Студенческий меридиан
Журнал для честолюбцев
Издается с мая 1924 года

Студенческий меридиан

Найти
Рубрики журнала
40 фактов alma mater vip-лекция абитура адреналин азбука для двоих актуально актуальный разговор акулы бизнеса акция анекдоты афиша беседа с ректором беседы о поэзии благотворительность боди-арт братья по разуму версия вечно молодая античность взгляд в будущее вопрос на засыпку встреча вузы online галерея главная тема год молодежи год семьи гражданская смена гранты дата дебют девушка с обложки день влюбленных диалог поколений для контроля толпы добрые вести естественный отбор живая классика загадка остается загадкой закон о молодежи звезда звезды здоровье идеал инженер года инициатива интернет-бум инфо инфонаука история рока каникулы коллеги компакт-обзор конкурс конспекты контакты креатив криминальные истории ликбез литературная кухня личность личность в истории личный опыт любовь и муза любопытно мастер-класс место встречи многоликая россия мой учитель молодая семья молодая, да ранняя молодежный проект молодой, да ранний молодые, да ранние монолог музей на заметку на заметку абитуриенту на злобу дня нарочно не придумаешь научные сферы наш сериал: за кулисами разведки наша музыка наши публикации наши учителя новости онлайн новости рока новые альбомы новый год НТТМ-2012 обложка общество равных возможностей отстояли москву официально память педотряд перекличка фестивалей письма о главном поп-корнер портрет посвящение в студенты посмотри постер поступок поход в театр поэзия праздник практика практикум пресс-тур приключения проблема прогулки по москве проза психологический практикум публицистика путешествие рассказ рассказики резонанс репортаж рсм-фестиваль с наступающим! салон самоуправление сенсация след в жизни со всего света событие советы первокурснику содержание номера социум социум спешите учиться спорт стань лидером страна читателей страницы жизни стройотряд студотряд судьба театр художника техно традиции тропинка тропинка в прошлое тусовка увлечение уроки выживания фестос фильмоскоп фитнес фотокласс фоторепортаж хранители чарт-топпер что новенького? шаг в будущее экскурс экспедиция эксперимент экспо-наука 2003 экстрим электронная москва электронный мир юбилей юридическая консультация юридический практикум язык нашего единства
От редакции

Выпуском  журнала занимался коллектив журналистов, литераторов, художников, фотографов. Мы готовим рассказ о  коллегах и  об их ярких, заметных публикациях.

А сейчас назову тех, кто оформлял СтМ с 1990-х до 2013-го.

Главный художник Александр Архутик,
мастер компьютерного дизайна Алексей Колганов
и фотограф Игорь Яковлев.

Большая часть обложек и фоторепортажей – творческая работа Игоря Яковлева.

Надеюсь, что нам удастся представить Вам  увлекательную историю создания и деятельности  СтМ.

Юрий Ростовцев, гл. редактор
«Студенческого меридиана», журнала,
которому я с удовольствием служил
с 1977 по 2013 годы.

Наши партнеры










Номер 01, 2012

Владимир Васильев: Я продолжаю жизни бег

Когда появляется возможность рассказать о людях, достигших вершин мастерства в своей профессии, делаешь это с особым уважением и радостью. Владимир Васильев – легенда балета. Его движения в танце, словно живые слепки памяти. Иванушка в «Коньке-горбунке», Базиль в «Дон Кихоте», Спартак в «Спартаке»... Осмысленность в любом жесте, танцевальном па... Его герои и роли всегда имели характер. В киноклубе «Эльдар» состоялся творческий вечер народного артиста СССР Владимира Васильева «Я продолжаю жизни бег», где великий танцор рассказал о своей работе. 

Владимир ВасильевЗнаменитый русский балетмейстер Касьян Голейзовский выделял Васильева из всех танцовщиков, говоря о нем, как о «настоящем гении танца». И он был прав. Глядя на записи отрывков из балетов с участием артиста, зритель не устает кричать «браво!». Как говорит сам Владимир Викторович, ему всегда хотелось поменьше ходить и рассуждать, а больше танцевать.

