Студенческий меридиан
Журнал для честолюбцев
Издается с мая 1924 года

Студенческий меридиан

Найти
Рубрики журнала
40 фактов vip-лекция абитура адреналин азбука для двоих актуально актуальный разговор акулы бизнеса акция анекдоты афиша беседа с ректором беседы о поэзии благотворительность боди-арт братья по разуму версия вечно молодая античность взгляд в будущее вопрос на засыпку встреча вузы online галерея главная тема год молодежи год семьи гражданская смена гранты дата дебют девушка с обложки день влюбленных диалог поколений для контроля толпы добрые вести естественный отбор живая классика загадка остается загадкой закон о молодежи звезда звезды здоровье идеал инженер года инициатива интернет-бум инфо инфонаука история рока каникулы коллеги компакт-обзор конкурс конспекты контакты креатив криминальные истории ликбез литературная кухня личность личность в истории личный опыт любовь и муза любопытно мастер-класс место встречи многоликая россия мой учитель молодая семья молодая, да ранняя молодежный проект молодой, да ранний молодые, да ранние монолог музей на заметку на заметку абитуриенту на злобу дня нарочно не придумаешь научные сферы наш сериал: за кулисами разведки наша музыка наши публикации наши учителя новости онлайн новости рока новые альбомы новый год НТТМ-2012 обложка общество равных возможностей отстояли москву официально память педотряд перекличка фестивалей письма о главном поп-корнер портрет посвящение в студенты посмотри постер поступок поход в театр поэзия праздник практика практикум пресс-тур приключения проблема прогулки по москве проза профи психологический практикум публицистика путешествие рассказ рассказики резонанс репортаж рсм-фестиваль с наступающим! салон самоуправление сенсация след в жизни со всего света событие советы первокурснику содержание номера социум социум спешите учиться спорт стань лидером страна читателей страницы жизни стройотряд студотряд судьба театр художника техно традиции тропинка тропинка в прошлое тусовка увлечение уроки выживания фестос фильмоскоп фитнес фотокласс фоторепортаж хранители чарт-топпер что новенького? шаг в будущее экскурс экспедиция эксперимент экспо-наука 2003 экстрим электронная москва электронный мир юбилей юридическая консультация юридический практикум язык нашего единства
От редакции

Выпуском  журнала занимался коллектив журналистов, литераторов, художников, фотографов. Мы готовим рассказ о  коллегах и  об их ярких, заметных публикациях.

А сейчас назову тех, кто оформлял СтМ с 1990-х до 2013-го.

Главный художник Александр Архутик,
мастер компьютерного дизайна Алексей Колганов
и фотограф Игорь Яковлев.

Большая часть обложек и фоторепортажей – творческая работа Игоря Яковлева.

Надеюсь, что нам удастся представить Вам  увлекательную историю создания и деятельности  СтМ.

Юрий Ростовцев, гл. редактор
«Студенческого меридиана», журнала,
которому я с удовольствием служил
с 1977 по 2013 годы.

Наши партнеры










Номер 11, 2007

Виктор Садовничий: Учебный год – с «той» ноги

Никто так не радуется празднику 1 сентября, как первокурсник, особенно если он первокурсник главного вуза страны – Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова. И если «старички» предпочли субботним первосентябрьским утром отлежаться в постельках, справедливо рассудив, что ранних побудок за год еще хватит, то новоиспеченные студенты МГУ смело отправились на первую в своей жизни лекцию.

Ее, по эмгэушной традиции, читает ректор Виктор Антонович Садовничий. Не услышать – все равно, что все последующее учебные годы вставать не с той ноги. Неудивительно, что все места в актовом зале, где выступал ректор, были заполнены еще задолго до начала лекции. Опоздавшие толпились в холле и аудиториях – там были установлены экраны с прямым включением из актового зала. Самые невезучие могли увидеть, как это было, по трансляции в Интернете.

Фрагменты лекции академика РАН, ректора МГУ Виктора Садовничего, традиционно прочитанной студентам в первый день нового учебного года

По проекту Михайло Ломоносова

Виктор Антонович начал свое выступление с краткой истории возникновения первых научных школ в Древней Греции и плавно довел повествование до образования МГУ, напомнив слушателям и о «предуниверситетах»: Андреевской школе и Славяно-греко-латинской академии, студентом которой был Михайло Ломоносов. На этом событии лектор остановился подробно.

