Студенческий меридиан
Журнал для честолюбцев
Издается с мая 1924 года

Студенческий меридиан

Найти
Рубрики журнала
40 фактов alma mater vip-лекция абитура адреналин азбука для двоих актуально актуальный разговор акулы бизнеса акция анекдоты афиша беседа с ректором беседы о поэзии благотворительность боди-арт братья по разуму версия вечно молодая античность взгляд в будущее вопрос на засыпку встреча вузы online галерея главная тема год молодежи год семьи гражданская смена гранты дата дебют девушка с обложки день влюбленных диалог поколений для контроля толпы добрые вести естественный отбор живая классика загадка остается загадкой закон о молодежи звезда звезды здоровье идеал инженер года инициатива интернет-бум инфо инфонаука история рока каникулы коллеги компакт-обзор конкурс конспекты контакты креатив криминальные истории ликбез литературная кухня личность личность в истории личный опыт любовь и муза любопытно мастер-класс место встречи многоликая россия мой учитель молодая семья молодая, да ранняя молодежный проект молодой, да ранний молодые, да ранние монолог музей на заметку на заметку абитуриенту на злобу дня нарочно не придумаешь научные сферы наш сериал: за кулисами разведки наша музыка наши публикации наши учителя новости онлайн новости рока новые альбомы новый год НТТМ-2012 обложка общество равных возможностей отстояли москву официально память педотряд перекличка фестивалей письма о главном поп-корнер портрет посвящение в студенты посмотри постер поступок поход в театр поэзия праздник практика практикум пресс-тур приключения проблема прогулки по москве проза профи психологический практикум публицистика путешествие рассказ рассказики резонанс репортаж рсм-фестиваль с наступающим! салон самоуправление сенсация след в жизни со всего света событие советы первокурснику содержание номера социум социум спешите учиться спорт стань лидером страна читателей страницы жизни стройотряд студотряд судьба театр художника традиции тропинка тропинка в прошлое тусовка увлечение уроки выживания фестос фильмоскоп фитнес фотокласс фоторепортаж хранители чарт-топпер что новенького? шаг в будущее экскурс экспедиция эксперимент экспо-наука 2003 экстрим электронная москва электронный мир юбилей юридическая консультация юридический практикум язык нашего единства
От редакции

Выпуском  журнала занимался коллектив журналистов, литераторов, художников, фотографов. Мы готовим рассказ о  коллегах и  об их ярких, заметных публикациях.

А сейчас назову тех, кто оформлял СтМ с 1990-х до 2013-го.

Главный художник Александр Архутик,
мастер компьютерного дизайна Алексей Колганов
и фотограф Игорь Яковлев.

Большая часть обложек и фоторепортажей – творческая работа Игоря Яковлева.

Надеюсь, что нам удастся представить Вам  увлекательную историю создания и деятельности  СтМ.

Юрий Ростовцев, гл. редактор
«Студенческого меридиана», журнала,
которому я с удовольствием служил
с 1977 по 2013 годы.

Наши партнеры










Номер 05, 2007

Музей с доставкой на дом

Писатели-фантасты прошлого столетия и в самых смелых мечтах не могли представить, что может сделать современный человек, не выходя из дома. Выбрать и заказать любые товары, лекарства, услуги, завести сотню друзей из разных стран, прослушать лекцию, сдать экзамен, получить специальное образование и все это оплатить – проще простого.

Пусть будут вьюга, многокилометровые пробки, революция, забастовка таможенников, а ты, реально сидя на диване в растянутой футболке неопределенного цвета с Микки Маусом и в дырявых тапочках (все равно никто не видит), виртуально гуляешь по залам европейских музеев. Или даже по музеям, которые вовсе не имеют географического положения, а существуют только в Сети.

Проводя время таким образом, я заметила, что виртуальных музеев стало слишком много. Чем они отличаются от просто сайтов? Притаилась за ником «гость» на музейном форуме – там как раз шел спор на эту тему. Страсти накалялись, но вопрос так и остался без ответа.

Ведущим форума оказался Алексей Валентинович ЛЕБЕДЕВ, доктор искусствоведения, заведующий Лабораторией музейного проектирования Российского института культурологии. Он-то мне и объяснил, почему даже специалисты спорят, что называть виртуальным музеем.

– Давайте разберемся с названием, – начал с азов Алексей Валентинович. – Понятие «виртуальный музей» идет от «виртуальной реальности». Если человек хочет уяснить, что это такое, и залезет в словарь, там он с ужасом обнаружит: слово «virtual» означает «фактический», «настоящий». Ум за разум зайдет, так как в нашем представлении это все-таки что-то ненастоящее. На самом деле термин происходит от «virtus» – мнимый, воображаемый.