Почему творческий вечер называется «Я продолжаю жизни бег?». На этот вопрос Васильев ответил собственным стихотворением:

Я – не Петрарка и – не Данте.
Я – не Вергилий, не Бокаччо.
Еще имен с десяток ярких
Добавить можно к ним впридачу.
Но, как они, из века в век,
Гуляли, пили и любили,
Творили глупости порой
(за что, бывало, их и били),
Я продолжаю жизни бег.
Я горд! Я – тоже Человек!

Сказанное в стихах могут отнести к себе все способные, занятые творчеством люди. Мы бежим, бежим, нам кажется, что сделано так мало, а надо сделать еще очень много.

Владимир Васильев заметил, что он – счастливый человек. У него друзья абсолютно разных профессий. Один из них – полюбившийся русскому зрителю своими фильмами знаменитый режиссер Эльдар Рязанов. «Именно благодаря этому человеку мы все находимся в клубе «Эльдар», – добавил герой этого вечера . Оказалось, что Эльдар Александрович в зале, и публика с радостью приветствовала режиссера.

Владимир Васильев показал зрителям фрагменты спектаклей с его участием, комментируя происходящее на экране.

– 1958 год. После училища мы с Катей Максимовой, с которой учились с первого класса, начинаем большую жизнь в статусе артистов кордебалета в Большом театре. По-разному мы шли к положению ведущих артистов. Катюша сразу вырвалась на лидерскую высоту. За год до окончания училища она победила на Всесоюзном конкурсе артистов балета в Москве.

У меня в первые месяцы было по 20 спектаклей. Я был занят в кордебалете во всех операх. Первый старт начался с «Вальпургиевой ночи». Заболел артист, танцевавший партию Пана. Исполнять ее пришлось мне. Я классику тогда терпеть не мог. Мне казалось, что только в характерном танце можно себя показать, в спектаклях, наполненных страстями, а не в постановках с лирическо-романтическими представлениями об этом мире. Последнее было как-то противно моему естеству. Но, когда я станцевал в этом спектакле, оказалось, что это большая удача.

В Большом театре начали ставить «Шопениану». Галина Уланова попросила во втором составе попробовать меня. Мне было 18 лет. Я танцевал с Галиной Сергеевной. Ей было в то время 48. В балете не было никакого сюжета, у юноши, которого я представлял, не было никакой роли. Он просто танцует. По прошествии многих лет, когда мы уже стали большими друзьями с Галиной Улановой, я спросил ее: «Как я там танцевал?». Она ответила: «Как танцевал – не помню. Держал – хорошо!». Операторам удавалось в то время снимать не только партийные делегации, но и на остатках пленки – то, что в это время происходило на сцене. Благодаря этому мы можем сегодня посмотреть кусочек «Шопенианы».

Владимир ВасильевПроходит совсем немного времени. И появляется работа, которая была сделана как будто для меня. На меня в то время не ставили спектаклей. Но я как-то удачно попал: в тот период Родион Щедрин влюбился в Майю Плисецкую и сочинил прелестнейшую музыку к «Коньку-горбунку». Спектакль много десятилетий шел в репертуаре Большого. Я исполнял роль Иванушки, надевал на себя старинный зипун, которому в то время уже было лет 70. Он был для меня удивительной реликвией. А спектакль на несколько лет определил мое дальнейшее продвижение. И решили: появился русский герой, на которого будут ставить балеты.

Потом была центральная партия в балете Сергея Прокофьева «Каменный цветок», роль Фрондосо в балете «Лауренсия», которого я мечтал станцевать. Партию в созданном специально для меня К. Голейзовским «Нарциссе» репетировали ночами. Именно эта роль позволила мне получить Гран-При и золотую медаль на 1-м Международном конкурсе артистов балета в Варне в 1964 году.

