Студенческий меридиан
Журнал для честолюбцев
Издается с мая 1924 года

Студенческий меридиан

Найти
Рубрики журнала
40 фактов alma mater vip-лекция абитура адреналин азбука для двоих актуально актуальный разговор акулы бизнеса акция анекдоты афиша беседа с ректором беседы о поэзии благотворительность боди-арт братья по разуму версия вечно молодая античность взгляд в будущее вопрос на засыпку встреча вузы online галерея главная тема год молодежи год семьи гражданская смена гранты дата дебют девушка с обложки день влюбленных диалог поколений для контроля толпы добрые вести естественный отбор живая классика загадка остается загадкой закон о молодежи звезда звезды здоровье идеал инженер года инициатива интернет-бум инфо инфонаука история рока каникулы коллеги компакт-обзор конкурс конспекты контакты креатив криминальные истории ликбез литературная кухня личность личность в истории личный опыт любовь и муза любопытно мастер-класс место встречи многоликая россия мой учитель молодая семья молодая, да ранняя молодежный проект молодой, да ранний молодые, да ранние монолог музей на заметку на заметку абитуриенту на злобу дня нарочно не придумаешь научные сферы наш сериал: за кулисами разведки наша музыка наши публикации наши учителя новости онлайн новости рока новые альбомы новый год НТТМ-2012 обложка общество равных возможностей отстояли москву официально память педотряд перекличка фестивалей письма о главном поп-корнер портрет посвящение в студенты посмотри постер поступок поход в театр поэзия праздник практика практикум пресс-тур приключения проблема прогулки по москве проза профи психологический практикум публицистика путешествие рассказ рассказики резонанс рсм-фестиваль с наступающим! салон самоуправление сенсация след в жизни со всего света событие советы первокурснику содержание номера социум социум спешите учиться спорт стань лидером страна читателей страницы жизни стройотряд студотряд судьба театр художника техно традиции тропинка тропинка в прошлое тусовка увлечение уроки выживания фестос фильмоскоп фитнес фотокласс фоторепортаж хранители чарт-топпер что новенького? шаг в будущее экскурс экспедиция эксперимент экспо-наука 2003 экстрим электронная москва электронный мир юбилей юридическая консультация юридический практикум язык нашего единства
От редакции

Выпуском  журнала занимался коллектив журналистов, литераторов, художников, фотографов. Мы готовим рассказ о  коллегах и  об их ярких, заметных публикациях.

А сейчас назову тех, кто оформлял СтМ с 1990-х до 2013-го.

Главный художник Александр Архутик,
мастер компьютерного дизайна Алексей Колганов
и фотограф Игорь Яковлев.

Большая часть обложек и фоторепортажей – творческая работа Игоря Яковлева.

Надеюсь, что нам удастся представить Вам  увлекательную историю создания и деятельности  СтМ.

Юрий Ростовцев, гл. редактор
«Студенческого меридиана», журнала,
которому я с удовольствием служил
с 1977 по 2013 годы.

Наши партнеры










Номер 01, 2008

ИСТОЧНИК СВЕТА

Белое море, крики чаек, соленый ветер. На качающейся палубе идущего по волнам баркаса не протолкнуться – мало кто остался в душном трюме, все хотят скорее увидеть ЭТО. Впереди по курсу вырастает из вод густой зеленью леса Большой Соловецкий остров. Взгляды скользят по его волнистым очертаниям, задерживаясь на изгибах береговой линии, на редких постройках. Но в какой-то момент все они фокусируются на одном. Сперва это словно далекий источник теплого белого света. Постепенно вырисовываются светло-серые крепостные стены, башенки, а за ними – белоснежные стены храмов Свято-Преображенского Соловецкого монастыря. По мере приближения теплого света становится все больше. Щелканье фотоаппаратов, восхищенные возгласы туристов, тихие молитвы паломников.

