Студенческий меридиан
Журнал для честолюбцев
Издается с мая 1924 года

Студенческий меридиан

Найти
Рубрики журнала
40 фактов alma mater vip-лекция абитура адреналин азбука для двоих актуально акулы бизнеса акция анекдоты афиша беседа с ректором беседы о поэзии благотворительность боди-арт братья по разуму версия вечно молодая античность взгляд в будущее вопрос на засыпку встреча вузы online галерея главная тема год молодежи год семьи гражданская смена гранты дата дебют девушка с обложки день влюбленных диалог поколений для контроля толпы добрые вести естественный отбор живая классика загадка остается загадкой закон о молодежи звезда звезды здоровье идеал инженер года инициатива интернет-бум инфо инфонаука история рока каникулы коллеги компакт-обзор конкурс конспекты контакты креатив криминальные истории ликбез литературная кухня личность личность в истории личный опыт любовь и муза любопытно мастер-класс место встречи многоликая россия мой учитель молодая семья молодая, да ранняя молодежный проект молодой, да ранний молодые, да ранние монолог музей на заметку на заметку абитуриенту на злобу дня нарочно не придумаешь научные сферы наш сериал: за кулисами разведки наша музыка наши публикации наши учителя новости онлайн новости рока новые альбомы новый год НТТМ-2012 обложка общество равных возможностей отстояли москву официально память педотряд перекличка фестивалей письма о главном поп-корнер портрет посвящение в студенты посмотри постер поступок поход в театр поэзия праздник практика практикум пресс-тур приключения проблема прогулки по москве проза профи психологический практикум публицистика путешествие рассказ рассказики резонанс репортаж рсм-фестиваль с наступающим! салон самоуправление сенсация след в жизни со всего света событие советы первокурснику содержание номера социум социум спешите учиться спорт стань лидером страна читателей страницы жизни стройотряд студотряд судьба театр художника техно традиции тропинка тропинка в прошлое тусовка увлечение уроки выживания фестос фильмоскоп фитнес фотокласс фоторепортаж хранители чарт-топпер что новенького? шаг в будущее экскурс экспедиция эксперимент экспо-наука 2003 экстрим электронная москва электронный мир юбилей юридическая консультация юридический практикум язык нашего единства
От редакции

Выпуском  журнала занимался коллектив журналистов, литераторов, художников, фотографов. Мы готовим рассказ о  коллегах и  об их ярких, заметных публикациях.

А сейчас назову тех, кто оформлял СтМ с 1990-х до 2013-го.

Главный художник Александр Архутик,
мастер компьютерного дизайна Алексей Колганов
и фотограф Игорь Яковлев.

Большая часть обложек и фоторепортажей – творческая работа Игоря Яковлева.

Надеюсь, что нам удастся представить Вам  увлекательную историю создания и деятельности  СтМ.

Юрий Ростовцев, гл. редактор
«Студенческого меридиана», журнала,
которому я с удовольствием служил
с 1977 по 2013 годы.

Наши партнеры










Номер 12, 2005

МФТИ: Учеба для интеллектуалов

Московский физико-технический институт (МФТИ) полон загадок. Расположен в окрестностях первопрестольной, но москвичей и жителей Подмосковья в нем не много. Общежитие до третьего курса предоставляется даже тем, кому от дома до вуза чуть больше часа. Форма обучения в Физтехе - только дневная. Конкурс - маленький, хотя попасть сюда мечтают миллионы. Рассказать о таинственном высшем учебном заведении согласился его ректор, Николай Николаевич Кудрявцев.

- Среди преподавателей МФТИ - светила мировой величины, такие как Е. П. Велихов, В.И. Шумаков и др. Что их к вам притягивает?

- А наш институт и создавался «звездами». Идеологу института, академику Петру Леонидовичу Капице, и его коллегам для их лабораторий нужны были талантливые сотрудники. И они придумали «систему Физтеха», согласно которой студенты занимаются научной работой уже на старших курсах.

Сейчас у нас, как и у других высших учебных заведений, есть трудности с кадрами. Они не фатальны, просто хотелось бы среди преподавателей видеть больше молодых лиц. А вот с привлечением выдающихся ученых проблем нет. У этих людей к нам тот же интерес, что и 60 лет назад: их организациям необходимы хорошо подготовленные сотрудники. А еще выдающиеся математики, физики, биологи находят у нас интеллектуальную аудиторию, которой приятно передать свои знания.

- То есть вы «звезд» к себе не зовете, они сами приходят?