Владимир Васильев занимался под руководством педагога-хореографа Алексея Ермолаева, которого считали революционером-разрушителем, хотя он создал много интересного и нового.

– Меня как его ученика стали обвинять  в разрушительстве, что, впрочем, я и делал регулярно во всех своих работах. Алексей Николаевич мне говорил: «Знаешь, то, что было сделано до тебя, уже неинтересно. Потом были такие потрясающие образцы великих танцовщиков... Что-то надо свое делать. Надо пересматривать, идти в ногу со временем». Но считать, что до тебя ничего не было, что мы пришли – и начинается новое время, – глупость, детский сад. Все, что было у меня, только должно укреплять представления об образцах великого прошлого, которым были наполнены мы сами...

Пришедшие в киноклуб «Эльдар» зрители увидели знаменитые кадры из балета «Дон Кихот». При этом великий танцовщик рассказал об одном из курьезов во время исполнения роли Базиля на сцене Кремлевского дворца.

– Произошел казус. Меня снесло в танце. Видите, я ругаюсь на сцене. Это ужасно! Как исправить ошибку? Вот так! Сделать все снова. Публика это оценила!

«Спящая красавица»... Вот мы и переходим к классическим балетам. Никогда не думал, что буду танцевать принца Дезире. Однако уже в третьей редакции Юрия Григоровича, когда перетанцовано было много ролей, мне позволили поучаствовать в этом балете. Тогда дирижировал Евгений Светланов...

Публика увидела еще один забавный эпизод из танцевального опыта Владимира Васильева. Музыка играть уже перестала, а танцор еще продолжал танцевать в кадре.

Владимир Васильев– Балет «Жизель». Это жадность – вовремя не закончил. Очень не люблю, когда танцуют под музыку и идут либо впереди, либо сзади. Задача у нас простая – сделать музыку зримой. Но это возможно, когда все интонации прописаны в партитуре, сыграны артистами оркестра и сливаются в единое целое. Но все-таки что-то в нас сидит. Знаете, бывает, музыка закончилась, а тенор все тянет ноту: «А-а-а!», думая, как хорошо он поет. (Все смеются). Это хороший урок и для меня, и для тех танцоров, которые не знают, сколько они будут делать пируэтов. Будет десять – значит, будет десять. Будет два – значит, будет два.

Одной из удач Владимир Васильев считает исполнение партии Кайса Меджнуна в хореографической поэме Касьяна Голейзовского на музыку Сергея Баласаняна «Лейли и Меджнун». «Действительно, трудно так станцевать. Сейчас смотрю и думаю, что это тот случай, когда молодец все-таки я был», – прокомментировал народный артист СССР.

Девять лет подряд в хореографическом училище «Щелкунчик» был выпускным спектаклем. Студенты в этом спектакле прошли через все роли. Васильев начинал с брата Маши, потом стал Мышью, Крысой, танцевал испанский, русский, китайский танцы. И наконец в 1957 году исполнил роль Принца в этом спектакле с партнершей Екатериной Максимовой. По словам Владимира Викторовича, хореограф Юрий Григорович совершил кардинальный переворот – он отказался от участия в спектакле детей. Танцевали только артисты балета. «Григоровича можно отнести к разряду великих режиссеров балетного театра».

Зрители увидели вариацию из «Щелкунчика» и фрагмент интересного телебалета «Матч», где резкие ритмы – удары ракетками – соседствуют с криками публики, болеющей за теннисистов. В центре внимания – соперничество между мужчиной и женщиной (партии исполнили В. Васильев и Е. Максимова).

Артист считает, что танцорам полезно перенимать что-то хорошее у коллег. В классе у балетмейстера Асафа Мессерера в Большом театре занималось много интересных людей. Герой вечера вспомнил Майю Плисецкую, ее беспредельность в движении, которая рождает линию, уводящую в никуда. Эту новую эстетику привнесла в балет именно Майя Михайловна. А на праздновании своего 80-летия Асаф Михайлович прямо на сцене почти экспромтом как бы передал знаменитый номер «Футболист» Владимиру Васильеву, показав движения лишь один раз.

