Студенческий меридиан
Журнал для честолюбцев
Издается с мая 1924 года

Студенческий меридиан

Найти
Рубрики журнала
40 фактов alma mater vip-лекция абитура адреналин азбука для двоих актуально актуальный разговор акулы бизнеса акция анекдоты афиша беседа с ректором беседы о поэзии благотворительность боди-арт братья по разуму версия вечно молодая античность взгляд в будущее вопрос на засыпку встреча вузы online галерея главная тема год молодежи год семьи гражданская смена гранты дата дебют девушка с обложки день влюбленных диалог поколений для контроля толпы добрые вести естественный отбор живая классика загадка остается загадкой закон о молодежи звезда звезды здоровье идеал инженер года инициатива интернет-бум инфо инфонаука история рока каникулы коллеги компакт-обзор конкурс конспекты контакты креатив криминальные истории ликбез литературная кухня личность личность в истории личный опыт любовь и муза любопытно мастер-класс место встречи мой учитель молодая семья молодая, да ранняя молодежный проект молодой, да ранний молодые, да ранние монолог музей на заметку на заметку абитуриенту на злобу дня нарочно не придумаешь научные сферы наш сериал: за кулисами разведки наша музыка наши публикации наши учителя новости онлайн новости рока новые альбомы новый год НТТМ-2012 обложка общество равных возможностей отстояли москву официально память педотряд перекличка фестивалей письма о главном поп-корнер портрет посвящение в студенты посмотри постер поступок поход в театр поэзия праздник практика практикум пресс-тур приключения проблема прогулки по москве проза профи психологический практикум публицистика путешествие рассказ рассказики резонанс репортаж рсм-фестиваль с наступающим! салон самоуправление сенсация след в жизни со всего света событие советы первокурснику содержание номера социум социум спешите учиться спорт стань лидером страна читателей страницы жизни стройотряд студотряд судьба театр художника техно традиции тропинка тропинка в прошлое тусовка увлечение уроки выживания фестос фильмоскоп фитнес фотокласс фоторепортаж хранители чарт-топпер что новенького? шаг в будущее экскурс экспедиция эксперимент экспо-наука 2003 экстрим электронная москва электронный мир юбилей юридическая консультация юридический практикум язык нашего единства
От редакции

Выпуском  журнала занимался коллектив журналистов, литераторов, художников, фотографов. Мы готовим рассказ о  коллегах и  об их ярких, заметных публикациях.

А сейчас назову тех, кто оформлял СтМ с 1990-х до 2013-го.

Главный художник Александр Архутик,
мастер компьютерного дизайна Алексей Колганов
и фотограф Игорь Яковлев.

Большая часть обложек и фоторепортажей – творческая работа Игоря Яковлева.

Надеюсь, что нам удастся представить Вам  увлекательную историю создания и деятельности  СтМ.

Юрий Ростовцев, гл. редактор
«Студенческого меридиана», журнала,
которому я с удовольствием служил
с 1977 по 2013 годы.

Наши партнеры










Номер 02, 2004

Близкое, родное…

Как я люблю наш татарский поселок на окраине Пугачева! По-моему, город начинается именно отсюда. С этого раннего летнего утра, когда свеж воздух, а за дорогой из-за леса поднимается злато-красный диск солнца. Как мне все это дорого! И запах дымка от сожженной в костре сливы. И теплый вечер, когда бабки-татарки сидят на лавочках перед воротами и тараторят на непонятном, но ставшем родным мне языке. Он пестр, иногда проскальзывают русское «нет» и даже мат. А иногда просто держишься за живот от смеха, когда «абикайка» бежит за внуком-сорванцом и кричит: «Балам! Стой, бала! Бук!» и тр-тр-тр на своем, татарском. А пацан смеется: его бабка так забавно оббегает коровьи мины и сердито машет чилигой… И все это происходит в ярком сиянии заката. Это мое, родное…

