Студенческий меридиан
Журнал для честолюбцев
Издается с мая 1924 года

Студенческий меридиан

Найти
Рубрики журнала
40 фактов alma mater vip-лекция абитура адреналин азбука для двоих актуально акулы бизнеса акция анекдоты афиша беседа с ректором беседы о поэзии благотворительность боди-арт братья по разуму версия вечно молодая античность взгляд в будущее вопрос на засыпку встреча вузы online галерея главная тема год молодежи год семьи гражданская смена гранты дата дебют девушка с обложки день влюбленных диалог поколений для контроля толпы добрые вести естественный отбор живая классика загадка остается загадкой закон о молодежи звезда звезды здоровье идеал инженер года инициатива интернет-бум инфо инфонаука история рока каникулы коллеги компакт-обзор конкурс конспекты контакты креатив криминальные истории ликбез литературная кухня личность личность в истории личный опыт любовь и муза любопытно мастер-класс место встречи многоликая россия мой учитель молодая семья молодая, да ранняя молодежный проект молодой, да ранний молодые, да ранние монолог музей на заметку на заметку абитуриенту на злобу дня нарочно не придумаешь научные сферы наш сериал: за кулисами разведки наша музыка наши публикации наши учителя новости онлайн новости рока новые альбомы новый год НТТМ-2012 обложка общество равных возможностей отстояли москву официально память педотряд перекличка фестивалей письма о главном поп-корнер портрет посвящение в студенты посмотри постер поступок поход в театр поэзия праздник практика практикум пресс-тур приключения проблема прогулки по москве проза профи психологический практикум публицистика путешествие рассказ рассказики резонанс репортаж рсм-фестиваль с наступающим! салон самоуправление сенсация след в жизни со всего света событие советы первокурснику содержание номера социум социум спешите учиться спорт стань лидером страна читателей страницы жизни стройотряд студотряд судьба театр художника техно традиции тропинка тропинка в прошлое тусовка увлечение уроки выживания фестос фильмоскоп фитнес фотокласс фоторепортаж хранители чарт-топпер что новенького? шаг в будущее экскурс экспедиция эксперимент экспо-наука 2003 экстрим электронная москва электронный мир юбилей юридическая консультация юридический практикум язык нашего единства
От редакции

Выпуском  журнала занимался коллектив журналистов, литераторов, художников, фотографов. Мы готовим рассказ о  коллегах и  об их ярких, заметных публикациях.

А сейчас назову тех, кто оформлял СтМ с 1990-х до 2013-го.

Главный художник Александр Архутик,
мастер компьютерного дизайна Алексей Колганов
и фотограф Игорь Яковлев.

Большая часть обложек и фоторепортажей – творческая работа Игоря Яковлева.

Надеюсь, что нам удастся представить Вам  увлекательную историю создания и деятельности  СтМ.

Юрий Ростовцев, гл. редактор
«Студенческого меридиана», журнала,
которому я с удовольствием служил
с 1977 по 2013 годы.

Наши партнеры










Номер 03, 2007

Проблема детского и юношеского чтения в России... Нужна ли нам Наташа Ростова?

В республике Нигер, что в Западной Африке, процент грамотности населения – всего 14%. В России – 98%. К сожалению, у статистики нет точных данных, чем занимаются оставшиеся два процента россиян. С абсолютной точностью можно сказать лишь, что они не читают «Ст.М».

Однако и те, кто гордо носит звание «грамотных людей», распоряжаются умением читать по-разному. Кто-то использует этот дар цивилизации в сугубо прагматических целях. Например, убедиться, что сумма заработной платы в трудовом договоре (ее обычно пишут) соответствует содержимому кошелька в день получки, отличить «М» от «Ж», узнать, сколько килокалорий в биг-маке. Другие разжигают в себе чувство зависти, жадно поглощая информацию о том, сколько стоит шнурок для кроссовок Ксении Собчак или каков годовой доход топ-менеджера нефтяной компании. Третьи вообще не знают, зачем их в школе научили из букв складывать слова, а из слов – предложения, а потому с одинаковым интересом читают рекламу пластиковых окон из почтового ящика, правила пользования метрополитеном и надписи на футболках. И лишь сравнительно небольшая группа людей читает книги. И не потому, что задали, а потому что получает от этого удовольствие.

