Студенческий меридиан
Журнал для честолюбцев
Издается с мая 1924 года

Студенческий меридиан

Найти
Рубрики журнала
40 фактов alma mater vip-лекция абитура адреналин азбука для двоих актуально актуальный разговор акулы бизнеса акция анекдоты афиша беседа с ректором беседы о поэзии благотворительность боди-арт братья по разуму версия вечно молодая античность взгляд в будущее вопрос на засыпку встреча вузы online галерея главная тема год молодежи год семьи гражданская смена гранты дата дебют девушка с обложки день влюбленных диалог поколений для контроля толпы добрые вести естественный отбор живая классика загадка остается загадкой закон о молодежи звезда звезды здоровье идеал инженер года инициатива интернет-бум инфо инфонаука история рока каникулы коллеги конкурс конспекты контакты креатив криминальные истории ликбез литературная кухня личность личность в истории личный опыт любовь и муза любопытно мастер-класс место встречи многоликая россия мой учитель молодая семья молодая, да ранняя молодежный проект молодой, да ранний молодые, да ранние монолог музей на заметку на заметку абитуриенту на злобу дня нарочно не придумаешь научные сферы наш сериал: за кулисами разведки наша музыка наши публикации наши учителя новости онлайн новости рока новые альбомы новый год НТТМ-2012 обложка общество равных возможностей отстояли москву официально память педотряд перекличка фестивалей письма о главном поп-корнер портрет посвящение в студенты посмотри постер поступок поход в театр поэзия праздник практика практикум пресс-тур приключения проблема прогулки по москве проза профи психологический практикум публицистика путешествие рассказ рассказики резонанс репортаж рсм-фестиваль с наступающим! салон самоуправление сенсация след в жизни со всего света событие советы первокурснику содержание номера социум социум спешите учиться спорт стань лидером страна читателей страницы жизни стройотряд студотряд судьба театр художника техно традиции тропинка тропинка в прошлое тусовка увлечение уроки выживания фестос фильмоскоп фитнес фотокласс фоторепортаж хранители чарт-топпер что новенького? шаг в будущее экскурс экспедиция эксперимент экспо-наука 2003 экстрим электронная москва электронный мир юбилей юридическая консультация юридический практикум язык нашего единства
От редакции

Выпуском  журнала занимался коллектив журналистов, литераторов, художников, фотографов. Мы готовим рассказ о  коллегах и  об их ярких, заметных публикациях.

А сейчас назову тех, кто оформлял СтМ с 1990-х до 2013-го.

Главный художник Александр Архутик,
мастер компьютерного дизайна Алексей Колганов
и фотограф Игорь Яковлев.

Большая часть обложек и фоторепортажей – творческая работа Игоря Яковлева.

Надеюсь, что нам удастся представить Вам  увлекательную историю создания и деятельности  СтМ.

Юрий Ростовцев, гл. редактор
«Студенческого меридиана», журнала,
которому я с удовольствием служил
с 1977 по 2013 годы.

Наши партнеры










Номер 05, 2005

Психоделия без наркотиков

Психоделия конца 60-х: о, это было хиппиозно и романтично - если верить букварям рок-истории (по спискам некрологов все выходит иначе). Но как обстоит дело сегодня? Радует главное: ностальгический дымок «дури» из нео-психоделического рока выветрился. Зато расцвела любовь к импровизациям - поклонники Phish или Widespread Panic знают, о чем речь.

Последние очень кстати выпустили «Uber Cobra» - полуакустическую концертную запись, подтверждающую их статус «душевнейших» хиппарей очередного призыва. Джон Белл звучит так, словно машиной времени его занесло сюда из 66-го. И никаких при этом нездоровых наклонностей!

В том же мирке обитают и Particle («Launchpad») - в том смысле, что, следуя примеру Phish и Chinese String Incident, устраивают в студии сплошной jam, загоняя композиции под водопады импровизаций. Правда, один свой «корень» группа ведет от диско-панка, другой (через ударника Даррена Пуалета) - от гейм-культуры; лишь гитарист Чарли Хичкок - откровенный prog-металлист. Странно, но на новопсиходелической ниве единомышленников у него осталось немного.

