Студенческий меридиан
Журнал для честолюбцев
Издается с мая 1924 года

Студенческий меридиан

Найти
Рубрики журнала
40 фактов alma mater vip-лекция абитура адреналин азбука для двоих актуально актуальный разговор акулы бизнеса акция анекдоты афиша беседа с ректором беседы о поэзии благотворительность боди-арт братья по разуму версия вечно молодая античность взгляд в будущее вопрос на засыпку встреча вузы online галерея главная тема год молодежи год семьи гражданская смена гранты дата дебют девушка с обложки день влюбленных диалог поколений для контроля толпы добрые вести естественный отбор живая классика загадка остается загадкой закон о молодежи звезда звезды здоровье идеал инженер года инициатива интернет-бум инфо инфонаука история рока каникулы коллеги компакт-обзор конкурс конспекты контакты креатив криминальные истории ликбез литературная кухня личность личность в истории личный опыт любовь и муза любопытно мастер-класс место встречи многоликая россия мой учитель молодая семья молодая, да ранняя молодежный проект молодой, да ранний молодые, да ранние монолог музей на заметку на заметку абитуриенту на злобу дня нарочно не придумаешь научные сферы наш сериал: за кулисами разведки наша музыка наши публикации наши учителя новости онлайн новости рока новые альбомы новый год НТТМ-2012 обложка общество равных возможностей отстояли москву официально память педотряд перекличка фестивалей письма о главном поп-корнер портрет посвящение в студенты посмотри постер поступок поход в театр поэзия праздник практика практикум пресс-тур приключения проблема прогулки по москве проза профи психологический практикум публицистика путешествие рассказ рассказики резонанс репортаж рсм-фестиваль с наступающим! салон самоуправление сенсация след в жизни со всего света событие советы первокурснику содержание номера социум социум спешите учиться спорт стань лидером страна читателей страницы жизни стройотряд студотряд судьба театр художника техно традиции тропинка тропинка в прошлое тусовка увлечение уроки выживания фестос фильмоскоп фитнес фотокласс фоторепортаж хранители чарт-топпер что новенького? шаг в будущее экскурс экспедиция эксперимент экспо-наука 2003 экстрим электронная москва электронный мир юридическая консультация юридический практикум язык нашего единства
От редакции

Выпуском  журнала занимался коллектив журналистов, литераторов, художников, фотографов. Мы готовим рассказ о  коллегах и  об их ярких, заметных публикациях.

А сейчас назову тех, кто оформлял СтМ с 1990-х до 2013-го.

Главный художник Александр Архутик,
мастер компьютерного дизайна Алексей Колганов
и фотограф Игорь Яковлев.

Большая часть обложек и фоторепортажей – творческая работа Игоря Яковлева.

Надеюсь, что нам удастся представить Вам  увлекательную историю создания и деятельности  СтМ.

Юрий Ростовцев, гл. редактор
«Студенческого меридиана», журнала,
которому я с удовольствием служил
с 1977 по 2013 годы.

Наши партнеры










Номер 04, 2012

Эдуард Серов: Под строгой рукой дирижера

Столица – большая, открытая талантам концертная сцена. В лучших залах выступают только звезды. Недавно в Концертном зале им. П.И. Чайковского публика наслаждалась звучанием Волгоградского академического симфонического оркестра во главе с Эдуардом Серовым. Маститый коллектив исполняет музыку вместе с молодым поколением артистов. Московский концерт – часть турне по двум столицам – был насыщен русской и зарубежной классической музыкой. В компании знаменитого оркестра блеснули Александр Лубянцев и Владимир Королевский.

Эдуард Серов
Эдуард Серов
Эдуард Серов
Владимир Королевский
Александр Лубянцев

В программе вечера звучали произведения Глинки, Чайковского, Сен-Санса. Публика – сплошь поклонники, следящие за творческой судьбой коллектива со дня его основания. В предвкушении концерта зрители обсуждали программу и с удовольствием вспоминали записи оркестра. В его репертуаре – более 1000 сочинений русской и зарубежной классики, произведения современных авторов, музыка волгоградских композиторов.

Жанровый и стилистический диапазон – от сочинений Баха и Моцарта до Мессиана, Уэббера, Веберна. «Реквием» и симфонию №7 (посвящена Э. Серову) Тищенко, некоторые сочинения Сигмейстера, Вернера, Фалика, Дебюсси оркестр исполнил в России впервые. Под управлением Э.А. Серова музыканты записали 4, 5, 6 симфонии и балетные сюиты Чайковского, музыку Глинки, Римского-Корсакова, Лядова, Мусоргского, Дебюсси, Равеля, Пуленка.