С неправильного толкования начинаются проблемы. Интернет – пространство неогороженное. Если кто-то хочет назвать свой сайт музеем, в этом удовольствии он может себе не отказывать. Например, в Москве давно существует дом-музей Максима Горького. Почему его сайт назвали виртуальным музеем, остается загадкой. Или невежество другого типа, когда полагают, будто любой набор картинок можно считать музеем. Именно так назвали один забавный сайт, посвященный спичечным этикеткам. На самом деле размещенные там подборки – просто альбомы. Они даже в меню названы: «Альбом 1», «Альбом 2» и т.д.

– Что же тогда понимать под термином «виртуальный музей»?

– С моей точки зрения, есть два правильных варианта.

Первый – это сайт, но сделанный по законам музейного проектирования, то есть имеется сконструированное пространство, в котором размещены экспонаты. Возьмем, например, сайт о художественном примитиве, который я когда-то делал. В меню даже есть строчка «сотрудники». Вроде бы в шутку воспроизведена структура музея. Кроме того, сама экспозиция... Конечно, нужно понимать, что это делалось десять лет назад, когда никакие «бродилки» Интернет не тянул. Тем не менее, здесь вы увидите живописные интерьеры, куда вживлены картины, сможете войти туда, рассмотреть все с разных точек, как если бы оказались внутри.

Второй вариант – прямо обратный. В этом случае имеется в виду реальное пространство (зал, комната), в которое помещены электронные изображения музейных предметов. По такому принципу создан музей Ван Гога в Овере, где нет подлинных произведений – они только проецируются.

Еще пример – «Музейный центр» в Сургуте. Трехэтажное здание, на третьем этаже которого разместился художественный музей, на втором – краеведческий, а на первом – презентационный зал. Это довольно большое помещение с разнообразными проекторами и плазменными панелями. Рядом – компьютерный класс. В зале демонстрируются мультимедийные программы на темы, относящиеся к обоим музеям, – такие, как «Реставрация», «Музей и коллекционер», «Музей и компьютер», «Хранитель». Поднимаешься на другие этажи и там в реальной экспозиции видишь то, что раньше видел в изображении. Большую часть этих программ сделала наша лаборатория.

Подобное пространство можно назвать виртуальным музеем, хотя сами сургутяне этим термином не пользуются. Смысл затеи, с одной стороны, – рекламный, с другой – образовательный. Молодежь, старшеклассники, студенты колледжей – основные посетители этого музея. Мы и рассчитывали наши программы на возраст 14–18 лет...

И тут Алексей Валентинович запустил программу «Музей и компьютер». На экране монитора под музыку соответствующих эпох проходили картинки сразу нескольких исторических событий – что происходит в музеях и что в мире. Вначале музей и компьютер существуют порознь, но по мере того, как мир все больше компьютеризуется, начинают сближаться. Окончательное слияние происходит под хит сезона – эстонскую польку.

– Здорово. Непривычно. Но для чего это?

– У человека сложилась определенная система привычек в потреблении информации. Возьмем столь любимые посетителями макеты, предназначенные показывать объекты, которые нельзя предъявить в их натуральном виде: как выглядел город несколько веков назад, как выглядит извержение вулкана. Сегодняшняя публика изображение на экране воспринимает лучше, чем картонный макет.

Я видел чудную игрушку в музее «Васа» в Стокгольме. «Васа» – четырехпалубный галион, который в 1628 году прямо на глазах у всего города из-за порыва бокового ветра затонул в гавани шведской столицы. Судно создавалось как новое супероружие. Корабелы понимали, что на нем слишком много пушек. Чтобы увеличить остойчивость галиона, нужно было либо уменьшить количество орудий, либо сделать его шире. Но король Швеции Густав II Адольф не захотел терять ни в быстроходности, ни в боеспособности нового флагмана. Результат вы знаете.

В экспозиции стокгольмского музея есть игра, позволяющая попытаться исправить ошибку корабелов XVII века. Но с одной стороны у тебя боковой ветер, а с другой – король, который говорит: «Делайте, что хотите, а мне такая слабовооруженная посудина не нужна». Настоящий корабль в свое время подняли – он стоит тут же. Благодаря этой игрушке восприятие активизируется, и люди уже по-другому смотрят на историческое судно.

– Есть ли подобные музеи в Москве?

– Пока нет, но готовится один интересный проект. В колокольне Ивана Великого намечается экспозиция, посвященная истории архитектуры Московского Кремля, где реальные фрагменты несохранившихся древних построек будут соседствовать с их виртуальными реконструкциями.

