Студенческий меридиан
Журнал для честолюбцев
Издается с мая 1924 года

Студенческий меридиан

Найти
Рубрики журнала
40 фактов alma mater vip-лекция абитура адреналин азбука для двоих актуально актуальный разговор акулы бизнеса акция анекдоты афиша беседа с ректором беседы о поэзии благотворительность боди-арт братья по разуму версия вечно молодая античность взгляд в будущее вопрос на засыпку встреча вузы online галерея главная тема год молодежи год семьи гражданская смена гранты дата дебют девушка с обложки день влюбленных диалог поколений для контроля толпы добрые вести естественный отбор живая классика загадка остается загадкой закон о молодежи звезда звезды здоровье идеал инженер года инициатива интернет-бум инфо инфонаука история рока каникулы коллеги компакт-обзор конкурс конспекты контакты креатив криминальные истории ликбез литературная кухня личность личность в истории личный опыт любовь и муза любопытно мастер-класс место встречи многоликая россия мой учитель молодая семья молодая, да ранняя молодежный проект молодой, да ранний молодые, да ранние монолог музей на заметку на заметку абитуриенту на злобу дня нарочно не придумаешь научные сферы наш сериал: за кулисами разведки наша музыка наши публикации наши учителя новости онлайн новости рока новые альбомы новый год НТТМ-2012 обложка общество равных возможностей отстояли москву официально память педотряд перекличка фестивалей письма о главном поп-корнер портрет посвящение в студенты посмотри постер поступок поход в театр поэзия праздник практика практикум пресс-тур приключения проблема прогулки по москве проза профи психологический практикум публицистика путешествие рассказ рассказики резонанс рсм-фестиваль с наступающим! салон самоуправление сенсация след в жизни со всего света событие советы первокурснику содержание номера социум социум спешите учиться спорт стань лидером страна читателей страницы жизни стройотряд студотряд судьба театр художника техно традиции тропинка тропинка в прошлое тусовка увлечение уроки выживания фестос фильмоскоп фитнес фотокласс фоторепортаж хранители чарт-топпер что новенького? шаг в будущее экскурс экспедиция эксперимент экспо-наука 2003 экстрим электронная москва электронный мир юбилей юридическая консультация юридический практикум язык нашего единства
От редакции

Выпуском  журнала занимался коллектив журналистов, литераторов, художников, фотографов. Мы готовим рассказ о  коллегах и  об их ярких, заметных публикациях.

А сейчас назову тех, кто оформлял СтМ с 1990-х до 2013-го.

Главный художник Александр Архутик,
мастер компьютерного дизайна Алексей Колганов
и фотограф Игорь Яковлев.

Большая часть обложек и фоторепортажей – творческая работа Игоря Яковлева.

Надеюсь, что нам удастся представить Вам  увлекательную историю создания и деятельности  СтМ.

Юрий Ростовцев, гл. редактор
«Студенческого меридиана», журнала,
которому я с удовольствием служил
с 1977 по 2013 годы.

Наши партнеры










Номер 09, 2007

Ночь в музее

Создателей фильма «Ночь в музее» вдохновил не иначе как Совет Европы, который в 2005 году предложил музеям в их профессиональный праздник 18 мая поработать до утра. Так международный День музеев превратился в международную Ночь музеев. Более двух тысяч европейских выставочных залов приняли участие в этой акции.

Когда нынешней весной в Государственный музей изобразительных искусств имени Пушкина привезли Амедео Модильяни, в будни ли, в выходные, утром или после обеда по периметру здания на Волхонке можно было наблюдать длиннющий хвост поклонников знаменитого итальянца. Поклонников тем более рьяных, что наслаждаться работами живописца в стенах отечественного музея им предстояло впервые.

