Студенческий меридиан
Журнал для честолюбцев
Издается с мая 1924 года

Студенческий меридиан

Найти
Рубрики журнала
40 фактов alma mater vip-лекция абитура адреналин азбука для двоих актуально актуальный разговор акулы бизнеса акция анекдоты афиша беседа с ректором беседы о поэзии благотворительность боди-арт братья по разуму версия вечно молодая античность взгляд в будущее вопрос на засыпку встреча вузы online галерея главная тема год молодежи год семьи гражданская смена гранты дата дебют девушка с обложки день влюбленных диалог поколений для контроля толпы добрые вести естественный отбор живая классика загадка остается загадкой закон о молодежи звезда звезды здоровье идеал инженер года инициатива интернет-бум инфо инфонаука история рока каникулы коллеги компакт-обзор конкурс конспекты контакты креатив криминальные истории ликбез литературная кухня личность личность в истории личный опыт любовь и муза любопытно мастер-класс место встречи многоликая россия мой учитель молодая семья молодая, да ранняя молодежный проект молодой, да ранний молодые, да ранние монолог музей на заметку на заметку абитуриенту на злобу дня нарочно не придумаешь научные сферы наш сериал: за кулисами разведки наша музыка наши публикации наши учителя новости онлайн новости рока новые альбомы новый год НТТМ-2012 обложка общество равных возможностей отстояли москву официально память педотряд перекличка фестивалей письма о главном поп-корнер портрет посвящение в студенты посмотри постер поступок поход в театр поэзия праздник практика практикум пресс-тур приключения проблема прогулки по москве проза профи психологический практикум публицистика путешествие рассказ рассказики резонанс репортаж рсм-фестиваль с наступающим! салон самоуправление сенсация след в жизни со всего света событие содержание номера социум социум спешите учиться спорт стань лидером страна читателей страницы жизни стройотряд студотряд судьба театр художника техно традиции тропинка тропинка в прошлое тусовка увлечение уроки выживания фестос фильмоскоп фитнес фотокласс фоторепортаж хранители чарт-топпер что новенького? шаг в будущее экскурс экспедиция эксперимент экспо-наука 2003 экстрим электронная москва электронный мир юбилей юридическая консультация юридический практикум язык нашего единства
От редакции

Выпуском  журнала занимался коллектив журналистов, литераторов, художников, фотографов. Мы готовим рассказ о  коллегах и  об их ярких, заметных публикациях.

А сейчас назову тех, кто оформлял СтМ с 1990-х до 2013-го.

Главный художник Александр Архутик,
мастер компьютерного дизайна Алексей Колганов
и фотограф Игорь Яковлев.

Большая часть обложек и фоторепортажей – творческая работа Игоря Яковлева.

Надеюсь, что нам удастся представить Вам  увлекательную историю создания и деятельности  СтМ.

Юрий Ростовцев, гл. редактор
«Студенческого меридиана», журнала,
которому я с удовольствием служил
с 1977 по 2013 годы.

Наши партнеры










Номер 09, 2006

Ключ к успеху

В отечественном бизнесе выпускники Физтеха – безусловно, сливки. Больше пятидесяти человек из кузницы «инженерных кадров» обосновались в топ-менеджменте банков, промышленных гигантов и фондов.

Три олигарха из последнего списка «Форбс» – Вадим Якунин (фармацевтический дистрибьютор «Протек»), Александр Маслов (гендиректор «Первого печатного двора») и инициатор сети «Спортмастер» Леонид Страхов. А еще рулевые Центробанка, «Норильского никеля», «Транснефти», не считая руководства крупных компьютерных корпораций вроде «ABBYY», «Глобал Один» и «Sun Microsystems».

Многим нет еще и сорока. В мастодонты мировой науки физтехи того же цветущего возраста попадают редко, но метко. 34-летний Михаил Лукин пять лет назад остановил луч света – впервые в мире – и получил профессорское место в Кембриджском университете...

