Студенческий меридиан
Журнал для честолюбцев
Издается с мая 1924 года

Студенческий меридиан

Найти
Рубрики журнала
40 фактов alma mater vip-лекция абитура адреналин азбука для двоих актуально актуальный разговор акулы бизнеса акция анекдоты афиша беседа с ректором беседы о поэзии благотворительность боди-арт братья по разуму версия вечно молодая античность взгляд в будущее вопрос на засыпку встреча вузы online галерея главная тема год молодежи год семьи гражданская смена гранты дата дебют девушка с обложки день влюбленных диалог поколений для контроля толпы добрые вести естественный отбор живая классика загадка остается загадкой закон о молодежи звезда звезды здоровье идеал инженер года инициатива интернет-бум инфо инфонаука история рока каникулы коллеги компакт-обзор конкурс конспекты контакты креатив криминальные истории ликбез литературная кухня личность личность в истории личный опыт любовь и муза любопытно мастер-класс место встречи многоликая россия мой учитель молодая семья молодая, да ранняя молодежный проект молодой, да ранний молодые, да ранние монолог музей на заметку на заметку абитуриенту на злобу дня нарочно не придумаешь научные сферы наш сериал: за кулисами разведки наша музыка наши публикации наши учителя новости онлайн новости рока новые альбомы новый год НТТМ-2012 обложка общество равных возможностей отстояли москву официально память педотряд перекличка фестивалей письма о главном поп-корнер портрет посвящение в студенты посмотри постер поступок поход в театр поэзия праздник практика практикум пресс-тур приключения проблема прогулки по москве проза профи психологический практикум публицистика путешествие рассказ рассказики резонанс репортаж рсм-фестиваль с наступающим! самоуправление сенсация след в жизни со всего света событие советы первокурснику содержание номера социум социум спешите учиться спорт стань лидером страна читателей страницы жизни стройотряд студотряд судьба театр художника техно традиции тропинка тропинка в прошлое тусовка увлечение уроки выживания фестос фильмоскоп фитнес фотокласс фоторепортаж хранители чарт-топпер что новенького? шаг в будущее экскурс экспедиция эксперимент экспо-наука 2003 экстрим электронная москва электронный мир юбилей юридическая консультация юридический практикум язык нашего единства
От редакции

Выпуском  журнала занимался коллектив журналистов, литераторов, художников, фотографов. Мы готовим рассказ о  коллегах и  об их ярких, заметных публикациях.

А сейчас назову тех, кто оформлял СтМ с 1990-х до 2013-го.

Главный художник Александр Архутик,
мастер компьютерного дизайна Алексей Колганов
и фотограф Игорь Яковлев.

Большая часть обложек и фоторепортажей – творческая работа Игоря Яковлева.

Надеюсь, что нам удастся представить Вам  увлекательную историю создания и деятельности  СтМ.

Юрий Ростовцев, гл. редактор
«Студенческого меридиана», журнала,
которому я с удовольствием служил
с 1977 по 2013 годы.

Наши партнеры










Номер 11, 2006

Пятьдесят платьев для «бедной» Насти

Были времена, когда за пряжку от туфельки, усыпанную драгоценными камнями, отдавали целую деревню крепостных душ, а чтобы достать царские черевички седлали нечистую силу и проделывали путь из Диканьки в Санкт-Петербург. За кисеей и муаром охотились как за диковинными зверьми, а парчу выписывали из самого Царьграда. Фижмы, капоты, шушуны, камзолы, кафтаны, армяки, боливары – все это осталось в произведениях классической литературы, музеях, учебниках истории костюма. И еще в кино. Потянуть за скрытые ниточки и обнажить процесс создания одежды для «важнейшего из искусств» согласилась дизайнер Ольга Блинова, на счету которой около сотни костюмов и аксессуаров для десятка фильмов и сериалов, антрепризных и детских спектаклей.

