Студенческий меридиан
Журнал для честолюбцев
Издается с мая 1924 года

Студенческий меридиан

Найти
Рубрики журнала
40 фактов vip-лекция абитура адреналин азбука для двоих актуально актуальный разговор акулы бизнеса акция анекдоты афиша беседа с ректором беседы о поэзии благотворительность боди-арт братья по разуму версия вечно молодая античность взгляд в будущее вопрос на засыпку встреча вузы online галерея главная тема год молодежи год семьи гражданская смена гранты дата дебют девушка с обложки день влюбленных диалог поколений для контроля толпы добрые вести естественный отбор живая классика загадка остается загадкой закон о молодежи звезда звезды здоровье идеал инженер года инициатива интернет-бум инфо инфонаука история рока каникулы коллеги компакт-обзор конкурс конспекты контакты креатив криминальные истории ликбез литературная кухня личность личность в истории личный опыт любовь и муза любопытно мастер-класс место встречи многоликая россия мой учитель молодая семья молодая, да ранняя молодежный проект молодой, да ранний молодые, да ранние монолог музей на заметку на заметку абитуриенту на злобу дня нарочно не придумаешь научные сферы наш сериал: за кулисами разведки наша музыка наши публикации наши учителя новости онлайн новости рока новые альбомы новый год НТТМ-2012 обложка общество равных возможностей отстояли москву официально память педотряд перекличка фестивалей письма о главном поп-корнер портрет посвящение в студенты посмотри постер поступок поход в театр поэзия праздник практика практикум пресс-тур приключения проблема прогулки по москве проза профи психологический практикум публицистика путешествие рассказ рассказики резонанс репортаж рсм-фестиваль с наступающим! салон самоуправление сенсация след в жизни со всего света событие советы первокурснику содержание номера социум социум спешите учиться спорт стань лидером страна читателей страницы жизни стройотряд студотряд судьба театр художника техно традиции тропинка тропинка в прошлое тусовка увлечение уроки выживания фестос фильмоскоп фитнес фотокласс фоторепортаж хранители чарт-топпер что новенького? шаг в будущее экскурс экспедиция эксперимент экспо-наука 2003 экстрим электронная москва электронный мир юбилей юридическая консультация юридический практикум язык нашего единства
Голосование
Редакционный совет

Ростовцев Юрий Алексеевич
Главный редактор издания

Репина Ирина Павловна
Генеральный директор издания


Святослав Бэлза, Юлия Казакова, Ольга Костина, Кирилл Молчанов, Тимур Прокопенко, Владимир Ситцев, Людмила Швецова, Кирилл Щитов, Валентин Юркин


Наши партнеры










Номер 01, 2013

Валерий Теличенко: Строительство не лежит на боку

В 2007–2008 годах Московский государственный строительный университет стал победителем конкурса образовательных учреждений высшего профессионального образования, внедряющих инновационные образовательные программы, в 2010 году получил статус национального исследовательского университета.
Сегодня строительное направление начинает «звучать», привлекает молодежь. За последние годы значительно возрос интерес к нему среди абитуриентов. В разных регионах России 142 вуза ведут подготовку по направлению «Строительство», работают 14 профильных строительных и архитектурно-строительных вузов. И еще в 104 высших учебных заведениях и 24 филиалах студентов учат строительным специальностям на профильных факультетах. МГСУ – крупнейший и головной вуз России в области строительного образования, возглавляет Международную Ассоциацию строительных высших учебных заведений (АСВ). Рассказывает ее президент, ректор ФГБОУ ВПО «МГСУ», доктор технических наук, профессор Валерий ТЕЛИЧЕНКО.

Валерий Теличенко– Наш университет – базовый вуз Учебно-методического объединения вузов Российской Федерации (УМО) по образованию в области строительства. Знаю, что в региональных вузах тоже большой интерес к строительным специальностям.

– Валерий Иванович, с чем это связано?

– В отрасль вливаются ресурсы, идет развитие. Она, как говорят, не лежит на боку. Многие отрасли, которые раньше в СССР хорошо «звучали», утратили ныне свои позиции. Идет переход на зарубежные технологии. Например, строительное дорожное машиностроение. Сам я окончил механический факультет МИСИ по специализации в области строительных дорожных машин. Раньше это была огромная отрасль с заводами «Уралмаш», «Калининский», «Воронежский» – выпускали экскаваторы, бульдозеры. Сегодня отечественных машин нет. Остались только краны.

