Студенческий меридиан
Журнал для честолюбцев
Издается с мая 1924 года

Студенческий меридиан

Найти
Рубрики журнала
40 фактов alma mater vip-лекция абитура адреналин азбука для двоих актуально актуальный разговор акулы бизнеса акция анекдоты афиша беседа с ректором беседы о поэзии благотворительность боди-арт братья по разуму версия вечно молодая античность взгляд в будущее вопрос на засыпку встреча вузы online галерея главная тема год молодежи год семьи гражданская смена гранты дата дебют девушка с обложки день влюбленных диалог поколений для контроля толпы добрые вести естественный отбор живая классика загадка остается загадкой закон о молодежи звезда звезды здоровье идеал инженер года инициатива интернет-бум инфо инфонаука история рока каникулы коллеги компакт-обзор конкурс конспекты контакты креатив криминальные истории ликбез литературная кухня личность личность в истории личный опыт любовь и муза мастер-класс место встречи многоликая россия мой учитель молодая семья молодая, да ранняя молодежный проект молодой, да ранний молодые, да ранние монолог музей на заметку на заметку абитуриенту на злобу дня нарочно не придумаешь научные сферы наш сериал: за кулисами разведки наша музыка наши публикации наши учителя новости онлайн новости рока новые альбомы новый год НТТМ-2012 обложка общество равных возможностей отстояли москву официально память педотряд перекличка фестивалей письма о главном поп-корнер портрет посвящение в студенты посмотри постер поступок поход в театр поэзия праздник практика практикум пресс-тур приключения проблема прогулки по москве проза профи психологический практикум публицистика путешествие рассказ рассказики резонанс репортаж рсм-фестиваль с наступающим! салон самоуправление сенсация след в жизни со всего света событие советы первокурснику содержание номера социум социум спешите учиться спорт стань лидером страна читателей страницы жизни стройотряд студотряд судьба театр художника техно традиции тропинка тропинка в прошлое тусовка увлечение уроки выживания фестос фильмоскоп фитнес фотокласс фоторепортаж хранители чарт-топпер что новенького? шаг в будущее экскурс экспедиция эксперимент экспо-наука 2003 экстрим электронная москва электронный мир юбилей юридическая консультация юридический практикум язык нашего единства
От редакции

Выпуском  журнала занимался коллектив журналистов, литераторов, художников, фотографов. Мы готовим рассказ о  коллегах и  об их ярких, заметных публикациях.

А сейчас назову тех, кто оформлял СтМ с 1990-х до 2013-го.

Главный художник Александр Архутик,
мастер компьютерного дизайна Алексей Колганов
и фотограф Игорь Яковлев.

Большая часть обложек и фоторепортажей – творческая работа Игоря Яковлева.

Надеюсь, что нам удастся представить Вам  увлекательную историю создания и деятельности  СтМ.

Юрий Ростовцев, гл. редактор
«Студенческого меридиана», журнала,
которому я с удовольствием служил
с 1977 по 2013 годы.

Наши партнеры










Номер 05, 2012

Детство богов

«Долгое время никто не знал о происхождении богов, их форм, их природы, и вообще – существовали ли они. Это стало известно всего лишь вчера. Гомер и Гесиод жили на четыреста лет раньше меня. Но именно они первыми [...] назвали имена богов, описали их культ, указали их функции и обрисовали их лица.» В V веке до н. э. Геродот в своей «Истории» проводит расследование по поводу происхождения богов, среди которых он живет. Его интересует та семья, что так живо описана в «Илиаде» и «Одиссее», а потом в «Теогонии» Гесиода. Через два с половиной тысячелетия боги Геродота мертвы, как и он сам, но следствие продолжается.

С момента рождения исторической науки и сравнительной мифологии в XIX веке многие ученые пытались воссоздать этот пантеон, который словно возник ниоткуда в произведениях Гомера, вроде Афины, извлекшей целую армию из головы Зевса. Они пытались найти родственные связи греческих богов с другими средиземноморскими божествами, отыскать, к примеру, киприотское происхождение Афродиты и найти под поэтической поверхностью мифов их исторический субстрат...