Среди пассажиров выделяется шумная компания молодых людей. Поначалу их можно принять за туристов – по большим рюкзакам и соответствующей одежде. Но, если приглядеться, они улыбаются, словно встретили старого доброго друга, которого долго ждали, и вот он появился. Они не первый год проводят лето на острове, их руками восстанавливается и поддерживается источник теплого белого света. Это бойцы Соловецкого реставрационного отряда.

А начинали физики

Ровно сорок лет назад, в 1967 году, по инициативе комитета комсомола МГУ им. М.В. Ломоносова на физфаке университета был создан первый экспериментальный студенческий отряд для проведения реставрационно-строительных работ на Соловецких островах. Эксперимент оправдал себя – до сих пор отряд, уже проделавший колоссальную работу, не прекращает свою деятельность. В его рядах успели получить уникальные рабочие навыки и бесценный жизненный опыт более тысячи ребят.

В советское время будущим стройотрядовцам специально читали лекции по истории и архитектуре, устраивали семинары, которые вели профессиональные реставраторы, на базе Новоспасского монастыря и Крутицкого подворья Москвы. Каменщики, плотники, отделочники – профессии, которыми мог овладеть способный «боец».

1991 год – пик перестройки. ВССО (всесоюзный...) прекращает свою деятельность, в стране рушится уникальная система студенческих строительных отрядов. Но бойцы Соловецкого продолжали работать благодаря поддержке кооператива «Палата» и его руководителя – архитектора Владимира Васильевича Сошина, человека уникального, посвятившего более 30 лет жизни исследованию и восстановлению Соловецкого монастыря, каменщика, плотника, слесаря, кузнеца высших разрядов... «Он умеет все», – так о нем говорят коллеги.

Сейчас новичкам не читают лекций, но по-прежнему бойцы показывают себя работниками умелыми. Потому что есть в отряде люди, которые не представляют себе жизнь без хотя бы одного летнего месяца на Соловках. Это аксакалы движения, впервые приехавшие на остров 5, 10, а то и 40 лет назад. Они и задают высокий уровень профессионализма, передавая навыки новому поколению.

Из чисто физфаковского стройотряд давно превратился в общеуниверситетский, даже всероссийский. Студенты МАРХИ, ГИТИСа, Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета за последние пятнадцать лет стали здесь своими. Впрочем, путь в отряд открыт для всех. Но на этом пути нужно преодолеть серьезное испытание – собеседование с глазу на глаз со старожилами отряда. И тогда впереди ждет месяц, который не забудешь никогда.

Утро дежурной казни

Дежурных назначают парами «парень - девушка». Парень встает раньше всех – в 5:30. Правда, ответственный человек может поваляться на койке еще с полчасика, так как дров нарубил, канны помыл и все для приготовления завтрака сделал еще вечером. Но все равно вставать тяжело. Однако, решительно стряхнув сон и сбросив ноги с кровати на холодный пол, идешь умываться, пытаясь даже в мыслях (из джентльменских, да и просто из гуманных соображений) не будить напарницу.

Весь отряд живет в двухэтажном деревянном доме, в пяти минутах ходьбы от монастыря, по четыре-пять человек в «скиту» – комнате по здешней стройотрядовской терминологии. Парни – на первом этаже, девушки – на втором. Хозяйство отряда – огород, трапезная, турник, душ и умывальник с холодной водой, которая помогает окончательно взбодриться.

От умывальника – чудный вид на Соловецкий кремль, и, чистя зубы, любуешься: мощные валунные стены, покрытые легкой коричневатой позолотой восходящего солнца, все так же излучающие матово-белый свет стены храмов и дворовых построек, миниатюрные и четкие на чистом утреннем фоне неба деревянные маковки церквей. Спохватившись, бежишь в трапезную – одноэтажную постройку с большой печкой и просторным обеденным залом.

