Выпуском журнала занимался коллектив журналистов, литераторов, художников, фотографов. Мы готовим рассказ о коллегах и об их ярких, заметных публикациях.
А сейчас назову тех, кто оформлял СтМ с 1990-х до 2013-го.
Главный художник Александр Архутик,
мастер компьютерного дизайна Алексей Колганов
и фотограф Игорь Яковлев.
Большая часть обложек и фоторепортажей – творческая работа Игоря Яковлева.
Надеюсь, что нам удастся представить Вам увлекательную историю создания и деятельности СтМ.
Юрий Ростовцев, гл. редактор
«Студенческого меридиана», журнала,
которому я с удовольствием служил
с 1977 по 2013 годы.
...Дело было весной 2002 года. К начинающему вокалисту Алексу Капраносу подошел Мик Кук из Belle And Sebastian и вручил бас-гитару: попробуй-ка, мол, извлечь из нее что-нибудь звучное! На помощь устремились друзья: гитарист Боб Харди и ударник Пол Томпсон. А когда на вечеринке Капранос предложил Нику Маккарти (с которым до этого банально подрался) войти в состав новой группы, родилось чудо, имя которому придумали историческое: Franz Ferdinand.
С тех пор, кажется, минула вечность. Квартет из Глазго выпустил дебютный альбом («Franz Ferdinand»), провел успешные туры по Европе и США, побывал в чартах с синглом «Take Me Out» (выпущенным на небольшом, но теперь уже известном лэйбле Domino), стал обладателем престижной Mercury Music Prize. Их жесткий dance-панк (с оригинальными текстами в лучших традициях классического арт-рока) сформировал новое звучание британской сцены: свежее, яростное, взволнованное. Кажется, мир обрел новую «Нирвану» - в обоих смыслах этого святого слова!
Brit-rock: пять признаков возрождения
- Clinic, «Winchester Cathedral». Квартет из Ливерпуля в хирургических масках дебютировал с соединением гаражного рока и электроники, но во втором альбоме помрачнел и осунулся. Третья пластинка возвращает нас к началу пути, несколько злоупотребляя шумовыми эффектами, но реабилитируясь в лучших вещах: «Home» и «Falstaff».
- Gomez, «Split The Difference». Обладатели Mercury Music Prize 1998 года (за дебютный «Bring It On») некоторое время страдали от недостатка общественного внимания, но в текстуру четвертого альбома ввели элементы американского «корневого» рока и впервые достигли того уровня динамичности, что отличает их концертные выступления.
- Starsailor, «Silence Is Easy». Второй альбом самой мелодичной из новой поросли брит-поп-групп звучит изящно и меланхолично, а Джеймс Уолш умело продолжает вокальную традицию Тома Йорка и Джеймса Бакли. Обаяние дается им легко; о содержательности этого сразу не скажешь.
- Elbow, «Cast Of Thousands». Все та же космо-симфоническая психоделия, в которой пышные аранжировки вполне соответствуют структурной сложности композиций, а мягкий вокал Ги Гарвея (и его же поэтичный «поток сознания») точно укладываются в рамки чувственного нео-арт-рока самых высоких стандартов.
- Muse, «Absolution». Из всех последователей Radiohead эти - самые «рок-н-ролльные», но… Мэтт Беллами опять-таки звучит, словно искусственный гибрид Тома Йорка и Джефа Бакли. От этих двух классиков брит-року уже никуда не деться!
Блюзовый «корень»: новый расцвет
Много у рок-н-ролла длинных корней... Но самый главный, конечно, - блюзовый: неспроста к этой неиссякаемой чаше сегодня тянется стар и млад... «Старческую» бригаду возглавил (не в первый раз, разумеется), Эрик Клэптон: свой альбом «Mе And Mr Johnson» он посвятил творчеству величайшего из классиков блюза, вовремя вспомнив: самая первая песня, им записанная («Ramblin’ On My Mind», 1966, John Mayall & The Bluesbreakers), принадлежала как раз Джонсону. В число тех, кто присоединился в студии к мэтру, вошли Билли Престон и Энди Фэйрвэзер-Лоу - личности столь же заслуженные.
