Студенческий меридиан
Журнал для честолюбцев
Издается с мая 1924 года

Студенческий меридиан

Найти
Рубрики журнала
40 фактов alma mater vip-лекция абитура адреналин азбука для двоих актуально актуальный разговор акулы бизнеса акция анекдоты афиша беседа с ректором беседы о поэзии благотворительность боди-арт братья по разуму версия вечно молодая античность взгляд в будущее вопрос на засыпку встреча вузы online галерея главная тема год молодежи год семьи гражданская смена гранты дата дебют девушка с обложки день влюбленных диалог поколений для контроля толпы добрые вести естественный отбор живая классика загадка остается загадкой закон о молодежи звезда звезды здоровье идеал инженер года инициатива интернет-бум инфо инфонаука история рока каникулы коллеги компакт-обзор конкурс конспекты контакты креатив криминальные истории ликбез литературная кухня личность личность в истории личный опыт любовь и муза любопытно мастер-класс место встречи многоликая россия мой учитель молодая семья молодая, да ранняя молодежный проект молодой, да ранний молодые, да ранние монолог музей на заметку на заметку абитуриенту на злобу дня нарочно не придумаешь научные сферы наша музыка наши публикации наши учителя новости онлайн новости рока новые альбомы новый год НТТМ-2012 обложка общество равных возможностей отстояли москву официально память педотряд перекличка фестивалей письма о главном поп-корнер портрет посвящение в студенты посмотри постер поступок поход в театр поэзия праздник практика практикум пресс-тур приключения проблема прогулки по москве проза профи психологический практикум публицистика путешествие рассказ рассказики резонанс репортаж рсм-фестиваль с наступающим! салон самоуправление сенсация след в жизни со всего света событие советы первокурснику содержание номера социум социум спешите учиться спорт стань лидером страна читателей страницы жизни стройотряд студотряд судьба театр художника техно традиции тропинка тропинка в прошлое тусовка увлечение уроки выживания фестос фильмоскоп фитнес фотокласс фоторепортаж хранители чарт-топпер что новенького? шаг в будущее экскурс экспедиция эксперимент экспо-наука 2003 экстрим электронная москва электронный мир юбилей юридическая консультация юридический практикум язык нашего единства
От редакции

Выпуском  журнала занимался коллектив журналистов, литераторов, художников, фотографов. Мы готовим рассказ о  коллегах и  об их ярких, заметных публикациях.

А сейчас назову тех, кто оформлял СтМ с 1990-х до 2013-го.

Главный художник Александр Архутик,
мастер компьютерного дизайна Алексей Колганов
и фотограф Игорь Яковлев.

Большая часть обложек и фоторепортажей – творческая работа Игоря Яковлева.

Надеюсь, что нам удастся представить Вам  увлекательную историю создания и деятельности  СтМ.

Юрий Ростовцев, гл. редактор
«Студенческого меридиана», журнала,
которому я с удовольствием служил
с 1977 по 2013 годы.

Наши партнеры










Номер 04, 2005

«ЖУЧКИ» В ТОМАТЕ

Ветеран нашей резидентуры в Вашингтоне как-то рассказал мне почти комичный эпизод, иллюстрирующий тактику взаимного психологического давления спецслужб. Где-то в начале шестидесятых офицеры безопасности, отвечающие собственно за сохранность посольства, обнаружили в оконных стеклах странного вида небольшие отверстия. Системность таких дырочек не оставляла сомнений в том, что речь не шла ни о браке, ни об усталости материала. Не стоит говорить о том, какую нервозность вызвало это открытие. Особенно в среде людей с погонами.

 

И только значительно позже, через свои контакты в среде «главного противника» наши спецслужбисты установили, что американцы продырявили наши стекла с помощью только-только входящих в обиход лазеров. Причем тогда еще не было лазерных устройств, позволявших путем снятия звуковых колебаний с тех же оконных стекол подслушивать конфиденциальные разговоры, ведущиеся в прямом смысле за закрытыми дверями. Просто фэбеэровцы решили похулиганить и нагнать страха на советских коллег. И в принципе им это удалось.

Действительно, долгие годы весь мир спецслужб с нескрываемым интересом следил за разведывательным поединком века - КГБ-ЦРУ. Поединок этот опирался не только на военную мощь двух тогда сверхдержав, их геостратегические тылы в лице многочисленных союзников-сателлитов. За каждой из спецслужб стояла и определенная идеология, и театром поединка этих двух идеологий мирового господства становилась без малого вся планета.