До 7.15 нужно успеть нарубить дров, растопить печку, приготовить в большом канне кашу – так, чтобы она была съедобной, в канне поменьше заварить чай, разбудить отряд и в конце концов накормить сорок едва проснувшихся личностей, у которых впереди долгий рабочий день. Теперь можно будить и напарницу. Скорее всего, выспавшаяся, бодрая и улыбчивая, она скажет: «Каша очень вкусная. Ну, ты поспи часок, а я пока посуду помою и овощи к обеду порежу... »

«Развод» по-соловецки

Ровно в 8.05 на полянке неподалеку от дома каждый будний день происходит «развод» на объекты. Бодрый и неутомимый командир отряда Юрий Шемуратов планирует, корректирует и распределяет задания. Звучит это специфически:

– Сегодня 5 августа, ясно и без осадков. Впереди нас ждет жаркий рабочий день. Так, на «филипинах» сегодня семеро. Нужен еще один. Жека, поможешь «филиппинцам».

– Давненько я «слонов» не раздавал, – посмеивается командир, заметив проспавшего завтрак и теперь спешащего на «развод», на бегу натягивающего рабочую куртку, с не завязанными на ботинках шнурками, взъерошенного и не успевшего умыться первогодка Петю. – Что-то крапива в огороде разрослась. Петь, что ты думаешь по этому поводу?

В казначействе у нас сегодня трое, – продолжает командир, делая пометки в записной книжке. – Яша, ты на подсобе в трапезной. Олег и Даня, сегодня будете туроведами, и не забывайте про девчонок в часовне. В Троицком все по-прежнему.

Хотя звучат необычно, названия объектов лелеют слух. Например, «филиппинами» называют Филипповскую пустынь – место, где в уединении, молитвах и размышлениях проводил время знаменитый святитель Филипп, игумен Соловецкий, а в последствии митрополит московский, живший и творивший во времена царствования Ивана Грозного. Казначейский корпус монастыря, Трапезная палата, Троицкий собор, Филипповская часовня – масштабы реставрационной работы велики, а время не ждет, и поэтому, не мешкая, каждый зная свое дело, расходятся на объекты.

Возвращение XVI века

Покрытая разноцветным лишайником и ржавым мхом, монастырь окружает грозная и неприступная стена с бойницами и боевыми башнями. Ее параметры поражают: высота – от 8 до 11 метров, толщина кладки – 6 метров в нижнем ярусе и 4 – в верхнем, боевые башни вместе с шатрами достигают 30 метров от земли. Все это сложено из необработанных валунов, вес которых до 7–8 тонн, а промежутки заполнены раствором и кирпичом.

– Основные реставрационные работы на Соловках выполнены именно нашим отрядом, – рассказывает командир Юра, с которым мы входим в монастырский кремль через Никольские ворота. – Вот, например, галерея и верхний боевой ход – один из объектов 2005 года. Мы зачищали кладку и красили швы. Теперь стена такая, какой была в шестнадцатом веке.

Минуя нынешнюю монастырскую трапезную, из которой доносится запах свежего хлеба и еще чего-то очень вкусного, проходим под аркой Рухлядной палаты.

– А вот Наместнический корпус, фасадные работы здесь продолжались несколько лет и завершились только в прошлом году. – Юра показывает на здание, которое, словно несколько дней назад побеленное и покрашенное, своим внешним видом резко контрастирует с расположенным рядом Казначейским корпусом, реставрационные работы над которым только начались.

В полдень у отряда обед. Хотя рацион небогат: три вида каши, макароны, тушенка да немножко овощей для супа, – часто дежурные удивляют замысловатостью блюд. Ведь в лесу полным-полно грибов и ягод, и всегда можно изловчиться и купить на выделенные завхозом деньги что-нибудь оригинальное и вкусное. В 13.05 еще один «развод», и до 16.30 снова вовсю кипит работа.

В почти полностью разрушенном Троицком соборе она даже не кипит, а звенит – железом об камень. Новички штробят, чистят и сортируют кирпичи, носят раствор и выносят мусор. Более опытные восстанавливают колонны храма. Инициатива новичков приветствуется, и "старики" часто доверяют им простые элементы кладки, постепенно усложняя задание. Работа идет под щелканье фотоаппаратов и говор, нередко иностранный, туристов, часто группами посещающих храм.