- Обычно - да. Вот в сентябре я поздравлял академика Юрия Ивановича Журавлева с 35-летием преподавательской деятельности...

- Но ведь Журавлев - профессор МГУ?

- А Физтех «вышел» из Московского университета, многие наши преподаватели преподают и «здесь», и «там». Это очень хорошо: происходит взаимообогащение. Если от нас «отрезать» университет, Физтех многое потеряет. Ведь на нашей кафедре математики, например, половина штатных сотрудников с мехмата, половина – с физтеха. Весной мы отмечали 100-летие академику Никольскому, прочитавшему в 1946 году на физико-техническом факультете МГУ первую лекцию по математическому анализу. Он и сейчас молод душой, в хорошей физической форме...

- Неужели математика продлевает жизнь?

- Годы не помеха, когда человек в ладу с самим собой. А Сергей Михайлович Никольский себе никогда не изменял. Вот наглядный пример: всех преподавателей из Москвы мы привозим и отвозим в Физтех на машине. А Никольский от этой услуги отказался, и до последнего времени продолжал к нам ездить на электричке. Долгое время он в МФТИ заведовал кафедрой высшей математики. Сейчас продолжает координировать ее работу, хотя свой пост оставил и лекций у нас уже не читает. Но его слово многое значит, оно среди преподавателей решающее, способное их всех привести «к общему знаменателю». Сергей Михайлович стратегически отслеживает развитие нашей кафедры математики. Поделиться опытом ездит к нам несколько раз в год, и делает это с удовольствием. Недавно на своем юбилее он признался, что его всегда тянуло в Физтех: хотелось увидеть умные глаза студентов.

- Обычно студентов считают «раздолбаями», а у вас в вузе просто идиллия какая-то...

- Мы отбираем самых талантливых ребят со всей России.

- Да уж, москвичи и жители московской области у вас явно не в фаворе: их лишь 30 процентов. Почему к ним такая немилость?

- Что вы, об этом и речи не идет. Просто интеллектуальный слой очень тонок, и природа равномерно распределила его по всей нашей стране. Попадаются и москвичи талантливые, но многие из них довольно избалованны: попробуйте заставьте их поехать в другой город, жить вдали от родителей. Провинциалы намного динамичнее, они больше приспособлены к преодолению потенциальных барьеров.

- Вы говорите о том, что собираете «сливки» среди абитуриентов. Но ведь у вас есть и те, кто учатся за плату?

- За деньги к нам тоже не всякий может прийти: берем лишь тех, кто недобрал совсем немного до проходного балла, хотя, строго говоря, его у нас нет.

- Как это?

- В МФТИ рейтинговая система. Члены национальных сборных по физике и математике поступают без экзаменов, остальные участвуют в конкурсе. Прошедшие экзамен ранжируются на Комиссии по собеседованию: на каждом факультете она состоит из выдающихся ученых. В нее входят декан с заместителем, представители профильных кафедр по физике и математике, руководители базовых кафедр или их заместители. Вот Евгений Павлович Велихов, например, в позапрошлом году был членом Комиссии. Преподаватели рассматривают «портфолио» студента: результаты его вступительных экзаменов, участие в Олимпиадах, все достижения и успехи. В прошлом году на собеседование пришла девушка симпатичная, ее спросили: а вы маме помогаете? Что по дому делаете?

- Не понимаю, каким образом подобный факт биографии может относится к науке.

- Он характеризует человека. Когда абитуриентка рассказала, как недавно сшила себе какой-то наряд, у нее долго про него спрашивали. А потом задали вопрос: почему вы, когда что-то жарите, добавляете масла? Так непринужденно перешли на знание физических законов. Мы стремимся «раскрыть» абитуриента. Обязательно принимаем во внимание, откуда он приехал. Кого-то из глубинки можем взять и с баллами пониже - иногда видно, что человек талантливый, но возможностей учиться у него было меньше, чем у жителей мегаполисов.

- Сколько человек проходят на первый курс по бюджету?

- 700, из них 670 россиян и 30 - из бывших союзных республик ( в основном это члены их национальных команд по физике и математике).

На коммерческой основе мы студентов начали брать, наверное, позже всех других вузов, с 1998 года. Многие говорили, что в МФТИ вообще этого делать не стоит, ведь наша задача - выучить самых способных россиян, а не тех, у кого богатые родители. В общем, перед введением «образования за деньги» у нас шли долгие дебаты. Но было очень не простое время для страны, и мы на это пошли, ведь в финансовом плане вуз живет трудно. Правда, одно решение мы не изменим: никогда не будем брать больше 20 процентов «платников» - это разрушит систему Физтеха. Кстати, в 2005 году на коммерческой основе поступило всего 12 процентов.

