Студенческий меридиан
Журнал для честолюбцев
Издается с мая 1924 года

Студенческий меридиан

Найти
Рубрики журнала
40 фактов alma mater vip-лекция абитура адреналин азбука для двоих актуально актуальный разговор акулы бизнеса акция анекдоты афиша беседа с ректором беседы о поэзии благотворительность боди-арт братья по разуму версия вечно молодая античность взгляд в будущее вопрос на засыпку вузы online галерея главная тема год молодежи год семьи гражданская смена гранты дата дебют девушка с обложки день влюбленных диалог поколений для контроля толпы добрые вести естественный отбор живая классика загадка остается загадкой закон о молодежи звезда звезды здоровье идеал инженер года инициатива интернет-бум инфо инфонаука история рока каникулы коллеги компакт-обзор конкурс конспекты контакты креатив криминальные истории ликбез литературная кухня личность личность в истории личный опыт любовь и муза любопытно мастер-класс место встречи многоликая россия мой учитель молодая семья молодая, да ранняя молодежный проект молодой, да ранний молодые, да ранние монолог музей на заметку на заметку абитуриенту на злобу дня нарочно не придумаешь научные сферы наш сериал: за кулисами разведки наша музыка наши публикации наши учителя новости онлайн новости рока новые альбомы новый год НТТМ-2012 обложка общество равных возможностей отстояли москву официально память педотряд перекличка фестивалей письма о главном поп-корнер портрет посвящение в студенты посмотри постер поступок поход в театр поэзия праздник практика практикум пресс-тур приключения проблема прогулки по москве проза профи психологический практикум публицистика путешествие рассказ рассказики резонанс репортаж рсм-фестиваль с наступающим! салон самоуправление сенсация след в жизни со всего света событие советы первокурснику содержание номера социум социум спешите учиться спорт стань лидером страна читателей страницы жизни стройотряд студотряд судьба театр художника техно традиции тропинка тропинка в прошлое тусовка увлечение уроки выживания фестос фильмоскоп фитнес фотокласс фоторепортаж хранители чарт-топпер что новенького? шаг в будущее экскурс экспедиция эксперимент экспо-наука 2003 экстрим электронная москва электронный мир юбилей юридическая консультация юридический практикум язык нашего единства
От редакции

Выпуском  журнала занимался коллектив журналистов, литераторов, художников, фотографов. Мы готовим рассказ о  коллегах и  об их ярких, заметных публикациях.

А сейчас назову тех, кто оформлял СтМ с 1990-х до 2013-го.

Главный художник Александр Архутик,
мастер компьютерного дизайна Алексей Колганов
и фотограф Игорь Яковлев.

Большая часть обложек и фоторепортажей – творческая работа Игоря Яковлева.

Надеюсь, что нам удастся представить Вам  увлекательную историю создания и деятельности  СтМ.

Юрий Ростовцев, гл. редактор
«Студенческого меридиана», журнала,
которому я с удовольствием служил
с 1977 по 2013 годы.

Наши партнеры










Номер 06, 2007

Евгений Герасимов: Витамин для души

Актерская профессия сама выбрала Евгения Герасимова – подростком он сыграл в эпизоде фильма «Они не пройдут», а после кинодебюта получил главную роль в картине Ю. Карасика «Человек, которого я люблю». Когда пришло время делать выбор, колебался: отдать предпочтение точным наукам или осваивать эфемерную науку актерского мастерства. И все-таки, окончив физико-математическую школу, направился прямиком в Театральное училище им. Б.В. Щукина на курс А. И. Борисова.

Евгений ГерасимовА вот к режиссуре пришел осознанно: поступил на Высшие курсы сценаристов и режиссеров, когда понял, что накопил достаточный для профессии жизненный опыт.

У народного артиста Российской Федерации, почетного кинематографиста России 60 киноролей. Одна из его режиссерских работ «Поездка в Висбаден» удостоена знака Папы Римского «За вклад в мировую культуру». Но, помня присказку любимой бабушки: «Топай, а не стой», Евгений Владимирович не останавливается – с началом третьего тысячелетия он кардинально сменил амплуа, став в 2001 году депутатом Московской городской Думы.

Сегодня Евгений Герасимов возглавляет комиссию МГД по культуре и массовым коммуникациям, состоит в комиссиях по социальной работе и трудовым отношениям, по городскому хозяйству, по организации работы Думы. Однако творчество по-прежнему занимает мысли и время народного избранника. В планах – большое кино. Правда, о нем Евгений Владимирович пока только мечтает. А реальную режиссерскую работу завершил совсем недавно. Выкраивал на съемки 8-серийного фильма ночные часы и депутатские каникулы.