Танцор рассказал публике и об интереснейших работах, сделанных не в Москве.

– Телефильм-оперу «Травиата» снимал Франко Дзефирелли. Раздается звонок от нашей знакомой из Англии. Вместе с Франко она была в группе учеников Лукино Висконти. Франко говорит ей: «Я сейчас снимаю «Травиату». Мне нужна лучшая балетная пара. Ты мне можешь посоветовать?». Она ему отвечает: «Единственная пара – Катя Максимова и Володя Васильев». Наша английская знакомая сообщила, что позвонят от Дзефирелли, и посоветовала не отказываться от предложения сниматься.

Я говорю Кате: «Там в «Травиате» какой-то маленький кусочек. Что там танцевать? Как-то неудобно. У нас все-таки имена уже есть». Катюша мне сказала тогда очень хорошо: «Тебе предлагается работа с режиссером, которого мы обожаем, когда смотрим его картины. У него всегда все красиво в фильмах. И никогда не бывает отклонений страшных, уродливых. У него все ясно, просто, точно. В конце концов, если не понравится, уедем».

Когда мы приехали, первое, что я увидел, – потрясающие декорации, сделанные по эскизам Дзефирелли. Он сам ходил, что-то приносил, передвигал зеркала, говорил, что надо заменить, – пример настоящего отношения к своей профессии.

Когда мы начали работу, мне показали сразу, что я должен станцевать. Говорю Кате: «Я же тебе говорил, там нечего танцевать». Катя тоже огорчена: «И мне что-то не очень поставили». С Франко было просто, мы – одна команда. Пошли к нему: «Мы, пожалуй, поедем». Он: «А что вам не нравится?». Отвечаю: «Какие-то странные движения, я не понимаю, во имя чего я должен это делать». Он говорит: «Делай сам, ставь, как хочешь». И эпизод был поставлен за два дня.

Нас пугали перед отъездом к Дзефирелли: у нас можно снимать несколько дублей, а за рубежом надо попасть в точку – с первого. После первого дубля Франко говорит: «Ну, все в порядке, снято, все хорошо». Я ему: «У меня не получается, давайте еще раз». Подошел к Франко, спросил, сколько мы можем дублей снимать. Он ответил: «Вот когда ты скажешь, тогда и закончим». Это в памяти осталось на долгие годы – добиваться совершенства. Потом оказалось, что снимали шестью камерами, сделали около десяти дублей.

Я не ожидал такого успеха. Когда мы были в Париже, уже прошла премьера фильма. Мы его еще не видели, зашли в кинотеатр. И вдруг после нашего танцевального отрывка в темном зале раздались бешеные аплодисменты. Я тогда подумал: «Молодец Катя, что уговорила меня поехать работать!»...

И еще одна захватывающая история от Владимира Васильева:

– Мне было около 49 лет. Поступило предложение из «Арена ди Верона» станцевать балет «Грек Зорба». Я понимал, что не так уж и плоха идея, годы вполне сходятся с годами моего героя. Да, это балет. Но не обязательно все время вертеться и прыгать, можно и по-другому станцевать. Я согласился. Композитор – Микис Теодоракис, постановщик – Лорка Мясин, сын знаменитого Лорки Мясина, работавшего балетмейстером у Сергея Дягилева. После генеральной репетиции у Кати было какое-то замешательство: «Не знаю, не знаю». Я думал: «Столько сил положено и – никак?».

На спектакле произошло чудо. Думаю, что площадка, огромная арена, звезды, луна, огромное количество народу, огромный оркестр, «Сиртаки» в конце и сам Микис Теодоракис за пультом – все это решило многое. Но, если говорить об успехе личном, подобное я испытывал только в Буэнос-Айресе. В Италии я после спектакля выхожу на площадь, там полно ресторанчиков. И вдруг вся эта площадь поднимается и приветствует: «Зорба!». Это все мне? И начинают аплодировать. Успех был таким, что спектакль мы не раз повторили. 