Корсеты и кроссовки

В мастерской, которую арендует Ольга, она сразу демонстрирует свое новое увлечение – корсеты. Раскладывает на закроечном столе разноцветные произведения швейного искусства с крохотными крючочками, золотыми нитями, тонким кружевом и атласными шнурками.

- Это для кино или для жизни? – удивляюсь я.

- Представляешь, сейчас мне заказывают их обычные люди. Несколько выпускниц в этом году шили платья с корсетами. И все наряды были совершено невероятными. Один корсет мы расшивали золотыми пластинками и стразами. Другая девушка захотела, чтобы корсет сочетался с балетной пачкой и… кроссовками. Для нее мы сшили еще и спортивную сумочку и куртку – на случай плохой погоды.

В конце восьмидесятых, когда Ольга была страшеклассницей, купить эффектную вещь было почти невозможно. Но девушка ухитрялась поражать воображение не только одноклассниц и одноклассников, но и школьной администрации своими экстравагантными нарядами. Как-то собрала всю имевшуюся в доме пряжу, купила на швейной фабрике разноцветные тканевые кусочки, искусственный мех – и превратила все это в совершенно сумасшедшую, как сама говорит, кофту, на которую в прямом смысле слова оборачивались прохожие.

Потом решила поэкспериментировать с кожей. Купила в магазине для рукоделия несколько мешков с кожаными остатками и сшила себе куртку и юбку. Обнаружила, что израсходовала не все свое «богатство», и дополнила комплект жилеткой.

Было у нее и «мозаичное» вечернее платье – из приобретенных в мастерской при оперном театре кусочков.

- Помню, мы с мамой стояли в жутких очередях за тканями – говорит Оля, – Но потеря времени, давка – все это было неважно. Только бы быстрее начать шить!

- Ты помнишь, в какой момент в детстве тебе стало не все равно, во что тебя одевают?

- Мама рассказывала, что года в четыре я крутилась перед зеркалом со словами: «Оля модная!» Тогда же начала конструировать из бумаги какую-то «одежду» для кукол. Всем старшим подружкам помогала шить выпускные платья.

Рукоделие рукоделием, но получать высшее образование Оля отправилась на серьезный экономический факультет (университет?). За пять лет учебы окончательно уверилась в том, что ошиблась в выборе профессии. И решила делать карьеру модели. В агентстве Flight of Fantasy, куда она пришла с намерением вышагивать по подиуму, приоритеты расставили иначе: попросили стать штатным модельером. А на подиум Ольга Блинова все-таки выходила – в конце показов в сопровождении моделей в придуманных ею нарядах.

- Почему же ты сразу не занялась дизайном одежды профессионально?

- Я воспринимала шитье как часть жизни. Почему-то не могла представить, что смогу получать от моделирования одежды не только удовольствие, но еще и зарабатывать им деньги. Очень жалею, что не начала учиться дизайну сразу после школы. Но рада, что в двадцать лет наконец-то нашла себя.

После того, как призвание взяло верх над мечтами, пришло время совершенствоваться в дизайне одежды. Правда, еще до того, как Ольга освоила профессию модельера в Авторской школе «Любакс», у нее уже были постоянные заказчики.

- Как от творчества ты перешла к зарабатыванию денег?

- Делала качественные вещи. Постоянно училась, совершенствовалась. Впитывала все новое. Отсеиваешь лишнее уже потом, а вначале – набираешь, набираешь, набираешь.

До того, как получить образования, я выкройки делала на глаз. Теперь знаю, как сэкономить ткань, как быстрее сшить. Профессионализм – это когда делаешь вещь не такой, как получается, а такой, как ты задумала. В итоге готовое изделие не так долго находится в разработке и получается не вымученным, а свежим.