В том, что этот человек работает много и не привык делать себе поблажки, я убедилась, оказавшись в его кабинете в Мосгордуме. Евгений Владимирович встретил меня на костылях. Очередная спортивная травма – а их у кандидата в мастера спорта по авторалли, обладателя черного пояса по каратэ, почетного президента Федерации тайского бокса и любителя верховой езды было немало – не повод расслабляться, считает он.

– Евгений Владимирович, чем обусловлена необходимость прихода из творчества в политику?

– Это не был резкий перелом в судьбе. Когда я стал художественным руководителем Третьего творческого объединения киностудии им. Горького, решать приходилось не одни только творческие вопросы, но и бытовые проблемы сотрудников. Помогал коллегам – актерам, кинематографистам. Будучи секретарем Союза кинематографистов, ходил просить за одного очень известного человека. Ему удалось помочь.

Тогда-то московский мэр Юрий Михайлович Лужков и тогдашний вице-мэр Валерий Павлинович Шанцев и предложили попробовать себя в политике. Нужен был человек, который бы занимался вопросами культуры и социальной сферы. Я согласился. Победил на выборах безо всякой помощи и поддержки. Люди в округе мне поверили. Это подтвердило и второе избрание – в 2005 году.

Меня так учили с детства: где ты на определенном этапе жизни оказываешься нужным – там и оставайся. Сейчас понимаю, что ни один из сериалов, в которых я не снялся, не сравнится с благодарностью людей, которым удалось помочь.

– Узнаваемость помогает вам в политической карьере?

– Узнаваемость может помешать только в одном случае – когда актера ассоциируют с персонажами, которых он сыграл. Мне повезло: все мои герои – положительные, вызывающие доверие люди.

– Актерские и режиссерские навыки пригодились в политике?

– Режиссура учит людей перед тем, как сказать: «Мотор!», увидеть и выстроить всю картину в целом. На киностудии им. Горького я руководил семью большими проектами, в каждом из которых было по две тысячи человек. Я должен был знать все о каждой секунде кадра, уметь просчитать бюджет и т.д. Одним словом, перед тем, как начать работать, точно представлял, каким будет результат. Так что умению просчитывать ситуацию на несколько шагов вперед и добиваться задуманного я обязан режиссерской профессии.

А что дала актерская?.. Говорят, у меня особая энергетика. Да, она, наверное, есть. Но главное – есть большое желание помогать людям. И делать все, за что берешься, на все 100 процентов. Я всегда так жил.

– Решению каких проблем в культурной сфере столицы вы способствовали на посту председателя Комиссии по культуре и массовым коммуникациям?

Евгений Герасимов– Когда только начинал заниматься политикой, считал, что такие-то проблемы можно решить максимум за год - два. Сейчас понял, что так не получается. Но постепенно справиться все-таки удается. Сейчас, например, решаем вопрос с бесплатным посещением театров и музеев школьниками, студентами, людьми старшего поколения.

Проблема в целом по стране с кинопоказом. К сожалению, государство ничего не предпринимает для возврата кинотеатров к демонстрации отечественных фильмов, а Москва – делает. Я участвовал в разработке закона о поддержке отечественного кинематографа.

Москва не позволила уничтожить репертуарные театры. Нашла для них дополнительные средства. Каждый год в столице открывается как минимум один новый театр. Появляются экспериментальные площадки.

Разработана целая программа обеспечения городских библиотек современным оборудованием.

Проблем в культурной сфере много. Но тот факт, что средства, выделяемые из бюджета на их решение, выросли с 4,5 до 24 миллиардов рублей, позволяет надеяться на лучшее.

– Как вам кажется, культура в молодежной среде страдает больше, чем во взрослой?

– Думаю, страдает не культура, а молодежь. Культура – это витамин для души. А любой авитаминоз приводит к серьезным заболеваниям. Духовный авитаминоз – причина алкоголизма, наркомании, асоциального поведения и прочих болезней души. У взрослых, которые в свое время получили культурную «прививку», есть иммунитет ко всем этим недугам. У молодых его часто просто нет...

– Что для вас было теми самыми «витаминами для души»? На каких книгах, фильмах, спектаклях вы формировались как личность?

– Личность формируют семья и время. Я родился в 1951 году – в послевоенную пору. Отец был фронтовик, инвалид – пришел с войны без ноги. Мама – романтичная натура, любительница кино, театра, книг. Родители жили на Смоленке и незадолго до моего рождения пошли в кинотеатр «Художественный». Не знаю, чего уж они там насмотрелись, но после этого сеанса родился я, восьмимесячным.

Детство было очень интересное: дворовые игры, секции, школьные КВНы. Тогда же полюбил театр Вахтангова – за юмор, за музыкальность. А фильм, который меня потряс в детстве, – «Летят журавли».

Книги читал разные. Помню, подарили мне семнадцать томов Голсуорси. Не успокоился, пока не прочитал все! Потом Конан Дойла – тоже всего изучил.

– Что сейчас читаете?