А вообще-то, в давние времена в МФТИ была такая практика: в каждую группу (около 20 человек) брали два человека без стипендии, так называемых «кандидата».

- Тех, что баллы недобрали?

- Да, или у которых баллов много, но у Комиссии по поводу них сомнения: дескать, вы же в Москве живете, и могли бы добиться большего. «Кандидат» знал, что если будет хорошо учиться, его «переведут» в студенты, дадут стипендию. А вся группа видела, что есть некий «резерв», «скамейка запасных», которая их «подпирает». Сейчас эту функцию выполняют учащиеся на коммерческой основе. Мы берем их максимум три человека на группу. И есть решение Ученого совета о том, что, если они две сессии подряд сдают без «троек», то дальше они переводятся на бюджетные места. На четвертом курсе у нас остаются считанные единицы платников. Бюджетники видят старания соучеников, понимают - дорогостоящие лекции им достаются бесплатно. И сами учатся лучше. С 1998 года процент отчислений в Физтехе существенно снизился.

- Я слышала, что стипендия «хорошиста» в МФТИ составляет три-четыре минимальных оклада.

- У нас очень много именных стипендий, которые учреждают разные компании или наши выпускники- бизнесмены. В 1992 году (кстати, это было не самое легкое время для России) Правительство приняло постановление об удвоенной стипендии для физтеховцев. Она просто необходима для ребят, приехавших из других городов, у которых очень большая нагрузка в институте и зачастую мало денег в семье. Многие наши базовые кафедры начинают доплачивать ребятам деньги от себя уже с первого года их обучения. Старшекурсникам, занимающимся научной работой, выплачивается заработная плата.

- С какого курса в Физтехе начинают подрабатывать?

- Обычно с четвертого, редко кто с третьего. В первые два года обучения это не реально: нагрузка слишком большая.

- Это из-за нее в вузе только дневная форма обучения?

- Конечно: занятия начинаются в 9.00 и заканчиваются в 18.00, а то и в 20.00. Из-за этого мы и селим в общежитие даже москвичей: ребята просто не в состоянии тратить два часа времени в день на дорогу. На старших курсах у студенты занимаются научной работой и располагают большим временем. Вот, например, дают вам какой-то расчет выполнить, но ведь это можно сделать и дома. Сейчас у нас в общежитии в каждой комнате по два-три компьютера.

- Их студенты сами покупают?

- Да, а вот сеть мы им сделали за бюджетные деньги.

- На какие факультеты у вас наибольший и наименьший конкурс?

- О популярности факультетов в МФТИ судят, не как в других вузах. У нас на самый элитный факультет Общей и прикладной физики самый низкий в вузе конкурс. Ведь практически все места там занимают ребята из национальных сборных, которых мы берем без экзаменов. Кстати, многие из них тренируются нашими преподавателями в «Физтех-центре», который возглавляют профессора С. М. Козел и Н. Х. Агаханов. Я, кстати, очень доволен их работой: в этом году наши команды по математике и физике на международной Олимпиаде заняла третье место.

Большим спросом пользуется Факультет радиотехники и кибернетики, потому что его выпускники у работодателей нарасхват. А вообще, хотя на все наши факультеты конкурс разный, но большого разрыва в числе поступающих нет, и это хорошо. В МФТИ к моменту собеседования остается два человека на место. А если подсчитать ребят, которые приходят к нам на олимпиады в разное время, можно сказать, что у нас конкурс - шесть-семь человек на место.

Я считаю правильной систему, формирующую постепенный прием. Один экзамен не должен все решать, ведь вы перед ним могли поволноваться, не выспаться. Я помню, несколько лет назад был съезд Союза ректоров, на котором присутствовал Президент. Один из моих коллег похвастался, что у него в вузе конкурс - 17 человек на место и все хорошо подготовлены. А Путин ответил, что его это не радует: чем станут заниматься целый год 16 «оставшихся за бортом»?

- Вы как-то сказали, что неплохо бы возродить систему распределения. Не боитесь прослыть непопулярным среди студентов?