– Можно надеяться, что что-то изменится?

– Наши строительные фирмы закупают прекрасную зарубежную технику. Опередить ее невозможно. Все равно, что сказать: «Давайте сделаем автомобиль лучше «Мерседеса» или «BMW».

– Что можно предпринять в такой ситуации?

– Университет развивает приоритетные для России направления – такие, как, например, создание строительных материалов. Сегодня на рынке многие импортные материалы вытесняются отечественными. В строительстве уникальных зданий и сооружений, высотных домов, сверхвысотных домов, большепролетных зданий мы не впереди планеты всей, но и не отстали.

 

Говорят: «Зачем в Москве строят высотные дома?». Зачем лезть вверх, когда у нас довольно много земли, и можно хорошо расположиться? Но нужно ставить сверхзадачи. Строительство высотных зданий – сверхзадача. Она показывает технические, технологические возможности строительства. Сегодня строители могут возвести здание высотой в километр. Только есть вопросы: «Нужно ли?» и «Сколько это будет стоить?».

Строительство сверхвысотного здания мало чем уступает созданию космического корабля. И в том, и в другом случае – аналогичные системы жизнеобеспечения. Нужно, чтобы была соответствующая влажность, температура. Надо обеспечить водоснабжение, работу лифтов, безопасность. Эксплуатировать это непросто.

Сегодня коренной вопрос не только строительства (хотя оно играет важную роль), но и жизни – энергоснабжение, энергоэффективность. Человечество часто впустую тратит энергию. Для ее добычи требуются огромные затраты. Запасы нефти, газа ограничены. Жить, как жили предыдущие 50 лет, означает – остаться ни с чем. Весь мир говорит о том, как сберечь энергию.

– Каким образом в университете этому учат?

– Энергия приходит в дом с помощью отопления и горячего водоснабжения. 50% тепла уходит через окна, стены, другие конструкции. Если будем проектировать и строить здания, чтобы исключить такие потери, можно сэкономить огромный объем энергии, финансовые, людские, материальные ресурсы. Этому нельзя научить в рамках одного предмета. Этим должны быть пронизаны все учебные программы.

– Скажите, пожалуйста, несколько слов об экологизации строительного образования.

– Строительство – не просто процесс возведения зданий и сооружений, но и создание безопасной, комфортной среды для жизнедеятельности человека. И чем качественнее будет такая среда, тем люди будут дольше жить. Наш университет одним из первых встал на путь экологизации строительного образования. За рубежом давно задумались, как уменьшить потребность в нефти, конструировали и выпускали соответствующие автомобили, стали появляться технологии, приборы, позволяющие экономить. Россия спохватилась в конце 1980-х годов. Стало меняться законодательство. В нашем университете создали особую специальность, учебники писали по этой теме. Получили в 2010 году премию Правительства РФ за комплекс работ «Учебно-методическое обеспечение и формирование научных основ профессионального образования в области экологической безопасности строительных систем и технологий».

– Вы сами принимали в этом участие?

– Да, был руководителем коллектива, получившего премию. Сейчас тема хорошо отработана. У студентов есть общий курс «Экология» и специализированные предметы, например, «Экологическая безопасность строительства», углубленные магистерские программы. Создаем научно-образовательный центр по комплексной безопасности в строительстве.

Вообще на людей и здания влияет много видов опасностей: пожарная, экологическая, взрывоопасность. Всего около 12 видов. Их нужно максимально исключить. Видите, как выстраиваются вопросы? Энергия – надо экономить, окружающая среда – надо беречь, безопасность – нужно обеспечить. Если взять это за основные принципы, можно сказать, что здесь важную роль играют материалы, конструкции, машины, люди, технологии. Еще я бы добавил: информация, так как ею все пронизано. Это модель основы образования.

– Какие институты, специальности самые популярные у абитуриентов?

