Студенческий меридиан
Журнал для честолюбцев
Издается с мая 1924 года

Студенческий меридиан

Найти
Рубрики журнала
40 фактов alma mater vip-лекция абитура адреналин азбука для двоих актуально актуальный разговор акулы бизнеса акция анекдоты афиша беседа с ректором беседы о поэзии благотворительность боди-арт братья по разуму версия вечно молодая античность взгляд в будущее вопрос на засыпку встреча вузы online галерея главная тема год молодежи год семьи гражданская смена гранты дата дебют девушка с обложки день влюбленных диалог поколений для контроля толпы добрые вести естественный отбор живая классика загадка остается загадкой закон о молодежи звезда звезды здоровье идеал инженер года инициатива интернет-бум инфо инфонаука история рока каникулы коллеги компакт-обзор конкурс конспекты контакты креатив криминальные истории ликбез литературная кухня личность личность в истории личный опыт любовь и муза любопытно мастер-класс место встречи многоликая россия мой учитель молодая семья молодая, да ранняя молодежный проект молодой, да ранний молодые, да ранние монолог музей на заметку на заметку абитуриенту на злобу дня нарочно не придумаешь научные сферы наш сериал: за кулисами разведки наша музыка наши публикации наши учителя новости онлайн новости рока новые альбомы новый год НТТМ-2012 обложка общество равных возможностей отстояли москву официально память педотряд перекличка фестивалей письма о главном поп-корнер портрет посвящение в студенты посмотри постер поступок поход в театр поэзия праздник практика практикум пресс-тур приключения проблема прогулки по москве проза профи психологический практикум публицистика путешествие рассказ рассказики резонанс репортаж рсм-фестиваль с наступающим! салон самоуправление сенсация след в жизни со всего света событие советы первокурснику содержание номера социум социум спешите учиться спорт стань лидером страна читателей страницы жизни стройотряд студотряд судьба театр художника техно традиции тропинка в прошлое тусовка увлечение уроки выживания фестос фильмоскоп фитнес фотокласс фоторепортаж хранители чарт-топпер что новенького? шаг в будущее экскурс экспедиция эксперимент экспо-наука 2003 экстрим электронная москва электронный мир юбилей юридическая консультация юридический практикум язык нашего единства
От редакции

Выпуском  журнала занимался коллектив журналистов, литераторов, художников, фотографов. Мы готовим рассказ о  коллегах и  об их ярких, заметных публикациях.

А сейчас назову тех, кто оформлял СтМ с 1990-х до 2013-го.

Главный художник Александр Архутик,
мастер компьютерного дизайна Алексей Колганов
и фотограф Игорь Яковлев.

Большая часть обложек и фоторепортажей – творческая работа Игоря Яковлева.

Надеюсь, что нам удастся представить Вам  увлекательную историю создания и деятельности  СтМ.

Юрий Ростовцев, гл. редактор
«Студенческого меридиана», журнала,
которому я с удовольствием служил
с 1977 по 2013 годы.

Наши партнеры










Номер 10, 2006

Дивное Дивеево

Мы с друзьями собрались в Муром – и название сказочное завораживало, и про Петра и Февронию нам еще на первом курсе журфака рассказывали – вот и захотелось попасть в сказку. Приехали вечером, и сразу из грязного автомобиля – на службу в монастырь, где покоятся мощи святых. Говорят, если от всего сердца попросить о помощи в устройстве личной жизни – святые помогают. Решили попытать счастья.

Остановиться на ночлег не получилось. В Муроме две гостиницы – и обе не по студенческим карманам. Вот и пришла мысль, как будто ее кто подсказал, – поехать в Дивеево! Четыре часа в очереди на паром, час по Оке – и мы на другом берегу.

Сюда зачастую, как мы узнали позднее, почти все попадают как бы случайно, практически не планируя поездки. Местная жительница баба Маша говорит, что батюшка Серафим Саровский не любит, когда люди что-то загадывают. Вот и зовет к себе мягко, но настойчиво. Серафим означает «пламенный». Саровский – это прозвище, без которого Батюшку уже невозможно представить.

