Студенческий меридиан
Журнал для честолюбцев
Издается с мая 1924 года

Студенческий меридиан

Найти
Рубрики журнала
40 фактов alma mater vip-лекция абитура адреналин азбука для двоих актуально актуальный разговор акулы бизнеса акция анекдоты афиша беседа с ректором беседы о поэзии благотворительность боди-арт братья по разуму версия вечно молодая античность взгляд в будущее вопрос на засыпку встреча вузы online галерея главная тема год молодежи год семьи гражданская смена гранты дата дебют девушка с обложки день влюбленных диалог поколений для контроля толпы добрые вести естественный отбор живая классика загадка остается загадкой закон о молодежи звезда звезды здоровье идеал инженер года инициатива интернет-бум инфо инфонаука история рока каникулы коллеги конкурс конспекты контакты креатив криминальные истории ликбез литературная кухня личность личность в истории личный опыт любовь и муза любопытно мастер-класс место встречи многоликая россия мой учитель молодая семья молодая, да ранняя молодежный проект молодой, да ранний молодые, да ранние монолог музей на заметку на заметку абитуриенту на злобу дня нарочно не придумаешь научные сферы наш сериал: за кулисами разведки наша музыка наши публикации наши учителя новости онлайн новости рока новые альбомы новый год НТТМ-2012 обложка общество равных возможностей отстояли москву официально память педотряд перекличка фестивалей письма о главном поп-корнер портрет посвящение в студенты посмотри постер поступок поход в театр поэзия праздник практика практикум пресс-тур приключения проблема прогулки по москве проза профи психологический практикум публицистика путешествие рассказ рассказики резонанс репортаж рсм-фестиваль с наступающим! салон самоуправление сенсация след в жизни со всего света событие советы первокурснику содержание номера социум социум спешите учиться спорт стань лидером страна читателей страницы жизни стройотряд студотряд судьба театр художника техно традиции тропинка тропинка в прошлое тусовка увлечение уроки выживания фестос фильмоскоп фитнес фотокласс фоторепортаж хранители чарт-топпер что новенького? шаг в будущее экскурс экспедиция эксперимент экспо-наука 2003 экстрим электронная москва электронный мир юбилей юридическая консультация юридический практикум язык нашего единства
От редакции

Выпуском  журнала занимался коллектив журналистов, литераторов, художников, фотографов. Мы готовим рассказ о  коллегах и  об их ярких, заметных публикациях.

А сейчас назову тех, кто оформлял СтМ с 1990-х до 2013-го.

Главный художник Александр Архутик,
мастер компьютерного дизайна Алексей Колганов
и фотограф Игорь Яковлев.

Большая часть обложек и фоторепортажей – творческая работа Игоря Яковлева.

Надеюсь, что нам удастся представить Вам  увлекательную историю создания и деятельности  СтМ.

Юрий Ростовцев, гл. редактор
«Студенческого меридиана», журнала,
которому я с удовольствием служил
с 1977 по 2013 годы.

Наши партнеры










Номер 03, 2005

Хип-хоп: новые имена и старый «базар»

Обозревать новейшие произведения в хип-хопе - занятие хлопотное: жанр давно уже страдает от кризиса перепроизводства. Казалось бы, новый альбом D12 («D12 World») - произведение эпохальное - должен был бы собрать уйму наград и похвал, ан нет: затерялся в общей массе словесного потока и убойного брэйкбита. А все потому, что на рэп-сцене стали одна за другой возникать новые фигуры, одна ярче другой.

Самым заметным открытием сезона стал Чинги с альбомом «Jackpot»: легкомысленной, но по-своему яркой коллекцией виршей о сексе и деньгах («chingy» на слэнге, - «карманная мелочь»). Участник команды Disturbing The Peace Crew - приверженец музыки южных штатов («Gettin’ It», «Holidae Inn»), но отдает должное и «западничеству»: сказывается влияние продюсера DJ Quiсk. Вообще же, Ховард Бэйли-младший (таково его настоящее имя), - лишь на первый взгляд простоватый любитель прибауток: в действительности это мастер художественного слова, не лишенный литературных амбиций.