– Основной профиль – «Промышленное и гражданское строительство» (ПГС). Одна из востребованных специальностей – «Теплогазоснабжение и вентиляция» (ТГВ). По данным университетского кадрового агентства «КАСКА», все трудоустроены! Студенты не успели окончить вуз, но уже их расхватали! Инженерные системы по существу отвечают за энергию, безопасность.

Что важнее: ТГВ или ПГС? ТГВ уже, чем ПГС, но она очень наукоемкая. То же самое можно сказать о других специальностях. Например, «Водоснабжение и водоотведение». По сообщениям МГУП «Мосводоканал», 80% работников организации – наши выпускники. Инженерно-технические специалисты требуются на станциях перекачки, аэрации, в водных хозяйствах, сетях, которые нужно эксплуатировать. Или, например, «Теплоэнергетическое строительство» – профилизация «Строительство тепловых и атомных электростанций», или «Гидротехническое и специальное строительство» – «Строительство гидростанций, плотин, морских портов».

– Где студенты проходят практику?

– Как правило, непосредственно на объектах. Например, студенты по профилю «Строительство тепловых и атомных электростанций» практику проходят на Нововоронежской атомной электростанции. Сейчас там строится новый блок. Современные конструкции реактора, систем безопасности. Поработают в течение двух месяцев и возвращаются с широко раскрытыми глазами – опыт, восторг!

На гидротехническом факультете есть традиция. В начале мая фрахтуем большой речной четырехпалубный теплоход, туда «загружаются» наши студенты, преподаватели.

– В чем суть, Валерий Иванович?

– Во время плавания молодым людям читают лекции, студенты сдают зачеты, выполняют работы. Теплоход идет по Волге и делает остановки рядом с гидротехническими объектами в разных городах – шлюзами, плотинами, гидростанциями. Студенты идут на экскурсии, изучают. В этом году ходили до Самары. Сам как-то ходил в такой поход, были на Рыбинском водохранилище, осматривали станцию.

– Насколько отличаются студенты Вашего поколения и современные молодые люди?

– Сущность студенчества не изменилась. Сейчас больше возможностей для получения информации. Все ходят с планшетами, IPad. Главное, ты занимаешься интересным делом вместе с друзьями, знаешь, что это все нужно, и знания пригодятся. Учишься и чувствуешь: все – впереди!

К нам приходят обычные ребята, у многих высокие баллы ЕГЭ. Если в вузе есть соответствующая среда, она сразу начинает воспитывать. Среда, атмосфера зависят от традиций, расположения вуза, руководства. Наша задача – обеспечить среду, в которой студентам было бы интересно, удобно, комфортно, чисто, доброжелательно.

Сегодня человек все более становится пользователем. В этом ничего плохого нет. Садишься к компьютеру, а что там внутри и как он работает – ты не знаешь. Ты – пользователь. Созидает только небольшая группа талантливых людей. На стадионе собирается 100 тысяч человек, и лишь 20 спортсменов на поле что-то делают. Остальные смотрят. Они – пользователи.

Тенденция не может обойти молодежь, а, скорее, в этой среде развивается. Студенты стали менее энергичными, творческими. В 1970-е годы в МИСИ бил фонтан идей. Вспомним Якубовича, Хазанова. Таких тогда были десятки. Сегодня почти нет. Везде – способные, довольные карьерой пользователи. Инфантильность связана с развитием технологий. Человек сначала переложил физический труд на машины, а теперь туда же перекладывает и умственный труд. Дело серьезное!

– Насколько связаны воспитание и образование в университете?

– Человек может получить прекрасное образование и при этом будет невоспитанным. Молодые люди сегодня подвержены действию всех «кривых зеркал» – на них влияет телевидение, среда. Вузу нелегко «перебить» информационную помойку, которая обрушивается на человека извне. Можно ограничиться тем, что сказать студенту: «Ты пришел на занятия, я тебе дал знания, остальное – твои проблемы». Но если в вузе создана атмосфера, когда человек востребован, когда он может найти там интересное занятие в любую минуту – это уже шаг к воспитанию.

– Расскажите, пожалуйста, о работе студенческих организаций в вузе.

– Считаю, ведем правильную молодежную политику. Она, с одной стороны, заключается в том, что администрация вуза в нее не очень сильно вмешивается. С другой стороны, мы помогаем материально, способствуем постоянному притоку людей в Молодежный центр профессионально-трудовой деятельности, Студенческий актив, Студенческий союз, молодежное крыло профсоюзной организации.