Любопытен случай Дионисия. Долгое время историки античности считали, что из-за своего внешне анархического характера, его связи с одержимостью, он не мог иметь греческого происхождения. К тому же Гомер и другие мифографы приводили его из Фракии, а Геродот – из Египта. Ученые были убеждены, что так они указывали на «историческое» прибытие чужеземного бога в пантеон. Аполлон, напротив, по своему солнечному характеру, разумности, приверженности к порядку и вкусу к искусствам был идеальным греком...

В 1952 году – неожиданность. Британцам Майклу Вентрису и Джону Чедвику удалось расшифровать линейное письмо В – таинственное письмо микенской цивилизации, предшествовавшей греческой. На некоторых табличках, составленных за четыреста лет до Гомера и выявленных как в континентальной Греции, так и на Крите, они прочли наряду с неведомыми божествами имена большинства греческих богов: Зевса, Посейдона (главы микенского пантеона), Геры, Гермеса, Афины и даже «восточного» Диониса! Но не было Аполлона, которому пришлось расстаться с претензиями на грека из греков. Не было и Афродиты... Это доказывало, что боги еще до Гомера были долгожителями.

Ибо, если историческая Греция, Греция городов возвысилась только в VIII веке до н. э., весь регион вокруг Эгейского моря, перекресток средиземноморских, анатолийских, ближневосточных влияний уже славился богатыми религиозными традициями. Ведь только в конце III тысячелетия до н. э. сюда пришли эллины, индоевропейские мигранты из района Черного моря, которые, вероятно, принесли свои традиции и верования степных кочевников. За их лошадьми галопом несся бог и не из самых маленьких: сам Зевс, яростный повелитель грома и молний, чье имя, означавшее «блистать», обнаруживается в имени «Дьяус-питар», которое упоминается в ведийской литературе, а также угадывается в римском Юпитере или германском Тире.

Юный бог Зевс-Велканос

Вероятно, первая встреча произошла с божествами доэллинских популяций, живших в регионе уже тысячелетия, над которыми доминировала великая богиня плодородия, как и у анатолийских божеств. Скорее всего, в тот же период в этой аграрной культуре появляются две темы. Первая учитывает вопросы людей о смерти и загробном мире, родившиеся из наблюдений над возобновлением растений: речь идет о «паре» богинь, матери и дочери, которые обнаруживаются в классической Греции с Деметрой и Персефоной или с Лето и ее дочерью Артемидой. Вторая тема касается бога-ребенка, чья короткая и трудная жизнь заканчивается смертью и воскрешением, предвестника Адониса.

Но археологические данные столь неточны, что гипотезы по поводу этого периода стоит принимать с большой осторожностью. Каковы имена богов, каковы видения мира, в каких религиозных формах они выражены, когда ходили в этом уже достаточно открытом средиземноморском мире? Эти вопросы далеки от разрешения.

Крит не затронут этими эллинскими нашествиями. На этом острове, удачно расположенном между Европой, Азией и Ближним Востоком, в великих дворцах Кносса и Феста развивается цивилизация исключительной утонченности и сияния (примерно 2000 лет назад). В этой цивилизации  угадывается влияние культа богини-женщины, которую изображают либо со змеями, животными хтонического ряда (символизирующими могущество Земли и плодородие), либо с птицами, когда ей поклоняются на вершинах гор. Но крайне трудно определить, идет ли речь о разных ипостасях великой богини или мы имеем дело с подлинным политеизмом. Была ли она прототипом будущих греческих богинь? Боги-мужчины не столь представительны, хотя имеется и юный Зевс-Волканос. От этого критского периода сохранилось несколько имен: Гера (Дама), а также Минос и Радамант – пара судей греческого ада.