– В 1755 году по проекту Михайло Васильевича Ломоносова, при поддержке выдающегося человека, образованнейшего графа Шувалова, императрица Елизавета, дочь Петра Великого, подписала указ о создании Московского университета. Первым его зданием был «Аптекарский дом» на Красной площади. Там прежде хранилась царская казна. Императрица приказала за одну ночь освободить знание для занятий. Сейчас на этом месте находится Исторический музей. Вы можете найти на его стене памятную табличку, в которой говорится, что первое здание Московского университета находилось именно здесь.

На большом экране в актовом зале, в фойе и аудиториях появились кадры из первого (1913 г.) фильма об истории Московского университета. Первокурсники увидели празднование дня рождения матери графа Шувалова – Татьяны. Шувалов только что вернулся от императрицы с указом о создании университета. Вот почему Татьянин день считается днем рождения МГУ.

– Это было большое событие, – продолжил лекцию Виктор Антонович. –Пушкин сказал о Ломоносове, что тот создал первый университет и сам был первым университетом. Это еще и ответ на вопрос: «какой университет был первым». Пушкин знал, о чем говорит. Великий поэт любил Ломоносова, считал его выдающимся ученым и много сделал для поддержания его значения.

Ломоносов открыл много законов, был первоклассным естествоиспытателем, широким ученым: писал труды об истории России, многое сделал для поднятия статуса русского языка. В 1748 году он опубликовал первый научный труд в России по риторике, в котором учил читателей возражать, доказывать, отстаивать свои утверждения. В то время научным языком была латынь, а русский – разговорным. Вы только представьте: у огромной страны не было своего научного языка! Поэтому руководство академии, членом которой был Ломоносов, посчитало, что риторика должна быть издана на латыни с приложением русского перевода. Но Ломоносов ослушался и издал свой труд полностью на русском.

Вскоре после издания риторики, в 1755 году, Ломоносов пишет первую российскую грамматику. Издав ее, ученый опередил время. В предисловии к этому труду мы находим: «Карл V, римский император, говаривал, что ишпанским языком с Богом, французским с друзьями, немецким с неприятелем, италиянским – с женским полом говорить прилично. Но если бы он российскому языку был искусен, то конечно, к тому присовокупил бы, что на нем со всеми оными говорить пристойно, ибо нашел бы в нем великолепие испанского, живость французского, крепость немецкого, нежность италиянского и сверх того богатство и сильную в изображении краткость греческого и латинского языка». Это настоящий гимн русскому языку. Практически с этого момента в России он стал языком общения науки.

Основатель МГУ смело ввел в обращение ряд терминов, необходимых для понимания лекций: воздушный насос, земная ось, удельный вес, кислота, негашеная известь и многие другие, которые сейчас нам кажутся незаменимыми.

Плеяды

Виктор Антонович напомнил студентам и еще об одной стороне таланта великого ученого. До Ломоносова единственным общеупотребительным был силлабический (равносложный) принцип стихосложения, так называемый силлабический стих. Реформа Ломоносова заложила основу русского силлабо-тонического стихосложения.

Ректор отметил, что Московский университет «стал родным домом для выдающейся плеяды русских поэтов»: Грибоедова, Лермонтова, Тютчева, Фета, Андрея Белого, который был сыном декана математического факультета МГУ, Пастернака, Тургенева, Чехова, Островского.

– Тем самым Ломоносов, – подчеркнул академик Садовничий, – основал не только университет, но и сильную гуманитарную школу.

Во второй части выступлении ректор по традиции рассказал о знаменитых ученых, которые работали в университете недавно и были учителями многих сегодняшних профессоров и академиков. В прошлом году на первосентябрьской лекции В.А. Садовничий подробно говорил об академике Андрее Колмогорове – выдающемся математике, ученом, широко образованном человеке, известном и своими трудами по стихосложению, а также – о не менее выдающемся математике, академике Андрее Тихонове, создателе факультета математики и кибернетики МГУ, тонком знатоке живописи и коллекционере.

О трех выдающихся

В этом году первокурсники узнали о трех других талантливых профессорах Московского госуниверситета.

– Дважды Герой Социалистического Труда, академик, профессор МГУ Николай Николаевич Боголюбов родился в семье священника, – продолжил лекцию Виктор Антонович. – Мальчик с детства проявил необычайный талант к науке. В раннем возрасте отец стал учить его иностранным языкам. Он изучил сначала французский, немецкий, затем английский, а потом и другие языки. Отец, понимая ученость мальчика, привозил ему книги по математике и физике из университета. Боголюбов жадно их прочитывал и уже в 13 лет полностью овладел университетским курсом. Тогда отец привел сына в университет. Представьте, мальчик оказался в среде взрослых людей. Ему было не избежать насмешек, которые, правда, быстро прекратились – в его новом окружении сразу осознали, что Николай обладает куда большими знаниями, чем другие студенты.

