Студенческий меридиан
Журнал для честолюбцев
Издается с мая 1924 года

Студенческий меридиан

Найти
Рубрики журнала
40 фактов alma mater vip-лекция абитура адреналин азбука для двоих актуально актуальный разговор акулы бизнеса акция анекдоты афиша беседа с ректором беседы о поэзии благотворительность боди-арт братья по разуму версия вечно молодая античность взгляд в будущее вопрос на засыпку встреча вузы online галерея главная тема год молодежи год семьи гражданская смена гранты дата дебют девушка с обложки день влюбленных диалог поколений для контроля толпы добрые вести естественный отбор живая классика загадка остается загадкой закон о молодежи звезда звезды здоровье идеал инженер года инициатива инфо инфонаука история рока каникулы коллеги компакт-обзор конкурс конспекты контакты креатив криминальные истории ликбез литературная кухня личность личность в истории личный опыт любовь и муза любопытно мастер-класс место встречи многоликая россия мой учитель молодая семья молодая, да ранняя молодежный проект молодой, да ранний молодые, да ранние монолог музей на заметку на заметку абитуриенту на злобу дня нарочно не придумаешь научные сферы наш сериал: за кулисами разведки наша музыка наши публикации наши учителя новости онлайн новости рока новые альбомы новый год НТТМ-2012 обложка общество равных возможностей отстояли москву официально память педотряд перекличка фестивалей письма о главном поп-корнер портрет посвящение в студенты посмотри постер поступок поход в театр поэзия праздник практика практикум пресс-тур приключения проблема прогулки по москве проза профи психологический практикум публицистика путешествие рассказ рассказики резонанс репортаж рсм-фестиваль с наступающим! салон самоуправление сенсация след в жизни со всего света событие советы первокурснику содержание номера социум социум спешите учиться спорт стань лидером страна читателей страницы жизни стройотряд студотряд судьба театр художника техно традиции тропинка тропинка в прошлое тусовка увлечение уроки выживания фестос фильмоскоп фитнес фотокласс фоторепортаж хранители чарт-топпер что новенького? шаг в будущее экскурс экспедиция эксперимент экспо-наука 2003 экстрим электронная москва электронный мир юбилей юридическая консультация юридический практикум язык нашего единства
От редакции

Выпуском  журнала занимался коллектив журналистов, литераторов, художников, фотографов. Мы готовим рассказ о  коллегах и  об их ярких, заметных публикациях.

А сейчас назову тех, кто оформлял СтМ с 1990-х до 2013-го.

Главный художник Александр Архутик,
мастер компьютерного дизайна Алексей Колганов
и фотограф Игорь Яковлев.

Большая часть обложек и фоторепортажей – творческая работа Игоря Яковлева.

Надеюсь, что нам удастся представить Вам  увлекательную историю создания и деятельности  СтМ.

Юрий Ростовцев, гл. редактор
«Студенческого меридиана», журнала,
которому я с удовольствием служил
с 1977 по 2013 годы.

Наши партнеры










Номер 05, 2005

Пойманные в сети

Кажется, год не прошел, как повздорила с кузеном насчет книжного шкафа. Братец с подобающей ему беспардонностью прошелся по моим «отстойным полкам с замшелыми корешками» и в качестве образца выставил свой «прикольный наладонник», куда текста вбивается «гига семьдесят». С ним и в самолете, понимаешь, и на курорте, и на лекции - да куда ни глянь, везде удобно и нестыдно. Я же категорически не принимаю «Толстого в кармане» и отказываюсь признать раритетную «Рампу и жизнь» 1898 года издания - альфу и омегу любовно собранной библиотеки - за «замшелые корешки». Цезарю - цезарево, а кесарю - кесарево. Но то, что год назад казалось пустой болтовней в духе лекции на тему «есть ли жизнь на Марсе?», теперь вызывает совсем иные толки. Причем совершенно не связанные с вопросом «бумага или цифра?»: корешки - как бы само собой разумеющийся факт - попали в литературные питекантропы и отпали за ненадобностью. Один - ноль в пользу брата Мишки. А вопрос вопросов, встряхнувший сейчас всю читающую общественность Рунета - он-лайновые библиотеки и прямо связанный с ними закон об авторском праве. Об этом же говорили и спорили отцы-основатели сетевых библиотек на «круглом столе» в Федерации Интернет-образования.

