Студенческий меридиан
Журнал для честолюбцев
Издается с мая 1924 года

Студенческий меридиан

Найти
Рубрики журнала
40 фактов alma mater vip-лекция абитура адреналин азбука для двоих актуально актуальный разговор акулы бизнеса акция анекдоты афиша беседа с ректором беседы о поэзии благотворительность боди-арт братья по разуму версия вечно молодая античность взгляд в будущее вопрос на засыпку встреча вузы online галерея главная тема год молодежи год семьи гражданская смена гранты дата дебют девушка с обложки день влюбленных для контроля толпы добрые вести естественный отбор живая классика загадка остается загадкой закон о молодежи звезда звезды здоровье идеал инженер года инициатива интернет-бум инфо инфонаука история рока каникулы коллеги компакт-обзор конкурс конспекты контакты креатив криминальные истории ликбез литературная кухня личность личность в истории личный опыт любовь и муза любопытно мастер-класс место встречи многоликая россия мой учитель молодая семья молодая, да ранняя молодежный проект молодой, да ранний молодые, да ранние монолог музей на заметку на заметку абитуриенту на злобу дня нарочно не придумаешь научные сферы наш сериал: за кулисами разведки наша музыка наши публикации наши учителя новости онлайн новости рока новые альбомы новый год НТТМ-2012 обложка общество равных возможностей отстояли москву официально память педотряд перекличка фестивалей письма о главном поп-корнер портрет посвящение в студенты посмотри постер поступок поход в театр поэзия праздник практика практикум пресс-тур приключения проблема прогулки по москве проза профи психологический практикум публицистика путешествие рассказ рассказики резонанс репортаж рсм-фестиваль с наступающим! салон самоуправление сенсация след в жизни со всего света событие советы первокурснику содержание номера социум социум спешите учиться спорт стань лидером страна читателей страницы жизни стройотряд студотряд судьба театр художника техно традиции тропинка тропинка в прошлое тусовка увлечение уроки выживания фестос фильмоскоп фитнес фотокласс фоторепортаж хранители чарт-топпер что новенького? шаг в будущее экскурс экспедиция эксперимент экспо-наука 2003 экстрим электронная москва электронный мир юбилей юридическая консультация юридический практикум язык нашего единства
Голосование
Редакционный совет

Ростовцев Юрий Алексеевич
Главный редактор издания

Репина Ирина Павловна
Генеральный директор издания


Святослав Бэлза, Юлия Казакова, Ольга Костина, Кирилл Молчанов, Тимур Прокопенко, Владимир Ситцев, Людмила Швецова, Кирилл Щитов, Валентин Юркин


Наши партнеры










Номер 01, 2013

Не разбрасывайтесь талантом!

Максим Керин – выпускник «Щепки» 2012 года. Сейчас он уже актер РАМТа. Кстати, подтвердить марку, своеобразный бренд вуза, ему удалось сразу. Максим – лауреат театральной премии «Золотой лист-2012» в номинации «Лучшая мужская роль» (за роль Филиберта в спектакле «Забавный случай»), лауреат премии Всероссийского конкурса по художественному слову им. Я. Смоленского (2012 год), лауреат премии СТД РФ им. М.И. Царева в номинации «За успешное постижение профессии актера» (2012 год).

Есть планка, которую опускать нельзя

Чтобы понять, что это за невидимое притяжение людей друг к другу, молодежи – к искусству, высшему образованию, я задала Максиму несколько вопросов после того, как он передал эстафетную палочку первокурсникам.

– Не обидно было расставаться с родным вузом? Оставлять его тем, кто еще моложе вас?

– Есть традиция: недавние выпускники поздравляют только что поступивших. Это нормально. Я начал работать в театре. Тут есть один важный этап. Дворик, «Щепка» – это семья. «Щепка» славится своей крепостью. Здесь единый дух человеческого отношения друг к другу. Без этого ничего не построишь. Здесь у тебя появляются актерские, жизненные принципы. Это и моральная защита в сложных жизненных ситуациях. Что-то случилось, заболел, депрессия, с девушкой поссорился. Вечером позвонят, спросят, как себя чувствуешь, помогут.