На одном из семинаров академик Крылов обращает внимание на талантливого мальчика и начинает с ним заниматься. Вместе они приступают к изучению тогда новой нелинейной механики.

Чтобы вы имели представление об этой области, поясню... В то время механика считалась линейной. Однако все процессы в мире происходят нелинейно. Они развиваются сложным образом. Вспомните полет самолета, ракеты... Научные подходы Крылова и Боголюбова опережали тогдашнюю науку на столетие. Яркий пример – американские ученые переводили статьи учителя и ученика и внимательно изучали эти труды.

Закончив этот раздел науки, Николай Николаевич приступил к работе в новом направлении – занялся проблемами сверхтекучести гелия и сверхпроводимости метана при низких температурах. Его достижения в этой области стали выдающимся вкладом в науку.

В то время физическая наука развивалась очень быстрыми темпами. Ученые все глубже заглядывали в глубь материи. Они понимали, что будущее за теми открытиями, которые будут связаны с изучением атома, его строением, с процессами, связанными с элементарными частицами. Возникла квантовая теория поля – это был новый этап развития квантовой механики.

Боголюбов читает лекции, делает доклады на международных конференциях, на одной из которых встречается с отцом американской атомной бомбы Робертом Оппенгеймером. Боголюбов считается одним из самых выдающихся физиков того времени. Но главное его открытие было еще впереди. Он берется за решение самой фундаментальной задачи – что такое кварк? – и быстро приходит к выводу, что этим элементарным частицам нужно приписать еще одно свойство, названное «светом». Так Боголюбов обосновал существование кварка.

Его кафедра сразу стала самой знаменитой в университете. Прекрасный учитель, он очень любил своих учеников – они часто бывали у него в гостях. Николай Николаевич назначается сначала заведующим лабораторией теоретической физики Объединенного института ядерных исследований в Дубне, а затем и его директором.

Мне выпала редкая удача жить с ним в одном подъезде на смежных этажах. Мы часто гуляли вместе, разговаривали. Могу вас заверить – это абсолютно неординарный человек, которые рождаются для науки раз в столетие.

Ректор рассказал и об еще одном знаменитом математике – академике, Герое Социалистического Труда Льве Семеновиче Понтрягине:

– Лев Семенович родился в обычной московской семье. Рос веселым мальчиком. Но в тринадцать лет произошла трагедия. На глазах у мамы взорвался примус, который Понтрягин взялся починить. В результате – полная потеря зрения. Можете себе представить, как можно заниматься математикой, писать формулы, рисовать чертежи... и при этом ничего не видеть! Понтрягину пришлось многое пережить. Он проявил титанические усилия, чтобы не потеряться в мире, чтобы стать тем, кем он стал.

Вот как Понтрягин описывает свою жизнь: «Сама посадка на трамвай была непростой. Я стоял на остановке и ждал, когда трамвай приблизится ко мне. Когда он останавливался, я бросался с тротуара к трамваю, целясь попасть позади передней площадки, через которую я входил. И затем бежал вдоль трамвая до передней площадки, чтобы влезть в нее. Были случаи, когда я запаздывал, а трамвай начинал двигаться. Иногда мне удавалось его догнать. А были случаи, когда это не удавалось, и приходилось быстро отскакивать, чтобы не оказаться под прицепом». Иногда машинист объявлял, что трамвай дальше не идет. Для мальчика это означало, что он оказался в совершенно незнакомом месте. Ему приходить просить прохожих помочь ему найти дорогу.

Понтрягин поступает на механико-математический факультет и сразу оказывается в школе выдающегося ученого академика Александрова, где осваивает алгебраическую топологию – самую сложную область высшей математики, которая только существовала. Параллельно он занимается у Колмогорова. Открывает знаменитый закон двойственности, названный его именем... Если мы откроем любую энциклопедию, любой математический словарь на букву «П» и найдем там фамилию Понтрягин, то обнаружим немало терминов, названных его именем.

Вообще ученый становится классиком, если в науке есть хоть одно понятие, названное его именем. Это уже успех, а у Понтрягина таких понятий – десятки. Теперь вы можете представить, каких высоких результатов он добился в топологии.