Короче, есть к чему стремиться. Тем более, зная от рекрутинговых агентств, что выпускники МФТИ в среднем заколачивают по пять тысяч долларов в месяц. Даже мгимошники отдыхают. В чем ключ к успеху, «Ст.М» выяснял у вчерашних и давнишних выпускников Физтеха. Вывод очевиден: в олигархи стартуют прямо с первого курса. Но к этой разумной мысли, увы, часто приходят уже после вручения «корочки». Мы предлагаем обойти грабли.

Люди MF

Понятно лидерство физтехов даже перед натасканными по вопросам финансов мгимошниками или плехановцами. Дело даже не в знаниях, а в знаменитой «системе Физтеха», скопированной не только вузами, в их числе Высшей школой экономики, но даже крупными корпорациями.

Напряженный график: по 25 пар (!) в пятидневную неделю. Занятия весь день, часто с девяти утра до восьми вечера. Под личным контролем преподавателя, готового работать с тобой и дольше, пока ночь не наступит. Плюс «свободный» день на самостоятельную работу, который свободным в принципе не бывает. Минимум времени при максимуме внимания к твоей персоне.

Общаги к мирным трудам не располагают, а там обитает больше семидесяти процентов всех физтехов. Поневоле приспособишься, как Цезарь, окучивать сразу несколько задач, работать много и везде, даже на краешке обеденного стола.

Американцы человека физтеховского типа давно прозвали «мультифункциональным» (МF). Логично, если учесть, что в институтской «школе выживания» подопечные МФТИ осваивают стиль жизни топ-менеджера: тот же риск, то же скоростное решение задач, просчет ситуации на два шага вперед и мгновенное принятие нужного решения. «Порка» наукой только веры прибавляет: смогу, если что, реализоваться с нуля. Почему физтехи выплыли в форс-мажорные времена 90-х – вы догадываетесь.

Многие их успех объясняют системным мышлением: дескать, умеет выхватить главное и отсеять заведомую чепуху – другие в ней утонут на годы. И так, и не так: просто физтехов с малых ногтей приучают быть предельно конкретными и прагматичными в выборе целей и постановке задач. Прибавьте к этому экзамены, где проверяют не знания, а умение мыслить. А еще безупречное владение компом и инглишем, ломовую практику на «базах» - крупных научных кубиках страны. И вы поймете, почему прорва физтехов, а не кого-то еще, штурмует бизнес-олимп. Вопрос только в одном – как они достигают состояния «MF»?

Первые три

Есть мнение, что на Физтех поступают, имея в голове три жизненных плана. Сделать научную карьеру, желательно на Западе. Стать востребованным, но не амбициозным инженером по эксплуатации хай-тек или программистом (хватит и четырех лет физтеховского бакалавриата). Или уйти в бизнес, конечно, на позиции крупных управленцев. Но практика все домыслы опровергает: первые три года – самые трудные.

Программа выстроена так, что времени на прожекты просто не остается: головы упаковывают базисными дисциплинами – прикладной физикой, математикой, информатикой и английским. Приоритеты – знания, все остальное – от лукавого. Если освоить основы основ – дальше, говорят, пойдет, как по маслу.

Интересы проявятся сами. Запросто даются сложные вычисления, влегкую подсчитать риски и убытки – прямая дорога в бизнес. Есть силы на основе базовых знаний создавать новые, более сложные алгоритмы – пожалуйста, целься в айти. Но только после третьего курса, а до этого никуда не сунешься. Просто придавят гранитом наук: около сотни предметов, да еще главные дисциплины в полном универском объеме.

Физтехи даже шутят: физики у них столько же, сколько на физфаке МГУ, математики не меньше, чем на мехмате. Можно было бы скинуть шутку на давнее соперничество двух главных альма-матер страны. Но даже поверхностная сверка расписаний вузов покажет, что пашут физтехи как минимум вдвое усерднее эмгэушников, а если учесть домашние задания и «свободные» дни – разница устремится к бесконечности.

- Конечно, девяносто процентов «базовой» информации в жизни мы не используем, – считает Василий Баскин. – Но бэкграунд создает опору для быстрого и нестандартного мышления. Я могу найти решение в любой области, потому как точно знаю: нет отдельных областей знания, нет «чистой» физики или экономики. Все взаимосвязано и подчиняется одним законам, даже формулы из абсолютно разных областей знаний часто похожи.