Время убирать корешки…

Будто бы сессии не пахнут очередями в читальные залы, и ученые мужья не копаются в пыльных талмудах Ленинки. Копаются еще как - только не академики, а студиозы, и не в лохматых оригиналах, а в Инетовских копиях: сама-то многострадальная РГБ закрыта на бессрочный ремонт. А что до очередей в читалки, то братец прав, они хоть и остались, но активно рассасываются из-за таких вот, как Мишка, фанатов сети. Впрочем, почему фанатов? Смотрю на приятелей-ровесников: вроде и не «зеленые» совсем, как кузен, но практически все обзавелись покет-писюшниками - то бишь мини-компьютерами - каждую неделю забивают книжек по пять, суют в карман, а в метро достают и читают. Дешево и сердито. Ноша не тянет ни в прямом, ни в переносном смысле: «наладонник» не том «Войны и мира», а потом скачать текст из паутины дешевле выйдет, чем купить такую же книжку в магазине. Не секрет, что придуманный стариком Гутенбергом процесс к тому, что удручающе дряхл, еще и недопустимо дорог: полиграфия, доставка и все такое. «Электронка» денег больших не просит, поэтому все расходы на печать, почтовую рассылку и дорогую аппаратуру Инет давно свел на «нет». Так что хотим мы того или нет, но сетевые книги - теперь не роскошь, а факт времени. «Предлагаемые обстоятельства», к которым нам досталось приспосабливаться, что, впрочем, не так уж и сложно, если сравнить обычный поисковик вроде Гугла или Яндекса с реальной читальней. Иногда легче час потерять на поиск нужной статьи в Рунете, чем ехать сначала в Ленинку, полдня рыться в ее каталогах, обнаружить позарез нужную статью в Химкинском филиале, мотнуться на окраину, убить оставшиеся полдня на заказ спрятанного где-то в запасниках журнала и к вечеру… не получить его на руки. Словом, Мишка, снова и снова сдаюсь: не время моих «корешков», как и вообще каких-либо бумажных изданий.

Вот недавно «по уши» ушел в Инет один очень уважаемый мною журнал, без лишних расшаркиваний объяснение выдал такое, что и не придерешься: невыгодно издаваться в глянце. Втихомолку и другие любимцы обзаводятся своими сайтами, оно и правильно: в случае чего, все уйдут в паутину.

Да что там я, мне-то вообще шоколадно, у меня три библиотеки под боком, и все крупные. Вот ребята с периферии - им я не завидую. При тех небольших тиражах, которыми сейчас выходит большинство изданий, поймать нужные произведения реально только в Москве и Питере, а регионы и русское зарубежье - уж извините, доставайте как хотите. Не командировку же брать, как в старину, вот и достают, вернее, качают из Инета. И ведь есть откуда: в отечественной паутине «висит» не менее десятка образовательных серверов, не считая художественно-литературных.

Символизм с клубникой

Элементарный поиск в Яндексе выдает сотни полторы он-лайновых собраний различных сочинений: на любой вкус, цвет и запах. «Цветы зла» Бодлера из «Кафе декаданс» соседствуют с графоманией неизвестных современников, «Холостяцкая лирика» является народу под ручку с «Блатным фольклором», зато «Библиотека еретиков» единым фронтом выступает против отцов церкви и современных апологетов христианства на сайте православной литературы. Но не все выложенное в Рунете язык повернется назвать библиотеками: чаще всего собранные усилиями двух-трех человек, читальни близки и понятны только «своим», иногда они под завязку набиты сплошным фэнтези или даже эротикой. Поэтому опуская «всякую всячину», остановлюсь на наших с Мишкой любимых серверах. Согласна, что необъективно, но ведь и Инет - дело вкусовщины.