Баба Маша приютила нас в уютном домике недалеко от монастыря. Мы завалились спать. Поутру нас разбудила тишина. Такой безмятежности и спокойствия, как в Дивееве, я не испытывала нигде и никогда. Хозяйка не взяла с нас денег: «Паломников я привечаю во славу Божию!» Мы удивились такому определению. Какие из нас паломники!? Но бабушка настаивала – ведь вы, мол, приехали поклониться Батюшке. Значит – паломники. После утренних русских загорелых блинов мы отправились в монастырь. В белом безмолвии душа устремлялась куда-то ввысь, туда, где раньше еще не бывала. Даже курить никому не хотелось.

Не успела я пройти и трех метров, как ноги куда-то поехали, и я грохнулась быстрее, чем смогла что-либо сообразить. Все дружно посмеялись, а баба Маша сказала, что я теперь упаду еще два раза, для счета. Я усмехнулась. Как же все удивились, когда я действительно упала. «Это враг мстит – уточнила наша проводница, – очень уж ему не нравится, когда люди начинают к Богу идти!» Мы дружно переглянулись и промолчали.

Монастырь возвышался, как сказочный изумрудный город. Зеленый Казанский собор, где находятся мощи преподобного Серафима Саровского, был полон верующими.

В Дивееве круглый год много народу: кто на один день приезжает, а кто и поработать – на месяц.

Люди верят – если потрудиться здесь бесплатно, все в жизни начинает меняться в лучшую сторону.

Выстоять службу тяжело. Уже позднее баба Маша объяснила, что тех, кто только вступил на путь, ведущий в Небо, всегда сопровождают испытания. Нужно вырабатывать силу воли для того, чтобы их выдержать.

Мы приложились к мощам всех Дивеевских святых. И блаженных стариц: Пелагеи, Марии и Параскевы, и Дивеевских преподобных жен: Елены, Марфы и Александры, и, конечно же, к мощам Батюшки Серафима. Каждый молился о самом сокровенном.

А еще мы видели медведя! Вернее, его голову, торчащую из дерева! Баба Маша сказала, что березе с медвежьей головой не один десяток лет. Как выросло такое дерево – остается загадкой, но Серафим дружил с этими животными, кормил, и те, в свою очередь, проявляли взаимность. Вот и сейчас это дерево – как напоминание всем о присутствии святого и о том, что настоящая любовь ко всем живому может творить настоящие чудеса!

Потом мы пошли к источникам. Побывали на трех: преподобной Александры, Иверской Иконы Божьей Матери и на источнике батюшки Серафима в Цыгановке. Таких ощущений мне до этого испытывать не приходилось. Залезть в ледяную воду, когда на улице минус пятнадцать, –нечто. Появилось чувство, что иду на подвиг. Удивилась своим мыслям. Ощущение чуда не покидало ни на минуту. Особенно в Иверском. Там, после того, как все окунулись, я случайно взглянула на воду и опешила: в воде плавал жук – не спеша, как будто наслаждаясь процедурой. С потолка свисали сосульки и снежные кружева, а тут – весенний жук! Это было настолько удивительно, что мы ничего друг другу не сказали, только внутри все перевернулось.

Баба Маша говорит, святые источники не только от болезней исцеляют, но и душу лечат – не сама вода, а Бог через нее. Рассказала много случаев исцеления – их тысячи! В Дивеево едут со всего мира! В Иверском источнике, например, можно избавиться от женских болезней. После него многие бесплодные женщины зачинают детей. В источнике Серафима Саровского вроде бы получают исцеление люди с онкологическими заболеваниями, болезнями ног. Да и вообще все неприятности здесь смыть можно. Ощущение, будто заново родилась!