Оно и понятно: миром управляет ограниченное число законов и взаимосвязей. Если до этого додуматься как можно раньше, не возникнет претензий из серии «А зачем мне теорфизика, если я не хочу быть книжным червем?» Кстати, Васин пример более чем убедителен: он уж было чемоданы паковал в аспирантуру Массачусетского университета, а получил приглашение на позицию IT-менеджера от крупнейшего поставщика софта Intel. Тоже, знаете ли, солидная вещь, ибо «получил приглашение» в случае физтехов звучит все равно как «был поцелован ректором». Их с первого курса пасут работодатели. За их досье, спрятанные в деканатах, охотятся, им сулят золотые горы. Как устоять от соблазнов рынка, знают немногие.

Сетевой Ланкастер

Охота до легких денег сгубила не одного вундеркинда. До сих в ректорате Физтеха со вздохом вспоминают всех, кому золотой телец перешел путь к диплому. Это раньше, еще пять лет назад, бедность была не порок, а смягчающее обстоятельство. Сейчас жалобами Паниковского профессуру не проймешь – выгоняют «работать дальше». Даже стипендию вдвое против обычной увеличили – до 1200 рублей, только чтобы на сторону не смотрели.

Отличникам к «академке» еще рублей по триста приплюсовали: вместе с матпомощью и бонусами за проведение олимпиад доходит аж до 2 - 5 тысяч рублей. Подспорье приятное, но в сытый рай с ним не уедешь. Вот некоторые и покупаются на посулы фирм: деньги, обещанные за составление программ, со стипухой, конечно, несравнимы.

Иногда целковые просто дурно пахнут – вспомнишь историю, как физтехов использовали в роли подсадных уток на вступительных экзаменах в чужие вузы и подумаешь: еще легко отделались. Строгим выговором на общем собрании факультета.

- И ладно непутевые какие, а то ведь ребята все умные, – сетует Юрий Самарский, проректор по учебной части, и повышает октаву. – Всем первокурсникам на всех собраниях говорим: не покупайтесь на обещания, мы сами дадим вам работу.

Например, в знаменитой Заочной физико-технической школе (ЗФТШ), где студиозы испокон века проверяют задачи у школяров. Полтинник за тетрадку – курам, конечно, на смех, но зато подработка легальная, тогда как иные источники дохода чреваты вылетом из альма-матер. А ЗФТШ, наоборот, способствует освоению базиса. Пока объясняешь – сам в тему сто раз въедешь.

Так вот, волонтеры-педагоги (из семисот первокуров, как правило, набирается человек сто - двести) по личному опыту знают, как учительство закрепляет знания и структурирует мозги. Находятся даже энтузиасты, берут на себя вечернюю школу при МФТИ – читают лекции и разбирают задачи с «подготовишками». Вася, в чей актив сейчас входят ежемесячные доклады на международных встречах, вспоминает, что спичи начал писать с первого семестра и тогда же его собственные дела пошли в гору.

Никаких преференций на экзаменах учительство не дает, но дело профессора Ланкастера на Физтехе поощряют и решили даже к Инету приспособить:

- Масса вариантов дистанционного обучения, в том числе зарубежных, но ни один нас не устраивает: обучение в тестовом режиме дает низкий КПД. Мы же хотим создать электронный аналог ЗФТШ, – поделился новацией Юрий Самарский. – Будет что-то вроде электронного тьюторства, где тьюторы, в смысле «няньки», – конечно, студенты. Наша идея – дать каждому добровольцу «в нагрузку» школьника: пусть контактируют и обсуждают задачи. В нашем деле важна обратная связь. Все готово – волонтеры, мощнейший компьютерный класс, дело за бонусами.

Но бонусы не заставят себя ждать: стипендиальный фонд Физтеха допускает финансовую стимуляцию. Учитесь. И хотя бы на три года забудьте о банковском счете Билла Гейтса.