Действительно – ощущение семьи. Причем не только в твоей мастерской, в «ближний круг» входят и педагоги по теории, движенческим предметам, гримеры, костюмеры, все-все-все. Здесь такие педагоги! Потрясающий состав. Педагоги курса делятся на режиссеров и актеров.

Все строится так: на протяжении многих лет выпускаются «бейлисы», набираются «коршуновцы». Наши две мастерские – Риммы Солнцевой, Владимира Бейлиса, Виталия Иванова и Виктора Ивановича Коршунова – близки и дружны. Я учился у Коршунова. Все время получалось, что выпускники бейлисовского курса были наставниками для нас, коршуновцев, а мы – наставниками для «бейлисов».

– Что вы, как бывалый «щепкинец», советуете студентам в ситуациях, когда что-то не получается?

– Есть такая внутренняя вещь. В интервью великие актеры (Олег Даль, Павел Луспекаев, Фаина Раневская – выпускники Щепкинского) говорили, что никогда не бывали довольны собой. Это стимул. Как только будешь доволен собой, умрешь как актер.

Почему такое количество телесериалов, а хороших вещей нет? Потому что публику от настоящего искусства отлучили. Надо воспитывать зрителя: «Поймите, есть что-то глубже, интереснее, шире».

Зачем выхожу на сцену? Ради ответа – что несу зрителю. Допустим, в театре играют Гамлета. Один актер играет и второй по порядку играет Гамлета. Почему зрители идут на меня или на него? Что даю зрителю я, и что дает он? Если человек выходит и просто делает рисунок, читает текст Шекспира – это одно. А если он через Шекспира живет подтекстами, тем, что за буквами, между строк, тогда и рождается искусство.

– Но, что скрывать, сейчас многие зрители приходят посмеяться. Человеку ничего не нужно, зачем ему думать?..

Театр – искусство все-таки элитарное. Есть постоянные зрители, которые каждую премьеру ждут, как волнующее событие. Какие цели они преследуют, идя в театр? Найти ответы на какие-то вопросы, прожить жизнь вместе с актером или просто-напросто убить время? В «Щепке» учат актера быть в ответе за реакцию зрителя.

– Можно сказать, что это традиция?

– Есть марка курса, например, марка курса Виктора Ивановича Коршунова. Перед тобой планка, и ты не можешь, не имеешь права опуститься ниже. В любой момент, когда: «А я тут сейчас на «штампиках» прокачу», перед глазами возникает образ наставника, который пальцем грозит: «Нет, милый мой, так дело не пойдет!». Понимаешь: «Господи, как это меня повело? Быстро все переделать!». Надо работать, результат придет. Первокурсники должны, наверное, сами к этому стремиться. Дай Бог, чтобы, все сложилось. Мир жестокий, трудный. Профессия зависимая. Как остаться после выпуска человеком среди всего этого?.. Ты в «Щепке» под крылом. Тебя чуть влево занесло, педагог ставит за шкирку на место: «Так нельзя».

– Не страшно, выходя из alma mater, оказаться без институтских пап и мам-педагогов?

– Ого! Если б вы знали, как страшно! Я почему так рад, когда вижу своих педагогов (дай Бог им всем здоровья)? Здесь точка возврата. Это как поехать домой, приехать к матери, к отцу. Мои творческие родители меня создали как актера, потратив кучу сил, здоровья. Они «мурыжили» меня, доставая из меня больше, чем я могу. Говорили: «Ты можешь больше!». В этом особенность коршуновского курса.

Юрий Мефодьевич Соломин сказал: «Дворик – отправная точка». Это так. Стены ограждают нас от другого мира. Учеба – хорошее, теплое время. Мы здесь – одна большая семья, даже, если не знаем, как друг друга зовут. «Ты – «щепкинец»?» – «Щепкинец!» – Семья! Этому нас учили педагоги. Дай Бог всем новичкам достичь мастерства, остаться в нашем деле, беречь своих и чужих педагогов. Каждый из них – бесконечно преданный своему делу человек.