Продолжает главное дело всей своей жизни и Роберт Крэй, чья задача состоит в том, чтобы «вывести блюз из спячки». Можно поспорить, конечно, по поводу «сонливости» жанра, но альбом «Time Will Tell» - живое напоминание о блюзовой жизненности. Правда, даже искусные аранжировки неспособны скрыть вокальную «мягкотелость» автора, чей голос явно не предназначен для вскрытия основной для пластинки темы - всеобщей и частной несправедливости.
Пробудились от спячки и «мамонты» блюза. Правда, Би Би Кинг в «Reflections» склонился к исполнению поп-классики, причем без особых на то оснований («What A Wonderful World» - провал, от которого мэтра не уберегла даже сильная группа, в составе которой выделяются гитарист Дойл Брэмхолл и ударник Эйб Лаборель). Зато Кори Харрис в двойном «Live At Star Hill» демонстрирует свою наилучшую форму. Классику из Дельты свойственно природное чувство ритма: оно-то и помогает ему подчас в одиночку справляться с вещами почти неподъемными.
Давненько не попадали к нам в поле зрения полит-блюзмены. Зато теперь напомнил о себе Отис Тэйлор, самый «подкованный» из корневиков этого разряда. Любопытно, что при всей своей серьезности его «Double V» наполнен и насмешливым настроением; автор из Денвера (выросший в Чикаго) словно бы посмеивается над собой - даже в такой тяжелой (и автобиографической) вещи, как «Mama’s Selling Heroin». Кстати, в название альбома вынесен символ «двойной победы», которую чернокожие бойцы американской армии надеялись одержать не только на фронтах Второй мировой, но и у себя дома, над расизмом. Их ожидало горькое разочарование... Которое, судя по актуальности вещей, здесь нами рассмотренных, все еще продолжается.
Что ни сезон, то в хип-хопе новое откровение. На этот раз имя ему - Twista: альбомом чикагского рэппера «Kamikaze» музыкальная индустрия ознаменовала свой главный коммерческий успех 2004 года. Сам МС-виртуоз новичком себя в бизнесе не считает. Семь лет кропотливого труда, мощный продюсер (Кени Уэст) и агрессивная маркетинговая компания - все эти факторы и обеспечили альбому лидерство в чартах. Не испортили общей картины и студийные «гости»: Ар Келли и Джейми Фокс... не говоря уже о том, что цена на пластинку по настоянию Atlantic была сброшена до 10 долларов.
Еще один новичок - Лил Джон (Lil Jon And The East Side Boyz) - может считаться таковым лишь номинально: «Kings Of Krunk» - уже четвертый альбом трио из Атланты, Джорджия. Тексты здесь напористы и прямолинейны: эффект футбольных речевок подчеркивается пневматической бит-канонадой, над которой царит визг... в дикости своей несколько неожиданный для 32-летнего «юноши». Начинавшего, между прочим, чиновником - в репертуарном отделе фирмы So So Def Records, которую тогда возглавлял Джермейн Дюпри!
Был такой риск и у Оби Трайса затеряться среди «старших товарищей»: на лэйбле Эминема конкуренция высока! Спасли 25-летнего уроженца Детройта чувство юмора и необычный стиль - новая разновидность джаз-фьюжна, идеально воплотившаяся в сингле «Hoodrats». Немаловажная деталь: большую часть дебютного альбома «Cheers» спродюсировал Эминем (в сотрудничестве с Доктором Дреем и Тимбаландом). Любопытно, что взяли Трайса «на работу» после того, как два года назад Бизарр (D12) устроил ему прослушивание... через окно эминемовского автомобиля (тот очень спешил!). Настоящий голос - он ведь через любые препятствия проникает к внимающему народу! В этом году постоянный участник туров Anger Management и Roc The Mic начинает с третьей позиции в компании менторов пробираться наверх... Эминема перекрыть ему вряд ли удастся. Но то, что проживет он на этом свете дольше, чем 50 Cent, сомнений не вызывает ни у кого!