В профессиональной среде советской разведки деятельность ее американского направления так и называлась - « работа по линии основного противника». И работа эта шла от Африки до Исландии. Ее частью были и организованные не без участия сотрудников гэдеэровской Штази антивоенные демонстрации в Западной Германии, и подкармливание африканских вождей, избравших-де социалистическую ориентацию для своих саван и джунглей.

Но главные столкновения шли, что называется, лоб в лоб. В Москве, в американском посольстве в поте лица трудились офицеры ЦРУ, в Вашингтоне, соответственно, КГБ. Прошли годы, распался Союз, было произнесено немало трогательных речей о российско-американском историческом партнерстве, но государевы «глаза и уши» продолжают свои миссии «укрепления дела мира и взаимного доверия».

И дело не столько в продолжении «холодной войны» иными средствами, о чем в последнее время говорят все чаще. Просто без своевременной реальной информации пусть и о партнерах не может существовать ни одно государство. Недаром же в американской тюрьме отбывает немалый срок израильский агент. И как ни стараются израильские начальники, но вызволить свое доверенное лицо из тюрьмы, казалось бы, самого дружественного для Тель-Авива государства никак не удается.

Американские агенты, работающие под крышей посольства и консульств, появились в Союзе уже в 1935 году, когда посольство США располагалось еще на Моховой улице. После образования в сороковых годах ЦРУ их контингент и миссии значительно расширились. Кроме того, в Москве активно работали и работают сотрудники разведывательного управления Минобороны США ( РУМО Пентагона) и специалисты АНБ (Агентства национальной безопасности), занимающиеся технической разведкой.

На последнем обстоятельстве есть смысл остановиться особо. В середине девяностых годов, когда Москва и регионы стали покрываться сетью сотовой связи, многие высшие чиновники были предупреждены о том, что их переговоры по мобильникам остаются исключительно уязвимыми для прослушивания с помощью установленной в американском посольстве специальной аппаратуры. А в 2002 году у нас, наконец, была принята развернутая Концепция информационной безопасности, суть которой и сводилась к принятию всеобъемлющих мер по предотвращению утечек конфиденциальных сведений.

Именно тогда выяснилось, что в эпоху демократической эйфории, зиждившейся на утверждении, что у новой России не может быть никаких врагов, были утрачены многие системы защиты от нежелательного подслушивания, подглядывания, снятия информации с оконных стекол и из компьютерных сетей. Как говорится, лучше поздно, чем никогда. Но то, что в период демократических «бури и натиска» спецслужбы ряда стран-партнеров не плохо поживились на нашем информационном поле, не вызывает никакого сомнения.

Впрочем, и в эпоху всеобщей советской бдительности, когда реальная статистика засекречивалась, карты городов и районов печатались с обязательными искажениями, а иностранные газеты можно было читать только в спецхранах, куда допускались только избранные, технические специалисты АНБ немало попортили крови нашим контрразведчикам. Не было мобильников, но были кабели, по которым под землей текли потоки важных переговоров высоких руководителей, крайне интересные для разведчиков, находившихся под плотным кагебэшным колпаком. И потому там, где личные контакты блокировались, американцы сделали ставку на технические средства добывания информации.

Американские агенты оказались исключительно упорными туннелекопателями. Известны две яркие попытки докопаться до информационных коммуникаций СССР и Варшавского договора в целом. Первый туннель они стали сооружать из Западного Берлина в Восточный. Утверждают, что янки сумели-таки подключиться к коммуникациям штабов нашей группы войск в Германии и почерпнуть для себя кое-что интересное.

Второй туннель был куда более стратегический, его, как утверждают, начали копать под советское посольство в Вашингтоне. То бишь выражение «подкопаться под кого-то» обрело свой первоначальный смысл. Но тут нашим спецслужбам помог небезызвестный Олдрич Эймс, который успел поделиться со своими кураторами архитектурно-планировочными планами своих начальников из ЦРУ. Проект сканирования здания нашего представительства из-под земли успешно провалился.

Наши спецслужбы, также отнюдь не лыком шитые, хотели подойти к решению той же проблемы более технично. Впрочем, эпопея с начинением элементами системы слежения блоков и кирпичей, из которых строилось новое американское посольство в Москве в Девятинском переулке, хорошо известна.

Характерно, что «оперативно-техническое проникновение» в строящееся посольство было непосредственно санкционировано политбюро ЦК КПСС. Что в принципе свидетельствовало о том, что после ряда провалов сороковых-пятидесятых годов наши спецслужбы уже не решались на самостоятельные действия, чреватые крупными скандалами. Но проблема всей этой операции проявилась гораздо позже, когда временный шеф КГБ В. Бакатин передал-де схемы внедренных в стены и сантехнику элементов прослушки американским коллегам. Тонны бумаги были исписаны по такому поводу. Бакатина лично, а заодно и последних советских вождей обвиняли в несусветном предательстве, сдаче наших технических «ноу-хау».

