь подавать документы в платный вуз – устройте ему ответный экзамен: потребуйте показать не только лицензию и свидетельство о регистрации, но и договор со студентом. В нем должны быть прописаны гарантии возврата денег при закрытии выбранной вами специальности или обязательство перевести студиоза в другой институт. И еще прогуляйтесь по коридорчику: расписание занятий и внешний вид аудитории скажет вам о выбранном универе больше, нежели его рекламные проспекты. В хорошем вузе жизнь на кафедрах и в аудиториях кипит до самой ночи, а расписание уроков не светится белыми окнами.

P.S. Мы приготовили список неаккредитованных и неаттестованных вузов. Но Министерство образования и науки его отозвало. Надеемся опубликовать перечень «штрафников» в ближайшем номере.

Наталья ЕМЕЛЬЯНОВА


К началу ^

Свежий номер
Свежий номер
Предыдущий номер
Предыдущий номер
Выбрать из архива