Вопросом, где достать реферат, братец давно уже не морочится. Нет, он парень не дурак, общеизвестные и занесенные в негласный «черный список» преподов рефераты из сети не таскает, но компиляцией из зрелых столпов филологии пользуется виртуозно, так что и не прицепишься. Скажем, для темы «Литературный салон начала XX века» скачал выдержки из последнего хита моего универского педагога, известного литературоведа Николая Богомолова «Русская литература начала XX века и оккультизм», присобачил к ним воспоминания Гиппиус в обнимку с мало кому известными эссе Зиновьевой-Аннибал «Тридцать три урода». И хотел «для прикола» усластить все это научной «клубничкой» все того же Богомолова на тему «Эротика в русской поэзии…» (Господи, я-то, примерная ученица Николая Алексеевича, даже и не догадывалась о ее существовании!), но в последний момент испужался. А что, если «старые перцы» с мехмата не оценят глубины его филологических изысканий, не поймут, что встречающаяся в сугубо научной статье ненормативная лексика - суть выражение нормальной телесной любви символистов и обэриутов, а вовсе не его, Мишкины, непристойности? Хохма в другом: мехматовские перцы тоже оказались любители Серебряного века, так что сразу раскусили, из какого источника плагиат. А источник такой один на весь Инет - он-лайновый проект «Серебряного века силуэт…». Самая, на мой взгляд, удачная библиотека по началу прошлого века - с простым, как счетные палочки, рубрикатором и поисковиком, с донельзя забитым содержанием. Поскольку сайт делали люди, далекие от филологии, просто увлеченные книгочеи, то и читальня вышла весьма разношерстной - ни жанровыми, ни стилевыми рамками не ограниченная. Откровения Любови Менделеевой и переписка Маяковского с Лилей Брик мирно соседствуют с научными трудами Катаняна, энциклопедией русской живописи и собранием сочинений Георгия Иванова. Как при этом сохранен порядок, уму непостижимо, но сохранен: театр, музыка, живопись и литература раскиданы по отдельным разделам, каждый из которых снабжен алфавитным указателем имен и подробными описаниями. Правда, из сорока с лишним художников пока кликается только дюжина. Зато не то что студенту-технару, даже аспиранту-филологу не стыдно покопаться в сетевом ресурсе и выискать такие, например, изюмины, как «Театр интермедий», где есть все о комедии дель арте в духе доктора Дапертутто (Мейерхольда) и Михаила Кузмина. Путь к акмеистам и имаженистам облегчен нехилой «разблюдовкой» по литературным течениям и объединениям вроде «Голубой розы» и «Ослиного хвоста». Имеется даже театр Евреинова, информацию по которому я еще лет пять назад не могла найти ни в одной нормальной библиотеке - только за семью печатями, в спецхране музея МХАТ.

Чехов и Ко

«Силуэты» - излюбленная грядка брата, я же постоянно «пасусь» на портале с гарри-поттеровским названием «Библиотека магистра», хотя к ученику чародеев из школы Хогвартс она не имеет никакого отношения. Тем более что «урожай» у нее солидный - классики - и, видимо, не с одного поля собранный. Полное собрание сочинений Пушкина, Достоевского и Толстого. Правда, причем тут странствующая теософка Елена Блаватская, до сих пор не пойму. Разве что Толстого в статьях защищала, только и всего, но ей наравне с Пушкиным отведен свой раздел. Кстати, если к библиографии Толстого и Достоевского претензий никаких, то отсутствие в отделе пушкинистики трудов Юрия Лотмана при полной коллекции критиков-«сменовеховцев» Сергея Булгакова и Петра Струве, мягко говоря, вызывает недоумение. Это беда всех электронных библиотек - извини, Миша, тебе шах. Любая выборка субъективна, а уж он-лайновые тем более, что и отличает виртуальные читалки от обычных. Но это единственный минус он-лайнов, и минус простительный, ибо «комплектуются» они не по указке чиновников и не на казенные денежки, а по старому русскому принципу «с миру по нитке». Но даже при таком «дилетантском» подходе к делу сети я бы все равно предпочла бумаге, хотя бы по той банальной причине, что мой книжный шкаф (тот самый, с «Рампой и жизнью») забит до отказа и еще одного пухлого тома не выдержит. Как, впрочем, и мой кошелек: его тоже плющит и корчит при виде десятитомника Александра Сергеевича ценою в 4 тыс. целковых. Если бы только не дырки…

Ими пестрит и страничка русской прозы XX века: есть не очень-то яркие и мало кому нужные Пильняк и Арцыбашев, но нет рассказов Чехова. Стоп. Угадываю «идеологическую линию»: собрать библиотеку неизвестных книг. Но зачем? Спрашивают ее ведь единицы - вот ради единиц и стоит… Мамы разные нужны, мамы разные важны. Это уже вопрос самопозиционирования: каждая «электронка» хочет выпендриться. Оно и понятно, при засилье классиков в паутине (уже и такое наблюдается!) оригинальное «лицо» - дело далеко не десятое. У «Библиотеки магистра» физиономия кадета времен третьей Госдумы: больно разномастная и объективная подборка по истории. Рядом с Владимиром Соловьевым мирно уживается Николай Костомаров: пожали бы, интересно, классики друг другу руки, встреться они сейчас? Под боком у покоцанного Ленина библия аж на тринадцати языках. Так что зияющие пустоты сетевые читальни с лихвой компенсируют электронными инкунабулами, то бишь редкостями.