– Сейчас собираю литературу о периоде правления Ивана Грозного. Читаю о наших великих меценатах. Перечитываю Тургенева – он любимый писатель.

– Вы удостоились награды «За вклад в мировую культуру» за картину «Поездка в Висбаден» по мотивам тургеневских «Вешних вод» и аудиенции Папы Римского. Какой отпечаток оставила эта встреча?

– Это было соприкосновение с человеком огромной духовности. Встреча произвела сильное впечатление, особенно в совокупности с атмосферой Ватикана: фресками Микеланджело, Рафаэля, собором Святого Петра. Когда Папа махал рукой из своего окошка тысячам людей, стоящих на площади, они считали, что общаются с ним лично. Мне же удалось действительно побеседовать с понтификом около получаса. Он говорил о влиянии русской культуры, литературы на западный мир, о духовном богатстве России.

Для показа моего фильма в Риме на площади Венеции выстроили огромный экран, поставили скамейки для зрителей. Был поздний вечер. И вся огромная площадь заполнилась людьми. Русская речь звучала на весь город. Я был счастлив. Трудно ощутить больший восторг. Наверное, нечто подобное происходит в душе олимпийского чемпиона, когда играет гимн и поднимается российский флаг.

– Сопоставимы ли масштабы ваших достижений в творчестве и в политике?

– У нас в обязательной школьной программе была книга Островского «Как закалялась сталь». Там слова, которые все мы знаем наизусть: «Чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы». Что может быть точнее для любого человека?! В свое время я играл героев Островского. А недавно мне присудили награду его имени, но не за актерскую работу. Сложилась чудовищная ситуация – музей Островского «Преодоление» пытались выкинуть с Тверской. Удалось отстоять. Я и представить не мог, что когда-нибудь в жизни от меня понадобится помощь Островскому!

Мне кажется, я еще многого в творчестве не сделал. Да и в политике. Буду стараться.

– Вы воплотили месту – стали режиссером, когда накопился достаточный для этой профессии жизненный опыт. Получается, политика – это уже третий уровень профессионального роста. Как считаете, молодому человеку стоит идти в политику?

– Если хочет посвятить себя этому делу всерьез – конечно.

– Что для себя определяете как призвание: актерство, режиссуру или политику?

– Слава Богу, всегда делаю то, к чему лежит душа. Сегодня получаю удовольствие от политики.

Я фаталист, но фаталист, который удачи и неудачи адресует только себе – никому другому. Всегда есть возможность выбора в жизни. Михаил Александрович Ульянов когда-то мне, первокурснику, подписал юбилейный каталог Театра им. Вахтангова. Я остановил его в коридоре в предпраздничной суете. И он не прошел мимо. Посмотрел на меня и написал: «Желаю мужества, когда трудно». Потом я часто обращался к этой простой фразе. Испытаний у каждого из нас много. Надо верить в себя и работать.

– Есть роль в кино или театре, которая вас ждет?

– Хотелось бы надеяться.

– Как коллеги по актерскому цеху отнеслись к смене вами амплуа?

– По-разному. Цех наш сложный... Но я меньше всего думаю, кто как отнесется к тому или иному моему шагу. Делаю то, что считаю нужным.

– Расскажите, пожалуйста, о ваших учителях в творчестве и в политике.

– Главными моими учителями были мама и папа, их отношения, их умение уважать и любить друг друга. Помню каждого школьного учителя – всем благодарен. Учителями в профессии были великие вахтанговцы. Недавно провожал в последний путь Михаила Ульянова. Жалею, что не смог из-за травмы подойти к микрофону – на костылях неловко было... Первокурсником выходил на сцену театра Вахтангова в сцене с Гриценко и Ульяновым в спектакле «Человек с ружьем». У меня было всего два слова, но те ощущения, которые испытал, впервые произнеся их со сцены, помню до сих пор. Кстати, в Щукинское училище меня порекомендовал Рубен Симонов, посмотрев фильм «Человек, которого я люблю».

Я учился актерскому мастерству у своих партнеров: Георгия Жженова, Юрия Никулина, Михаила Пуговкина, Евгения Лебедева, Армена Джигарханяна. Сейчас тоже учусь у своих коллег – юристов, экономистов, политиков. У президента, у мэра.

– А в качестве преподавателя театрального вуза не пробовали себя?

– После окончания училища занимался со студентами – помогал готовить отрывки. Читал культурологические лекции от общества «Знание». Преподавать приглашают часто, но пока нет времени. Тем не менее профессорское звание имею – являюсь профессором Международной педагогической академии.

– Ваши пожелания читателям «Ст.М».

– Понять себя, найти свое место и следовать собственному предназначению.

Анастасия БЕЛЯКОВА


К началу ^

Свежий номер
Свежий номер
Предыдущий номер
Предыдущий номер
Выбрать из архива