Именно тем, что круг таких людей с каждым годом сужается, и были обеспокоены участники встречи за «круглым столом» под названием «Проблема детского и юношеского чтения в России и в Москве: прошлое, настоящее, будущее», которая прошла в декабре прошлого года в Центральном доме журналистов под эгидой Комитета по телекоммуникациям и СМИ г. Москвы.

Правда, о прошлом участники встречи говорили мало – настоящее живее и нагляднее, а будущее при таком настоящим легко прогнозируется. Числа неумолимы. По данным, которые представила заведующая отделом координации и развития публичных библиотек Центральной универсальной научной библиотеки им. Н.А. Некрасова Оксана Александровна Чувильская, 37% москвичей книг не читают вообще, читают газеты – 16%, аудитория развлекательных журналов – 7%, читают от случая к случаю (наверное, от «Алтуфьевской» до «Пражской») – 40%. И только 23% опрошенных порадовали, что читают постоянно. Но лишь у 4% москвичей есть домашняя библиотека. Причем из тех, кто все же читает, 24% отвоевали издатели женских детективов, 18% достались русским триллерам и детективам. Оценить труды современных отечественных прозаиков могут лишь 5%, и всего 4% интересуются зарубежной современной прозой.

Одной из причин, почему они так мало читают, опрашиваемые назвали отсутствие средств на покупку книг. Почему-то при этом в библиотеки ходят всего 11% населения, из них 37% – студенты, которые готовятся к курсовым работам и рефератам.

Наталья Алексеевна Попова, доцент филологического факультета Московского государственного педагогического университета, озвучила результаты другого интересного исследования. Она опросила шестьдесят школьников, которые собираются поступать в университете Дружбы народов на филологический факультет, то есть своей будущей профессией избрали работу со словом. Но даже они честно ответили, что читать хорошую литературу «для души» у них нет времени. Слишком много предметов в школе, слишком много отвлекающих факторов. Поэтому читают только то, что нужно по программе, да и то нередко – в изложении и сокращении. Отвлекает и массовая литература – то, что можно прочитать в метро и тут же забыть: этакая жвачка. К тому же чтение классической литературы и хорошей современной – труд. Нужно время, чтобы осмыслить, понять, пережить, а его у современного школьника нет. Еще одним виновником такой ситуации многие назвали школьного учителя – вернее, отсутствие хорошего школьного учителя.

- И это действительно серьезная проблема, – считает Наталья Алексеевна. –Учительство мельчает, потому что профессия тяжелая и теперь малоуважаемая. Так что каждый год лучшие выпускники нашего педагогического факультета идут, увы, не в профессию. В школу идут «середнячки». Вот и уходит настоящее учительство, на котором держалась русская школа. Талантливых педагогов становится все меньше, и дети нередко говорят о раздражении, которое вызывает литература, о нежелании читать.

Как всегда, высшая школа во всех бедах винит среднюю, школьные учителя предлагают искать причины в семье, а папы-мамы перекладывают заботы по воспитанию детей опять же на школу.

Выступление преподавателя русского языка средней школы №499 Ольги Станиславовны Мончаковской меня приятно удивило. Ни слова – о плохих родителях, о низкой зарплате, о неуважении к профессии учителя.

- Не надо драматизировать, – сказала она. – Дети читают, и читают много, вопрос в том, что именно читают... Если по объему – восприятие текстовой информации приобрело глобальные масштабы: реклама, газеты, журналы... Но юный мозг не резиновый, он воспринимает информацию дозировано. Поэтому многие подростки, как вы можете заметить, ездят в транспорте, закрыв глаза и надев наушники – они не хотят воспринимать чужую информацию и слушают свое.

- Откуда проблема восприятия художественного текста? – обратилась Ольга Станиславовна к участникам «круглого стола». – Сегодняшние дети читают не так, как мы с вами, и не так, как читали поколения десять, двадцать лет назад. У них в основном визуальное восприятие. Им трудно осмысливать прочитанное. А значит, нужны способы визуализации информации, например, экранизация классических произведений.