Зерна от плевел

Представьте себе, что вас, отнюдь не рекордсмена по плаванию, кинули с вышки, а через день попросили выполнить то же, но с секундомером. Волосы дыбом встанут.

В подобную стрессовую ситуацию рано или поздно попадает каждый физтех. Сначала на первом курсе, где незадачливому студиозу выкатывают нереальный список задач и тем, потом на втором, третьем и так до работы, пока и там не вгонят в пот.

Нынешний сетевик в крупной провайдерской компании Саша Инин вспоминает, как третьекурсником пришел на вакансию программиста в банк, а там сразу же устроили гонки на выживание. За два (!) дня предлагалось освоить учебный курс финансового института: банковские программы, дебет, кредит, номера счетов, а на третий день сдать экзамен. И не просто балансы посчитать, а еще и номера счетов наизусть рассказать:

- Вещи для физтеха совершенно далекие – выучить физически невозможно. Одно спасение – выделить главное сразу на лекции, поскольку проверяют остаточные знания: знаешь тему или нет. Или взять случай моего друга системного администратора: раскрученной фирме требовались специалисты, способные работать под системой Cold Fusion. А это, на минуточку, был закрытый пакет, мало кто в нем разбирался. И вот Игорь сел, быстренько выучил и пошел с готовыми знаниями, сделав вид, что целую вечность занимался только этой темой. Самое смешное – ему поверили, но и он надежды оправдал.

Подобных баек, если поспрашивать, в инженерной альма-матер наберется до кучи – дело не в работе, на которую физтехов и так с руками-ногами берут. А в том самом «системном мышлении» – то бишь умении сходу схватить новую информацию и освоить любую смежную специальность. На старых знаниях, физтехам известно, в сытое завтра не выехать. Особенно в сфере IT-технологий и инновационном бизнесе, где что ни день, то новый фортель, и институтские знания уже устарели. Единственный шанс остаться на плаву – слету и верно расставить приоритеты, без этого умения редкий физтех долетит до середины курса.

Фишка в том, что вуз готовитспециалистов, готовых, если что, адаптироваться к любым закидонам реальности. Этим, в общем, и оправданы гаргантюэлевские объемы «рекомендуемой» литературы. Что ни семестр, то талмуд по физике, такие же томики подкидывают по матанализу и информатике, плюс лабораторки и задачники – попробуй все охвати. Зубрежка тут не поможет. Все рассчитано на логику и понимание: важно – выделить главное, а мелочи сами прирастут. Потому на Физтехе и ценится самодеятельность: стоит забыть формулу, ее тут же попросят вывести самому.

- По жизни успешны только те, кто умеет быстро переработать информацию, найти зерно и отбросить шелуху, – считает Юрий Самарский. – Пусть ты отличник, но если медлителен и тебе нужна пара дней, чтобы переварить услышанное – считай, кандидат на вылет. Не сможешь учиться, все завалишь.

Бывалые физтехи тоже свидетельствуют: в жизни продвинулись те, кто умел сочетать тусовки и девушек с учебой, а раздолбаи канули в безвестность. Есть, конечно, отдельные экземпляры, способные томик матанализа проглотить за две ночи, как бестселлер Дэна Брауна. Или сложную задачу решить «с кондачка», пока ее пишут на доске – да еще нестандартным способом.

Но таких почти гениев на Физтехе, по словам профессора Самарского, всего человек двадцать (!). Остальным, дабы въехать в тему, нужны особые рычаги. И альма-матер их дает – те же лекции и семинары. Их хоть и не принуждают посещать – даже журналами присутствия не стращают, но только вундеркинды отделываются чужими конспектами. Основной же массе лекции нужны, дабы узнать, как расставить акценты. Лекторы интонационно выделяют главную тему или делают акцент на каком-то задании, делится опытом Саша. Но тут же оговаривается, что, начиная со второго курса, ходить стоит только к харизматичным преподам. Правда, их тоже придется «выделить».