Квинтет Dios («Dios») - калифорнийская реплика в адрес Air (со ссылками на Нейла Янга): мелодичность здесь искусственно затуманена, меланхолия сама по себе воздействует наркотически.

Французскому влиянию подвержены и Blonde Redhead («Misery Is A Butterfly»). Это почувствовалось сразу же после того, как группа покинула «лагерь» последователей Sonic Youth и заиграла нечто в духе Flaming Lips. Хрупкое соединение электронных конструкций и гитарного импрессионизма вибрирует обнаженной чувственностью. Заслуга в этом принадлежит Казу Макино, которая своим сопрано действует, словно художник - кистью.

Британские экспериментаторы Stereolab («Margerine Eclipse») издавна офранцужены. Уникальным обаянием их музыка обязана ненавязчивому голоску Летишии Сэдье, который вьется повсюду подобно яркой бабочке. После гибели (при падении с велосипеда!) поющей гитаристки Мэри Хансен группа весьма приуныла - вследствие этого, очевидно, и сблизилась с обозреваемым нами неохиппиозным массивом.

Где-то неподалеку отсюда (а точнее, Исландии) Singapore Sling («The Curse Of Singapore Sling») вышивает гитарным фуззом под неспешные ритмы психополотно той примерной расцветки, к которой тяготели My Bloody Valentine. Сходство с классиками shoegazing’a подчеркивается и склонностью автора/вокалистa Хенрика Бьорнссона сознательно хоронить свой голос под пластами гитарного гула.

Sun Kil Moon («Ghosts Of The Great Highway») произросли от ветви Red House Painters - группы, которой удалось средствами «мягкой» психоделии выразить все самое печальное, что только может войти в сердце чувствительного молодого американца. Марк Козелек и в новом проекте продолжает изъясняться с такой изысканностью, что даже в 15-минутной элегии о корейском боксере («Duk Koo Kim») звучит, словно реинкарнация Сильвии Плат.

Из «металлических» областей в новую психоделию вторглись Wellwater Conspiracy («Wellwater Conspiracy»). Впрочем, состав, возглавляемый Мэттом Камероном (в прошлом - барабанщиком Pearl Jam) и Джоном Макбейном (экс-Monster Nagnet), в наследие британской эры «flower power» вгрызается с таким аппетитом, что рискует попасть в категорию «ретро».

Казалось бы, Super Furry Animals - естественные им союзники. Однако, достигнув три года назад («Rings Around The World») всех мыслимых и немыслимых вершин, валлийская пятерка в новом альбоме «Phantom Power» взялась за осмысление тягот современного мира, погружающегося в пучину террора. Запоминаются здесь «Liberty Belle» - карикатурный гимн американскому идеализму - и антивоенная «The Piccolo Snare»; все остальное по степени содержательности напоминает сам этот критикуемый мир.

Еще более жестко звучат The Twilight Singers (“Blackberry Belle”). В своем втором альбоме группа Грега Дулли (экс-Afghan Whigs) играет электронно-психоделический пост-грандж, то и дело цитируя Pink Floyd середины 70-х. Необычны здесь тексты: автор увлечен вампирской литературой, темой наркомании и странным эпизодом из собственной жизни, когда его едва не прикончил маньяк. Политики в альбоме мало, но Дулли - захватывающий рассказчик, что в нео-психоделии величайшая редкость.

Распространили свое влияние в жанре пост-рокеры - враги всякой повествовательности. При этом их творения на удивление убедительны. Tortoise («It’s All Around You»), опираясь на барабанный дуэт (Джон Макинтайр - Дэн Бритни), занимаются укладкой джазообразных «петель» в атмосферную текстуру, насыщенную сюрпризами (вроде битловских цитат). Fantomas («Delirium Cordia») хоть и тянут одну-единственную композицию 74 минуты, а ухитряются за это время выстроить в процессе стройное здание пост-джазовой рок-абстракции. Жаль, невнятно поют - устами, между прочим, Майкла Пэттона (экс-Faith No More), который нашел себя в новом, извращенно-артистическом амплуа.