Еще одна проблема – изменение жанровой актуализации чтения. Для нас с вами оды XVIII века давным-давно неинтересны. Точно так же нашим детям неинтересны и непонятны герои романов XIX века. Взять, к примеру, Пелевина. Его можно ругать или хвалить, но его читают, потому что он представляет сегодняшнего молодого человека...

О том, что современной молодежи нужны свои «герои нашего времени», говорила и Ирина Владимировна Балахонова, главный редактор издательства «Самокат».

- Юной девушке, которая читает «Войну и мир» и отождествляет себя с Наташей Ростовой, трудно понять, что у героини романа те же проблемы, что у нее самой. У современной девочки есть, конечно, свои заботы: как купить мобильный телефон, как модно одеться, чтобы выглядеть не хуже сверстников. И ей никто не объяснит, что те моральные принципы, которые применимы к Наташе Ростовой, применимы и к ней.

В стране серьезная проблема подростковой проституции... Я не говорю, что это только оттого, что дети не читают. Это в большей мере результат безответственного отношения общества в целом к формированию моральных норм. А моральные нормы формируются, в том числе, и хорошей литературой.

Обсуждение длилось более двух с половиной часов: выступали психологи, учителя, сотрудники библиотек, преподаватели вузов. Кроме названных проблем, говорили еще и о том, что в школах сейчас практически нет библиотек, где можно было бы взять домой не учебник, не хрестоматию, а книжку «для души». О том, что во многих семьях не принято читать. Но если папа зациклен только на футболе, а мама – на сериалах, как объяснить ребенку, насколько для его полноценного развития необходимо читать?

Показалось, проблема чтения не решаема, и с этим уже ничего не сделаешь. В этом мягко упрекнул своих коллег по «круглому столу» писатель Эдуард Николаевич Успенский.

- Я слушаю выступления участников, и буквально обливаюсь слезами. Они рисуют очень грустные картины. Такое впечатление, что вся работа бессмысленна, пока не включится телевидение. А оно не включится, потому что стало частным. Если хотите серьезно заниматься пропагандой чтения, пропагандой отдельных книг, объяснением того, что ребенок без чтения теряет воображение и будет плохим инженером, что, если уходят книги, уходит национальный менталитет, нужна программа, обучающая чтению. Час в день на телевидении – неужели нельзя выделить? И это должна быть «вкусная» программа, чтобы у зрителей сложилось представление, что не читать – немодно. А телевидение сейчас настолько гнилое, что любая светлая программа будет смотреться с удовольствием. Но это должна быть программа для родителей, а если она окажется интересной, ее будут смотреть и дети.

Примерно тот же путь решения проблемы предложила и Ксения Молдавская, обозреватель газеты «Книжное обозрение», которая считает, что нужно «увешать» города социальной рекламой, которая призывала бы читать книги. Она упрекнула коллег в том, что они сами мало пишут о хорошей литературе. По сути, постоянные «книжные» колонки есть только в нескольких изданиях, при этом далеко не массовых. Но даже те сайты, газеты и журналы, которые пропагандируют чтение, мало известны, а потому их необходимо рекламировать.

- Достаньте ручки и запишите, – «скомандовала» Ксения. – Сайт «Библиогид», «Экслибрис НГ», «Книжный Петербург» на сайте krupa.spb.ru, сайт «Писатель.ру», журнал «Читаем вместе».

А я вспомнила рекламные щиты, призывающие заниматься спортом, и то, как широко освещается в СМИ открытие каждого нового спортивного детско-юношеского центра. Здоровье, спорт, олимпийские рекорды, это, безусловно, прекрасно – социальная реклама работает успешно. Но не в спартанцы же мы готовимся – не пора ли подумать и о нашем духовном здоровье?

Дарья ЧАЛИКОВА


К началу ^

Свежий номер
Свежий номер
Предыдущий номер
Предыдущий номер
Выбрать из архива