Развивается движение стройотрядов – летом около ста студентов работали в Сочи, на Нововоронежской АЭС и Череповецкой ГРЭС. Университет договорился с партнерами – строительными компаниями «СУ-155», «МонАрх», «Мосфундаментстрой-6» о том, что они выделяют по квартире в год для молодых ученых и сотрудников вуза – тех, в которых чувствуется потенциал.

Есть разные виды поддержки. Диссертацию защищаешь в срок – премия. Дополнительную научную статью опубликовал – премия. Интеллектуальную собственность создал – доплачиваем. Для молодых и перспективных есть стажировки в Англии, Франции, США. Прошел стажировку – работай у нас.

– Валерий Иванович, Вы – заведующий кафедрой строительства тепловых и атомных электростанци». Сколько сейчас у Вас кандидатов и докторов наук?

– Семь кандидатов и шесть докторов наук. Есть способный аспирант Андрей Бенуж, успешно прошедший десятимесячную стажировку в Англии.

– Читаете лекции?

– Регулярно читать лекции по расписанию не получается, в любой момент может случиться, что не можешь прочесть из-за занятости. Работаю с магистрантами. Конечно, в разном формате проходят встречи с аспирантами, студентами.

– У Вас напряженный график?

– Нормальный рабочий день. Начинается примерно в шесть утра. Час – тренировка... И – работа.

– А отдых?

– Домой приезжаю около девяти вечера. В выходные сажусь за компьютер и работаю. На столе обычно лежит пара диссертаций. Каждую неделю какое-то серьезное мероприятие, где к выступлению надо готовиться порой по 5–7 часов. На прошлой неделе, например, выступал в Берлине на семинаре, завтра – Краснодар, заседание.

– Основное направление Вашей работы сейчас?

– Создание университетского кампуса, который бы включал в себя разные уровни и формы образования. Есть макет, который я показал Владимиру Путину. У студентов теперь есть новое здание – корпус с атриумом, где они проводят балы и маскарады. Строим крытый легкоатлетический манеж, Центр аэродинамических исследований с аэродинамической трубой для продувки моделей высотных зданий и других уникальных объектов. Формируем мощный центр пожарной безопасности для испытания конструкций зданий в натуральную величину. Представьте себе колонну высотой 5 метров. Как она поведет себя при пожаре? Проводим испытания, чтобы создавать новые нормы, изучать физику этого процесса.

Открываем научно-образовательные центры (НОЦ) по приоритетным направлениям на территории кампуса. Несколько НОЦ уже работают, другие – в процессе создания. Среди них – центр новых материалов и технологий, дающий продукцию, производящий новые материалы – добавки в сухие смеси. Это тонкое дело, почти на наноуровне. Мощный НОЦ компьютерного моделирования.

Обладаем всеми программными комплексами, действующими в области инженерных расчетов. В нашем НОЦ прошли проверку почти все сооружения к будущей Олимпиаде-2014. В НОЦ строительных конструкций создали линейку из 7–8 прессов, которые могут решать практически все задачи в этой сфере. Есть центр интеллектуальной автоматики «Умный город».

Наш вуз имеет филиал в Самаре. Хотим создать свой лицей. Разве плохо, когда ребята в школе изучают архитектуру, дизайн, строительство? Развиваем и систему дополнительного профессионального образования. Таким образом, это кампус не только по расположению, но и по содержанию. Отрабатываем модель непрерывного образования. Нашему университету в 2021 году будет 100 лет. Эти годы до юбилейной даты – срок, за который можно достичь цели!

– На скольких иностранных языках говорите?

– Свободно – на немецком. Понимаю украинский.

– Есть любимая художественная литература?

– Обычно в зависимости от настроения читаю сразу несколько книг. Например, сейчас у меня лежат книга Умберто Эко «Пражское кладбище» и двухтомник Джакомо Казановы «История моей жизни». Иногда люблю музыку слушать.

Беседовала Александра РАКОВА

 


К началу ^

Свежий номер
Свежий номер
Предыдущий номер
Предыдущий номер
Выбрать из архива