Иногда захочется чего-то очень близкого… Тогда выйду на улицу, обниму дерево, когда-то посаженое моим отцом, и, закрыв глаза, жадно вдохну теплого воздуха и начинаю петь. Может, это «Ой, то ни вечер», может, «Вниз по матушке»… А ведь не засохли корни-то! Только пропою, открою глаза, и невольно взгляд натыкается на возвышающуюся над низкими крышами домов минаретную башню. Это мулла начинает свою заунывно-торжественную молитву-песнь, призывающую мусульман обратиться к Аллаху. Улица замирает, поселок замирает… Кажется, весь город замирает, но лишь на мгновение, прямо как в детской игре «замри-отомри» возникает какое-то пограничное состояние, будто столкнулись две силы и застыли в нерешимости. И что же это такое? Не злиться же мне, что вклинились в МОЕ? Да и зачем? Ведь несколько минут назад мимо проходил татарин-пастух, подгонявший палкой стадо баранов, и, услышав мою песню, подошел, подпел и улыбнулся… Я покраснела… Остается только удивляться, насколько параллельны наши миры!

Татарские праздники, обычаи, жизнь – все как на ладони, ничто не скрыто от чужих глаз (хотя, может быть, мы для них вовсе не чужие?). Заходите, смотрите, вкушайте! Правда, современность с невероятной скоростью и нетерпимостью загоняет все старинное в небытие. Например, о празднике «Каз омхе» я узнала только от семидесятилетней Асии-апай: «После первых морозов, - рассказывала старушка, - какие-нибудь хозяева приглашали девушек щипать и обрабатывать гусей. Перед ними шли дети и разбрасывали пух. Вечером в этом доме собирались и делали подушки и перины из нового пуха. Потом всех юных помощниц ожидало угощение, пляски под гармошку. А вечером уже приходили парни».

Весной, идя берегом реки, я часто видела, как сельчане выходили из домов и смотрели на ледоход. И я вместе с ними оставалась посмотреть. Ну и что? Ледоход как ледоход. Понимаю, очень красиво, но почему даже старики глаз не отрывают от воды? Гм, ничего у них так просто не бывает. Всему найдут объяснение! У татар считается, что когда лед уходит, то уносит все болезни. «Поэтому мы вместе со стариками, папами и мамами идем к реке и смотрим, а потом играем в игры», - пояснил мне мальчуган Азамат, задрав кверху нос.

А вот на Навруз – Новый год по мусульманскому календарю – меня пригласил мой друг Ринат. В этот праздник взрослые и дети собираются в определенном месте. Здесь поют татарские песни, пляшут татарские танцы, борются. Потом накрывают общий, длинный-предлинный стол. И чего там только нет! Все самое вкусненькое: чак-чак, пироги с различными начинками, плов, шашлык из баранины… А как закончится праздник, все садятся за стол, и начинается пиршество!

И я была вместе с ними! Ведь так приятно быть частью целого! Нет никаких границ – мы все вместе…

Анна Мамзина,

студентка Пугачевского гидромелиоративного техникума,

Саратовская обл.

Корысть или Вавилонская башня?

Я вижу его каждый день. Мы учимся в одном вузе. Сегодня он наконец дозвонился до своих. По-видимому, разговор был тяжелым. Дело в том, что его семья находится в зоне, где вот уже который месяц проводится военная антитеррористическая операция, и, казалось бы, ему остается только одно: ненавидеть все многочисленные нации, объединенные в борьбе против его страны. Но он не будет ненавидеть, оправдывая их тем, что многие взяли оружие, не зная, на что идут, а многих просто заставили… Он понимает это, слава Богу!

О чем думает 17-летняя девчонка? О самом глобальном и мировом, потому что в этом возрасте ее «я» хочет быть в центре всех событий, хочет все понять и на все откликаться. Личность стоит на грани между ребенком и взрослым, хорошим и плохим, разумным и неразумным, понятным и непонятным. Она не любит одиночество и замкнутость, потому что они заставляют додумывать и передумывать вещи уже состоявшиеся. А изменить состоявшееся невозможно. Тогда к чему эти размышления? Ты что-то поймешь, но изменить ничего не сможешь…

Странно, для чего создавалась ООН, если она не может остановить войны и вооруженные конфликты? Афганистан, Югославия, Косово, Ирак… Хотя безопасность действительно необходима сегодня – во время нашествия на нашу страну и мир в целом Несправедливости и Жестокости. Тогда выходит, что мир построен только на борьбе за существование, а менталитет народов медленно кочует в этноцентризм?