«...чудна и светла и превелика»

Жемчужиной Соловецкого кремля называют Трапезную палату музейные работники, а неизвестный автор XVII века выразил свои впечатления о ней всего в трех словах: «чудна и светла и превелика».

По своим размерам она превосходит все известные одностолпные монастырские трапезные XV–XVI веков. Ее площадь – 483 кв. метра, что всего на 13 кв. метров меньше площади всемирно известной одностолпной Грановитой палаты в Московском Кремле. Диаметр столпа, от которого исходят покатые своды, – около четырех метров.

По всему периметру палаты во всю высоту стен – строительные леса. На них, с ног до головы перепачканные брызгами раствора и побелки, штукатурят, обмазывают, белят и восстанавливают орнамент стен девушки – прекрасная половина отряда. Еще несколько колдуют над колонной, занимаясь очень тонкой работой – наращивают кирпич, из которого сложена колонна, специальным раствором, придавая ей тем самым исконный вид.

Иногда гулко раздается:

– Яша, ведерко раствора, пожалуйста!

– Один момент, – запыхавшись, Яша в это время тащит в другую сторону два полных ведра побелки. Не успевает донести ведра, как с противоположного конца трапезной доносится:

– Яша, подвинь туру немного.

Это от девчонок, которые работают прямо под самым сводом палаты, на высоте семи метров, на туре – сооружении из железных балок, похожем на строительные леса, но на колесах. Яша сегодня на «подсобе», а у девчонок аврал – нужно успеть сдать объект к главному празднику Соловецкого монастыря – Преображению Господню.

Здесь ждут самого Патриарха Московского и всея Руси Алексия Второго, и монахи очень надеются на отряд, поскольку хотят попотчевать Его Святейшество праздничным обедом в знаменитой и уже отреставрированной трапезной.

– Девушки в отличие от ребят, у которых есть разделение на бригады: каменщики и плотники, – становятся универсальными рабочими, – рассказывает «командующая» женской бригадой Юля – человек ответственный и жизнерадостный. – Конечно, не сразу, и все в конечном счете зависит от желания и способностей, но по прошествии энного количества сезонов разнообразие работ, которые может выполнять девчонка, гораздо шире, чем у парней. Это обстучка, закидка, обмазка, зачиканка, орнамент и еще много всего интересного, о чем лучше не услышать, а приехать сюда и научиться. Но нужно трезво оценивать свои силы – работа непростая, хотя и очень интересная. И веселая – соловецкая компания вообще не бывает грустной.

Обострение чувств

При той жизни – насыщенной и полной, которую ведут здесь студенты, все чувства удивительным образом обостряются. Совершенно по-другому начинаешь относиться к своим словам и поступкам, и словно видишь больше и точнее. То же происходит и по отношению, как ни странно, к еде. Обыкновенное печенье может показаться вкуснее самого изысканного пирожного, а глоток сладкого чая, когда валяешься на траве и во всем теле ощущаешь приятную усталость от работы, просто ни с чем нельзя сравнить. Но, как всегда, «перекус» заканчивается очень быстро. И до 19.00 с новыми силами – за работу.

Но вот все усталые и чумазые идут к ужину. По пути, если погода к тому располагает, можно искупаться в бодрящем и чистом Святом озере прямо за стенами Соловецкой обители, которое, словно огромное зеркало, отражает в себе монастырь, низкие и пушистые облака, высокое небо.

После ужина компаниями уходят на вечернюю прогулку к монастырю и морю или в лес за ягодами и грибами, а кто-то, взяв с собой гитару, в ближайшую живописную бухту. И вслед за сгущающимися сумерками вокруг дома, где живет отряд, сгущается та неповторимая стройотрядовская атмосфера, в которой никто не одинок и все из одной команды.