Пикантными телами и удлиненными лицами модильяневских красоток москвичи насытились только к середине мая – с учетом того, что два дня в неделю музей работал до восьми часов вечера против обычных шести. Но 18 мая у стен пушкинского – опять хвост. Счастливчики в залах утомленно улыбаются в камеры: «В музее ночью интереснее». Про то, что вход бесплатный, – ни слова. Стесняются, что ли? Зря! Цена входного билета на нашумевшую выставку в обычный день для многих посетителей почти катастрофична. А тут – заходи и смотри в свое удовольствие.

Дары Востока

Не имея такого козыря на руках, как Модильяни, другие музеи, поддержавшие международную акцию, подготовили специальную культурную программу. Государственный музей А.С. Пушкина на Пречистенке пригласил к себе Академический камерный оркестр «Musica Viva» под руководством народного артиста России Александра Рудина и Московский государственный ансамбль солистов «Орфарион». Исторический музей провел познавательную как с научной, так и с практической точки зрения экскурсию об истории золота. В музее-панораме «Бородинская битва» на Поклонной горе можно было примерить мундир офицера русской армии 1812 года, прицелиться (но не выстрелить) из ружья той эпохи. Музей русской усадебной культуры «Кузьминки» и музей-заповедник «Царицыно» подготовили целые шоу – может быть, не совсем в духе русских усадебных традиций, но с немалым размахом.

Кто бы мог подумать, что музей Востока, где и в выходные дни немногочисленному посетителю тихо и просторно, соберет столько народу? Желающие подобраться ближе к экзотическим экспонатам выстраивались в очередь далеко вниз по Никитскому бульвару. Такого наплыва гостей старинный особняк, наверное, не видел даже во времена своего первого владельца, богача П.М. Лунина, и его знаменитых музыкально-вокальных вечеров. Посетители в этот раз хоть и жаловались на тесноту и духоту, но скоро покидать залы не собирались. В одном из них девушки из танцевальной школы-студии «Арабески» исполняли восточные танцы. Естественно, в национальных нарядах, которые особенно оценила мужская половина публики. Прелестницы едва окончили танец, как к ним потянулись группки молодых людей – знакомиться. Но танцовщицы, с истинно восточной скромностью стрельнув на прощание глазками, поспешили удалиться.

Восточные танцы сегодня в моде. Их танцуют всюду и каждый, однако порой даже непрофессионал может усомниться, не подсовывают ли ему под соусом национального колорита «осетрину второй свежести». Все, что можно было увидеть и попробовать в этот день в музее, было настоящим, без суррогатов и искусственных добавок.

Иероглиф на память

Например, в зале Ученого совета мастер Дмитрий Рябец предлагал утолить жажду чаем. Зал не мог вместить сразу всех жаждущих. Терпение вознаграждалось четвертью пластикового стаканчика душистого напитка. Его можно было раскушать, сидя на расшитой подушке, брошенной прямо на пол. Немного отдохнув, посетители подходили ближе к столику – понаблюдать за процессом заваривания чая, за неторопливыми, размеренными движениями мастера. Он был единственным, кто сохранял здесь степенность. Гул стоял, как на ярмарке. Видимо, посетители больше привыкли к шумному русскому застолью.

– По большому счету, так помалу и из пластика чай действительно не пьют, – подтвердил мою догадку Роман Беленикин, сотрудник выставочного отдела музея. – Но сейчас так много клубов, кафе и ресторанов, где вам предложат нечто, отдаленно напоминающее китайский чай, что хорошо, если люди узнают его подлинный вкус. Надеюсь, сегодняшнее посещение что-то изменит в их сознании, поможет им впредь быть более разборчивыми.

Неплохо бы и владельцам частных заведений обращаться к нам за консультацией. Мы ведь не только музей, но и научно-исследовательский институт – одно из немногих учреждений, которое плотно занимается Востоком. У нас высокий научный авторитет.

Жаль, что в последний момент нам не разрешили провести праздник до двух часов, как планировалось. Пришлось сжать программу мероприятий. Мы рассчитывали на молодежь, которая все равно ведет ночную жизнь, ходит по клубам. Так почему бы ей хотя бы одну ночь в году не провести культурно, в музее?