И никакого промежуточного контроля – все на твоей совести и индивидуальной работе ума. Физтех Сергей Лавров, ныне успешный бизнесмен, вспоминает, как профессор Беклемишев предложил ему произвести собственный «отсев» вузовской информации:

- Он сказал мне, что я не «научился учиться» и предложил выбрать из трехмесячного материала десять самых важных определений, десять главных теорем и столько же задач. И выучить их наизусть. А потом через месяц проверил (не забыл). И на экзамене, когда я поплыл по какому-то вопросу, напомнил, что данная теорема была отмечена мною как важная. Я тут же все вспомнил.

Но выучить назубок – уже личностный подход: главная претензия к физтехам – железная логика. И тут школа вряд ли поможет: никто не будет водить вас пальцем по параграфам и требовать отчетности. «Задавальники» – вот соль и перец физтеховской «системы» и бич всех первокуров. Собственные, каждый год по-новому составляемые сборники вмещают в себя традиционно по сто сложных задач – решить нужно все (!). И нечего спихивать на потом – халявы не выйдет. Задачи проверят дважды, в начале семестра и в конце: одна не решена – все, не пускают на экзамен. А дальше, как снежный ком – вылет или академ.

Другое дело, как выполнить все же свой долг. Преподаватели советуют начать с самого заковыристого: что сложно, то и главное – остальные задачки лишь гарнир к основному блюду. Кстати, семинары и факультативы, ради которых ученые мужи частенько жертвуют свободным вечером, для того и существуют, чтобы обмусолить «провальные» темы и задачи и залатать пробелы образования.

Но это для радивых, нерадивые же слизнут решение у соседа или из локальной сети, где, как в Греции, есть все. Только напрасно: хитрые преподы халяву давно обесценили – просят решение объяснить. По тому, как ты путаешь постоянную (р) с давлением, а скорость (V) с объемом, сразу видно – осмысленно списал или наобум. Первокурсникам и в голову не придет, что «комментарии» – главное, ради чего, собственно, задавальники и придуманы. И не надо стесняться промахов: объяснение собственных ошибок – тоже ведь результат. Это, кстати, главный физтеховский нюанс: готовым решениям здесь предпочитают работу ума, а письменным формам – исключительно устные.

Покажи фокус

Устные дискуссии – конек знаменитой «системы Физтеха». Даже выученные от корки до корки билеты не сулят никаких гарантий успеха на экзамене. Билет, шутят «бывалые», только повод к разговору. Тебе позволят подсмотреть забытую формулу и разрешат обложиться учебниками на экзамене, но если ты не сечешь в предмете, даже шпоры не спасут.

Ибо гоняют на физтеховских экзекуциях по всему курсу – не по билетам, а «по понятиям», на близкие и далекие темы. И разговор «по душам» с профессором (хуже – с академиком) грозит вылиться в пятичасовую дискуссию, если ты не понимаешь чего-то главного. Понятно, что никому не нужны знания, не подкрепленные анализом и акробатикой твоих извилин. На Физтехе, кстати, очень любят «свободные дискуссии» – усадить всех в кружок и подкидывать вопросы то одной, то другой «жертве». Выдержать артобстрел можно, только имея мозги – про идеальную память просто забудьте.

Правда, особо шустрые студенты и тут умудряются найти лазейку. Саша Инин рассказывал, как на первом курсе «искал нити от своего билета к другим темам», а по сути напрягал мозги в поисках ответов на собственные вопросы:

- Просто выделял в других разделах учебника ключевые вещи, которые так или иначе увязаны с вопросом в моем билете. Выписывал на листок, и потом, когда меня прогоняли по всем разделам, выкладывал отработанный в голове материал.

Впрочем, даже эти уловки не спасут, если профессор, как в том анекдоте, извлечет из кармана шарик и потребует объяснить действие на него разных сил. Фокусы – еще одно слабое место здешних профессоров. Особенно если они придуманы студентами. За аттракционы на экзамене студенту даже билеты могут «простить».