Можно все

Валяться в кровати целое воскресенье, отсыпаясь после рабочей недели, на Соловецком острове нелепо – здесь столько интересных мест. Поэтому, уложив с утра в рюкзаки сухие пайки, стройотрядовцы на целый день уходят по живописным дорогам в глубь острова.

Природа здесь удивительная: в прозрачных озерах отражаются густые лиственные и светлые сосновые рощи с мягким ковром пестрых мхов и серебристого ягеля; разноцветные и яркие на солнце болота; окрашенные лишайником в желто-красный огромные валуны, в беспорядке разбросанные вдоль дорог и тропинок; белые грибы прямо под ногами, густыми зарослями черника, ежевика, шикша... Чем ближе к берегу, тем явственней соленый запах моря.

Можно взять напрокат велосипед и прокатиться к самому северному поселению Соловецкого острова – Реболде. Там живут рыбаки и ловцы ламинарий – водорослей, целебные свойства которых используют в косметике. Из них же готовят вкусный мармелад –его можно купить в продуктовом магазине на острове. Вдоль единственной улицы Реболды, словно белье на просушку, развешены ламинарии рядом с перевернутыми верх дном баркасами.

В десяти километрах к востоку от монастыря соединен каменной дамбой с Соловецким остров Большая Муксалма. Дамба построена монахами в XIX веке из огромных валунов и до сих пор прекрасно сохранилась. Во времена процветания монастыря на Большой Муксалме братия разводила скот и занималась земледелием, построив хозяйственный двор и погреба.

Если двигаться в западном направлении вдоль берега, можно добраться до мыса Белужиго и, закатав штаны, перейти вброд во время отлива по прохладному Белому морю на маленький островок в нескольких сотнях метров от берега. Там океанологи построили наблюдательную вышку, на которую легко взобраться, чтобы окинуть взглядом эти удивительные просторы. И может быть, совсем недалеко от берега будет играть, плескаясь и блестя на солнце белоснежными спинами, приплывшая на свое излюбленное место стая белух, а вдалеке над горизонтом, поддавшись оптическому обману, можно разглядеть словно парящие далекие острова.

А можно, собрав веселую компанию и взяв напрокат на лодочной станции пару лодок, заскользить по лабиринтам водных каналов, которыми умелые и трудолюбивые монахи соединили множество Соловецких озер, и завершить путешествие пикником у костра на одном из бесчисленных островков.

И это далеко не все, чем заманивает воскресный день на острове. Выходных не хватает. Но именно поэтому каждый уникален, ярок и незабываем.

Осоловение

Так в шутку в отряде называют «болезнь», заразившись которой, вылечиться невозможно. Она проявляется в течение целого года, будоража душу светлыми воспоминаниями, и проходит лишь в тот момент, когда на горизонте вновь появляется Соловецкий остров. Эта болезнь передается и по наследству – дети многих стройотрядовских аксакалов – постоянные бойцы отряда.

Говорят, в истории Соловецкого монастыря как в капле воды отражается история России. Зарождение монастыря, становление, смуты, восстановление, жуткие времена СЛОНа (Соловецкий лагерь особого назначения), краткая, но героическая история Соловецкой школы юнг в годы Великой Отечественной... И вот новейшая история – возрождение.

...Лето заканчивается, и снова качающаяся палуба баркаса завалена рюкзаками. Но курс теперь – от острова, а взгляды по-прежнему обращены к нему. Монастырь прощается, отражаясь в бухте Благополучия, словно желая всем удачи. Скоро Соловецкий кремль опять превратится в далекий источник теплого белого света. И каждый невольно ощутит, что он за время, проведенное на острове, может быть, совсем немного, но преобразился. Монастырь ведь Преображенский...

Даниил ИЛЬЧЕНКО

Фото автора


К началу ^

Свежий номер
Свежий номер
Предыдущий номер
Предыдущий номер
Выбрать из архива