Не надо большого труда, чтобы люди воспринимали другую нацию как объект ненависти, символ опасности и зла, и неважно, какой причиной объяснить подобное отношение. Например, войну в Ираке называют войной наций, столкновением Западной цивилизации с миром Ислама. Я считаю: это дикость, каменный век, когда люди воспринимают интересы своей нации как исключающие интересы чужих, когда каждый может реализовать свои цели за счет других.

Сегодня, как никогда, стоит еще раз задуматься, что есть НАЦИЯ? Русские, татары, евреи, башкиры, белорусы, украинцы… имеет ли значение некая национальная стратификация? В Российской Федерации насчитывается около 176 национальностей и народностей, 82 процента ее населения – русские. Имеет ли какое-то значение эта цифра?

Я – русская, живу в Казани, в республике Татарстан. В моем городе наряду с христианством большую роль играет и другая мировая религия – ислам. Это значит, что значительная часть моего окружения другой веры и другой национальности. Но я никогда не понимала людей, делящих свое людей на русских и нерусских. Конечно, не надо отрицать, что любая нация желает видеть себя лучшей, но никогда не надо забывать о простой человеческой солидарности. Очень тяжело порой видеть, как оскорбляют и унижают твою или чужую нацию. Я общаюсь с людьми разных национальностей и временами слышу адресованный им вопрос: «Ты еврей?» или «Ты башкир?», и мне неприятно, когда в этом вопросе звучат уничижительные нотки.

На мой взгляд, человек еще не оправдал понятия «homo sapiens». Иначе можно было бы и понять, что цвет кожи, религия, культура, традиции даны нам не столько для разъединения, сколько для взаимного обогащения. Единственный живой организм, который наделен стольким богатством, - это человек. И как никто, люди должны понимать, уметь ценить, любить себе подобного. Человек не должен жить по закону естественного отбора, открытого Дарвином.

Разве разумно не понимать другого человека только из-за того, что он другой национальности? Вести войны, убивать таких же, как ты? Ненавидеть человека, который тоже хочет жить, любить и иметь семью. Чем он хуже тебя? Почему он не заслуживает того, что заслуживаешь ты? Если ты оставишь его чужим, то разве от этого будешь лучше жить?

Конечно, это просто – обвинять страны и их правителей в воинственности; в непонимании того, к чему могут привести создаваемые ими конфликты. Сложнее признать, что порой каждый из нас не может справиться даже с самим собой и уладить какие-то конфликты с близкими людьми. Что же говорить о нациях, о государствах? Увеличьте сложность взаимоотношений до уровня 6 млрд человек, и вы поймете, насколько тяжело ладить друг с другом, насколько индивидуален каждый, насколько различны интересы.

Как же можно объяснить то, что люди разных национальностей не всегда понимают друг друга? Существует много теорий о причинах отсутствия солидарности между людьми. Например, гипотеза лингвистической относительности во главу угла ставит разноязыкость народов. По ней люди, говорящие на разных языках, ощущают по-разному социальную реальность. Это связано с тем, что используемые ими слова отражают именно их культурные интересы. Возьмите, к примеру, языки людей разных профессий, как же они отличаются друг от друга. Или молодежь. Ее речь даже сравнить нельзя с речью людей старшего поколения. Возможно, в этом как раз и спрятано то самое непонимание между возрастными группами. А что уж говорить о нациях!

Для меня же основная причина розни – корысть. На эту тему можно писать много и долго, посвящать ей рефераты и курсовые, но, к сожалению, все эти слова не спасут ни одной жизни. Выходит, это только бесполезные риторические вопросы и красивые строки?

Но это не так! Когда поколение NEXT начинает задумываться о национальных проблемах, появляется надежда, что наша земля уже не превратится в обширную целину, усеянную погостами.

Ольга Домрачева,

студентка Казанского государственного университета


К началу ^

Свежий номер
Свежий номер
Предыдущий номер
Предыдущий номер
Выбрать из архива