Второй по значимости дебютант - Дэвид Бэннер - коренной южанин; более того, горячий патриот здешних мест. Его третий альбом «Baptized In Dirty Water») отмечен обилием провокационных вопросов, адресованных землякам. «Почему, братцы, до сих пор терпим «повстанческий флаг» над нашими головами?..» - такое вряд ли понравилось бы в Вашингтоне. Ритмическая заторможенность и медитативный стиль речи сближает Бэннера с блюзом, и это неслучайно: воспитанный бабушкой в Брукхэвене, автор с детства подпитывался источниками местной культуры, укореняясь в убеждении, что «блюз - первооснова современной музыки». Стоит заметить, что те или иные аспекты государственной политики Бэннер критикует с позиций тотальной образованности: он завершил обучение в университете штата Мериленд и может преподавать английский язык и литературу... Чем и займется, как только пресытится репутацией самого солидного из молодых лингвистов в хип-хопе.

В том, что касается солидности внешней, вряд ли Бэннер сможет соперничать с парнем по имени Freeway: рэппер из Филадельфии (большой друг Бини Сигеля) всерьез эксплуатирует... бороду как фактор успеха. Впрочем... «Я отрастил бороду, чтобы сделать приятное богу!» - всерьез утверждает 24-летний Лесли Приджен, взращенный культурой суннитов. Пламенная приверженность Корану, правда, не помешала Фривэю в свое время на улицах Филадельфии торговать наркотикам и оружием. «Рэп и ислам - вещи несовместные, - признает он. - Но то же самое можно сказать про ислам и свинину. А если человеку семью кормить нужно? Сам-то он есть эту гадость не будет, но на рынок ее продавать пойдет, и Аллах поймет его правильно». А ведь и верно: отсидел Фривэй в тюрьме полгода - Аллах слова дурного ему не сказал. Более того, помог выпустить альбом «Philadelphia Freeway», на редкость самодовольно-воинственный.

В остальном на рэп-сцене - business as usual. Сильную пластинку («...Presents The Chain Gang Vol II») записал побочный проект Сигеля State Property. Обновленному составу группы (где выделяется полиглот Пи Ди Крэк) не помешало даже то прискорбное обстоятельство, что лидер ее свои «телеги» нарифмовал в тюремной камере. Рейквон (Raekwon) в тюрьму еще не захаживал, но зарисовки из бандитской жизни («The Lex Diamond Story») создал вполне актуальные: сказалась практика в Wu-Tang Clan: это ведь своего рода филиал «зоны». Зато на побывку отпущенный Лун («Loon») зазвучал умиротвореннее: он явно претендует на репутацию R&B-сингера, для чего адресует свои «поэзы» прекрасному полу, не брезгуя морализаторством. Попутчик ему - Cee-Lo: недавний лидер Goodie Mob, уже признанный критиками новой звездой музыки соул, в новом альбоме «Cee-Lo Green Is The Soul Machine» отдает полный респект ритм-энд-блюзу 70-х годов и классическому фанку.

В женском хип-хопе установилось затишье. Lil’ Mo в альбоме «Meet The Girl Next Door» сделала ставку на многоголосицу приглашенных рэпперов, каждый из которых готов на все лады твердить о том, что от «хозяйки» он без ума. Легкий привкус разочарования оставил и «Bittersweet», второй альбом Блю Кантрелл: очень уж высоко подняла она для себя планку дебютным «So Blu» (2001). Новая ее работа выдержана в среднем темпе и посвящена размышлениям о том, что «безумная любовь до добра не доводит».

На «этническом» фланге хип-хопа царствует Prince Paul («Politics Of The Business»), комедиант из Ямайки, известный умением из случайного словесного мусора набирать «артовый» рэп. Здесь же примостился Рахинде Рай - он же Panjabi MC, чей альбом «Beware» был записан при поддержке Джея Зи (последний, стоит напомнить, и «открыл» Рая в одном из швейцарских ночных клубов). Сильнейшая вещь альбома – «Jogi», в которой яростный фанк-поп сращен со скоростными риффами в «металлическом» духе.

Иной вариант crossover предлагает Cherrywine, группа Ишмаэля Батлера, в прошлом раймовавшего с Digaple Planets. В альбоме «Bright Black» неизменным остается лишь бит: все остальное - гитарный стакатто, риффы, хоровые вставки - напоминает волны психоделии, в которых модерн-соул сливается с обрывками авангардного хип-хопа. Лихой замес этот созвучен мотивам «A Grand Don’t Come For Free» - второго альбома ставшего уже знаменитым Майкла Скиннера (он же - The Streets), британского garage-хопстера.

