Студенческий меридиан
Журнал для честолюбцев
Издается с мая 1924 года

Студенческий меридиан

Найти
Рубрики журнала
40 фактов alma mater vip-лекция абитура адреналин азбука для двоих актуально актуальный разговор акулы бизнеса акция анекдоты афиша беседа с ректором беседы о поэзии благотворительность боди-арт братья по разуму версия вечно молодая античность взгляд в будущее вопрос на засыпку встреча вузы online галерея главная тема год молодежи год семьи гражданская смена гранты дата дебют девушка с обложки день влюбленных диалог поколений для контроля толпы добрые вести естественный отбор живая классика загадка остается загадкой закон о молодежи звезда звезды здоровье идеал инженер года инициатива интернет-бум инфо инфонаука история рока каникулы коллеги компакт-обзор конкурс конспекты контакты креатив криминальные истории ликбез литературная кухня личность личность в истории личный опыт любовь и муза любопытно мастер-класс место встречи многоликая россия мой учитель молодая семья молодая, да ранняя молодежный проект молодой, да ранний молодые, да ранние монолог музей на заметку на заметку абитуриенту на злобу дня нарочно не придумаешь научные сферы наш сериал: за кулисами разведки наша музыка наши публикации наши учителя новости онлайн новости рока новые альбомы новый год НТТМ-2012 обложка общество равных возможностей отстояли москву официально память педотряд перекличка фестивалей письма о главном поп-корнер портрет посвящение в студенты посмотри постер поступок поход в театр поэзия праздник практика практикум пресс-тур приключения проблема прогулки по москве проза профи психологический практикум публицистика путешествие рассказ рассказики резонанс репортаж рсм-фестиваль с наступающим! салон самоуправление сенсация след в жизни со всего света событие советы первокурснику содержание номера социум спешите учиться спорт стань лидером страна читателей страницы жизни стройотряд студотряд судьба театр художника техно традиции тропинка тропинка в прошлое тусовка увлечение уроки выживания фестос фильмоскоп фитнес фотокласс фоторепортаж хранители чарт-топпер что новенького? шаг в будущее экскурс экспедиция эксперимент экспо-наука 2003 экстрим электронная москва электронный мир юбилей юридическая консультация юридический практикум язык нашего единства
От редакции

Выпуском  журнала занимался коллектив журналистов, литераторов, художников, фотографов. Мы готовим рассказ о  коллегах и  об их ярких, заметных публикациях.

А сейчас назову тех, кто оформлял СтМ с 1990-х до 2013-го.

Главный художник Александр Архутик,
мастер компьютерного дизайна Алексей Колганов
и фотограф Игорь Яковлев.

Большая часть обложек и фоторепортажей – творческая работа Игоря Яковлева.

Надеюсь, что нам удастся представить Вам  увлекательную историю создания и деятельности  СтМ.

Юрий Ростовцев, гл. редактор
«Студенческого меридиана», журнала,
которому я с удовольствием служил
с 1977 по 2013 годы.

Наши партнеры










Номер 05, 2012

Настраивай себя на креатив

Вы уверены, что из вас никогда не получится Стив Джобс? Не унывайте: миф об особом «творческом складе ума» – это только миф, уверяет Джона Лерер, американский научный публицист. Данный материал представляет собой переработанные отрывки из его новой книги «Представь себе: как устроена креативность».

«Креативность – не наследственная черта, заложенная в наших генах, и не божественный дар, преподнесенный ангелами. Креативность – это умение. Любой человек может научиться мыслить творчески и усовершенствовать это свое умение», – уверяет автор, опираясь, по его словам, на новейшие исследования ученых.

Вот «10 рецептов креативности на скорую руку», как именует их Лерер:

1. Перекрасьте стены. Недавно ученые путем эксперимента обнаружили: в комнате с голубыми стенами подопытные решали вдвое больше задачек на смекалку, чем в другой обстановке. «Голубой цвет стимулирует ассоциативное мышление и действует успокаивающе», – поясняет Лерер. А вот аналитические задачи лучше решать в красной комнате, поскольку красный цвет стимулирует бдительность и внимание.

2. Клюйте носом. Вот данные исследования, опубликованные в феврале: «совы», которых заставляли решать головоломки рано утром, справлялись с ними гораздо лучше, чем в более благоприятное для себя время суток.

3. Не бойтесь грезить с открытыми глазами: как показали тесты, мечтательные люди более креативны.