Стакан красного вина, чай с травами и медом – и можно жить дальше. Отправились на Канавку Божьей Матери. Такого места больше нигде нет! Земляная насыпь – внизу ров. Идешь и читаешь молитву «Богородице, дево, радуйся…» 150 раз. Баба Маша научила и прибавила, что кто по Канавке пройдет с молитвой, того Божья Матерь до конца дней не оставит, под свой Покров возьмет.

Канавку начали строить еще в позапрошлом веке. Сам Батюшка Серафим явился наяву одной монахине – вот с тех пор и начали работу. Во времена гонений в 30-е годы, когда монастырь разрушили, монахинь выгнали, канавку завалили мусором и пытались зарыть. И даже дерево с медвежьей головой хотели выдернуть. Но не получилась. Трактор не смог выкорчевать чудо-березу.

После 1990-х годов монастырь начали восстанавливать, Канавку рыть дальше, как завещал великий старец. Он говорил, что Канавка в последние времена врагов остановит, и многие спасутся, а Дивеевский монастырь не смогут уничтожить во второй раз, его Бог сразу на небо возьмет.

Бабушка рассказывала все это с детской наивностью и простотой, а мы, «ученый свет будущего страны», не просто слушали, а внимали.

Мы попросили бабу Машу рассказать нам подробнее о Батюшке Серафиме. И вот, за горячим борщом, она поведала нам историю.

Преподобного Серафима до того, как он ушел в монастырь, звали Прохор Мошнин. Его родители были порядочными людьми и жили по-христиански. Семейная жизнь была похожа на службу в храме: утром, вечером, до и после еды, перед началом любого дела – молитва. Родители Прохора строили храм и в переносном, и в прямом смыслах. Когда главы семьи не стало, Агафья приняла на себя подвиг строительства святыни. И вот однажды, ярким весенним днем, Прохор, находясь со строителями наверху, оступился и упал вниз с колокольни. Агафья в ужасе бросилась на улицу, ожидая увидеть сына разбившимся, но обнаружила его невредимым и улыбающимся! Мальчик сказал, что его спасла «какая-то тетя».

В 17 лет Прохор отправился в Киево-Печерскую Лавру, чтобы найти там Старца, который сказал бы ему, как жить дальше. Оставаться в миру он не хотел. Старец Досифей поведал юноше, что его место – в Сарове. Так и оказался будущий святой в мужском монастыре. Он отказался быть настоятелем монастыря и ушел в затвор. В лесу срубил маленький домик без окон, а чтобы попасть внутрь, надо было подлезать снизу, через лаз в земле. Питался он овощами со своего огорода и травой снытью. К нему приходили все лесные животные, особенно он любил медведей. Молился за весь мир – а мир и не знал об этом. Самый великий его подвиг – стояние на больных ногах на камне 1000 дней. Он молился за Россию, а на дворе был 1812 год...

Позднее Серафим перебрался в монастырь, в келью. И в один прекрасный день вышел из затвора и стал принимать людей. К нему ехали отовсюду. И не только ехали, но и шли, ползли, ковыляли. «Радость моя», – так Батюшка встречал приходивших. Многие уходили от него здоровыми и никто – безутешным. Он принимал всех без исключения.

Именно по его благословению был создан Дивеевский женский монастырь из так называемой Мельничной общинки. Все монахини непременно должны были быть целомудренными, т.е. не вдовами. Ни о каких гражданских браках в те времена и речи не было: или венчайся, или в монастырь – и так, и эдак – но для спасения души.

В такой мир, абсолютно нам не знакомый, удивительный и притягательный, мы попали впервые. Разобраться во всем с первого раза – задача не из легких, но у меня и моих друзей появилось желание двигаться в этом направлении дальше, ведь так хочется найти ответы на тысячу вопросов, главный из которых – в чем смысл жизни?

Через неделю после поездки я встретила свою вторую половинку...

Алла Гриднева


К началу ^

Свежий номер
Свежий номер
Предыдущий номер
Предыдущий номер
Выбрать из архива