Новые идеи переполняют и творчество Lyrics Born - так именует себя калифорнийский рэп-авангардист Том Шимура. Президент лэйбла Quannum Projects (куда, между прочим, приписан сам DJ Shadow) в свободное время «отрывается» в дуэте Latryx, выпуская и сольные альбомы. Последний из них, «Later That Day...», насыщен элементами фанка, реггей и рока и экспериментальной словесностью - жонглированием звуками и слогами.

Столь же разнообразен и «The Neptunes Present... Clones», альбом Чеда Хьюго и Фарелла Уильямса - дуэта The Neptunes. Полупрозрачные ударные партии, запоминающиеся рефрены, простенькая духовая секция - все здесь служит воплощением рэп-минимализма. Зато список приглашенных в студию звезд внушителен: тут и Баста Раймс («Light Your Ass On Fire»), и Снуп Догг (в «It Blows My Mind» неожиданно пожаловавший на синдром хронической усталости), и Нелли («If») - фестиваль хип-хопа, и только! Допрыгнут ли до такой планки наши амбициозные новички - Чинги, Дэвид Бэннер и Фривэй?

Чем заняты остальные?..

- FannyPack («So Stylistic») высмеивают излишества жанра, используя многообразие этнических мотивов;

- UGK («Best Of UGK») доказывают: они остаются самым недооцененным рэп-коллективом десятилетия;

- Nappy Roots («Wooden Leather») продолжают вещать от имени «угнетенного южанина», воспевая «благородство простого человека» («Leave This Morning», «Sick And Tired»);

- Bow Wow («Unleashed») объявляет о том, что устал от «bubblegum-рэпа»: еще бы - парню уже 16!

- Бабба Спаркс («Deliverance») продолжает прорабатывать колею хиллбилли-рэпа, то и дело пускаясь в воспоминания о трудном детстве;

- DMX («Grand Champ») напоминает о том, что больше всего на свете любит собак, женщин (последних - с оговорками) и мордобой;

- Timbaland and Magoo («Under Construction, part II») задают риторический вопрос: «Где плоды революции, которую мы начали?» - не предлагая ответов;

- Скарфэйс («Balls And My Word») продолжает воспевать в себе криминальные наклонности («Make Your Peace») и критиковать рэп-элиту;

- Ник Кэннон («Nick Cannon») претендует на роль «нового Уилла Смита»: рэп использует исключительно в интересах своей голливудской карьеры;

- Джа Рул («Blood In My Eye») забывает о недавних своих миротворческих настроениях и в который раз обрушивается с нападками на Фифти-Цента, Эминема и Доктора Дрея;

- Dizzee Rascal («Boy In Da Corner») напоминает: в Британии рэпперы тоже умеют подмечать тонкости уличной жизни и больно ударять по социальным мишеням («Stop Dat», «Wot U On»).

- Gift Of Gab («Fourth Dimensional Rocketships Going Up») временно выходит из Blackalicious, чтобы поупражняться в progressive-рэпе и заняться в своей среде просветительством («Way Of Light»).

В других жанрах...

- Latin pop: Кристина Милиан, «It’s About Time». 22-летняя американка кубинского происхождения продолжает дело, начатое хитом «Dip It Low».

- Progressive: Deerhoof, «Milk Man». Шестой альбом квартета из Сан-Франциско, специализирующегося на диссонантных риффах в духе Кэптена Бифхарта.

- Indie pop: The Magnetic Fields, «I». Утонченный мелодизм, банджо с виолончелью... Очередной (седьмой уже) бенефис печального Стивена Меррита.

- Garage: The Hives, «Tyrannosaurus Hives». Болезненный тычок в бок The White Stripes: шведы в своем третьем альбоме эксцентричны, остроумны и стильны.

- Авторская песня: Крис Ли, «Cool Rock». Сборник возвышенных откровений от автора, считающего себя учеником Шаде.

- Metal: Slipknot, «Vol. 3 (The Subliminal Verses)». Эксперимент с песенными структурами, проведенный под руководством Рика Рубина. Временами прослушивается камерный поп в духе Beatles.

- Emo rock: Midtown, «Forget What You Know». Более экспериментальны, чем Brand New, менее сдержанны, чем Jimmy Eat World. В целом - сплошные эмоции.


К началу ^

Свежий номер
Свежий номер
Предыдущий номер
Предыдущий номер
Выбрать из архива