4. Мысленно вернитесь в детство: испытуемые, которым предложили вообразить себя семилетними детьми, гораздо лучше справились с тестами на дивергентное мышление – например, с заданием придумать способы использования автопокрышки.

5. Смейтесь вслух: после просмотра выступления комика испытуемые решали больше задач на смекалку (а именно – на 20% больше).

6. «Пусть мысли унесут вас в далекие края». Исследователи из Индианы обнаружили: если испытуемым сказать, что задача сочинена в Греции или Калифорнии, они справятся с ней намного лучше, чем в случае, если им говорили, что задачу придумали прямо здесь в лаборатории.

7. Правильно выбирайте выражения. «Один из способов улучшить способность решать задачи – излагать условия задачи другими словами. Когда употребляются конкретные глаголы с узким значением, люди мыслят узко. Наоборот, употребление глаголов с широкими значениями – «перемещаться» вместо «ехать» – может значительно повысить количество решенных задач», – говорится в статье.

8. Не работайте в комнатах-клетушках. Исследователи обнаружили: результаты стандартного теста на креативность гораздо лучше, когда испытуемый сидит не в офисной кабинке площадью пять квадратных футов, а снаружи нее. «Возможно, на мышление подсознательно действовала метафора, заложенная во фразеологизме thinking outside the box («нестандартное мышление»).

9. Посмотрите мир: «Ученый Адам Галинский заключил, что студенты, которым доводилось жить за границей, гораздо чаще справляются с классической задачей на смекалку».

10. Переезжайте в мегаполис. «Физики из Института Санта-Фе обнаружили: переезд из маленького города в город вдвое больше побуждает изобретателей патентовать в среднем на 15% больше изобретений».

Лерер также приводит пример практической задачи, которая была решена как бы по наитию. В 1974 году инженер Артур Фрай ознакомился с новым изобретением Шелдона Силвера – клеем чрезвычайно слабого действия. Можно ли придумать этому клею полезное применение? Все недоумевали.

Фрай пел в церковном хоре и обычно вкладывал в молитвенник бумажки вместо закладок. Но бумажки часто вываливались, и Фраю приходилось спешно листать книгу в поисках нужного гимна. И вот однажды его осенило: бумажка, намазанная слабым клеем, станет многоразовой закладкой! «В итоге это откровение под куполом церкви породило один из самых популярных офисных канцтоваров – липкую бумагу для заметок», – поясняет автор.

Современные ученые также выяснили, какие отделы мозга срабатывают при решении задач на смекалку: «За несколько секунд до озарения резко оживляется верхняя предшествующая извилина височной доли, заведующая объединением мало связанной между собой информации».

Как упоминается выше, ученые выявили, что некоторые факторы повышают частоту озарений – «Люди более восприимчивы к ответам, исходящим из вышеуказанного отдела мозга». Что же это за факторы? Например, просмотр юмористических роликов или алкоголь (согласно свежему исследованию ученых Иллинойского университета). И юмор, и спиртное побуждают нас расслабиться, а в расслабленном состоянии человек восприимчивее к игре произвольных ассоциаций, которые подсказывают ответ на трудные задачки. Кстати, именно поэтому Архимеда гениальная идея осенила в ванне, а физик Ричард Фейнман занимался вычислениями, сидя в стрип-клубе. «Креативность – полезный осадок от времени, потраченного впустую», – говорил Эйнштейн.

Но Лерер тут же предостерегает: иногда требуется креативность другого типа, когда успех достигается потом и кровью, когда нужно перебрать массу вариантов, пока не доберешься до удачного. «Все великие художники и мыслители – великие труженики», – писал Ницше.

Но как установить, какой тип креативности требуется от тебя в данном конкретном случае? Что лучше поможет решить задачу – кружка пива или бессонная ночь на работе? Лерер уверен, что человеческий разум от природы способен сам выбирать нужный тип творческой работы.

Также важно помнить: креативность нуждается в сырье. «Очень ценно увеличить объем и разнообразие информации, с которой вы соприкасаетесь», – советует автор. Он ссылается на Стива Джобса: «Креативность – это лишь умение скомбинировать разные вещи». С этим граничит секрет, который является ключом к творческому мышлению, – «умение взглянуть на проблему глазами новичка, отбросить все предвзятые мысли, не бояться потерпеть неудачу».

 


К началу ^

Свежий номер
Свежий номер
Предыдущий номер
Предыдущий номер
Выбрать из архива