Этикетка из будущего

Ольга показывает фотографии из фильмов, над костюмами к которым работала. Дебютным для нее стал большой исторический проект о рубеже XVIII – XIX вв. «Золотой век». Говорит, над образом каждого из героев художники и модельеры колдовали крайне скрупулезно: под платье создавали собственные аксессуары – шляпки, перчатки, зонтики, туфельки, веера, а иногда даже нижнее белье по последней моде конца XVIII века. В соавторстве с художницей Натальей Стецук (?) Ольга придумала десять мужских и женских костюмов.

Следующий исторический заказ был еще масштабнее: для сериала «Бедная Настя» требовалось изготовить уже пятьдесят нарядов, не считая «мелочей», как называет их Оля, - пеньюаров, мужских халатов, одежды для служанок. Правда, в этот раз потребности в создании законченных ансамблей не было – одна и та же шляпка могла быть на главной героине, а в следующей серии оказаться на другом персонаже, претерпев минимальны изменения.

Ольге же в период съемок приходилось перевоплощаться кардинально. В «Бедной Насте», например, она сочетала роли дизайнера и актрисы. Играла фрейлину в одной из серий. Пользоваться служебным положением пыталась и в «Золотом веке». В картине был эпизод, где герой Гоши Куценко проводит время с двумя дамами полусвета. Оля собралась было участвовать в съемках, начала даже шить кружевной корсет. Но тут у режиссера появилась идея для пущей выразительности любовной сцены раздеть девушек. Два дня Оля решала, сможет ли пойти на стриптиз ради искусства, а на третий отказалась от «роли». Самое обидное, говорит она, когда фильм вышел в прокат, партнерши Куценко были пусть и легкомысленно, но все-таки одеты…

Пока Оля «примеряет» на себя эпизоды, ее супруг, актер Театра на Таганке (??), использует дизайнерское мастерство своей второй половинке на сцене: сюртук, который Ольга сшила ему для жизни, так вписался в антураж спектакля, что роль Мити Карамазова он играл в нем.

У Ольги Блиновой есть бренд Bad style. Как-то ради шутки она нашила этикетки с этим логотипом на костюмы для одного из исторических фильмов. Каково же было ее удивление, когда ускользнувшая от бдительного режиссерского ока этикетка несколько минут была отчетливо видна в кадре.

- Недавно, – рассказывает Ольга, – мы делали костюмы для кино-проекта «Адмирал Колчак». Для фильма Юлия Гусмана «Парк советского периода», премьера которого была летом, создавали гардероб совместно с Наташей Стецук.

- Чем отличается работа с конкретным клиентом от киношного заказа?

- В кино нужно учитывать мнение режиссера и пожелания актеров. Проблемы возникают, если актер категорически не согласен с тем, как режиссер видит его в роли.

В кино важно подчеркнуть характер персонажа. Иногда хочется красивую актрису одеть так, как пойдет ей, а нельзя: она должна выглядеть безвкусно по сценарию.

Обычно задаются условия: например, режиссер хочет, чтобы гардероб героини менялся от светло-фиолетового до темно-синего на протяжении фильма. Или для персонажа разрабатывается определенная цветовая гамма: розовая, зеленая и т.д.

- Я понимаю, зачем делать исторические костюмы для кино, но не могу уяснить, зачем специально шить их для сериала о современной жизни – все же можно купить?

- Есть такой эффект: экран делает самый экстравагантный наряд вполне обычным для зрителя. Поэтому вещи для кино надо делать более выразительными.

- Ты обычно работаешь над костюмами для фильмов в дуэте с художником. Какие распределяются обязанности?

- Художник разрабатывает цветовую гамму, концепцию. А я стараюсь сделать так, чтобы эскиз мог стать готовой вещью.

- В костюмерных крупных киностудий масса исторических костюмов. Зачем шить новые для каждого следующего фильма?

- Одежда в кино жутко изнашивается – вещи просто «горят» на актерах! Иной раз после съемок они не подлежат восстановлению. Бывают случаи, когда платье шьется ради одного кадра и после команды «Стоп!» приходит в полную негодность. Мы, например, специально делали два одинаковых платья для Елены Кориковой и ее дублера в «Бедной Насти». Фильм начинается с того, что ее героиня попадает под лошадь.