Известные таблички относятся к следующему периоду, который можно назвать крито-микенским. Обнародованное в два года назад открытие самых древних глиняных табличек (датируются 1450–1350 гг. до н. э.) на 150 лет отодвигает появление письменности не только в Греции, но и в Европе. Оно не может помочь в познании микенской религии, поскольку это обычный административный документ, как и тысячи дошедших до нас табличек. Но некоторые из них имеют отношение к культам, открывая нам бывших в расцвете сил богов: Посейдона с эпитетом «Сотрясатель морей», Зевса, указываемого вместе с его женским двойником Дивией и неким Диримийо, Геры, Ареса, Дионисия, Артемиды, Афины. Но мы почти ничего не знаем об их личностях, мифах, связанных с ними, а если заглянуть глубже, то и о природе их связей с людьми. Те же ли это божества, что и у греков?

В конце микенской эпохи (-1200 – - 800), в период, который иногда называют «темными веками», отмечается дезорганизация и массивный распад. Религиозная жизнь, которую археологи познают с трудом, однако продолжается. Новые индоевропейские миграции, вероятно, усиливают роль Зевса-патриарха. Умирают места культов, возрождаются, иногда преобразовываются, как в Као Сими (Крит), где минойское святилище превращается в культурный центр, посвященный в эллинскую эпоху Меркурию и Афродите.

Двенадцать великих олимпийских богов

И приходит Гомер... Первый поэт, о котором неизвестно, существовал ли он вообще. На пороге новой Греции, которая возникает в VIII веке, организация происходит не на уровне царств, а на уровне городов, Гомер устанавливает сообщество двенадцати богов, восседающих на Олимпе. Он объединяет в одно божество неоспоримого и человечного властителя пантеона, индоевропейского Зевса-громовержца, который уже слился с критским Зевсом – младенцем, орущим у пещеры горы Иды, потом с подчиненным микенским Зевсом. Отсюда – появления противоречий в персонаже...

По лирической и символической силе текстов Гомер, а потом Гесиод рационализируют пантеон и дают всем греческим народам общую религиозную базу. Но ни капли догматизма. Каждый город берет из «списка» четырнадцати главных богов те двенадцать, которые лучше всего соответствуют религиозным нуждам. Пантеон Гомера не совпадает с пантеоном Афин. Божества одни и те же, но их компетенции разнятся.

Наряду с двенадцатью великими олимпийцами, существует множество второстепенных божеств, чья судьба меняется во времени и пространстве. За долгие века пантеон обогащается. По воле авантюристов, солдат, колонизаторов, а в основном – торговцев некоторые боги пускаются в средиземноморское путешествие. С тем большей легкостью, что жители этих побережий жили в городах-государствах, разделяли одно и то же видение мира, идеалы и имели сравнимые образы жизни. В этом относительно слитном культурном комплексе одни боги не исключали других.

Одна из главных тенденций последних лет в том, что Средиземноморье – не застывший мир. Боги путешествовали вместе с людьми, культуры общались. Божества различных пантеонов перекрещивались, взаимодействовали, появлялись новые лица, шла эволюция. Египетская Изида не равнозначна эллинской или римской Изиде. Богиня Кибелла, «Великая Мать», обосновалась в Греции в VIII или VII веках до н. э., придя из Пессинонта (Фригия). Фракийская богиня Бендис, египтянка Изида, финикийка Астарта прибыли в Афины вместе с заморскими торговцами, которые обосновались в Пирее. Когда греки прибывали в другую страну, они выбирали божество, которое позволяло установить легкий контакт с местными жителями. И напротив, принимая чужеземцев у себя, следовали каждый раз особым условиям, связанным с точными политическими и культурными обстоятельствами.

Дионисий, истинный чужеземец

Вторая особенность современных исследований богов в том, что есть некая потеря интереса к их происхождению. Вместо составления генеалогии, воссоздания линейной истории для лучшего понимания личности, ученые предпочитают задавать себе вопрос: что такое божество в политеистической религии и какие функции оно исполняет? Какие могущества скрываются под именем Гефеста, Геры? Но боги не люди. Это сверхъестественные силы, которые демонстрируют свое особое могущество на всех уровнях и в разных областях.