- Не знаю, в каком интервью вы это прочли, но меня, вероятно, не так поняли: я такого не говорил. Хотя некоторое время, как заместитель декана, занимался распределением, и знаю: в нем были свои плюсы. 80 процентов выпускников наших базовых кафедр начинали трудится еще в студенческие годы в тех НИИ, куда приходили после вуза. Благодаря чему их начальники знали, «who is who», а у новых сотрудников не было проблем с адаптацией на работе, и к 25 годам они достигали высоких показателей. Это очень важно, ведь прорывы в науке делаются молодыми. Боюсь быть немного неточным, но вот Альберт Эйнштейн опубликовал свою теорию относительности, когда ему было чуть меньше 30 лет.

- Так, значит, нужно вернуться к прежней системе?

- Сейчас это делать бессмысленно. Но в то же время плохо, что студент учится за бюджетные деньги и у него нет перед страной никаких обязательств. В начале 90-х я в летнее время читал лекции в американских университетах. В США во многих государственных вузах экзаменов нет. Первые два года учатся бесплатно, но есть задача: набрать определенное количество баллов. Если получается, могут взять на третий курс, но всех за плату. И практически никто не платит сам. Студенты заключают с фирмами контракт на несколько лет, они за них платят. Представители компаний контактируют с деканатами, и отбирают для себя работников еще среди второкурсников. Я знаю несколько способов, как реализовать нечто подобное в России. Но сейчас о них вам рассказывать не буду, потому что в деталях свои планы еще не продумал.

- Во всем мире с удовольствием принимают на работу ваших выпускников, но как сделать, чтобы они все-таки оставались в России?

- Умы едут туда, где они могут себя реализовать, и не гуманно ставить им в этом препоны. К середине 90-х в науке и в образовании сложилась катастрофическая ситуация: не было ясно, как двигаться дальше. Поэтому в 90-х годах уезжали «на интерес». К концу 90-х наш клуб выпускников занялся статистикой. Они подсчитали, что в то время в течение двух лет после окончания МФТИ уезжало около семи процентов наших бывших студентов. Из них подавляющее большинство - с факультета Общей и прикладной физики. Он ориентирован на фундаментальную науку, а у нее десять лет назад в России были очень туманные перспективы. К счастью, жизнь в стране меняется, и сейчас ее покидают лишь четыре процента выпускников - это говорит о том, что здесь появилось больше рабочих мест.

- Почему среди бывших физтеховцев много бизнесменов?

- Я уже говорил, что ребята к нам приходят сильные, у нас они приобретают много полезных навыков. Например, овладевают тайм-менеджментом: тот, кто не умеет правильно планировать свое время, в МФТИ учиться не сможет. Жизнь в общежитии помогает ощутить чувство локтя, корпоративности. Один из профильных предметов - физика - хороша тем, что приучает решать «некорректные» задачи. Ведь бывает так, что данных не хватает. Благодаря всем этим качествам многие после Физтеха успешно работают и в госструктурах и в бизнесе и достигают там высоких позиций. Раньше существовало Министерство науки, промышленности и технологий. Три его последние министра - наши выпускники. Как и крутой олигарх - Александр Абрамов, руководитель Федерального агентства по промышленности Б.С. Алешин, по науке и инновациям С Н. Мазуренко... Список получится очень большой, если всех перечислять. И это при том, что МФТИ – вуз не большой.

- А из ученых кого назовете?

- А.Ф. Андреева, вице- президента Академии наук и знаменитого физика-теоретика приемника П.Л.Капицы, на посту директора института физических проблем. Среди наших выпускников сейчас – около 60 членов РАН.

- В будущем году Физтеху исполнится 60 лет, как будете отмечать?

- Памятных дат у нас две: 1946 год - рождение физико-технического факультета МГУ, и 1951 - создание МФТИ. Свое 50-летие мы праздновали дважды, и В.А. Садовничий по этому поводу даже в шутку сравнил меня с Декартом, меняющим систему координат. Делать торжества раз в пять лет нам нравится, потому что для наших выпускников это отличный повод собраться. Помню последний юбилей: народу собралось столько, что один зал ГЦфКЗ «Россия» их просто не вместил. Тогда «наши люди» оккупировал все заведения в округе, и по рукам ходил список - где кого можно найти. Вот что такое наше студенческое братство!

- В общем, скоро вам придется серьезно раскошелится на праздник?

- Нет! Все деньги на такие мероприятия институту собирают выпускники.

 

Анна ЧЕПУРНОВА


К началу ^

Свежий номер
Свежий номер
Предыдущий номер
Предыдущий номер
Выбрать из архива