Нужды в том нет, что где-то не хватает рассказа Чехова или, скажем, повести Довлатова. То, чего нет на одном портале, обязательно встретишь на соседнем: не на бесплатном хостинге, так на платном. Есть ссылки, есть указатели. Хотя практика показывает: все, что можно слизнуть в электронном виде, давно украдено и выставлено бесплатно на всеобщее обозрение. Долго ничего не залеживается. Не нашли сочинение классика и современника (хотя это нонсенс) у «Магистра» - пожалуйста, есть старейшая библиотека Комарова с «джентльменским набором» школьника и студиоза и традиционным для обычных библиотек стендом «Новые поступления». Хотя и она не без греха: полному собранию сочинений Федора Михайловича явно не хватает «Бесов» и «Братьев Карамазовых». «Бесов» не нашла и на сервере Евгения Пескова. Зато у песковского Чехова «за пазухой» все и немножечко больше - произведения, не включенные даже в некоторые бумажные многотомники. Ну, ничего, просчеты коллег легко замазывает «народная» библиотека Максима Мошкова, старейшая в русскоязычном Инете (1994). К тому же еще и универсальная: в персоналиях фигурируют как современники, известные и не очень, так и классики. И жанры представлены практически все - от научпопа и трудов по философии/психологии до детективов и модной нынче эзотерики. Только моего любимого Айхенвальда с Володиным нет, да что там - вообще по теме диссера глухо, только косвенно касающиеся дела труды Аникста. Что делать, издержки «производства» - кто заказывает музыку, тот и девушку «танцует».

Vovos voco!

Я лично «танцую» еще с «Современной философской мыслью». Мне нравится, что по пристрастности выборки портал не уступает «Библиотеке магистра». Мне нравится, что в мои современники чудесным образом попали… Достоевский, Менделеев и Сикорской. Никаких чудес, идею свою авторы проекта объясняют просто: мол, через несколько лет мы сами станем современниками классиков научной и художественной мысли. В каком смысле - потомки ли не слишком въедливые свяжут нас, как мы сейчас Платона с Демокритом, или в смысле, что души наши когда-нибудь воспарят в небеса и встретят там классиков, не ясно. Но приятно. И приятно вдвойне, что сайт - с нехарактерным для нынешней виртуально-реальной действительности нравственным подтекстом. Судите сами: Ф. Достоевский. «Легенда о великом инквизиторе», М. Бахтин. «Искусство и нравственность», И. Сикорский. «Эволюция души», и таких глашатаев истины - добрый десяток.

Есть, правда, еще одна библиотека, призванная будить наши спящие мозги и души. С громким герценовским кличем-названием VOVOS VOCO!, что значит «зову живых!». Собранная на голом энтузиазме, она, пожалуй, единственная из всех Инетовских «подруг» содержит роскошную подборку лучших газетных и журнальных публикаций «от Ромула до наших дней». Причем не только статьи авторов, но и статьи «о…». Например, академика Велихова об академике Арцимовиче, Арцимовича - о ком-нибудь еще (раздел ЖЗЛ). Встречаются не только рассуждения о биномах и геномах, но и опусы на тему «Роль бабушек в современной эволюции человека» (раздел «Свежие сливки»), «Жестокая любовь кальмаров» (Естествознание) и юморные пассажи биографов, и провидческие реплики великих. Научные публикации и советы, как писать научпоп (Стиль - это человек) и читать лекции «из первых рук» адвоката Кони и Чуковского, публичные протесты от «Не могу молчать!» Толстого до выступления Жореса Алферова в Госдуме, самая крупная библиография по истории цензуры и подборка по «человековедению» (ECCE HOMO) с отточием на выступлении Виталия Гинзбурга «Почему советские ученые не всегда получали заслуженные Нобелевские премии?». А еще полные архивы журналов «Знание - сила» и «Земля и вселенная» - вот и все, ни убавить, ни прибавить. Библиотеки с их правилами деликатного обращения с вырезками отдыхают. Газетные публикации и так-то живут недолго, и память о них гаснет вместе с поколением. А сейчас это и жизнью трудно назвать: так ничтожны тиражи добропорядочных изданий, так нищи читатели и читальни, да и хорошие статьи разыскать так нелегко, что авторам «могучей кучки» просто стыдно отказать в памятнике при жизни. Но они скромные, взамен ничего не просят. Кроме разве что «участия дарителей трудом», причем добровольным, без приказов.