В середине 60-х Лев Семенович начал заниматься абсолютно новой областью – теорией оптимального управления. Представьте... Для достижения той или иной цели мы выбираем определенный критерий. Например, стоимость, если нужно достичь цели с наименьшей стоимостью. Или скорость – достичь с наименьшей скоростью. Могут быть и другие критерии динамической задачи. Возникает вопрос: как выбрать ту оптимальную траекторию, тот оптимальный процесс, совершив который, мы достигнем поставленной цели. Это и есть задача оптимального управления. Принцип максимума Понтрягина позволяет применять рекомендации для управления абсолютно любыми процессами.

Лев Семенович был выдающимся педагогом. Я ходил на его лекции. Он входил в аудиторию с помощником, но как только начинал читать, аудитория замирала – происходило чудо. Он создавал новый курс по дифференциальным уравнениям. Очень любил работать с аспирантами. Когда я был молодым ассистентом, мне было поручено принимать аспирантские экзамены в группе со Львом Семеновичем. С ужасом наблюдал, он «допрашивал»: заставлял экзаменуемого доходить в любой теме до самой глубины. В конце экзамена я думал, что все – человек получил «двойку». Но Лев Семенович судил по-другому. Он оценивал, как аспирант умеет выходить из трудных ситуаций. Ему было не важно, что тот не ответил ни на один вопрос. Он ставил «пятерку», если видел, что перед ним – мыслящий математик, человек, умеющий рассуждать.

Понтрягин много работал и со школьниками, создавал олимпиады, где обращал внимание на талантливых детей. Среди его тогдашних учеников – немало будущих академиков.

Преодолев столько трудностей на своем пути, мальчик из обычный семьи сделал все, чтобы стать общепризнанным математиком.

Свой исторический рассказ глава МГУ закончил именем профессора, академика Николая Николаевича Семенова, дважды Героя Социалистического Труда, единственного в нашей стране химика – лауреата Нобелевской премии.

Виктор Антонович описал любопытный эпизод из жизни ученого:

– Молодые Семенов и Капица пришли к Борису Кустодиеву и сказали: «Вы рисуете известных людей. Нарисуйте нас. Мы сами скоро будем известными людьми». Кустодиев посмеялся, но портрет двух самоуверенных молодых людей нарисовал. Никто тогда не думал, что художник запечатлеет двух будущих Нобелевских лауреатов.

Семенов заведовал Лабораторией электронной химии в Ленинградском Физико-техническом институте. Проводя опыты по измерению интенсивности свечения паров фосфора при их окислении кислородом, сотрудники Лаборатории столкнулись с неожиданным явлением. При небольшом давлении кислорода реакция не шла, но стоило давлению чуть превысить определенное значение, начиналось интенсивное окисление с испусканием света, что противоречило тогдашней теории о том, что скорость реакции должна пропорционально увеличиваться с увеличением концентрации.

Семенов приходит к гениальной догадке: в данной реакции появляются частицы, которые порождают новые активные частицы... Это цепная реакция. Ученые скептически отнеслись к результатам опытов Семенова. Но тому удалось обосновать свое открытие, опровергнув теорию линейности химических реакций. Кроме прикладного, открытие советского ученого имело еще и огромный философский смысл – Семенов доказал, что все в этом мире развивается по принципу цепной реакции.

Он был одним из главных специалистов в советском атомном проекте, но, как никто, понимал и опасность ядерной войны. Предугадав, к какому злу может привести гонка вооружений, Николай Николаевич становится ведущим деятелем международного движения ученых за мир.

В музее МГУ хранится уникальный Нобелевский диплом Семенова (у каждого лауреата он особенный) за открытие цепных реакций.

Заглядывая в завтра

Закончив исторический экскурс, Виктор Садовничий перешел к важным событиям в современной жизни МГУ – завершению строительства нового Медицинского центра МГУ и открытию нового учебного корпуса рядом с фундаментальной библиотекой.

Под гром аплодисментов ректор заверил студентов, что оснащенный по последнему слову Медицинский комплекс университета станет крупным научным центром. Еще большее воодушевление вызвало у первокурсников описание Учебного корпуса, в котором помимо новых просторных аудиторий, библиотеки, рассчитанной на 700 тысяч томов, есть тренажерный зал, зал борьбы, несколько буфетов, столовая, кафе и даже подземная автостоянка для 650 авто. Громче всех радовались историки, философы и управленцы – именно их факультеты вскоре будут праздновать новоселье.

Подготовила Дарья ЧАЛИКОВА


К началу ^

Свежий номер
Свежий номер
Предыдущий номер
Предыдущий номер
Выбрать из архива