Публику порадовал и гость вечера – бард Сергей Никитин. Он исполнил новое произведение на стихи Арсения Тарковского и передал совместное музыкальное поздравление от их общего друга Валентина Гафта «Все начиналось с фуэте...».

Зрителям посчастливилось увидеть кадры из фильма «Фуэте», телебалета «Дом у дороги», поставленный Владимиром Васильевым на музыку А. Пьяццоллы номер «Фрагменты одной биографии» в театре «Колон» в Буэнос-Айресе. Там пять пар исполняли пять сюжетов из истории одной человеческой жизни. «У Кати очень болели ноги тогда, все пальцы были стерты. Но мы должны были сделать это срочно. И она станцевала», – прокомментировал Владимир Викторович.

Что тут сказать? На экране точеная фигурка балерины с выразительнейшими глазами отточенными и одновременно мягкими движениями танцевала свою историю под хрустальную музыку. «Браво!» – только и могли восклицать зрители на творческом вечере.

Здесь случилась не одна премьера. Вот что рассказал великий танцовщик:

– Когда отмечали мое 70-летие, прошел всего год после Катиного ухода из жизни. На одном из концертов я услышал любимую пианистку, которая играла Балладу №1 Шопена. Подумал, что на этом вечере мне надо что-то сделать в память Кати. И я попросил Екатерину Мечетину помочь мне. В Большом театре увидел молодую балерину, она почему-то напомнила начало нашей с Катей работы. Педагог мне сказал: «Это Даша Хохлова, ей 17-ти лет нет». Я подумал: «Когда я танцевал с Галиной Улановой, мне было 18 лет». Сейчас я вам покажу не номер, я только наметку. А вы сами все поймете.

И Владимир Викторович вместе с Дарьей Хохловой станцевал хореографическую миниатюру «Баллада» на музыку Шопена (хореограф-постановщик – Владимир Васильев, музыкальное сопровождение – Екатерина Мечетина). После окончания номера аплодисменты не прекращались более 5 минут.

А вторая премьера – прозвучавшая на вечере песня Инны Николаевой на стихи Владимира Васильева в исполнении Насти Чистяковой. Вот эти стихи:

Чистота, тишина и покой.

Только изредка в этом молчанье
Раздается над сонной рекой
Одинокой гитары бренчанье.

Непонятно, зачем и о чем
Так печалятся нежные руки.
Может, письма любовные кто-то прочел,
И они выливаются в звуки?

В них тоскует, и плачет, и стонет душа,
О потерянном счастье мечтая,
Чьи-то пальцы касаются струн, не спеша,
И аккорды любви подбирают...

Чистота, тишина и покой,
Но тревожно над сонной рекой.
Может, этой весной
Хоть на время тревога растает.

В конце творческого вечера Владимир Васильев представил свою книгу «Картинки моей памяти». Иллюстрациями к изданию стали потрясающе написанные им пейзажи. В книге собраны отрывки из его биографии, воспоминания, фотографии, стихи. Рядом с одним из весенних пейзажей можно прочесть следующие строки:

Река на солнце блестками играет.
Журчат ручьи тихоньким шепотком.
И зелень кружевом природу одевает.
И воздух соткан птичьим говорком.

Весна, как первое прикосновенье
Любимой девушки и сладостной мечты.
И взгляд, который на меня бросаешь ты,
Наполнен трепетным волненьем.
И нет мне удовлетворенья
От этой нежной красоты.

Невероятно, когда перед глазами читателя с новой стороны открывается мир знаменитого танцора – гармоничный, вдохновенный и яркий...

Александра РАКОВА

 


К началу ^

Свежий номер
Свежий номер
Предыдущий номер
Предыдущий номер
Выбрать из архива