Над училищем можно повесить надпись: «Только для безумно влюбленных и верящих в искусство». Все педагоги помогают создавать роль. Это театральный ансамбль. Каждый знает свою задачу и ценность. Здесь работает на кафедре искусствоведения Лариса Григорьевна Заовражнова. Кафедра будет отдельной точкой отсчета в вашем выходе на сцену. Например, репетируешь, – что-то не получается. Пару фраз об этом говоришь Ларисе Григорьевне. Она ловит тебя в коридоре и объясняет: «Это из Делакруа!». В тот момент ты мало знаешь о Делакруа: фамилия художника в памяти где-то близко к напитку «де Совиньон». В какой-то момент читающая все твои подтексты педагог Ирина Витальевна Холмогорова удивленно смотрит на тебя: «Вы знаете Делакруа?»... Первокурсники, прислушивайтесь к педагогам, как губка, впитывайте все. «Бейлисы», берегите «коршуновцев»! «Коршуновцы», уважайте «бейлисов»!

Секрет от Трианона

Не знать выпускника Щепкинского училища, народного артиста России, исполнителя десятков интереснейших ролей в фильмах давешнего и теперешнего кинематографа, может только тот, кто кино или не знает, или не помнит, или вообще не смотрит. Среди новых «щепкинских» таких по определению быть не может. Знаменитый западный шпион Трианон из сериала «ТАСС уполномочен заявить» – давно уже не только звезда телеэкранов, но и заместитель заведующего кафедрой мастерства актера, профессор Борис КЛЮЕВ.

– Борис Владимирович, почему вы пришли в «Щепку» на встречу новичков и бывалых?

– Я преподаю здесь! Пришел к своим студентам. Начался новый учебный год. Многого ждем. Ребята, как правило, за летние месяцы после поступления вырастают в физическом смысле, надеемся, что и в интеллектуальном – тоже. Они становятся более серьезными. Понимают: еще немного, и они окончат вуз, уйдут. Поэтому для меня это всегда важный этап. Наблюдаю за студентами, смотрю, как они развиваются. Обычно в этот день к нам приходит много выпускников. Эта связь поколений должна сохраняться между выпускниками и нынешними студентами. Поэтому все хорошо и здорово.

– Быстро ли находит студент контакт с педагогом?

– Не всегда... Это зависит от индивидуальности человека. Иногда быстро, иногда сложно, а иногда так и не находит.

– Что в таком случае делать?

– Впереди у студента – жизнь. И это только маленький ее этап.

– Помните ли день, когда вам вручали студенческий билет?

– Конечно, помню! Еще бы! Волновался. Это важно и запоминается надолго, думаю, что на всю жизнь!

– Что для вас олицетворяет Театральный институт Щепкина?

– Это моя жизнь, моя школа, мой храм. Окончил старейшее театральное училище. Так судьба распорядилась – и совершенно об этом не жалею. Сразу после окончания меня оставили здесь преподавать. Из стен этого училища вышло огромное количество хороших, известных актеров. Горжусь этим. Это моя alma mater.

– Теперь Вы – тоже педагог. Кто из педагогов вспоминается?

– У меня было два педагога – Леонид Андреевич Волков и Вениамин Иванович Цыганков. На первом курсе преподавала Валентина Александровна Сперантова. Это те люди, которые очень на меня повлияли.

Безумно рад, когда наших учеников расхватывают театры, если они достойно себя показывают на сцене и не размениваются на телехалтуру. Я рад, что наш молодой собеседник Максим Керин старается держать высокую планку. Не разбрасывайтесь талантом – и все придет

Вот такие отношения, такие традиции, такой посыл закладывает «Щепка» в будущих актеров. И надо быть к этому готовым – волевым, творческим, дисциплинированным, гибким.

Александра РАКОВА


К началу ^

Свежий номер
Свежий номер
Предыдущий номер
Предыдущий номер
Выбрать из архива