- В первом семестре мы изучали механику, – вспоминает Саша, – и я придумал некую банку-бумеранг, с грузиком на резиночке, который крепится внутри. Кидаешь от себя банку из-под кофе, а грузик разматывается и возвращает ее тебе в руки. Потом у меня были опыты с непотопляемым диском, магнитами и дифракционными решетками. И все вызывали бурный восторг преподов, и все требовали объяснений.

Без объяснений никуда: обстоятельные комментарии к научным экспериментам – единственное, что на Физтехе заменяет пресловутые дискуссии по билетам. Считается, если человек ориентируется в одном явлении – значит, и другие темы ему по плечу. Когда-то такие приемчики так шокировали Сергея Тарасова, выпускника МФТИ 1976 года, а ныне главу представительства корпорации Sun Microsystems, что некоторые из них он ввел в кадровую работу своей компании:

- В свое время меня потряс подход МФТИ, когда вместо вытягивания билеты ты приходишь с заранее подготовленной темой, в которой должен показать себя профессионалом. Я использовал этот метод десятки раз на собеседовании. Вместо выслушивания отрепетированных биографических фраз предлагаю рассказывать что-нибудь из узкой области, в которой кандидат считает себя специалистом. Если девушка, будущий секретарь, утверждает, что лучше всего разбирается в косметике, прошу рассказать о косметических брендах и их различиях, о тонкостях выбора помады и туши. Если рассказ невнятен и малоинтересен, можно приглашать следующую кандидатку. Метод срабатывает на сто процентов.

Кстати, другой здешний выпускник, Давид Ян, председатель совета директоров компании ABBYY, признался корреспонденту «Ст.М», что тоже ищет сотрудников по физтеховскому методу: просит решить несколько задач или за одну минуту (!) сложить с помощью калькулятора 10-15 многозначных чисел. Казалось бы, задача школярская, но у половины кандидатов нервы сдают. Думается, у той, которая не вымуштрована Физтехом.

I’m glad…

«I’m glad, I’m a student. When I was a schoolboy...» – этот топик физтехи помнят всю жизнь. Кажется, разбуди ночью – встанут и отчеканят. Если и есть что-то, чего физтехи боятся, как зайцы, так это иностранных языков. Что только ни делают, чтобы задобрить какую-нибудь «англичанку»: и шампанское на 8 Марта с выученным уроком и билетом в театр напополам. И стихи на языке Шекспира, и песни «Битлз» на переменах. Еще бы, по инглишу потенциальных ученых-международников и топ-менеджеров гоняют, как разведчиков: объем языковой подготовки (1080 часов) в МФТИ превышает втрое норму неязыковых вузов (340 часов). Проректор Юрий Самарский честно предупреждает первокуров:

- Золотое правило – не прогуливать английский и лабораторные: пропустите хотя бы пять занятий – не догоните никогда.

Если учесть глобализацию, к которой мир движется семимильными шагами, угрозы не покажутся смешными. По крайней мере, для тех, кто целится ездить на международные конференции и срезать деньги на участии в международных проектах. Неспроста два фонозала и 36 (!) специализированных аудиторий на Физтехе ориентированы на свободные дискуссии и восприятие инглиша «на слух».

Продвинутые технари уже давно не читают по складам, а общаются с западными коллегами «вживую», да и, собственно, все профессиональные дела ведут исключительно на английском: без этого карьера сисадмина сейчас в России вряд ли состоится.

Кстати, свободное владение английским позволило Сергею Тарасову вести дела транснациональной американской компании в странах СНГ, молоденькому еще Василию Баскину – приблизиться к топ-менеджменту мирового компьютерного монстра. А Саше Инину – почти в одиночку выдержать натиск западных хакеров на крупного российского провайдера и заслужить большой авторитет в узких кругах. Вряд ли они жалеют о времени, потраченном на язык. Если и жалеют о чем-то, то о нехватке ораторских навыков и невыученном французском. Но Физтех и эту проблему сейчас решил – на факультативах и «втором обязательном» языке. Нынешние первокурсники, не прозевайте.

Наталья ЕМЕЛЬЯНОВА


К началу ^

Свежий номер
Свежий номер
Предыдущий номер
Предыдущий номер
Выбрать из архива