Edulib’ские дела

Как ни ругаем мы отечественную сеть за отсутствие образовательных сайтов, но они есть. Мишка мой, например, постоянно что-нибудь тырит из «виртуальни» РГБ и Фундаментальной библиотеки МГУ. Всем хороши библиотеки, только вот фонды их доступны далеко не каждому, а только тем, кто выходит в сеть из самой библиотеки. Вряд ли такой вариант устроит периферию. Часть архивов «фундаменталки» доступны на www.edulib.ru, но то давнишние издания, новых практически и нет. Раритеты эти в рамках подписанного с МГУ соглашения выкладывает Центральная библиотека образовательных ресурсов, чей профиль вообще-то не эмгэушные книжки, а оцифрованные копии книг из «министерского списка». По сути, единственное в своем роде полноформатное собрание учебников: уже сейчас на «едулибе» забито порядка 11 350 изданий, и еще по восемьдесят «единиц» ежедневно выкладывают штатные сотрудники ЦБОР - среди них, кстати, масса быстрых на руки студентов-технарей. Все бы ничего, но доступ на «полки едулиба» авторизованный, в смысле каталоги и описания открыты всем, а полные тексты - только избранным подписчикам, то бишь студиозам всего лишь 250 вузов. Хотя изначально главная вузовская виртуалка задумывалась как публичная, с открытым входом с любой точки земного шарика (иначе какой в ней толк?), а июльские поправки к Закону об авторском праве на благой идее поставили крест. Но не будем пока о грустном…

У роскошного ресурса по физматлитературе www.mccme.ru, точнее, у его держателя - Центра непрерывного математического образования - проблем с авторскими правами нет. Сам себе собиратель, хранитель и издатель, ЦНМО десятки лет уже как собирает вокруг себя лучших учителей, разработчиков олимпиад и профилируется на выпуске школьного научпопа. Поэтому свой сетевой проект рассматривает всего лишь как альтернативу печатной книге, причем самую что ни на есть дешевую. И Мишке нашему с ресурсом здорово повезло: он готовился по совершенно убойной «Библиотечке математического просвещения», которую для него и для таких же, как он, гениев в штанишках составили сам академик Арнольдов (!) и сам академик Аносов (!). И олимпиадные задачки по геометрии из архива 1935 - 2004 годов братишка решал под виртуальным руководством Соровского учителя Романа Гордина. Потому, может, и прошел без экзаменов в главный вуз страны, что оставил за спиной ворох решенных в Инете примеров.

Мне же, чтобы не выверять цитаты к докладу по литературе, помнится, не раз и не два понадобилась Фундаментальная библиотека русской литературы и фольклора. Конкурировать с ней не смеет даже Мошков: шутка ли, все издания абсолютно всех классиков - с полной идентификацией оригиналов, вплоть до раскладки по страницам и схожих гарнитур - со всеми историческими иллюстрациями, комментариями, сопутствующей критикой и добротным библиографическим описанием. Кто не знает, чем «Евгений Онегин» 1833 года издания отличается, скажем, от того же романа 1837 или 1966 года издания, тому не объяснишь, что это такое. Сие ведомо только специалистам, которым, собственно, он-лайн и адресован. Хотя авторы проекта тщатся его упростить под «массового потребителя». И кое-что уже сделали: облегчили рубрикаторы и забили mp3-шные файлы с музыкальными переложениями классиков - не только Козловского и Лемешева, но даже и «Калинов мост».