Нет единого Зевса, есть разные Зевсы с разными эпитетами. Греки различали в космосе различные формы могущества, чье действие распространялось на все плоскости реальности, внутри человека, в обществе, в природе, в загробном мире. Таким образом, пантеон есть способ организации вселенной с возможностью различать многочисленные типы могущества. Пантеон как организованная система предполагает определенные отношения между богами и является неким языком, особой формой обучения и символического выражения реальности. Речь не идет о простом противопоставлении божественных фигур, имеющих определенные и определяемые раз и навсегда личности. Для понимания Афины, к примеру, надо изучить связи между Афиной Полиас (городов), Афиной Гигейа (здоровья), Афиной Оксидеркес (с пронизывающим взглядом)... и их изменения во времени.

Политеизм есть игра множественности, множественная мысль со своими символическими и культурными правилами. Возьмем, к примеру, Дионисия. Когда греки говорят, что он прибыл из далеких стран, они не описывают происхождения его культа для современных историков. Это возможность представить его себе. Он истинный иностранец.

То же относится и к Адонису, чей культ развился в Афинах в V веке, а имя происходит от «адон» – господин в еврейском языке. Адонис – восточный тип? Что такое греческий бог? Это не только фигура, уже наделенная сутью, полностью заключенной в первом появлении Думузи в Шумере (бог, часто указываемый в качестве предшественника Адониса), но и сумма неких постоянных черт, в которых есть что-то от Востока, но сменившей конфигурацию в религиозной системе греков.

Поэтому политеизм требует пересмотра. Если деколонизировать богов, убрать стереотипы, созданные в течение многих тысячелетий, можно узнать многое. Предупреждение последователям Геродота.

Многоликие личности

1 2 3

Под реалистичными лицами с мужественными чертами скрываются ускользающие сущности.

1.Вначале считавшаяся Зевсом статуя из археологического музея Афин, теперь ассоциируется с Посейдоном.

2.Напротив, этот древний Посейдон из музея Таранта ныне признан, как Зевс.

3.Аполлон, римская копия статуи, изваянной греческим скульптором Поликлетом (V век до н. э.).

 

Время идолов

1 2 3

В средиземноморском мире до появления великих греческих богинь существовали женские божества, несомненно воплощавшие принципы плодородия.

1. Богиня со змеями из Кносса (1500 г. до н. э.).

2. Микенские божества с ребенком (слоновая кость, 1500 г. до н. э.).

3. Астарта, ближневосточная богиня, здесь с птичьей головой (1200 г. до н. э.). Появилась в бронзовый век и часто ассоциировалась с Афродитой.

 

Афродита, нежданная богиня Моря

Афродита хорошо известна. В течение веков художники предлагали нам различные варианты. Но она остается вечной богиней Любви. Однако! Если вы хотите наклеить на нее этикетку, правильнее будет называть ее богиней Моря! Пора забыть о формулировке «богиня Любви», даже если она реально связана с эросом, но больше в своей сексуальной, чем в сентиментальной составляющей. Но этим все не исчерпывается. Область компетенций, которую греки приписывали ей, – навигация. Именно к ней обращались, чтобы путешествие завершилось успешно.

Как понять, почему богиня тысяч соблазнов получила столь далекие в наших глазах функции? В «Теогонии» Гесиода она рождается из спермы Урана (Небо), кипящей в море, когда его сын Крон оскопил отца. Значит, она связана с движением флюидов, со способностью перемешивать живых. Кстати, у нее есть связи с разладом, с политикой и даже войной. Афродита есть сеть. Характерная для политеизма множественность встречается в каждом божестве, являющимся культурно слитной вселенной в себе. Обнаружить эту слитность, которая для греков разумелась сама собой, – таков побудительный вызов! Вернув Афродите полисемию, ее можно сравнить на новой основе с такими божествами, как финикийка Астарта. Портрет каждой выиграет в богатстве... и в точности.

 

Подготовила Анастасия ГРИГОРЬЕВА

 


К началу ^

Свежий номер
Свежий номер
Предыдущий номер
Предыдущий номер
Выбрать из архива