Концерт в Москве был приурочен к двойному юбилею – 75-летию Волгоградской областной филармонии и 25-летию Волгоградского академического симфонического оркестра. Коллектив появился на свет в 1987 году. Организатором его стал главный дирижер и художественный руководитель оркестра – заслуженный деятель искусств РСФСР, народный артист РФ Эдуард Серов. Он в свое время работал с симфоническим оркестром Ленинградской филармонии, Ленинградским камерным оркестром старинной и современной музыки, симфоническими оркестрами Оденсе, Саратовской филармонии, Ульяновской филармонии.

Э.А. Серов – музыкант старейшей дирижерской школы. Он окончил Киевскую консерваторию по классу оперно-симфонического дирижирования у Михаила Канерштейна и аспирантуру Ленинградской консерватории (дирижирование – Евгений Мравинский, композиция – Вадим Салманов). Карьеру симфонического дирижера Серов начал в 22 года. Признание пришло после получения третьей премии на первом Международном конкурсе дирижеров Фонда Герберта фон Караяна в Западном Берлине.

С момента создания Волгоградского академического симфонического оркестра начался новый этап в культурной жизни Волгограда. Э.А. Серов известен как музыкант с высочайшим творческим авторитетом, большим художественным потенциалом, заинтересованный в развитии музыкальной жизни города. По его инициативе и при участии музыканта в Волгограде появились Государственный институт искусств и культуры и Муниципальный институт искусств им. П.А. Серебрякова. Дирижер преподавал в обоих вузах, а сейчас является профессором кафедры инструментального исполнительства ВГИИКа.

Эдуард Афанасьевич организовал множество музыкальных фестивалей. В мире он известен как один из лучших интерпретаторов произведений Нильсена, Нерхольма, Сибелиуса. Критики отмечают великолепное чувство стиля дирижера. Э.А. Серов – автор множества российских премьер сочинений западных композиторов, а также первый исполнитель 70 новых партитур отечественных и зарубежных мастеров. К числу достижений дирижера относятся концертные циклы «Бетховен и Чайковский», «Римский-Корсаков, его друзья, ученики и современники», «От Моцарта до Мессиана – музыка трех столетий», «Музыкальные путешествия по странам мира», «Пушкин и музыка».

Сейчас его родной коллектив объединяет представителей московской, питерской, нижегородской и саратовской исполнительских школ. Много опытных, в том числе – заслуженных артистов России и совсем молодых музыкантов. В сезон коллектив дает 60–80 концертов, абонементных циклов, специальных программ.

Гастроли Волгоградского академического симфонического оркестра начались в 1990 году. Коллектив покорил не только публику России, но и зрителей Скандинавии, Европы, США, исполнял музыку на Международном фестивале «Романтическая музыка в Саас-Фе» в Швейцарии, фестивале «Музыкальное лето в Баден-Бадене» (Германия), «Музыка - за мир» (Франция), фестивале имени С. Рахманинова (Россия, Тамбов), «Рождественских фестивалях» (Италия, Испания). С оркестром выступали Елена Образцова, дирижеры Фуат Мансуров, Сергей Скрипка, Евгений Самойлов, пианисты Николай Петров, Денис Мацуев, Алексей Наседкин, Наум Штаркман, Алексей Скавронский, Элиан Родригес, музыканты Олег Янченко, Евгения Лисицына, Рубин Абдуллин, Наталия Гуреева – орган, Виктор Пикайзен, Ирина Бочкова – скрипка, виолончелист Игорь Гаврыш, Александр Корнеев (флейта). В процессе многолетней работы оркестр накопил мастерство, выработал неповторимый творческий облик.

Кроме того, коллектив – инициатор и соучредитель Международного юношеского конкурса «Симфония» и Международного конкурса молодых пианистов им. П.А. Серебрякова, учредитель ежегодной благотворительной программы творческой поддержки юных солистов Волгограда и области «Цветы музыки». Под эгидой оркестра проводится конкурс молодых музыкантов области. При творческом содействии симфонического оркестра и Э.А. Серова основали Волгоградскую оперную антрепризу.

Постоянная репетиционная и концертная площадка коллектива – Волгоградский Центральный концертный зал (Волгоградская областная филармония), находящийся в здании нового Речного вокзала. Здесь, на берегу Волги, выступают ведущие музыкальные коллективы и солисты мира, проходит международный фестиваль «Джазовое рукопожатие». Интересно, что в филармонии есть свой концертный орган «Ригер Клосс» opus 3561, крестный отец которого – музыкант Гарри Гродберг.