Для американского фильма, который недавно снимали на «Мосфильме», мы шили 14 халатов. По сюжету герой должен был его забрызгать кровью, испачкать, порвать. Все это мы пошагово проделывали с вещью заранее.

На одной частоте с мэтрами

- Скажи как модельер что такое одежда?

- Это продолжение человека. Как он себя чувствует, так и одевается в данный момент. Все зависит от настроения. Погода солнечная, настроение хорошее – и хочется выглядеть свежо и ярко.

Бывает, что внутренне человек и одежда, которая на нем, не гармонируют. Ну, например, не стыкуются женщин и рюшки, оборки и т.д. И она будет чувствовать себя в этом наряде не комфортно, даже если со стороны будет казаться в этом красивой.

Кому-то комфортно в платье, в котором невозможно руку поднять. Другой в такой одежде будет как в смирительной рубашке – он деятельный, эмоциональный, заводной, а одежда сковывает.

- Расскажи, как проходит творческий процесс?

- Ткань сама диктует. Мне нравится создавать вещи методом накалывания – его, кстати, очень любит Зайцев. Берешь ткань и задрапировываешь ею манекен.

Я когда впервые начинаю работать с заказчиком, предлагаю сначала пойти в магазин, выбрать ткань, а потом уже решить, что будем шить.

- Ты занимаешься всем процессом: от эскиза костюма до пошива?

- Сейчас уже я почти не шью сама. Я разрабатываю концепцию, стиль, цветовую гамму. Но сама я умею все. И считаю, что настоящий дизайнер одежды должен знать весь процесс. Иногда работаешь с художниками, и они разрабатывают такие вещи, которые в принципе невозможно сшить – они просто не знают, как поведет себя та или иная ткань. И получается не всегда удачный выход той модели, которая на рисунке казалась идеальной.

- Тебя не настораживает, когда люди заказывают сшить что-то совершенно невообразимое?

- Во всем стараешься найти изюминку, понять, почему человеку захотелось именно такой наряд сшить. Даже если понимаешь, что то, что заказывают мягко скажем, не совсем хорошо, все равно стараешься зацепиться за какие-то здравые ниточки.

- Тебе самой какой стиль в одежде нравится?

- Я люблю кружева, оборки. Сейчас шью себе спортивный костюм с кружевом, золотыми молниями.

- Какие тенденции в моде тебе нравятся?

- Сейчас мне очень нравится тенденция, когда мужскую моду стараются сделать женственнее. Мне кажется, что на мужественных мужчинах и рубашка в цветочек и кружева смотрятся здорово.

- Дизайнеры обычно заглядывают в будущее. Это трудно? Как угадать, что станет модным?

- Это ощущается. Висит в воздухе. Так ведь часто бывает у творческих людей: тебе что-то пришло в голову, ты стал работать над этим, а у другого человека уже готовая коллекция с той же идеей. Ты замешкался, а он эту информацию, которая откуда-то свыше приходит, успел раньше воплотить.

У меня был случай, когда я занималась костюмами к «Золотому веку», придумала коллекцию, где кожа сочеталась с кружевом. Но времени не было ее сшить, были только эскизы. И вдруг я вижу у Юдашкина коллекцию в том же стиле, с теми же материалами!

- Конструирование одежды, рукоделие – женские занятия, но лучшими портными во все времена были мужчины. Почему так происходит?

- Может быть, это потому, что мужчина лучше чувствует женщину. Мужчины создают то, в чем ходят видеть женщин.

- Кто те люди, кто заказывает тебе одежду?

- Те, кто хочет выглядеть необычно, кто не боятся того, что «Так не носят». Да носят так! Сейчас нет ограничений в моде.

Анастасия Белякова


К началу ^

Свежий номер
Свежий номер
Предыдущий номер
Предыдущий номер
Выбрать из архива