В общем, психика человеческая сложна и непредсказуема, а рок-психоделия - всего лишь ее звуковая проекция. Наркотики в творческом мире явно утрачивают влияние. И хорошо, что от этого сам мир становится лишь ярче и разнообразнее.

«Прогресс» по-латински

Слово latin по-прежнему ассоциируется у вас с Энрике Иглесиасом? Навострите уши: именно в этом этническом анклаве сейчас все меняется к лучшему. Неожиданно серьезный образчик «латинского рока» выдала мексиканская группа Kinky. Ее второй альбом «Atlas» демонстрирует необычное чувство юмора и напичкан электронными заморочками, на фоне которых вокал англоязычного Джила Серезо звучит загадочно и сюрреалистично.

Хуана Молина в своей родной Аргентине считается комедийной актрисой. В музыке же предпочитает электронный гипнотический рок, наполненный ощущением абсурдной веселости. Заслуживает внимание ее новый альбом «Tres Cosas», прославивший певицу в глубинах калифорнийского андерграунда: очень милая коллекция туманных, но трогательных и смешных поэтических миниатюр.

Куда серьезнее колумбийка Андреа Эчеверри. Первый сольный альбом («Andrea Echeverri») вокалистки Aterciopelaos представляет собой неожиданно откровенный «отчет» о беременности и родах. Если группа ее исполняет тропический вариант трип-хопа, то Эчеверри погружена в философские, дзен-буддистские глубины, над коими и парит ее кристально-чистый высокий вокал.

Секстет из Венесуэлы Los Amigos Invisibles может показаться проектом исключительно танцевальным: действительно, ритмический напор босса новы и мамбо - первое, чем они обращают на себя внимание. Но стоит вникнуть поглубже в музыку их четвертого альбома «The Venezuelan Zingo Son Vol. 1». Проникновенный вокал, интересные аранжировки и мастерство продюсерской команды Masters At Work поднимают пластинку до уровня лучших образцов джаз-роковой психоделии.

Ну, и наконец, ветераны Los Lobos подали голос. Музыка их нового альбома «The Ride» словно бьется меж двух берегов. На старом остался фирменный коллаж рока, соул и кантри, выстроенный на латинской основе. На новом возникли экспериментальные пробы с участием Ричарда Томсона, Элвиса Костелло, Уилли Джи и Тома Уэйтса. Редкий пример, когда группе удается буквально все!

Так что, поотстал ты, Энрике: хоть теперь и с Анной Курниковой, но - не наш человек!

Punk: семеро лучших

- Offspring, “Splinter”. Двадцать лет на сцене - и без изменений? Самая серьезная вещь – «Neocon» («Мы не пойдем на компромисс...»), самая легкомысленная - («Spare Me Details»). Способностью к самоповторам стали напоминать Ramones.

- Pretty Girls Make Graves, «The New Romance». Второй альбом группы из Сиэтла, где царствует Андеа Золло, мастерица командного вокального стиля. Лучшие вещи: «Teeth Collector», «Blue Lights» и неожиданно мелодичная «Chemical Chemical».

- Thrice, «The Artist In The Ambulance». Калифорнийский агитпоп от Дастина Консруэ, смягченный скрипками и виолончелями. Выделяется антивоенная «Paper Tigers».

- Blink-182, «Blink-182». Том, Марк и Трэвис повзрослели и в пятом альбоме ужесточили звук, занявшись экспериментами с электроникой. Лучшая вещь – «I Miss You»; самая неожиданная – «Violence».

- Hey Mercedes, «Loses Control». Открытый и мощный power punk от бывших участников Braid из Чикаго. Покинув загон emo-рока, рвутся теперь к стадионным просторам.

- Story Of The Year, «Page Аvenue». Металлизированный hardcore punk из Сент-Луиса с элементами noise-рока. Еще недавно назывались Big Blue Monkey.

- French Kicks, «The Trial Of The Century». Три года назад группа из Вашингтона исполняла поп-панк, теперь добавила в микс нечто атмосферное. Отдаленно напоминают The Cure; открыто рвутся в услужение к Голливуду.


К началу ^

Свежий номер
Свежий номер
Предыдущий номер
Предыдущий номер
Выбрать из архива