Кстати, в московском концерте Волгоградского академического симфонического оркестра принял участие молодой солист, выпускник МГК им П.И. Чайковского, лауреат международных конкурсов, органист Владимир Королевский. Именно он – штатный органист и один из теперешних хранителей органа в Волгоградской областной филармонии. Сен-Санс был представлен в концерте Симфонией № 3 с органом. Это даже что-то фантастичное, музыка рисовала невероятные образы, картины...

Исполнение увертюры к опере «Руслан и Людмила» Глинки оказалось настолько патетическим, что порадовало публику до слез. Традиционное пушкинское торжество светлых сил отразили струнные. Оркестр мгновенно повиновался строгой руке дирижера. Чувствовалась школа Евгения Мравинского. Э.А. Серов вел свой симфонический коллектив внешне очень спокойно. Но звуки, шедшие из-под смычков музыкантов, иллюстрировали его эмоции.

Эдуард Серов
Эдуард Серов

В концерте № 1 для фортепиано с оркестром Чайковского солировал Александр Лубянцев. Играл потрясающе. Перед зрителями – молодой человек. Но звук рояля под его руками – чистый, светлый и взрослый по-настоящему. Пианист не рисовался, не позировал в своей интерпретации перед публикой, не боялся долгих пауз покоя между кульминациями и бурными всплесками – признак настоящего мастера. Его темп – абсолютно индивидуальный, душевный ритм – свой. Чувствовался внутренний стержень. Ясно, что выстроена своя стратегия, и эмоциональный опыт не пропал незамеченным. Пианист вел за собой зал. Конечно, публика его не отпускала. И молодой артист сыграл несколько бисов, начав с одного из «Ноктюрнов» Шопена.

Александр Лубянцев родился в 1986 году. Живет в Санкт-Петербурге. В 2004–2006 годах был студентом Высшей Школы Музыки в Любеке, в 2006–2008 – Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова (класс Нины Серегиной). Но однажды музыкант увидел своего нынешнего педагога профессора Петрозаводской государственной консерватории им. А.К. Глазунова Виктора Портного и понял, что этот человек ему интересен. Сейчас Александр учится у Портного, там же мечтает закончить аспирантуру.

А. Лубянцев – лауреат Международного конкурса им. П. И. Чайковского в Москве (III премия и Бронзовая медаль в 2007 году, Премия критики в 2011-м), Международного конкурса пианистов в Рузе (I премия – 2007 год), II Международного виртуального конкурса Golden Trophy (Золотой диплом – 2008 год, Нью-Йорк), стипендиат Санкт-Петербургского Дома музыки (2007 год), награжден сертификатом Европейской ассоциации музыкальных конкурсов (EMCY) и орденом «Прометей». С 2007 года – участник концертов Санкт-Петербургского Дома музыки, выступал с концертами в Бразилии, Японии, Норвегии, Эстонии, Беларуси, Чехии.

Для хорошего настроения пианист любит посмотреть что-нибудь веселое, не равнодушен к композициям группы «Jamiroquai», интересуется творчеством британских писателей, сочиняет музыку.

В его семье все занимаются музыкой: и родители, и сестры. Мама – пианистка. Папа – директор музыкальной школы, по образованию дирижер-хоровик, баянист, аккордеонист. Интересная подробность из жизни пианиста: в детстве он пропадал во дворах, школьную программу сдал экстерном. О своей игре говорит, что для пианиста идея в том, чтобы в происходящем был смысл. Старается всегда передать какую-то информацию и при этом от игры получает удовольствие!

Конкурсы для Александра – возможность познакомиться и пообщаться с молодыми музыкантами. К тому же всегда есть оценка. По его мнению, хорошие ангажементы – единственный нормальный способ существования артиста. Сейчас у пианиста много приглашений. Занятость беспредельная.

После его выступления, зайдя за сцену, я спросила:

– Александр, в чем для вас как для музыканта счастье?

– В возможности сказать что-нибудь важное своей музыкой людям.

– От чего, по-вашему, зависит успех молодого музыканта в непростом современном мире?

– От того, как он себя ведет, и от везения. И еще все-таки надо играть хорошо!

– Что за произведение вы исполнили последним на бис?

– «Наваждение» Прокофьева.

– Вы бы хотели что-то передать молодым музыкантам, студентам, которые начинают свой путь в музыке?

– Пожелал бы им все делать с удовольствием, заниматься с удовольствием, радоваться всему, что есть, и всегда знать, что все к лучшему!

Александра РАКОВА

 


К началу ^

Свежий номер
Свежий номер
Предыдущий номер
Предыдущий номер
Выбрать из архива