Еще дальше по этому пути планирует пойти Русский музей в Петербурге. Несколько лет назад ему был передан Инженерный (Михайловский) замок. В западном павильоне-кордегардии этого замка планируется создание чисто виртуального музея. Пока там идет реставрация – павильон достался музейщикам в очень плохом состоянии.

– Но вернемся к разработке виртуальных музеев... По каким канонам их создают?

– Чтобы создать виртуальный музей, нужно пройти те же этапы, что и при создании обычного.

Этап первый – аналитический, он называется «предпроектным исследованием»: проводятся экспертные опросы, анкетирование, изучаются документы. Исследование обычно включает и поиск аналогий: делал ли кто-нибудь что-то подобное, был ли у кого-то опыт в этой области (как удачный, так и неудачный).

Дальше переходим к этапу «концептуализации»: начинаем представлять, что бы мы хотели получить в идеале. Оформляется концепция развития музея. Затем появляются две новые фигуры: музейный сценарист и художник-дизайнер. Идет разработка сценария экспозиции и художественного проекта.

Когда они готовы, переходим к стадии реализации. Так создаются все музеи. Для виртуальных последним этапом будет программная реализация, или веб-верстка, или компьютерный монтаж.

– Вроде бы просто…

– Насчет простоты судить не берусь. Но что это мало у кого хорошо получается, – несомненный факт. Сегодня можно говорить о типовом наборе ошибок, которые совершают проектировщики-дилетанты. Самая распространенная в том, что веб-мастера и программисты берутся делать дизайн. И тогда на экране – вырви глаз. Порой забывают про сценариста – человека, который выстраивает структуру, логику как реального, так и виртуального музея.

Есть проблема, с которой мы сталкиваемся при создании музейных информационных систем и сайтов. Существует формальная логика, классический пример которой – линеевская таблица. Типы, виды, классы... Казалось бы, чего проще – вкладывай одно в другое.

Но даже музейный профессионал, который каждый день заполняет карточки «холст», «масло» и так далее, когда ему нужно найти слово «холст» в тезаурусе, не сразу догадается искать его в разделе «лен». Хотя формально все правильно: холст – ткань изо льна. Точно так же ювелир будет искать «алмаз» в разделе «углерод».

Бытовая логика работает по-другому, потому что наше восприятие контекстуально. Если мы придем на бензоколонку, в художественную лавку или продуктовый магазин и в каждом их них попросим «масло», нас поймут по-разному и дадут нам разные товары. Следовательно, сценаристу приходится все время держать в голове две логики: формальную и логику привычного восприятия.

Как-то, гуляя по Интернету, я наткнулся на сайт, посвященный автомобилю «Мерседес», любовно сделанный каким-то поклонником этой машины. Там главное меню состоит из четырех пунктов. Пункт первый – «Мерседес», второй (внимание!) – «Мерседес 600», третий – «Чехлы и фары», четвертый – «Аксессуары». Так нельзя! Это однопорядковый перечень разнопорядковых величин. Не менее странным выглядит появление в меню музейного сайта пункта «Музей» – а все остальное тогда что?

Или другой пример. Например, я знаю, что в таком-то музее должна открыться интересующая меня выставка. Но не помню точно, когда. Горя желанием узнать, открылась она или нет, захожу на музейный сайт. Три первых пункта меню, которые я вижу: «Новости», «Информация» и «Посетителю». Помните витязя на распутье?

Нельзя забывать и о словах, которые уже «заняты». То есть необходимо разбираться в терминологии, принятой в Интернете. Вот, скажем, сайт, посвященный Любови Орловой. В меню есть пункт «Награды». Все привыкли, что в Интернете под этим понимают награды, полученные сайтом. И пока в этот пункт не кликнешь, в жизни не догадаешься, что авторы сайта имели ввиду совсем другое: в разделе речь идет о правительственных наградах актрисы. Точно так же заняты слова «авторы», «ссылки» и некоторые другие. Если разработчик сайта о декабристах впишет в меню пункт «Ссылки», имея в виду места их заключения в Сибири, нет надежды, что кто-нибудь из посетителей разгадает его замысел.

После беседы с Алексеем Валентиновичем я пообещала себе, что уже никогда не назову свой сайт виртуальным музеем, хоть и звучит красиво – пусть такую ответственность берут на себя профессионалы. И вообще впредь постараюсь все вещи называть своими именами.

Дарья ЧАЛИКОВА


К началу ^

Свежий номер
Свежий номер
Предыдущий номер
Предыдущий номер
Выбрать из архива