Естественен вопрос, а так ли все было страшно? Начнем с того, что первые закладки в стенах специалисты ЦРУ обнаружили еще в 1982 году и были действительно поражены совершенством извлеченной аппаратуры. Западные специалисты много и даже с некоторым восхищением рассказывали с телеэкранов о «жучках», внедренных в стыки металлических каркасов здания, причем аппаратура была изготовлена из материала такой же плотности, что и сама арматура, а потому не могла быть обнаружена с помощью рентгена. Рассказывали также о вечных источниках питания таких устройств, поскольку аккумуляторы должны были подзаряжаться от движения водяных паров в штукатурке. Словом, довольно быстро масштабная операция стала тайной мадридского двора.

Еще через пару лет строительство посольского здания было приостановлено. Одновременно конгресс США принял постановление, запрещающее ввод в эксплуатацию нового здания нашего посольства, в котором, к слову сказать, наши специалисты также изъяли немало американских «закладок». Как говорится, кто сам без греха, пусть метнет в меня «жучком».

Словом, ситуация оказалась не только скандальной, но и фактически тупиковой. Американцы были готовы просто снести недостроенное здание, что в принципе грозило СССР ответными санкциями. Притом, что после первых разоблачений вся система прослушки, заложенная в американские стены, была уже дезактивирована. А американцы выявили большинство элементов самостоятельно. В таком контексте одобренное Горбачевым решение об односторонней передаче янки схемы всей системы слежения, выглядит скорее хорошей миной при проигранной игре, чем злокозненным предательством.

Правда, на ответный жест доброй воли американцы не пошли, и долгое время нашим сотрудникам не было позволено обжить свою новую рабочую резиденцию в Вашингтоне. Естественно, никакой ответной передачи схемы слежения также не было. И лишь в 1994 году заокеанские власти вернулись к сиротски брошенному зданию. Снесли два верхних этажа и достроили еще четыре. Вот эти-то четыре этажа и стали закрытой зоной, поскольку в их безопасности американцы были уверены, все кирпичи были доставлены прямо из-за океана. Судя по всему, они так до конца и не поверили Бакатину, решив: что-то все-таки русские от них утаили.

Но поиски наших «жучков» в собственных стенах не отвлекали специалистов АНБ от размещения своих «закладок» повсюду, где только позволяли обстоятельства. Так, еще в 1975 году американцы установили в районе Можайска два особых радиоэлектронных устройства для перехвата излучения, источником которого должны были стать некоторые секретные объекты, расположенные в районе Бородинского поля. Устройства были закамуфлированы под пеньки деревьев, и такая «пеньковая» информация предназначалась для оперативной передачи на спутник, который регулярно пролетал над нашей территорией. В последствии киностудии нещадно эксплуатировали этот сюжет в своих многочисленных шпионских фильмах. Вспомните «Судьбу резидента» или «Бармена из «Золотого якоря». Да мало ли было других.

А вот иной сюжет из реального противостояния разведок отчего-то внимания советских кинематографистов не удостоился. Речь идет об особом внимании «тихих американцев» к колодцам, открывавшим подходы к кабелям спец и просто связи. Было зафиксировано немало попыток подключиться к ним с помощью аппаратуры, позволявшей быстро снимать и расшифровывать сигналы. Причем некоторые вполне удались. А об игре вокруг мобильной связи мы уже рассказали. Словом, плохо было не то, что Бакатин, Горбачев, Панкин (в то время министр иностранных дел Союза) не за понюшку табака отдали американцам схемы прослушки их нового посольства, а то, что подобная акция оказала расхолаживающий эффект на страну в целом.

Гласность приобрела форму тотального отказа от защиты конфиденциальной информации. В результате в компьютерах, на радостях приобретенных у американских фирм для солидных российских ведомств, вдруг обнаруживались передающие секретную информацию устройства, в ключевое для молодой ельцыновской России Мингосимщество как на работу ходили сотрудники иностранных фирм, которые получали из первых рук стратегическую информацию о набирающих силу приватизационных процессах.

Новое время потребовало новых методов работы. Рассказ о них еще впереди.


Павел ЕРМИШИН


К началу ^

Свежий номер
Свежий номер
Предыдущий номер
Предыдущий номер
Выбрать из архива