Я бросила взгляд в окно на Никитский бульвар. Там на лавочках шумела та самая молодежь. В музей, расположенный в двух шагах от традиционного места тусовки, она явно не собиралась. Да и среди посетителей – только половина юных лиц.

Слова Романа прозвучали тем горше, что сам он – один из молодых сотрудников. В музее работает четыре года. Конечно, только из-за любви к любимому делу, к Востоку.

– Когда знакомишься с девушками, – без шутки откровенничает Роман, – то признание, что работаешь в музее, не добавляет популярности. Иногда говоришь о себе «музеолог», а тебя не понимают, думают, что-то с музыкой связанное.

Если молодых людей интересовали восточные танцы, то девушки толпились вокруг китаиста Константина Агеева. Он давал сеанс китайской каллиграфии, выводил иероглифом на листочке названное имя и дарил его обладательнице.

Галерея «Sam Art» в одном из залов развернула восточный базар: ковры, шелк, керамика, украшения, платки. Правда, в отличие от настоящих базаров, с посетителями здесь, хитро прищурив глаз, не торговались. Да они и не просили «чуток цену сбавить».

Сразу перейти от Востока базарного к Востоку академическому оказалось не так-то просто. К витринам подходили слишком близко, разговаривали чуть громче. Несколько раз смотрительница зала приподнималась со стула, чтобы сделать замечание. Но потом только с улыбкой рукой махнула: «Чего уж, когда в самом музее такое творится!»

Бегемот отдыхает

К такому в музее-квартире Михаила Булгакова давно привыкли – можно сказать, это его визитная карточка. Сюда и вне всяких праздников зазывали полуночных гостей. Такой уж неправильный музей. Разве что господин Коровьев по случаю 18 мая надел парадный клетчатый костюм. Ночью он поведет бесплатную экскурсию по булгаковской Москве. Укажет точное место, где Аннушка разлила масло, изобразит, как покатилась голова Берлиоза, покажет один особняк, где жила (вернее, могла бы жить Маргарита), второй, третий, свернет в Мансуровский переулок, к домику Мастера, заставит заглянуть в знаменитое окошко подвала. Хотите – верьте, что герои жили в указанных местах, хотите – нет. Чего еще ожидать, когда экскурсовод – Коровьев?

В самой квартире в одном из залов притушен свет, горят свечи. В другом – постоянная экспозиция. Правда, постоянной ее можно назвать лишь условно.

– Музей у нас ненормальный. Таким и должен быть музей Булгакова. Если бы он стал нормальным, его следовало бы закрыть. Вот вещи часто исчезают, – подливает мистики вездесущий Коровьев (в этом он мастак), – хочешь посетителям показать какой-нибудь предмет, а его и след простыл.

О том, что это «проделки» самих сотрудников, экскурсовод предпочитает умалчивать.

– Мы сегодня приняли сотни звонков. Люди спрашивали, как музей работает, – бросает обрывки фраз «герой» булгаковского романа. – Бегемот чувствует себя препаршиво. Достали посетители, достали журналисты, все спрашивают, где он. Спрятался ото всех, отдыхает.

Здоровенного черного музейного кота и впрямь нигде не видно. Неужели на этот раз Коровьев сказал правду? Что-то на него непохоже!

Возвращаясь по Спиридоновке домой, я приметила стайку молодых людей, устремившихся во дворик музея А.Н. Толстого. Сверилась с программкой «Ночи музеев» – мемориального дома-музея писателя там не было. Но ребята шли так уверенно, что я последовала за ними. Как и ожидалось, на двери висел огромный замок, за ней – безжизненная тишина. Пришедшие явно расстроились: «Мы уже в двух музеях были, думали, и этот сегодня допоздна открыт». Я подарила им программку – не жалко, раз они решили так здорово провести этот вечер.

Дарья ЧАЛИКОВА


К началу ^

Свежий номер
Свежий номер
Предыдущий номер
Предыдущий номер
Выбрать из архива