Злые лакуны

А теперь обещанная порция дегтя. Представьте, что все вышеописанные ресурсы возьмут и однажды закроются. Ни тебе дореволюционной редакции Пушкина, ни журнальных инкунабул, ни уж тем более халявного чтения - единственной пока стимуляции культурной речи. И это уже не фэнтези, а грозящая реальность, ибо принятые полгода назад поправки в закон об авторском праве добрую половину электронных ресурсов - и развлекаловку, и образовательные сайты тоже - ставят вне закона. «Теперь мы вправе размещать на сайте лишь те произведения, автор которых скончался более полувека назад», - подвел итог прошедшему недавно в Москве «круглому столу» «Проблемы и будущее электронных библиотек» Максим Мошков. И пояснил: в случае возникновения претензий со стороны автора или его наследника электронную копию просто удалят с сайта. А главная ответственная за www.edulib.ru Елена Бунь посетовала: правообладателя авторских прав на цифруемую книгу найти сложно, а то и вовсе невозможно, сознательно приходится нарушать закон. «Поэтому авторские права ЦБОР оплачивает через авторское общество, но даже в этом случае нужно еще договариваться по деньгам с издателями, чьи книги оцифровываются. Многие идут навстречу, но это все равно не правовое поле, а поле договоренностей».

Конечно, и думцев можно понять. Свободное брожение текстов и музыки в сети здорово бьет по карману владельцев авторских прав, и им, ясное дело, обидно. Ведь сетевой опус любой желающий влегкую скопирует и размножит на сидюшниках, а потом продаст на той же «Горбушке», всем известном рынке пиратской продукции, и гонорара даже не попросит. Все так, но зачем приличным сайтам да сразу кирпичом по морде? Формально, держатели он-лайновых читален ничего не нарушают: сканирование книги нельзя назвать запрещенным «белыми воротниками» воспроизведением и тем более тиражированием. Текст всего лишь переводится на другой носитель. Но это мелочи, соль спора в другом: обладатель Интернет-версии произведения, выкидывая книгу в Инет, больше не контролирует ее судьбу. С этим надо смириться, это специфика всех виртуальных библиотек: там хорошо развит механизм поддержки авторских неимущественных прав - у «электронных» коллекционеров рука не поднимется менять текст или фамилию автора. А вот с соблюдением имущественных прав швах полный: держатели электронных проектов со своих созданий не получают ни копейки, только убытки одни. Как, впрочем, и авторы текстов. Хотя последние, как известно, не ропщут и даже наоборот, всячески норовят «самоопубликоваться», ведь имя их только набирает в весе. Кстати, вот и спросить бы «архивных юношей», а что делать с такими, например, как я, чисто сетевыми авторами? Им несть числа: есть откровенные халтурщики и психи, признаюсь вам, а есть настоящие таланты, о которых трубит вся электронная Москва. Лишить потомство возможного классика словесности? Да ни за что!

Понятно, что новый закон на руку только власть и деньги имеющим, в первую голову крупным издателям. Они, разумеется, не отступятся от сетевиков, пока не затопчут и шапками не забросают. Но и он-лайнеры ребята не робкого десятка: своих позиций просто так не сдадут. Скорее всего, если поправки к закону не изменят (а вот это уже фэнтези), сетевые книгохранилища ограничатся отдельными видами изданий: старыми сочинениями, чей бумажный тираж давно разошелся, а владельцы прав давно в бозе почили, и творениями «импортных» авторов, а также дебютантов, алчущих любого читателя. Все, как прогнозировал Мошков. И совсем не исключено, что хитами «виртуалок» в скором времени станут рукописи, отвергнутые издателями.

Что тогда говорить о качестве он-лайновых «собраний сочинений»: у них неминуемо прорвутся дырки от «бандитских пуль», или, как называют их в беспристрастном мире старых библиотек - «лакуны». Так вот, господа читатели, не пропустим ни одной злостной лакуны! Вопреки закону, а может быть, и здравому смыслу заполним маячащие на горизонте пустоты личной подборкой, сделаем содержимое домашних полок достоянием масс. А как собрать сетевую библиотеку, вам подскажет сам маэстро Мошков - я вам это обещаю. Только, чур, девушку с Михаилом Чеховым под мышкой и замшелым корешком «Рампа и жизнь» за 1898 год пропустить вперед. Мои питекантропы должны же наконец обрести современное лицо.

Наталья ЕМЕЛЬЯНОВА


К началу ^

Свежий номер
Свежий номер
Предыдущий номер
Предыдущий номер
Выбрать из архива